Главные вкладки

    Сообщение на педагогическом совете " Формы и методы подготовки старших воспитанников к самостоятельной жизни"
    презентация к уроку

    Атаджанова Александра Михайловна

    В этом выступлении я делюсь опытом  по формированию навыков самостоятельной деятельности старших воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната/

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогическом совете (из опыта)

    «Формы и методы работы по подготовке старших воспитанников к самостоятельной жизни»

    Одной из составляющих содержания работы школы-интерната является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и посильного участия в общественно – полезной деятельности, обеспечения системы социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество.

     Основными задачами этой работы является формирование у выпускников:

    - практических и социально-значимых навыков, которые позволят им нести самостоятельную жизнь по завершении школьного обучения;

    - правильного осознания перспектив будущей жизни, умения самостоятельно решать возникающие проблемы.

    Планируя воспитательный процесс, во главу угла ставим личность ребенка с его недостатками и достоинствами, ресурсами и возможностями.

    При этом мы обязательно учитываем особенности наших воспитанников: незрелость мотивационной сферы, недостаточный уровень сформированности познавательных процессов, эмоционального, физического развития, состояние здоровья.

    С первого класса мы с коллегой стали приучать детей к самообслуживанию. Что входило в такой вид труда? Ребятам надо было научиться заправлять кровати, складывать вещи в шкафу, содержать порядок в тумбочке, регулярно принимать водные процедуры и многое другое. Ведь все дети поступили к нам из дошкольных групп, и в силу своего возраста они не могли уметь всего этого.

               Ребятишки не умели держать в руках швабру, приходилось обучать их методом «рука в руке», объяснять, что мытьё полов походит на раскрашивание картинки карандашами. Для мытья посуды старшеклассники смастерили на уроках трудового обучения небольшие скамейки-подставки, предназначенные для того, чтобы без труда дотянуться  до мойки, а сама вставала рядом, и обучала процессу мытья посуды. Теперь у подростков процесс мытья посуды, проведение влажной уборки не вызывает затруднений. Они выполняют трудовые обязанности согласно составленным графикам, чётко распределяют действия и время, отведенное на дежурство.

    Большой воспитательный эффект оказывает занятия общественно-полезным трудом: ребята делают генеральную уборку группового помещения, спален; ухаживают за комнатными, садовыми и огородными растениями; очищают от мусора, метут территорию школьного двора и пришкольной территории, зимой очищают территорию школьного двора от снега.

    Сейчас при проведении генеральной уборки роль воспитателя заключается в том, чтобы всем ребятам достались инструменты, разрешить возникающие непредвиденные ситуации и при подведении итогов самостоятельной деятельности. Перед уборкой устанавливаем последовательность процесса деятельности для экономии времени и эффективности результатов работы. Мальчишки самостоятельно распределяют между собой фронт работы и трудятся. Умение справляться с трудовой нагрузкой не вызывает сомнения. А ведь не так давно при напоминании о генеральной уборке, вызывало бурную реакцию у детей: они не хотели браться за эту скучную (так им тогда казалось) и так ненавистную им работу. Теперь же они считают этот вид деятельности жизненно важным моментом. Как же мы добились такого эффекта? Мы с коллегой помогали им, вставая рядом с ними, когда видели, что они устают. Успокаивали, когда что-то у них не получалось, показывали, объясняли, как это можно сделать без особых усилий, стимулировали их труд оценкой, поощряли, хвалили, благодарили за добросовестный труд. Одно слово «молодец» вызывает у них чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Поощрение же чаще требуется детям неуверенным в себе.  После окончания работы все вместе любовались чистотой и порядком в группе. Обсуждали, что получилось, над чем ещё надо потрудиться, выслушивали мнения с оценкой их деятельности. В решении обсуждения принимается общественное мнение. Акцентировали внимание на то, что в группе стало свежо после влажной уборки, что приятно находиться здесь не только нам, но и тем, кто к нам приходит, потому что все вещи на своём месте, прибраны.

