Задачи музыкального воспитания детей с нарушением интеллекта
методическая разработка

Вольхина Светлана Николаевна

В педагогике большое значение уделяется музыке, поскольку известно, что музыка обладает особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает у ребенка чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрывать свои способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_muzykalnogo_vospitaniya_detey_s_uo.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Задачи музыкального воспитания детей с УО

Образовательные цели

Формировать знания  о музыке

Формировать музыкально – эстетический словарь

формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности

Совершенствовать певческие навыки

Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально – исполнительские навыки.

Воспитывающие цели

Помочь самовыражению школьников через занятия

Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения

Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоционально отзывчивость

Активировать творческие способности

Учить детей коммуницировать со сверстниками и педагогами.

Учить детей выражать свое отношение к музыке социально приемлемым способом

Учить адекватно реагировать на настроение

Учить адекватным формам снятия напряжения через релаксацию в конце урока)

Учить принимать участие в музыкально – двигательных упражнениях

Коррекционные задачи

Содействие преодолению неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения

Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими

При этом я ставлю цели по развитию личностных результатов моих воспитанников.

Личностные результаты:

Наличие эмоционально – ценностного отношения к музыке.

Как правило, моя задача, чтобы дети посещающие мои занятия, получали от этого удовольствие и т.о. у них формируется положительная  мотивация для посещения и активной работе на занятиях.

Ориентируем на понимание причин успеха в деятельности.

Я всегда делаю акцент ребенка на то, в чем он успешен, а если у него что-то не получилось, то не употребляю словесных фраз о неуспешности ребенка типа «ты сделал неправильно». Обычно стараюсь применять фразы: «у тебя получилось, давай попробуем еще раз». И тогда ребенок не чувствует свою неуспешность более  и старается сделать еще лучше на положительно – эмоциональном фоне. Соответственно, раз ребенок успешен, ему захочется еще прийти на музыкальное занятие. При этом, использование  различных мультимедийных технологий на занятиях создает определенный мотивационный фактор……

Виды музыкальных занятий

Основные:

Пение

Слушание

Игра на ДМИ

Сопутствующие:

Муз-ритмич. Движения («У жирафов пятна…», упражнения Железновой, )

Музыкальные игры (музицирование на ДМИ)

Муз-литературные композиции

Викторины

ИГРЫ:

Игры-приветствия – всевозможные попевки, когда мы здороваемся друг с другом, представляемся друг другу, даже если дети хорошо знакомы между собой. Предлагается определенная музыкальная фраза и на эту фразу ребенок ритмически накладывает свое приветствие: «Меня зовут Катя», а как тебя зовут? В такой форме  я формирую и музыкально-ритмическую,  и звуковыстную сторону  развития музыкальных способностей, а также и ярко выраженную  коммуникационную составляющую- учу детей представляться. Этот навык закрепляем на занятиях, регулярно включая игры – привествия.

Пальчиковые игры

В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста пальчиковые игры очень востребованы: любую пальчиковую игру при определенном опыте можно наложить на простейшую музыкальную мелодию. И то, что они привыкли делать на занятиях с воспитателем, логопедом или психологом, сидя за столом, в формате музыкального занятия выглядят для них по новому и знакомые движения накладываются на простую музыку и дают вариант совершенно нового упражнения и т.о. помимо развития мелкой моторики, активизируют и способствуют развитию творческого мышления, и развитие музыкально- высотного слуха.

Игры с предметами

Перекладывание мяча под определенную музыку. Например: музыка звучит высоко – мячик лежит в правой руке, музыка звучит низко – мячик лежит в левой руке. В данном виде деятельности предоставляю детям возможность проявить фантазию….

Музыкально – подвижные игры

Использую широкий диапазон различных игр. Например, простая игра по типу «Третий лишний» (стоп мелодия)

Музыкально – дидактические игры

Широко в практике применяю МДИ - когда дети определяют настроение музыки  с использованием различных индивидуальных  карточек, различных действий, выполняя орпеделенную поставленную учебную задачу.  

