Статья "Развитие и коррекция внимания учащихся с ОВЗ"
статья

Кокадий Ирина Рашитовна

Статья посвящена вопросу по развитию познавательных процессов у обучающихся, воспитанников в коррекционной школе- интернат.

 Для продвижения ребёнка вобщем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания,включающая в себя психологическую коррекцию основных психическихпроцессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. 

Одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, таки игровой деятельности.

Воспитатель в коррекционной школе - интернате, дополняя и во многом продолжая работу учителя, организует выполнение домашних заданий, проводит внеклассные занятия, которые способствуют формированию личности ученика; под руководством логопеда продолжает работу по исправлению речи воспитанников; вместе с врачом и учителем осуществляет коррекционно - воспитательную работу во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti.docx43.93 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат»

Воспитатель высшей категории Кокадий Ирина Рашитовна.

Статья

«Развитие и коррекция внимания учащихся»

  Дети с ограниченными возможностями здоровья  испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка вобщем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания,включающая в себя психологическую коррекцию основных психическихпроцессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу длясоциально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.

Одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, таки игровой деятельности.

Достаточно сформированное внимание является залогом успешного обучения умственно отсталых младших школьников - таково общее мнение специалистов; это мнение полностью разделяем и мы.

Проблема развития внимания умственно отсталых учащихся изучалась многими специалистами. Г.М. Дульнев рассматривал вопросы коррекции недостатков развития учащихся вспомогательных школ в процессе трудового обучения и изучения географии. А.М. Грабаров также подчеркивал положительное влияние трудового воспитания на все психические процессы учащихся с умственной отсталостью. Антипов В.И. отмечал необходимость смены деятельности во время внеклассных занятий по трудовому обучению, так как познавательные процессы у умственно отсталых учащихся отличаются нестойкостью, однообразная деятельность утомляет учеников с нарушением интеллекта. Л.В. Занковым была сформулирована идея развивающего обучения. В работах данных исследователей внимание в ряду других психических процессов рассматривается в связи с коррекционными задачами обучения.

Как утверждает Мачихина В.Ф. работа по развитию произвольного внимания, всех его качеств и свойств является одной из главных задач педагога специальной (коррекционной) школы восьмого вида, так как учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. В развитии произвольного внимания школа и учебная деятельность играют особую роль, так как наиболее интенсивно произвольное внимание развивается именно в познавательной, учебной деятельности.

Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность,осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания,осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Широкий круг задач, которые необходимо решать педагогу-дефектологу для развития внимания учащихся с умственной недостаточностью, решается к коррекционной школе не только на уроках, но и во время любой деятельности, осуществляемой ребенком с умственной отсталостью. Как непроизвольное, так и произвольное внимание развивается во всех видах деятельности: на уроке, в процессе самостоятельной работы и во внеучебное время (кружковая, культурно-массовая работа, индивидуальные внеклассные занятия, игровая деятельность). Во всех видах деятельности умственно отсталых младших школьников педагог должен направлять и активизировать внимание детей (побуждать детей что-то рассмотреть, с чем-то познакомиться, рассказать, что заметил) - это стимулирует активное произвольное внимание.

Широкий круг задач, которые необходимо решать педагогу-дефектологу для развития внимания учащихся с умственной недостаточностью, решается к коррекционной школе не только на уроках, но и во время любой деятельности, осуществляемой ребенком с умственной отсталостью. Как непроизвольное, так и произвольное внимание развивается во всех видах деятельности: на уроке, в процессе самостоятельной работы и во внеучебное время (кружковая, культурно-массовая работа, индивидуальные внеклассные занятия, игровая деятельность). Во всех видах деятельности умственно отсталых младших школьников педагог должен направлять и активизировать внимание детей (побуждать детей что-то рассмотреть, с чем-то познакомиться, рассказать, что заметил) - это стимулирует активное произвольное внимание.

Воспитание детей с умственной отсталостью осложняется нарушениями их познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы. Это обуславливает использование специфических организационных форм и методов воспитательной работы в коррекционной школе – интернат.

Воспитатель в коррекционной школе - интернате, дополняя и во многом продолжая работу учителя, организует выполнение домашних заданий, проводит внеклассные занятия, которые способствуют формированию личности ученика; под руководством логопеда продолжает работу по исправлению речи воспитанников; вместе с врачом и учителем осуществляет коррекционно - воспитательную работу во внеурочное время.

Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя позволяет выработать верный подход не только к каждому учащемуся, но и к коллективу в целом.

Я считаю, что выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. Во время выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке. В процессе самоподготовки воспитателю приходится сталкиваться различными отклонениями в поведении и с низкой работоспособностью умственно отсталых детей. В связи с этим главной задачей является развитие у них устойчивого внимания и целенаправленности, без которых вообще невозможно обучение и формирование навыков самостоятельной учебной работы.

Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашних заданий. Кроме того, задание должно быть доступно умственно отсталым детям, рассчитано на самостоятельное выполнение ими и невелико по объему. При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, нервничают, приучаются к небрежности и безответственности. Быстро утомляются, теряют интерес к выполняемой работе. В процессе самоподготовки воспитателю приходится сталкиваться различными отклонениями в поведении и с низкой работоспособностью умственно отсталых детей. В связи с этим главной задачей является развитие у них устойчивого внимания и целенаправленности, без которых вообще невозможно обучение и формирование навыков самостоятельной учебной работы.

Опыт и исследования показывают, что умственно отсталые дети, приступая к занятиям, не сразу начинают работать в полную силу. Первые несколько минут они втягиваются в работу, а затем наступает время наиболее продуктивного труда. Эту особенность следует учитывать. Поэтому целесообразно начинать выполнение домашнего задания с предмета средней трудности, а потом переходить к самому трудоемкому заданию. Как правило, дети выполняют сначала письменные задания, а затем устные. Но можно их чередовать в зависимости от содержания и объема задания, наличия наглядных пособий и дидактического материала.

Для проверки выполненных заданий применяю  различные способы: самоконтроль, взаимопроверка, связанная со взаимопомощью, контроль со стороны воспитателя.

Неумение проверить, домашнее задание часто связано у умственно отсталых детей с невнимательным чтением; они механически прочитывают слова, не фиксируя внимания на их написании. Воспитатель показывает с помощью доступных примеров, что самопроверка помогает лучше запомнить правила. Пользуясь интересом детей к поверке работ товарищей, я  объясняю им, что, после того, как они научатся проверять свои работы, можно будет организовать взаимопроверку.

Взаимопроверку  организую  сначала по устным предметам среди сильных и средних учеников. Дети читают наизусть друг другу стихотворение или пересказывают прочитанный текст, поправляют друг друга, отвечают на вопросы к статьям. Часто даются задания творческого характера: найти в тексте описание природы, выделить сравнения, подобрать подпись к иллюстрации в учебнике и др. Такого рода задания способствуют выработке навыков самостоятельной работы. В процессе взаимопроверки эти навыки закрепляются особенно успешно. Дети становятся внимательнее, возрастают их активность и интерес к занятиям.

В.Ф. Мачихина  указывает, что воспитание внимания начинается с развития наблюдательности, и поэтому воспитатель старается сформировать у воспитанников, прежде всего способность замечать предметы и явления и обращать на них внимание. Умственно отсталые ученики часто не имеют представлений об обычных предметах, не умеют называть их части, основные свойства. Еще больше трудностей вызывает наблюдение незнакомых предметов. В этом случае умственно отсталому ребенку я оказываю стимулирующая помощь: задаю наводящие вопросы или обращаю внимание ребенка на пропущенные им моменты.

Во время экскурсий и прогулок развивается наблюдательность и активное внимание умственно отсталых воспитанников.

При проведении наблюдений, непосредственного изучения предметов, явлений и процессов в естественных условиях формируются навыки длительного устойчивого сосредоточения внимания на предмете, пластичность переключения внимания с одного его качества на другое в последовательности, соответствующей задаче наблюдения.

Например, при проведении экскурсии в осенний лес детям предлагаю  самостоятельно найти лист осины, рябины, березы и других деревьев и обязательно объяснить, по каким признакам они узнали листья. Вопросы: «Как ты узнал, что это береза, а не рябина?» и задания «Докажи, что это береза, а не дуб» - стимулируют необходимость быть особенно внимательным при наблюдениях.

