Опыт работы "Использование макросреды ДОУ в работе учителя-дефектолога"
учебно-методическое пособие

Мамедова Юлия Игоревна

Использование макросреды ДОУ в работе учителя-дефектолога (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makrosreda_dou_v_rabote_uchitelya.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование макросреды ДОУ в работе учителя-дефектолога.

Объект макросреды, используемый мною в коррекционно-развивающей работе – пространство от групп воспитанников до кабинета учителя-дефектолога. В данное пространство входят коридоры, лестничные пролёты, подоконники оконных проемов, двери, «Литературная гостиная», расположенная под лестницей, стены, пол.

Целью является: подготовка ребенка к коррекционно-развивающему воздействию на занятии через выполнение упражнений и заданий на пути следования от группы к кабинету в макросреде ДОУ; повышение интереса воспитанников к занятиям через нетрадиционные формы организации индивидуальных занятий.

Формы работы: организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в формате квест-игры, игры-путешествия; подготовительно-мотивационный этап традиционного индивидуального занятия.

Специфика работы для детей с разными категориями нарушений заключается:

- в дифференцированном подходе к подбору дидактического материала с учетом вида нарушения;

- в вариативности заданий  и способах его выполнения на одном и том же  оборудовании;

Объекты макросреды позволяет мне менять направление маршрута, определять количество остановок в зависимости от тематики занятия, поставленных задач, возрастных особенностях детей, темпа работы детей.

Каждая квест-игра или игра-путешествие начинаются с проблемной ситуации, которую дошкольники решают, выполняя задания квеста, перемещаясь от одной занимательной площадки-станции к другой. Оговариваются правила и поставленные задачи а, именно то, что ребенок будет не просто останавливаться на запланированных мною станциях, но и, выполняя задания получать ключи, которые будет складывать в рюкзак, и хранить до окончания игры. По окончании игры, задача ребенка, из собранных ключей подобрать подходящий ключ к почтовому ящику, в котором хранится самое главное – письменное задание, которое он будет выполнять в кабинете.

1.Одна из занимательных площадок– это пластиковое панно с крупными ячейками, вертикально закрепленное на перилах и лестничных ограждениях. Сетка предназначена для закрепления демонстрационного материала по лексической теме, иллюстрации прикрепляются к ней с помощью различных видов прищепок. Данное оборудование позволяет развивать речь, мыслительные операции, мелкую моторику, элементарные математические представления.

2. Станция «Загадки на оградке» (декоративный пластиковый заборчик с крючками) предназначена для расположения на ней предметных и математических карточек, цифр, букв.

3. Станция «Сенсорный калейдоскоп» представляет собой шпагат, натянутый на периллах, к которому прикреплены конверты с заданиями для закрепления сенсомоторных навыков. Например, «Сними оранжевый конверт с большим желтым треугольником и выполни задание в нем».

4. Станции-площадки «Волшебные мешочки» и «Волшебный куб», расположенные рядом – это мобильное оборудование, располагаемое на подоконнике оконного проема.На этой станции дошкольники выполняют задания, направленные на развитие тактильных ощущений и формирование мыслительных операций. Например, задание «Найди предмет на ощупь по описанию»

5. Элементами макросреды также являются плоскостные настенные изображения с персонажами из знакомых мультфильмов, расположенные на маршруте следования. Они создают ребенку положительный эмоциональный настрой на протяжении всего пути следования и указывают направление движения. Расположенный настенный рисунок используется для формирования навыков ориентации в пространстве. С помощью предметов, подобранных по изучаемой лексической теме, ребенок, используя пространственные предлоги, описывает положение рисунка по отношению к другим объектам.

7. Числовой ряд, расположенный на боковой стороне ступенек, позволяет закреплять порядковый счет, устный счет в прямом и обратном направлении, дифференцирование цифр, соотнесение цифр с количеством предметов, назывании чисел-соседей.

8. Стенды из пластиковых панелей с набором многоразовых наклеек, расположенных слева и справа относительно входной двери, предназначены для закрепления пространственных представлений,  как относительно самого ребенка, так и по отношению к предметам,  располагаемых на стенде (вверху справа, внизу слева, посередине, справа от…). Стенд используется с целью формирования  мыслительных операций и мелкой моторики. «Прикрепи ту наклейку,  на которой изображен не танк, не самолет, и не вертолет», «Найди и прикрепи наклейку по описанию», «Чередование наклеиваемых изображений» (Аудиально или по образцу).

9. Сенсомоторные напольные дорожки «Путаницы», являются мобильным оборудованием, которое способствуют развитию сенсорных представлений, общей и мелкой моторики, глазомера, формированию мыслительных операций. Например, «Проскачи на левой ноге по самой длинной дорожке, на правой ноге по самой короткой», «Прокати самую большую машинку по дорожке, которая короче, чем оранжевая».

10. Мягкие подушки-пуфы в «Литературной гостиной» используются для развития конструктивных навыков, элементарных математических и сенсорных представлений. «Выложи из подушек заданную цифру», «Выложи цифру, обозначающую, то количество предметов, которое находится на оранжевых полочках», «Поставь предмет на самую высокую башню», «Какой по счету предмет?».

11. В «Литературной гостиной» закреплен почтовый ящик, который является конечным объектом путешествия. Ребенок из ключей, полученных за выполненные задания, подбирает ключ, который откроет замок. Затем достает из почты лист с заданием, и отправляется для его выполнения в кабинет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ №110 Безруковой Е.С.: «Использование визуальной поддержки при обучении детей с расстройствами аутистического спектра»

Использование визуальной поддержки является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Вследствие серьезных нарушений  социального взаимодействия, социальной коммуникаци...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»

Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....

Опыт работы. Презентация: "Использование авторского многофункционального Панно-занавеса в работе учителя-дефектолога"

Современное дошкольное образование на сегодняшний день предлагает использовать информационно-коммуникативные технологии  для повышения мотивации и интереса к занятиям у воспитанников. Но, работая...