"Коррекция внимания учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
статья по теме

Доклад на заседании МО учителей естественно-математического цикла СКОУ I-II вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_vnimaniya_uchashchikhsya_s_ogranichennymi.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция внимания учащихся с ограниченными

возможностями здоровья.

     Восприятие, понимание и усвоение школьником изученного на  уроке учебного материала зависит от многих условий, среди которых особое значение имеет внимание ученика. Как бы ни был прекрасно оснащен  урок наглядными пособиями, как бы ни был он хорош по содержанию, учитель не достигнет своей цели, если не обеспечит устойчивого внимания учащихся на уроке.
    Внимание заключается в ясном и четком отражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении одних объектов с одновременным отвлечением от всего остального, то есть в сосредоточенности психической деятельности на чем-то определенном.

     Внимание  является необходимым условием полноценного восприятия. Без внимания к изучаемому школьник не может ни воспринять, ни понять объяснения учителя, ни осознать из в необходимой мере. Вот почему одной из существенных задач обучения школьника является воспитание у него произвольного внимания.

     Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.      

     Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит  ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

      Наиболее простым видом внимания является непроизвольное  внимание, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. И именно оно оказывается ведущим у детей дошкольного возраста – как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется – от 10-12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце.

     Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. В школьном возрасте наступает перелом, который характеризуется тем, что внешне опосредованное внимание становится внутренне опосредованным.

       Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяются из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций,  путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоинструкции даются во внешней развернутой речевой форме.

     На начальных этапах становления произвольного внимания необходимым условием его поддержания является наличие внешних опор -  развернутых практических действий с выделенными предметами. В ходе дальнейшего развития происходит переход внешних опор во внутренний план. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания – произвольного и опосредованного, что обусловлено как более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управления им, в том числе более поздним переходом к внутренним средствам , так и отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением.

      Особенности в развитии внимания детей с нарушением слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.

    Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. При увеличении выразительности глухие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже- буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок.

     В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3-4 года раньше).

    В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную.

    Развитие внимания у детей, имеющих нарушения слуха, происходит в несколько иных условиях. Прежде всего, они лишены возможности получать звуковую информацию так же естественно, как слышащие дети, а следовательно, у них не формируется с рождения слуховое внимание.

    Некоторая компенсация этого пробела зависит от степени нарушения слухового анализатора, активизация которого возможна только вследствие длительной и систематической работы по развитию слухового восприятия. У многих детей очень рано отмечается концентрация внимания к губам говорящего, что свидетельствует о поиске самим ребенком компенсаторных средств, роль которых берет на себя зрительное восприятие.

    Своеобразие развития внимания, восприятия детей, имеющих нарушения слуха, заметно влияет на деятельности их памяти. Их восприятие, окружающего определяет и способы запоминания и воспроизведения ране ими воспринятого. Так как у детей с дефектами слуха доминирует зрительное восприятие, то это не может не сказываться на особенностях их памяти, важнейшей из которых является ее наглядно-образный характер.

    Процессы памяти, которые строятся на словесном материале, протекают своеобразно, так как весь процесс в основном строится на зрительных образах, в то время как у слышащих детей этот процесс слухо - зрительный и опирается  на активную звуковую речь.

     У детей с нарушением слуха, наблюдаются особенности, как в физическом развитии, так и в формировании чувствительной основы на уровне ощущений. Все это сказывается и на развитии восприятия. Анализ хватательных движений характеризуется отсутствием четкой дифференциации форм и величин в зрительном плане, недостаточным участием осязательной чувствительности в восприятии этих свойств.

    Невозможной оказывается слуховая ориентировка в пространстве, задерживается зрительный поиск объектов в пространстве, так как ребенок еще не способен управлять движением своей головы и может фиксировать свой взор только в рамках ограниченного пространства. С формированием двигательных функций в сенсорном развитии ребенка происходят значительные изменения.

    Отставание в развитии предметной и орудийной деятельности не только сказывается на формировании чувственной основы, но и находит свое отражение в уровне развития наглядного мышления у детей с нарушением слуха1 . Формирование наглядно-действенного практического мышления протекает со значительным отставание во времени и с количественными и качественными отличиями от его становления у нормально развивающихся детей, несмотря на наличие общих тенденций развития.    Значительным качественным отличием в действиях детей с нарушением слуха является то, что у них речь не участвует в процессе решения ими наглядных задач. У слышащих детей принцип решения задачи, вычлененный в действии, фиксируется и обобщается в речи. В дальнейшем дети могут оперировать выделенными закономерностями, о чем свидетельствует появление планирующей речи. У детей с нарушениями слуха такая возможность отсутствует.

      Таким образом, особенности уровня развития наглядного мышления, как и развития восприятия, у детей с нарушением слуха свидетельствует о неполноценности развития чувственного познания, практической ориентировки, осмысления закономерностей, существующих в предметном мире.

     Основным средством привлечения внимания глухих школьников является применение разнообразных наглядных пособий. Важное место в работе с ними приобретают знания, имеющие характер игры, так называемые «дидактические игры».

    В развитии внимания глухих детей большую роль играет воспитание организованности и дисциплинированности.

    Воспитание у глухих школьников навыков коллективного поведения благотворно сказывается на состоянии их внимания и  создает предпосылки для сосредоточенности учеников на уроке.

    Расширение речевого контакта учителя и учащегося является необходимым условием взаимопонимания и совместной деятельности учителя и глухих школьников.

    Условия развития и воспитания внимания у глухих школьников в процессе их учебной деятельности:

1.небольшое число учеников в классе,

2. специфическое условие обеспечения необходимого внимания на уроке и его развитие у глухого школьника является   своеобразный способ восприятия им словесной речи, (дозировка речевой нагрузки – чтение с губ, дактильная речь),

3. своеобразным условием поддержания достаточного внимания на уроке являются правила его поведения в классе – воспитание через собственный пример.

4. условием обеспечения должного внимания является применение средств наглядности,

5. для мобилизации и поддержания внимания глухого ученика необходимо в должной мере использовать эмоциональную выразительную речь (глухие школьники воспринимают речь по мимике лица говорящего, по его позе, жестам, пантомимике).

     Внимание имеет громадное значение для процесса восприятия учебного материала школьником и поэтому его следует рассматривать как одно из весьма важных внутренних условий восприятия, овладение основами наук и формирования жизненно важных учебных и трудовых умений и навыков. Оно неразрывно связано также с процессами памяти глухого школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный мастер класс для педагогов  КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...

Презентация "Особенности памяти, внимания и деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Презентация "Особенности памяти, внимания и деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Коррекция нарушений в познавательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья,проблемами в обучении, а так же проблема предупреждения и преодо...

Творческая деятельность как способ коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время перед системой  коррекционного образования стоит сложный вопрос адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее –  ОВЗ) в социальной среде. Социали...

Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...

Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на дому

Особенности работы педагога по коррекции поведения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, на домуСоциальная адаптация умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяетс...

Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...