10 вопросов к логопеду.
статья

Шурыгина Нина Александровна

10 вопросов к логопеду:

- до какого возраста считается нормой, если ребёнок не говорит?

- в каком возрасте необходимо показать ребёнка логопеду?

- что должно насторожить родителей в развитии речи ребёнка?

- могут ли родители самостоятельно исправить дефекты речи?

- если в семье говорят на двух языках?

- что должен уметь ребёнок к первому классу?

- если ребёнок ходит на занятия к логопеду, нужно ли родителям заниматься дома?

- к кому обратиться в первую очередь - к неврологу или логопеду?

- есть ли разница в развитии речи мальчиков и девочек?

- могут ли дефекты речи устраниться самостоятельно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_voprosov_k_logopedu.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

1. До какого возраста считается нормой, если ребёнок не говорит?

Существуют определенные нормы формирования у ребёнка тех или иных предречевых и речевых навыков. В 3 месяца ребёнок должен гулить, в 6 месяцев — лепетать, ближе к году появляется дифференцированный лепет и слова.

С года до двух по нормам ребёнок учится понимать речь и постепенно увеличивает запас слов. Ближе к двум годам и далее до трёх лет ребёнок учится формироваться фразы, предложения и более сложные предложения.

2. В каком возрасте необходимо показать ребёнка логопеду?

Даже при отсутствии видимых причин для беспокойства, в начиная с 2-х лет следует ежегодно получать консультацию логопеда по поводу речевого развития ребёнка.

3. Что должно насторожить родителей в развитии речи ребёнка?

Если в возрасте одного года ребёнок не улыбается и не издает звуки в ответ на эмоциональное речевое общение, если гуление в три-четыре месяца не усложняется и не переходит в лепет, затем постепенно угасает, если не развивается понимание речи при сохранном слухе к концу первого года жизни, ребёнок не включается в работу по подражанию, не активен в игре с игрушками.

Два года: ребёнок не реагирует на словесную инструкцию, отсутствует  речь при сохранном слухе, отсутствуют жесты, ребёнок плохо усваивает новые слова, не пробует связывать их во фразу, ребёнок не научился играть с игрушками, не обращает внимание на игры других детей, играет молча, в одиночестве.

Три года: отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте.  На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из–за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата.  Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторение слогов, напоминающие заикание, но без судорог.

Четыре года: звукопроизношение далеко не соответствует возрастной норме. Искаженное произношение отдельных согласных звуков.

Пять лет: неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас.

4. Могут ли родители самостоятельно исправить дефекты речи?

Здесь нельзя сказать однозначно, иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. Если у ребёнка сильные проблемы с речью — по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

5. Если в семье говорят на двух языках?

Речевое развитие билингва имеет свои особенности. Если в раннем детстве происходит стихийное столкновение с двумя языками, дети часто не овладевают ни одной языковой системой в совершенстве, а в речевом развитии ребенка возникают затруднения. Такие дети в среднем начинают говорить позже. Если в семье не выдерживается принцип «одно лицо – один язык», то дети не могут самостоятельно установить особенности употребления слов нового, неродного языка. Их словарный запас по каждому из языков в среднем меньше, чем у сверстников-монолингвов.

6. Что должен уметь ребёнок к первому классу?

Будущий школьник должен:

Правильно и отчетливо выговаривать все звуки и слова со сложным произношением. Не стесняться принимать участие в общем разговоре. Правильно формулировать полноценный ответ на вопрос и самому научиться грамотно их задавать. Находить в потоке речи те звуки, о которых его попросят. Назвать свое имя, отчество и фамилию. Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей. Уметь рассказать о том, кем они работают. Знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры. Нелишним является знание номера домашнего телефона. Знать в какой стране и городе он живет. Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия. Помнить, сколько дней в неделе и назвать каждый из них. Различать явления, происходящие в природе. Знать все цифры (от 0 до 9). Считать до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд. Называть в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше). Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно. Решать простейшие математические задачки на сложение и вычитание. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме). Различает согласные и гласные буквы. Понимает, чем отличается буква от звука. Умеет подобрать несколько слов на любую из букв. Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в центре или же в конце слова. Умеет разделять слово на отдельные слоги. Удерживать правильно  в руке карандаш, ручку или кисть для рисования. Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги. Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.

