Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации
методическая разработка

Алейник Мария Михайловна

В данной методической разработке описываются приёмы коррекционно - логопедической работы по формированию у детей дошкольного возраста лексико - грамматической стороны речи с использованием мультимедийной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации

Мария Алейник
Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации.

Логопедическая работа, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей с ОНР, предусматривает формирование всех компонентов речевой системы: произносительной стороны речи, лексико-грамматических категорий, диалогической и монологической связной речи, а также формирование навыков аналитико - синтетической деятельности и подготовку к освоению грамоты. Все эти задачи решаются педагогом в рамках одной лексической темы. Наряду с работой по формированию правильного произношения звуков, здесь также очень важно обогащать словарный запас детей, вводить в их активный словарь видовые и родовые понятия, учить группировать предметы по общим признакам, называть части предметов. Решению этой же задачи служит выполнение детьми заданий на активизацию в речи детей слов, противоположных и сходных по смыслу, обучение пониманию ребёнком переносных значений некоторых имён прилагательных, что характеризует имеющийся словарь ребёнка не только с количественной, но и с качественной стороны. Часто бывает так, что ребёнок не может освоить произносительную сторону слова только потому, что не понимает его смыслового лексического значения. Поэтому, при взаимодействии с ребёнком, в ходе освоения каких – либо новых знаний и умений, необходимо применять наглядность, которая поможет сформировать у ребёнка конкретные представления о данном предмете, а ещё лучше – показывать ребёнку реальный образ изучаемого предмета и проводить его обследование с помощью всех анализаторов, то есть, на полисенсорной основе. Такая работа поможет ребёнку выделить не только внешние признаки предметов, но и их свойства и качества при взаимодействии с другими предметами или при нарушении целостности предмета. Работая над конкретной лексической темой, необходимо позаботиться о том, чтобы дети осваивали не только номинативный словарь, но и активно использовали в речи слова-действия, слова – признаки предметов, слова- наречия и другие части речи. Прежде всего, это важно для того, чтобы у ребёнка формировалась база для построения простых, а затем и более сложных, распространённых предложений.

Параллельно с расширением и активизацией словарного запаса ребёнка, целесообразно проводить работу по освоению закономерностей словоизменения и словообразования на чисто практическом уровне. Освоение грамматических норм родного языка важно потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания. Прежде всего, надо научить ребёнка образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительными и прилагательными, закреплять навык использования в речи правильной падежной формы родительного падежа имён существительных. Одной из важнейших коррекционных задач логопедического воздействия при формировании смысловой стороны речи является обучение воспитанников умению понимать значение простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов. Например, при изучении лексической темы «Мебель», дети, устанавливая пространственное расположение предметов мебели относительно друг друга,пользуются предлогами: «за», «около», «между», «перед» и др. Следующей задачей, направленной на коррекцию речевых нарушений, является обучение детей образованию относительных (обозначающих материал, из которого сделан предмет) и притяжательных прилагательных (обозначающих принадлежность).

Реализуя задачи по коррекции речевых нарушений, в качестве наглядного дидактического пособия педагог может использовать мультимедийную презентацию, которая обеспечивает мотивацию к занятию, стимулирует произвольное внимание, активизирует мыслительную деятельность детей. Данную презентацию я использовала при обучении детей умению группировать предметы по общим признакам, образовывать множественное число существительных, закреплять навык использования в речи правильной падежной формы родительного падежа имён существительных в рамках отдельных лексических тем, а также умению делить слова на слоги.

Прикреплённые файлы:

moja-prezintacija-novaja-2_8cn9v.ppt | 13165,5 Кб