Развивают наблюдательность, активизируют внимание умственно отсталых младших школьников такие домашние задания: подготовить рассказы на темы «Что встретилось на пути?», «Наш двор». Для тренировки наблюдательности эффективен подсчет встретившихся детям на прогулке машин разных марок, деревьев одной породы и т. п. Часто наблюдение бывает неполным из-за отсутствия необходимых слов в словаре ребенка. Наблюдая с детьми то или иное явление природы,  стараюсь вспомнить подходящее к случаю стихотворение или песню, предлагаю сравнить пейзаж с его описанием в произведении, и дети более полно воспринимают его красоту. Так любуясь вместе с детьми снегопадом,  подсказываю им слова: «Белый снег пушистый в воздухе кружится», и т.д.  Предлагаю загадку, например: «Скатерть бела всю землю одела».

Во время прогулок я провожу коррекционные игры - как индивидуально, так и фронтально. При выборе игры  учитываю степень ее трудности, индивидуальные особенности воспитанников своей группы, заранее подумать какую пользу принесет каждому из них игра. Например, игры направленные на развитие памяти и внимания: «Что изменилось в костюме?», «Что исчезло?».

Развитие таких качеств внимания как: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем внимания достигается также с помощью приема переключения - смены одного вида занятий другим. Использование зрительных, слуховых и двигательных упражнений, занимательных и доступных детям вопросов, организация соревнований также способствует активизации познавательной деятельности.

А.Н. Смирнова  считает, что игра - один из эффективнейших способов формирования внимания умственно отсталых школьников, особенно в младших классах коррекционной  школы. Игровые формы, методы и приемы на уроках, экскурсиях, внеклассных занятиях и т.д., помогают создать положительную мотивацию в обучении, активизировать мыслительную деятельность и внимание.  Большое значение для развития целенаправленного внимания в младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития.

«Хорошо руководить игрой, а значит вызвать интерес и привлечь внимание умственно отсталого воспитанника может только тот воспитатель, который не только хорошо овладел методикой, но и сам умеет играть и испытывать при этом удовольствие».  При проведении игровых упражнений следует соблюдать определенный темп, предоставлять детям относительную самостоятельность, не перегружать их вопросами, следить чтобы дети были внимательны к ответам товарищей

(«День и ночь», «Займи свое место»). Дидактический материал, связанный с сюжетом игры способствует возникновению прочных ассоциативных связей. С помощью дидактических игр развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, умозаключения.

В.Ф. Мачихина отмечает, что отклонения в физическом развитии и двигательной деятельности отрицательно влияют не только на физическую, но и на умственную работоспособность воспитанников.

В связи с этим необходимость организации и соблюдения твердого распорядка дня во вспомогательной школе - интернате имеет свои физиологические обоснования. Ответственную роль в реализации задач физического воспитания принадлежит воспитателю. Важным педагогическим требованием к организации и проведению работы по физическому воспитанию является систематическое плановое использование различных его форм.

Первым физкультурным мероприятием в режиме дня является гигиеническая гимнастика. Она содействует быстрому включению всех систем детского организма в работу после отдыха, что особенно важно для умственно отсталых детей, у которых, как известно, наблюдаются затруднения при переходе от одного вида деятельности к другому. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют улучшению физического состояния учащихся, совершенствованию координации движений, повышению работоспособности. Если, младшие учащиеся с трудом просыпаются и со сна чрезвычайно медлительны и капризны, то можно предложить им выполнить первые несколько движений в кровати. Открыть - закрыть глаза, глубоко вздохнуть, откинуть одеяло, потянуться, согнуть - разогнуть пальцы и стопы ног, согнуть - разогнуть пальцы рук, помахать поднятыми вверх руками, встряхнуть поднятые ноги, опустить ноги с кровати и встать.

Если же дети возбуждены, то утреннюю гимнастику целесообразно начинать с упражнений на внимание, на осанку, а затем выполнять упражнения с углубленным дыханием, чередовать наклоны, повороты, приседания с мелкими движениями пальцев рук. Такой комплекс упражнений в младших возрастных группах заканчивается ходьбой с углубленным дыханием.

К числу физкультурно-оздоровительных мероприятий включенных в режим дня, относится физкультпауза, которая также проводится под руководством воспитателя. От однообразной деятельности умственно отсталые дети быстро утомляются, поэтому воспитатель, внимательно следит за их состоянием и в нужный момент организует физкультпаузу. Её продолжительность 10-15 минут. Физкультпауза проводится на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Обычно она включает игру на внимание, простейший комплекс общеразвивающих упражнений с углубленным дыханием и подвижную игру. Для активизации внимания полезны занятия под музыку, под удары бубна, хлопки в ладоши. Музыкальный ритм создает бодрое радостное настроение.