    Проводили беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем.

    Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у воспитанников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

    Принятие ванны считается своеобразным ритуалом, это суббота. Суббота стала ассоциироваться с принятием душа или купанием в ванне. В первое время дети не могли себя обслуживать, и тогда мы мыли детей сами. Мыли и рассказывали последовательность ухода за своим телом. Ребята не только мылись, но ещё узнавали, что после купания обязательно нужно менять одежду, необходимо оставлять ванну чистой, а пол сухим. После купания уход за телом продолжался: надо было стричь ногти в определённом месте и убирать за собой это место. Всё это происходило под неусыпным взглядом воспитателя и постепенно все эти действия превратились в привычку, появились навыки ухода за своим телом. На сегодняшний день подросткам нет необходимости напоминать порядок действий, всё отработано до автоматизма.

    На личном примере приучали  детей одеваться эстетично. В беседах рассказывали, что одежда бывает разной и служит для разных целей: бывает домашней и используется только для дома, а школьная одежда - для школы. Чтобы  приучить детей не носить домашнюю одежду на дополнительные занятия в школе столкнулись с трудностью, они не понимали, почему они должны идти в туфлях, а не в тапочках, в брюках, а не в шортах или спортивной одежде, как привыкли ходить дома?  Проводили беседы на этические темы, приводили примеры, объясняли, что ученик должен выглядеть строго и опрятно в школе, ведь учитель не позволяет себе приходить к ним в класс в домашней или неопрятной одежде, что существует школьный этикет, что должно быть взаимоуважение между учеником и учителем. Сегодня такой проблемы не возникает, выход в школу сопровождается обязательным переодеванием, приходя со школы, мальчики  снова  переодеваются в домашнюю одежду, спортивная одежда используется по назначению.

    Мы обучаем подростков организовывать свободное время с пользой с учётом занятости на кружках и секциях. Наши воспитанники посещают различные спортивные секции и кружки в городе: футбол, тяжёлая атлетика, ходят заниматься на «Конный дворик», нас приглашают на различные мероприятия в ДК «Юность» и музей города, дети записаны  в библиотеке, и мы выработали единые требования к одежде: она должна выглядеть эстетично и быть чистой. Чтобы выглядеть опрятно, дети делают  мелкий ремонт одежды, в который входят: пришивание пуговиц, петелек; чистка и утюжка одежды; мойка и чистка обуви. Над этой ситуацией нам пришлось немало потрудиться.

    И только систематическое требование, убеждение, обсуждение и личный пример довели до автоматизма навыки эстетично одеваться. Ведь метод убеждения - главным образом обращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения детей. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы и чувства, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения  применяется в  работе, когда рассматривается какая - либо ситуация и применяются такие методы как: беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет изменить сознание воспитанника. Они уже понимают, что  человек должен выглядеть всегда опрятно одетым и чистым, что в нашем обществе существуют правила этикета, которые нужно соблюдать. А ещё это необходимо соблюдать для того, чтобы не вызывать у прохожих неприятные взгляды и осуждения.  

