Особенности речевого развития у обучающихся с умственной отсталости
методическая разработка

Морозова Анна Сергеевна

Методическая разработка посвящена особенностям организации коррекционной работы на уроках чтения  и русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная педагогика рассматривает работу над развитием речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью не как особый раздел в системе обучения родному языку, а как основную задачу и методический принцип преподавания данного учебного предмета.

Я взяла эту тему для разработки, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Речь – это способ познания действительности, она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни человека вообще. Однако, есть несколько условий, без которых успешное развитие речи обучающихся невозможно.

Первое условие – потребность детей высказываться, второе – наличие содержания, третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее  материал, тем содержательнее высказывание.

Характеризуя речь умственно отсталых школьников, исследователи и практические работники – педагоги указывают на бедность, малую развернутость высказываний, объясняя это бедностью словарного запаса. Речь их бедна прилагательными, наречиями, вообще литературными оборотами. Однако, одной только ограниченностью словарного запаса едва ли можно объяснить общую бедность речи детей с интеллектуальными нарушениями в развитии. Большую роль в данном случае играет также потребность говорить и писать, а этот стимул у таких детей сам по себе не возникает.

Анализируя речь обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам (вариант 1) с ее смысловой стороны, можно, прежде всего, отметить такую специфическую черту ее, как чрезвычайную неконкретность отдельных оборотов и построения ее в целом. Вследствие чего и устное высказывание и письменное изложение нередко страдает у обучающихся крайней схематичностью.

Довольно отчетливо обнаруживается неспособность детей связать должным образом отдельные моменты описываемого события или процесса деятельности, передать причинно-следственные связи между основными фактами.

К смысловым ошибкам, присущим речи умственно отсталых школьников, следует отнести также пропуски существенных моментов и замену их несущественными, включение не имеющих прямого отношения к теме высказываний, нарушение логической последовательности изложения.

Принимая во внимание отмеченные особенности самостоятельной речевой деятельности умственно отсталых школьников,следует предъявить к практическим упражнениям по развитию речи следующие требования:

  1. Необходимо создавать соответствующие условия для того, чтобы у обучающихся возникла потребность пользоваться речью. Это более успешно достигается в тех случаях, когда процессы речевой деятельности связываются с процессами наблюдений реальной действительности или практической деятельности обучающихся.
  2. Следует добиваться, чтобы обучающиеся строили свои высказывания в логической последовательности, не допуская пропуска существенных моментов и повторения одних и тех же фраз.
  3. Важно приучать детей излагать свои мысли и переживания конкретно и отчетливо, без замены слов жестами.
  4. Во всех случаях надо обеспечивать вдумчивое отношение обучающихся к выбору соответствующих слов для высказываний и к построению фраз.

Особенно ярко недостатки связной, выразительной, ясной, логической речи обнаруживаются при чтении стихов о природе, то есть пейзажной лирики.

В таком случае в работе следует запланировать реализацию следующих задач:

  1. Развивать у детей воображение, учить их представлять себе картины природы;
  2. Формировать у детей умение определять тональность стиха, его эмоциональную окрашенность;
  3. Создавать атмосферу эмоционального отклика на произведение;
  4. Учить детей выразительно читать стихи о природе, помогать им понять - какие умения необходимы для выразительного чтения.

При постановке задач необходимо учитывать и выделять мысль о том, что пейзажное стихотворение отражает не событие, а душевное переживание, настроение человека. И, чтобы достичь этого, необходимо достаточное воображение и способность сопереживать.

Например, при чтении стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» были выделены три картины:

1 картина

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Начало осени, солнечный, теплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный. Мягко дышится. Вечер тоже ясный, тихий.

2 картина

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Тишина. Не слышно щебетания птиц, стрекоз, кузнечиков. Небо ясное, без единого облачка.

Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи, разновидностями речи (пересказ, изложение, сочинение), типами сообщения (описание, повествование, рассуждение). Как раз в рассуждении заключается трудность для детей с диагнозом умственная отсталость. В таком случае необходимо использовать опору на зрительный образ для помощи в рассуждениях. Например, при ознакомлении со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», можно задать детям вопрос: «Где происходит событие?». При этом рисую реку или показываю изображение с рекой. Когда задаем вопрос «Где протекает река?», рисую лес, или показываю изображение с лесом.