Весьма важно для развития внимания и наблюдательности анализирующее наблюдение, обучению которому педагоги коррекционных школ уделяют большое внимание, и которое не может быть полноценным без овладения основными мыслительными операциями, в первую очередь, операцией сравнения. Значение сравнения для развития внимания подчеркивает Е.И. Щебланова: «Важнейший прием развития внимания и наблюдательности, - отмечает Е.И. Щебланова, - это сравнение, открывающее особенности предметов и явлений» . Для тренировки произвольного внимания педагоги коррекционных школ широко используют упражнения и задания, где необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностями другого.

В качестве объектов для сравнения и анализа для младших школьников с умственной отсталостью необходимо подбирать хорошо знакомые им предметы: растения, домашних животных, игрушки, виды транспорта, которыми они пользовались. Развитию умения сравнивать хорошо помогает привлечение третьего предмета, отличающегося от обоих сравниваемых, или сравнение предметов различной степени сходства. Так, сравнение кошки и собаки станет более полным, если противопоставить им ежа, так как для ребенка станет более очевидным их сходство в образе жизни (домашние), пище (хищники), внешнем виде (мех) и т. д.

По мере овладения мыслительной операцией сравнения дети начинают регулировать свое внимание, направлять свою исследовательскую активность от непосредственного восприятия к выделению в предметах существенных и необходимых сторон. При этом особенное значение приобретает правильная постановка вопросов перед ребенком в отношении исследуемого им предмета.

Часто наблюдение бывает неполным из-за отсутствия необходимых слов в словаре ребенка. Расширение активного словарного запаса способствует развитию наблюдательности умственно отсталых младших школьников.

Непроизвольное внимание детей с умственной отсталостью, несмотря на его большую сохранность в сравнении с вниманием произвольным, также нуждается в развитии. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что педагогический процесс подразумевает использование как произвольного, так и непроизвольного внимания. Ему принадлежит мысль, что развитию как непроизвольного, так и произвольного внимания способствуют широкие и надлежащим образом направленные разносторонние интересы и воспитанная в ходе педагогического процесса привычка к труду . Великий русский педагог К.Д. Ушинский тоже ставил перед педагогами задачу развития как произвольного, так и непроизвольного внимания: «Употребляя произвольное внимание, педагог будет иметь всегда в виду сделать его непроизвольным и занятие тем или другим предметом из насильственного превратить мало-помалу в занятие по склонности. Но пока воспитанник еще воспитывается, никак не должно дозволять ему предаваться только своей наклонности, даже хотя бы наклонность эта была самая благородная, и постоянно упражнять его произвольное внимание» .

Познавательная деятельность умственно отсталых младших школьников опирается, главным образом, на непроизвольное внимание и наглядное мышление, наиболее сохранные и сформированные у них психические качества. Поэтому изложение материала воспитанникам с умственной отсталостью должно быть предельно наглядным и занимательным. Занимательная форма работы увлекает ребенка, делает его более активным, внимательным.

Воспитание непроизвольного внимания умственно отсталых школьников предполагает расширение круга интересов ребенка, ознакомление его с новыми областями действительности. Это само по себе уже расширяет круг предметов и явлений, которые способны обратить на себя внимание. В воспитании непроизвольного внимания большое значение имеет формирование умения видеть и слышать, наблюдать факты и явления, подмечать разные стороны окружающего, чутко реагировать на всякое изменение в окружающей обстановке.

Расширение круга интересов умственно отсталого ребенка является средством развития не только непроизвольного, но и произвольного внимания. «Интерес - один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания», - пишет о значении интереса для возбуждения внимания А.Н. Ансимова . Развивая познавательные интересы детей с нарушением интеллекта, педагог-воспитатель тем самым будет способствовать развитию у детей произвольного внимания.

Нам хочется подчеркнуть, что в возбуждении и поддержании как непроизвольного, так и произвольного внимания чрезвычайно важен эмоциональный фактор: отбор интересного для детей с умственной отсталостью материала, эмоциональное его изложение, создание благоприятного эмоционального фона самого занятия. Д.Н. Исаев в эмоциональном факторе видит средство преодоления у детей отвлекаемости внимания: «Для привлечения и особенно удерживания внимания детей требуется интерес, эмоционально окрашенное занятие, в противном случае они легко отвлекаются» . Умственно отсталые дети меньше отвлекаются на занятиях, если материал эмоционально насыщен. Их привлекают увлекательные игры, эмоционально рассказываемые сказки - т. е. яркий по форме материал. Занимательная форма занятий делает умственно отсталого ученика более сосредоточенным и внимательным. И если вначале, интерес и внимание младшего школьника с нарушением интеллекта направлены на занимательность материала, то впоследствии, его внимание переключается на содержание учебной деятельности.