    Организация деятельности детей является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Я веду кружок «Диковины природы». Здесь мы занимаемся изготовлением поделок из природного материала. Осенью мы ходим в лес для сбора коряжин. Воспитанники находят материал, напоминающий какого-либо персонажа, чтобы потом использовать его в работе. Затем дети сами выбирают заготовки и придумывают образ, а потом советуются со мной. Не все дети могут заняться творческой работой, но все принимают участие. Как мы это делаем? Например, Сергей всегда помогает тем, что наблюдает за чистотой рабочих мест. Так как работа с природным материалом предполагает собой много остатков материала - опилок, трухи и гари, которые должны быть вовремя убраны, чтобы не засорить помещение и стол, за которым творят дети. Сергей помогает содержать рабочие места в чистоте. Бывает такое, что у ребёнка нет желания на тот момент заниматься природным материалом, тогда он выбирает для себя другое полезное дело: настольные игры, что-то мастерит для младших детей, ремонтируют игрушки; к примеру, Николай занимается ремонтом мебели не только в своей группе, но и в других помещениях интерната. Нередко у некоторых воспитанников просто нет желания трудиться и не потому, что у него нет сегодня желания этим заниматься, а потому, что он просто хочет побездельничать. И чтобы привлечь его к творческому процессу, я иду на хитрость: в разговоре с ним я ссылаюсь на то, что обойтись без него невозможно, что не могу себе представить, что его работа не будет участвовать в следующем творческом конкурсе. Таким образом, все дети заняты и самостоятельно сделали выбор.  В данном случае я использую метод одобрения в пользу той или иной деятельности подопечных; похвалу, что не побоялся взяться за такую сложную работу (имеется в виду работа с природным материалом) и, конечно, обсуждение и поощрение после окончания работы.  Затем все дружно берутся за уборку: сами распределяют территорию помещения, за которую  он будет отвечать.

    Кроме этого я с детьми занимаюсь волонтёрской деятельностью: мы собираем и сдаём вторсырьё (макулатуру, пластиковую тару, целлофановую упаковку, пакеты из-под молочной продукции). У каждого ребёнка распределен фронт сбора, то есть каждый ребёнок отвечает за определённый вид вторсырья. Не сразу мне удалось приучить детей к этому виду деятельности, так как все привыкли выкидывать в мусор, и тем более, что работа проводится на общественных началах.

    Во время самоподготовки основная обязанность воспитателя создать условия для самостоятельной работы детей. Мы не проводим фронтальное объяснение, но это не означает, что мы только присутствуем при самоподготовке. Мы создаём рабочую обстановку, где закрепляем умение работать с учебниками, рационально распределять время, а также учим их работать не мешая товарищам, следим за их посадкой, приучаем организованно садиться на свои места, быстро включаться в работу и обязательно планировать работу (например, начинаем с подготовки письменных предметов, так как эта работа занимает больше времени, а затем – устные предметы). Обращаем внимание на аккуратность и добросовестность в выполнении письменных предметов. Не всегда самоподготовка проходит в полном составе группы, потому что  дети в целом заняты в кружковой деятельности, но у всех разное время, тогда работа проходит подгруппами. Иногда  ребята не понимают задание, тогда приходиться объяснять им материал в индивидуальном порядке. Если же и после этого ребёнок не понял, тогда работа остаётся невыполненной, чтобы учитель смог увидеть, все ли дети усвоили новый материал.

    Мы считаем, что процесс воспитания должен быть интересным и увлекательным, поэтому в своей работе  широко используем нетрадиционные формы организации деятельности: деловые игры, анкетирование, тестирование, консультирование, экскурсии, выставки изделий изготовленных на кружке «Диковины природы».

    Смысл своей деятельности видим ещё и в том, чтобы передать весь накопленный жизненный опыт детям и научить их самостоятельности и умению выживать в этом непростом мире.

    От того, как мы работаем, зависит в дальнейшем  жизнь наших воспитанников. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, трудоустроиться, создать свою семью и вести достойный образ жизни.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях коррекционного детского дома".

    В данной статье описана работа воспитателей по формированию навыков, способствующих становлению самостоятельности воспитанников....

    доклад: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"

    Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"....

    сообщение о проблемах подготовки молодых людей интерната к самостоятельной жизни

    Проблемы подготовки молодых людей к самостоятельной жизни. Из опыта работы в интернате,+0...

    Представление собственного педагогического опыта по теме: «Подготовка воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни»

         Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения ...

    Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание

    Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных с...

    «Эффективные формы работы по подготовке старших воспитанников к самостоятельной жизни»

    Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям.Одной из актуальных задач современной педагогики является...