нейропсихология детского возраста
статья

Вакуленкова Марина Дмитриевна

Нейропсихология относится к ряду тех областей знания, которые изучают сложнейший, насчитывающий не одно десятиление вопрос о взаимодействии мозга и психики. Но и в настоящее время эта проблема продолжает вызывать теоретический и практический интерес у ученых разных областей знания. В тексте представлен основной теоретический материал для знакомства с предметом нейропсихологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya_detskogo_vozrasta.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Основные понятия нейропсихологии детского возраста.

Теоретические основы нейропсихологии детского возраста

Теоретическую основу детской нейропсихологии составляют три принципа, разработанные Л.С. Выготским и А.Р. Лурия: принцип социогенеза высших психических функций (ВПФ), принцип системного строения ВПФ, принцип динамической организации и локализации ВПФ. Луриевский принцип динамической локализации психических функций в онтогенезе означает изменение степени и характера участия различных структур мозга и особенностей их функционального объединения при осуществлении одного и того же вида когнитивной деятельности в различные возрастные периоды.

Терминологический аппарат детской нейропсихологии довольно широкий и неоднозначный у разных авторов. Осторожно следует использовать такие термины как «симптом» и «нарушение», так как нарушиться может уже сформированная функция или процесс, а, исследуя детей, мы анализируем тот или иной этап функциогенеза. Термин «дефицит», или «дефект психического функционирования», широко используется и может отражать как временную несформированность определенной психической функции, так и задержку общего или речевого развития, а в некоторых случаях являться проявлением перинатальной патологии мозга.

Термин «отклоняющееся развитие» понимается как часть детской популяции, пограничная между нормой и патологией, то есть «практически здоровые» дети, плохо адаптирующиеся в детском саду или школе, не справляющиеся с программой обучения. Другие авторы используют термины «атипичное развитие», «проблемные дети». Термин «иррегулярное психическое развитие» означает отклонение отнормы, неподчиненность определенному положению, порядку, неравномерность, возникающие в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и несвязанные с какой-либо патологией мозга или психики ребенка.

Многие авторы широко применяют термин «дизонтогенез», понимая под ним процесс, вызываемый пороками развития в период, когда морфологические системы детского организма еще не достигли зрелости.

По этиологии дизонтогенез может иметь разную природу:

  1. дизонтогенез биологической природы:

- хромосомные аберрации, наследственные заболевания мозга – стабильное патологическое состояние мозга;

-   внутриутробные поражения (краснуха, токсоплазмоз, сифилис у беременной) – резидуальное органическое состояние;

-   перинатальные нарушения (патологии родов), вызывающие частично обратимые резидуальные органические состояния;

-  повреждения развития (черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, прогрессирующая гидроцефалия);

-  сенсомоторная депривация (тугоухость, слабовидение, дефекты моторики);

2.  дизонтогенез социальной природы:

 - педагогическая запущенность (недостаточное внимание родителей к своевременному моторному и речевому развитию ребенка);

-   педагогические аберрации (преждевременное обучение ребенка письму, чтению или чрезмерные физические нагрузки, не соответствующие уровню развития ребенка);

-   культурная и эмоциональная депривация (особенно у детей, воспитывающихся в интернатах и домах ребенка);

-  нарушение общения в семье (излишняя авторитарность матери, эмоциональная холодность, гиперопека и т.п.);

-   билингвизм, когда с первых дней жизни ребенок находится в двуязычной среде.

Проявления дизонтогенеза различны, в зависимости от этиологии, выраженности, устойчивости, времени возникновения и длительности патологического воздействия.

Основные проявления дизонтогенеза:

  1. сенсорное недоразвитие;
  2. моторное недоразвитие;
  3. когнитивное недоразвитие;
  4. недоразвитие произвольное регуляции своего поведения и навыков общения.

Синдромы дизонтогенеза:

  1. недоразвитие – носит стойкий, тотальный, но иерархический характер, например, синдром олигофрении – диффузное повреждение незрелого мозга при ряде пре-, пере- и постнатальных патологических воздействий. Мышление страдает больше остальных психических функций.
  2. задержанное развитие (ЗПР) – замедление темпа формирования когнитивных, двигательных и эмоциональных функций, которое характеризуется обратимостью и парциальностью. Дети не имеют умственной отсталости, но отстают от сверстников. Иногда эту группу характеризуют такие понятия, как «специфическая неспособность к обучению», «медленная обучаемость», «иррегулярность психического развития».
  3. поврежденное развитие – отличительной чертой является более позднее воздействие на мозг – после достижения ребенком двух-, трехлетнего возраста, когда большая часть мозговых систем уже сформирована в значительной степени и повреждение сформированных психических функций может сочетаться с вторичной задержкой развития функций, формирующихся позднее, например пространственных или регуляторных, а также с эмоциональными расстройствами (эпилепсия, опухоль головного мозга).
  4. дефицитарное развитие – вследствие патологии отдельных анализаторных систем (слепота, дефекты слуха), приводящих к вторичному недоразвитию илизамедленному развитию всех психических функций и эмоциональной сферы ребенка. При правильном психологическом сопровождении возможна компенсация дефектов за счет сохранных анализаторных систем.
  5. искаженное развитие – сочетание предыдущих форм с качественно новыми образованиями. Например, синдром раннего детского аутизма.
  6. дисгармоничное развитие – сочетание задержки развития одних функциональных систем с парциальной акселерацией других и нарушение последовательности развития психических функций (психопатии, одаренные дети).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ:"ПЕРВОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ПОСЕЩЕНИЕ....КОГДА ЛУЧШЕ ЭТО ДЕЛАТЬ , В КАКОМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ?"

Первое посещение логопеда обычно приурочивается к моменту, когда ребенок должен пойти в детский сад. Это возраст 3 года или около того. Некоторые родители приводят своих  детей ...

Воровство в детском возрасте

Рекомендации психолога по работе с родителями...

Презентация 1 "Психопатология детского возраста" для студентов педколледжа.

Презентация подготовлена для студентов педагогического колледжа , разбита на три презентации, фотографии удалены,так как возникли трудности с загрузкой....

Презентация 2 "Психопатология детского возраста" для студентов педколледжа.

Презентация состоит из трех частей,удалены фото,так как загрузка ограничена....

Презентация 3 "Психопатология детского возраста" для студентов педколледжа.

Презентация для студентов педколледжа,состоит из трех частей. Данная часть рассказывает о симптомах и синдромах основных психических заболеваний....

Презентация "Психопатология детского возраста".

Адресована студентам педагогического колледжа, учителям-дефектологам, учителям-логопедам.всем .кого интересуют причины и признаки психических заболеваний у детей с ОВЗ....

Презентация "Психопатология детского возраста" для студентов педколледжа.

Презентация будет полезна всем,кого интересуют причины,признаки нарушений психологического развития у детей с ОВЗ с МК 10....