- Что можно нарисовать на берегах реки? (вопрос детям).

- Деревья, кустарники (предполагаемые ответы).

- Как выглядела река? (вопрос детям с опорой на изображение)

- Река была покрыта льдом, образовалась полынья (предположительные ответы).

Затем используется наглядное пособие с изображением полыньи, в которой находится уточка, лиса.

- Как выглядит лиса? Какая она? Что она делает? (вопросы детям).

- Рыжая, пушистая, глаза хитрые, она осторожно крадется по тонкому льду, слегка пригнувшись (предполагаемые ответы).

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. Дети часто то «свободно» высказывают свои мысли, то выполняют задания по картинке.

Понятно, что, когда ответ ученика заключен только в обязательные рамки задания учителя, то развитие речи протекает ограниченно. Ребенка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда его речь будет живой, эмоциональной. Конечно, не увсех обучающихся будет наблюдаться положительный результат. Трудность подобной коррекционной работы заключается в следующем: неумение ребенка видеть главное на картине, неумение четко различать передний и задний планы картины, смешение цвета, формы. Внимание детей рассеяно, образное мышление развито крайне слабо.

Тем не менее, при составлении устного описания картины «Осень», работу следует выстраивать четко по алгоритму описания:

  1. Рассматриваем картину.
  2. О чем хотел рассказать художник?
  3. Какое настроение у вас от просмотра этой картины?
  4. Какое заглавие можно подобрать к этой картине?

Речевая подготовкаскладывается из описания деревьев, погоды, неба и т.д. Составляется устный рассказ по картине. Дополнительно обговариваем с обучающимися следующие важные признаки осени: какие фрукты, овощи созревают осенью (с опорой на наглядность). Беседуем по сюжетной картинке, на которой изображены дети, помогающие убирать капусту в грузовик.

Очень важны упражнения в связной речи (пересказы, изложения). Но каждое новое упражнение лучше связывать с предыдущим, подготавливая тем самым детей к восприятию последующего задания. При этом, не забываем о цели урока. Например, говоря о дружбе, взаимопонимании между людьми, бережном отношении друг к другу, продолжаем работу на следующем уроке, опираясь на сюжетную картину, изображающую игру детей на спортивной площадке.

Пересказы и изложения играют большую роль в развитии речи обучающихся, но при пересказе дети допускают множество речевых ошибок. К ним можно отнести следующие: пропуск необходимых слов, а иногда и существенных фактов, нарушение логической последовательности.

Большого успеха удается добиться, если приучить детей писать изложение простыми, короткими предложениями.

Работа над изложением проводится в следующем порядке:

  1. Чтение произведения, его разбор.
  2. Составление короткого плана.
  3. Формулировка предложений и продумывание их правописания.
  4. Письменное изложение.
  5. Проверка выполненной работы и разбор ее с обучающимися.

Наряду со специальными учебными упражнениями, рассчитанными на развитие письменной речи, необходимо прививать обучающимся навыки делового письма, к которому им придется прибегать в дальнейшей жизни. Детям важно научиться писать заявление, заполнять анкету, составлять свою автобиографию и т.п.

При ознакомлении обучающихся с образцами деловых бумаг, эффективно использовать метод сюжетно-ролевой игры, которая очень увлекает ребят, стимулирует и раскрепощает их устную речь, помогает лучше усвоить практическое значение деловых бумаг.

Как же исправлять и предупреждать речевые ошибки обучающихся?

Речевые ошибки необходимо исправлять в тетрадях. Перед каждым рассказом, текстом с целью подготовки обучающихся к лексике следующего текста, проводить языковые упражнения, словарную работу. Эффективно в своей работе чередовать индивидуальную и групповую работу над отдельными ошибками, своевременно замечать каждое неправильно сказанное слово, доводить его и отшлифовывать до правильного, точного варианта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому социальная адаптация является не то...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

   Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»: Развитие общих речевых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в 1 классе.

У всех обучающихся в первом классе с интеллектуальным недоразвитием имеется  системное нарушение речи разной степени выраженности, которые  проявляются как:I. Нарушения фонетико-фонематическ...

Особенности создания презентации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данное мультимедия содержит информацию о требованиях создания презентаций для обучающихся с умственной отсталостью разной степени....

Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"

В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристи...

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 9.1) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обуч...