Наряду с эмоциональным фактором и интересом, одной из предпосылок произвольного внимания является положительная мотивация деятельности. У детей с умственной отсталостью положительная мотивация учебной деятельности в первую очередь связана с непознавательными мотивами: желанием получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др.

На развитие произвольного внимания огромное влияние оказывает формирование волевой сферы умственно отсталого младшего школьника, развитие волевых качеств его личности. Воспитание у школьников с нарушением интеллекта таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность и т. д. - оказывает положительное воздействие на развитие произвольного внимания.

При постановке и решении познавательных задач воспитателям коррекционных школ - интернатов следует обратить внимание на два момента: во-первых, познавательная задача должна быть посильной и понятной для ученика. И здесь нам хочется подчеркнуть, что произвольное внимание при выполнении учебного или любого другого задания возникает при умении ученика воспринять и понять инструкцию, каковое не может быть воспитано без определенного уровня развития речи. Выдающаяся мысль Л.С. Выготского: «Путь к развитию внимания лежит в общем развитии речи» - должна служить ориентиром для педагогов коррекционных школ в работе по формированию произвольного внимания.

Очень важен также интерес к конечному результату деятельности: к примеру, на уроках ручного труда педагог подчеркивает, что поделки, изготовленные учениками, будут служить в качестве иллюстративного материала на уроках - это стимулирует внимание учащихся при их изготовлении.

Поддержанию стойкого внимания способствует возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у умственно отсталого ученика заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности (оценка, одобрение педагога, родителя, сверстника), поэтому каждое, даже незначительное достижение ребенка с нарушением интеллекта должно поощряться.

Создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т. д.) и ограничение одновременно выполняемых действий также положительно действуют на поддержание устойчивого произвольного внимания учащихся с нарушением интеллекта.

Педагоги школ VIII вида при организации коррекционно-развивающей работы руководствуются принципом индивидуального подхода с учетом особенностей внимания каждого из учащихся. Как отмечает В.В. Воронкова, индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Об этом же пишут С.Д. Забрамная и Ю.С. Костенкова: «Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие свойств внимания умственно отсталых детей, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы».

Важными факторами привлечения внимания воспитанников на занятиях являются: структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию); организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т. д.); темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном темпе - работа не захватывает ребенка); последовательность и систематичность требований педагога; смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным); учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

Существенным условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Чтобы поддержать и усилить внимание, вводя новый материал, педагогу следует связать его с уже изученным, выделив в уже известном детям основное, наиболее интересное и способное придать интерес тому, что с ним связывается. Таким образом, работа по развитию произвольного внимания включает в себя развитие контрольной функции внимания, способность контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Педагоги школ VIII вида должны научить учащихся управлять своим вниманием на этапах планирования, коррекции и контроля деятельности. Изучение теоретического материала по проблеме развития произвольного внимания дает основание думать, что внимание умственно отсталых учащихся находится на низком уровне развития. Сужен объем, нарушена функция переключения, а также распределения внимания, нарушены устойчивость и концентрация внимания.

Основными средствами развития произвольного внимания, по нашему мнению, являются развитие познавательных интересов умственно отсталых школьников, повышение мотивации познавательной деятельности, эмоциональное занимательное изложение материала воспитателем с соблюдением его дозировки и последовательности предъявления, наглядность и занимательность материала, чередование разного вида занятий, индивидуальный подход к учащимся.

Особенно важным при воспитании произвольного внимания школьников с недостатками интеллекта я считаю  использование упражнений (тренировку произвольного внимания) с целью развития у них индивидуальных свойств внимания.

Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся.

На основе данных диагностик внимания я провожу работу с учащимися по развитию произвольного внимания. Так как указанные качества внимания (устойчивость, распределенность), а также и другие важные для любой деятельности свойства внимания (объем, переключаемость) могут успешно тренироваться.