Перед школой важно не только выучить с ребёнком алфавит или научить его считать. Необходимо развивать у ребёнка усидчивость и тягу к познанию нового. Будущему первокласснику нужно объяснить, что он идёт в школу не потому, что так положено и в школу ходят все дети, а потому, что только полученные в процессе обучения знания помогут ему в будущем стать достойным и успешным человеком и добиться больших успехов в жизни. Учёба в школе – это самое важное и ответственное задание. Ребёнка в школьной жизни должны привлекать не только её внешние атрибуты – красивая форма и новенький портфель, но и возможность каждый день узнавать что-то интересное, обогащая свою жизнь новыми знаниями и впечатлениями.

7. Если ребёнок ходит на занятия к логопеду, нужно ли родителям заниматься с дома?

Безусловно.

Логопед, родитель, ребёнок – это «золотой треугольник», в котором все стороны равны, каждая грань является несущей и главной. Каждому в нём отведена своя роль.

Собраться вместе – это начало,

Остаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех. Генри Форд.

8. К кому обратиться в первую очередь – к неврологу или логопеду?

Не имеет принципиального значения. Для построения грамотного коррекционного маршрута, проблема речевого развития ребёнка рассматривается с двух сторон: с медицинской (этим занимается врач-невролог) и с педагогической (за это отвечает учитель-логопед).

9. Есть ли разница в развитии речи мальчиков и девочек?

Согласно среднестатистическим данным, мальчики начинают говорить начинают на 4-6 месяцев позже и словарный запас у них меньше. В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки гораздо быстрее соображают нежели мальчики. Речевой аппарат девочек развит лучше. Мышление девочек более однотипно, мальчики склоны мыслить нестандартно и с интересом.

Девочки придают больше внимания тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчики чаще находят нестандартное решение математической задачи, но часто делают ошибки в вычислениях, что при водит к плохим результатам. Девочки более склонны к выполнению однотипных или шаблонных заданий, но они очень тщательно прорабатывают детали.

Речь девочек более беглая, они быстрее читают и у них красивее почерк, но та сторона речи, которая связана с поиском (решение кроссвордов, подбор ассоциаций) лучше дается мальчикам. Мальчики обладают более развитым пространственным представлением, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. С этим связано то, что мальчики намного лучше девочек решают геометрические задачи: они могут мысленно поворачивать фигуры и накладывать их одна на другую. А представительницы женской половины обозначают углы и стороны буквами, а далее оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

Врачи говорят, что к 7 годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на год.

10. «Само пройдёт?» - могут ли дефекты речи устраниться самостоятельно.

Речь детей до 5-летнего возраста еще не полностью сформирована, а потому не лишена дефектов звукопроизношения. Эти речевые недостатки имеют под собой физиологическую (возрастную) основу: неподготовленность речевого аппарата, несформированность фонематического слуха. Нарушения такого характера не требуют специального вмешательства.

Чтобы отдифференцировать физиологическую дислалию от речевой патологии, логопед проводит всестороннее обследование устной речи ребёнка, выявляет дефекты и даёт им квалифицированную оценку.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?1)  неправильная речь окружающих;2)  двуязычие в семье;3)  черепно-мозговая родовая травма....

Педпроект учителя-логопеда "Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка"

         Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда  ОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педа...

Вопросы логопеда к некоторым аспектам по программе «Перспективная начальная школа».

А звуко-буквенный и слоговой анализ слов, условные обозначения и символика, развитие навыка пересказывания?...Вот некоторые вопросы логопеда к авторам учебника...

Вопросы к компьютерному тестированию для учителей -логопедов 2017-18

Файл содержит вопросы компьютерного тестирования учителей-логопедов школ...

советы логопеда - "Почему важно отвечать на вопросы детей?"

Почему важно отвечать на вопросы детей?...

Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...

Урок логопедии в 4 классе “Слова-признаки, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”

Урок логопедии в 4 классе“Слова-признаки, отвечающие на вопросы:КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?&rdquo...