- Угадай инструмент – ребята учатся определять тембровую окраску инструментов. Для более продвинутых детей - дети угадывают по музыкальному фрагменту, а на начальном этапе обучения – прячу музыкальный инструмент за ширмой и предлагаю детям второй комплект таких же музыкальных инструментов, чтобы  ребенок подошел и взял именно тот инструмент, который звучал за ширмой.

- Свой оркестр -  для игры понадобятся картинки с изображением музыкальных инструментов.  Включаю любую веселую музыку и показываю картинки, чередуя их друг с другом.  При этом предлагаю детям взять инструменты – одному бубен, другому – маракасы, третьему -…. На каждый инструмент – своя визуальная карточка, сначала дети играют по очереди, в зависимости от показываемой карточки, потом можно показывать по 2, затем по 3 карточки, затем снова по одной.  Элемент неожиданности с одной стороны, с другой -  элемент сотворчества дает детям хороший позитивный эмоциональный настрой.

Загадочный инструмент

Выбираем водящего, он выходит из зала, дети загадывают какой—нибудь музыкальный инструмент, например, бубен. Водящий возвращается в зал, подходит по очереди к каждому игроку и  каждый участник называет какой-нибудь признак загадочного инструмента.  Например: он круглый, у нег есть бубенцы, по нему ударяют рукой, не может петь, может только шуметь и т.д. ребенок водящий должен назвать этот инструмент Принцип игры «Крокодил», но в условиях музыкального занятия.

Прячем мелодию

Использую в форме музыкальной викторины -  спрятать мелодию в музыкальном сопровождении и дети угадывают этот музыкальный фрагмент.

Применяю как форму  активизации учебного материала при знакомстве с новым музыкальным произведением, для детей младшего возраста использую знакомые мелодии.

Эхо  -  музыкальный руководитель громко и отчетливо поет отдельные ноты и их соединения,  а дети тихо повторяют эти звуки как отголосок эха

Еще один вариант игры – музыкальный руководитель поет громко – за ним по цепочке повторяют дети: 1- ый громко, 2-ой тише, 3-ий еще тише…

Провожу эту игру в форме музыкальной викторины: спрятать мелодию в музыкальном сопровождении

Коммуникативные игры.

Передача фразы друг другу. Часто использую в сочетании с игрой – приветствием. Например: «Меня зовут Максим, а как тебя зовут?»

Артикуляционные игры.

Напрямую пересекаются с логоритмическими занятиями с целью совершенствования, тренировки артикуляционного аппарата. Соответсвенно, формировать у детей звукопроизносительную сторону речи

Дыхательные игры.

Использую во время пропевания коротких и длинных звуков путем чередования. Часто использую в рамках ритмического задания – в определенном ритме: 3 коротких звука 1 длинный. Или 3 коротких звука 2 длинных

В импровизационной форме – по  дирижерскому жесту педагога.

Т.о. МДИ в работе с детьми с нарушениями в развитии разных форм используются в моей практике достаточно активно.

Структура музыкального занятия.

1 Музыкальное приветствие.

2. Логоритмические распевки.

3. Разучивание/повторение репертуарных песен

4. Музыкально  -речевые и пальчиковые игры для разгрузки детей.

5. Музицирование на ДМИ.

6. Музыкально – двигательные игры в пространстве (хороводы, танцы).

7. Релаксационное упражнение под музыку.

8. Подведение итогов занятия, ритуал прощания.

Элемент определенной неожиданности создает игровой момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта

Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта ...

Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...

Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта

В данной статье рассматривается роль семьи и школы в нравственном  воспитании умственно отсталых обучающихся 5 класса...

Педагогический проект "Экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта"

Разработанный проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами ознакомления с явлениями живой и неживой природы» сочетает в себе образовательные возможности и учебно...