Для этого существует большое количество методик, игр и упражнений. Некоторые из них я покажу.

1.Методики, игры и упражнения для развития свойств внимания

Упражнение на увеличение объема внимания "Заметь все"

Раскладываются в ряд 7—10 предметов (или картинок с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Затем закрыть предметы, потом приоткрыть их снова секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.

1.Корректурное задание.

Цель-развитие концентрации внимания и самоконтроля у школьников.

Оборудование- печатные карточки с крупными цифрами вразброс, карандаши и ручки.

Корректурные упражнения должны проводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2—4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция: "В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся цифры "1" (можно указать любую цифру).

По мере овладения игрой правила меняются - одновременно отыскиваются две цифры, одна зачеркивается, вторая подчеркивается. Все вносимые изменения отражаются в инструкции.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых цифр. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Доброжелательная атмосфера игры.

2. Проигрыш не должен вызывать чувства досады, поэтому можно ввести "штрафы", например, промяукать столько раз, сколько сделал ошибок.

3. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга.

Корректурные упражнения должны проводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев

Игра "Маленький жук"

Оборудование - квадратное поле из 16 клеток, в одной из которых нарисован жук.

Инструкция: "Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь мысленно передвигать по полю жука в нужном направлении. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Покажи, где остановился жук".

Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.

Упражнение на тренировку избирательности внимания.

1.Игра "Найди отличие".

Инструкция: "Посмотри на картинки. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но это не так. Внимательно присмотрись и найди различия".

Для игры можно сначала использовать изображения двух животных, а по мере усложнения – предлагать сюжетные картинки. Оценивают, как быстро ребенок нашел все отличия.

Упражнения для тренировки переключаемости и распределения внимания

1.Упражнение "Красно-черная таблица", предложено Ф. Горбовым.

Цель - развивать переключаемость внимания.

Инструментарий: используется таблица с черно-красными цифрами, в сетке из 30 клеток, причем черных и красных цифр поровну - 15.

Инструкция: "Покажи на таблице черные числа от 1 до 15 в возрастающем порядке. Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 15 до 1. Затем покажи попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем".

2.Фиксируется время каждого вида работы - Т(1), Т(2) и Т(3).. Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)). Время поиска в норме лежит в пределах двух минут. Следует предлагать это задание детям со слабой переключаемостью внимания до тех пор, пока результат работы не будет заметен в учебной деятельности.

Упражнение "Каждой руке — свое дело"

Инструкция: "В течение 1 минуты нужно левой рукой медленно перелистывать книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры например треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и называются увиденные иллюстрации. Треугольники с "округленными" вершинами не считаются. Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и запомнить иллюстрации.

Заключение

Рассмотренные выше методики по развитию произвольного внимания, в основном, представляют собой задания в виде игры. Это связано с тем, что игра для младшего школьника остается важным видом деятельности, отвечает его потребностям. Упражнения и методики развивают как внимание в целом, так и его отдельные свойства. Главное требование к заданиям – систематичность их проведения, нарастание сложности.

Перед воспитателем коррекционной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача — строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,— возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания.

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника.

Выготский Л.С. Педагогическая психология.

Шабанова А.А. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.

Гаврилина С.Е. Развиваем внимание.

Журналы: « Воспитание и педагогика».

   Представленные упражнения используются для развития различных

познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия,

воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе

- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции;

• Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.

    Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность воспитанников. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта детей путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить воспитанников не только выделять и  анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов(цвет,форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности

Основным направлением в развитии памяти младших школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников.

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей занятий психологического развития, выполняются задания как на, так и на творческое воображение. Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы. Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями  и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом для работы психолога по коррекции внимания

Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...

Открытый урок по коррекции в 5 классе. Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»"

Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади» ".Цели урока:Коррекция различных видов внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»Воспитание интереса ...

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Развитие и коррекция внимания у учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями

В статье ставилась задача изучить развитие внимания, выявить уровень и характеристики внимания детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с интеллектуальными нарушениями - это дети, имеющие стойкое н...

"Коррекция внимания учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на заседании МО учителей естественно-математического цикла СКОУ I-II вида....

Статья "Диктант с изменением текста как один из приёмов развития речи учащихся и коррекции внимания, мышления, памяти"

В данной статье рассказано, как я работаю на уроках русского языка в 5-9 классах по корреции внимания, мышления, памяти учащихся...