« Формирование здорового образа жизни – основа подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни»
материал по обж (10 класс) на тему

О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ  ЖИЗНИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ- ИНТЕРНАТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад ЗОЖ36.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская   общеобразовательная школа-интернат № 23» .

« Формирование здорового образа жизни – основа подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни»

Воспитатель  Белоконь  Н.А.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения « здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия,  а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.

      Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно

     характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания  

      и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых  

      качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются  основой социальной жизни  человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному  образу  жизни.

  Здоровье – ни с чем  несравнимая ценность,  бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.   Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

     Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Нормой каждого человека   должен стать  здоровый образ жизни  и санитарная культура.

    Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

Французская поговорка гласит:  “Здоровый вид - лучше, чем рекомендательные письма”.  

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей,  что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

     Здоровье человека — тема актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

 Серьезную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья школьников. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

    Изучение состояния здоровья  детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной и нервно-психической патологии, заболевания крови, нарушений зрения.

   Около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечнососудистой и костномышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием, а также полной неграмотностью в вопросах сохранения здоровья и профилактики заболеваний.  Растет влияние психологических, медицинских, эмоциональных, экологических и других факторов на организм ребенка. Алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания наносят непоправимый вред не только индивидуальному, но и общественному здоровью.

   Неблагоприятные экологические условия, неправильное питание и множество других факторов привели к тому, что с каждым годом число здоровых детей уменьшается и возрастает число детей физически ослабленных.

  Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся общеобразовательных школ является слабое здоровье. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.

   Человек -  высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.

К сожалению, далеко не каждый взрослый бережно относится к свооему здоровью, сознает ответственность за его состояние, тем более научить ребенка, сформировать у него прочные навыки здорового образа жизни.

   Обычно подростки не склонны, всерьёз, задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в молодости всякие неприятности, в их числе и болезни воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том-  то, к сожалению,  и дело, что большинство болезней именно заслуженны.  А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам.      

   Организация  здорового образа жизни  и обеспечение безопасности  жизнедеятельности школьников  –  одна из основных задач, общеобразовательного учреждения, педагогов, родителей  и  самого ребенка, т.к. ребенок большую часть жизни проводит  в стенах школы-интерната, вдалеке от родителей.

Основная  важность  в моей работе, как воспитателя  состоит в том, чтобы  формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни.

 

Здоровый образ жизни школьника включает:

-  соблюдение режима дня

-  правильное питание

-  занятие физическими упражнениями

-  закаливание

-  соблюдение норм гигиены

-  отказ от вредных привычек.

   Одним из ведущих факторов в сохранении и укреплении здоровья детей, обучающихся в школе-интернате,  является выполнение им рационального режима дня.  Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.    Приучать ребенка к режиму дня необходимо с детства, что потом помогает взрослому человеку  в самовоспитании и самоорганизации.

В школе-интернате созданы все условия  для нормального развития ребенка, для укрепления его здоровья.  

 Но очень часто можно наблюдать, когда дети,  возвращаясь в школу,  после выходного дня или после каникул, не хотят ложиться спать в свое время,  подолгу не засыпают. Потому что дома   не соблюдается  режим дня,  и ребенок  самостоятельно распоряжаются своим временем.   Не выспавшийся ребенок невнимателен на занятиях, рассеян, раздражителен.  Поэтому с детьми и   родителями проводятся  беседы о поведении детей на каникулах.

В конечном счете,  соблюдение режима дня способствует и укреплению

здоровья.

      Питание является одним из важнейших факторов внешней среды, оказывающих влияние на здоровье человека, на всю его жизнь, включая её продолжительность.  Правильное и  рациональное питание – это получение с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании необходимых организму веществ,  важный фактор здоровья человека.

  Недостаток, как и избыток в пище того или иного вещества, может  отрицательно сказаться на состоянии здоровья человека. Многие воспитанники, особенно старшего возраста,   отказываются употреблять в пищу те или иные продукты. Причин много: девочки-старшеклассницы, боясь  испортить свою фигуру, набрать лишние килограммы,  не употребляют сливочное масло, хлебобулочные, макаронные  изделия.  С ними постоянно проводится разъснительная работа, особенно употребление пищи в первую половину дня.  Это начинать обед с первого блюда – супа или борща. Недопустимо и физиологически начинать обед со второго блюда, так как это ведет к гастриту или язвенной болезни.

       Большую тревогу вызывает употребление детьми импорных продуктов в ярких упаковках, с модными названиями,  которыми наполнены все магазины. Но, несмотря на разъяснения,  беседы очень велик  вокруг соблазн.

  Заморские полистирольные стаканы и пакеты с супом появились в России в первой половине 90-х годов. Все «супы» - это,  как правило, лапша с консервантами, ароматизаторами. То, что предлагается считать мясом, похоже на древесину. Кроме того, все супы содержат огромное количество соли. Вся эта посуда изготавливается из опасных для здоровья материалов.

Стоит налить горячей воды для приготовления супа, как стаканчик начинает выделять опасное для здоровья вещество – стинол. При регулярном употреблении подобных супчиков из стаканчиков-отравителей токсичное вещество накапливается  в печени и почках, весьма быстро разрушая их.

  На Западе в любом месте общепита по первому требованию предоставят полную информацию о любом блюде. В России это не принято. Неудобно у нас спрашивать сертификат  или из чего сделано то или иное блюдо.

За последнее десятилетие в наш быт вошли слова: «гамбургер», «сникерс», «йогурт».  Последний очень быстро завоевал популярность благодаря стереотипу понятий о полезности кисломолочных продуктов. В сущности йогурт  - это кефир, наполненый ароматизаторами и консеравнтами. И весьма вероятно, что на Западе, будучи изготовленным у себя и для себя, этот продукт и вправду целительный. Но качество того йогурта, который ввозится в Россию, вызывает очень большое сомнение. Модное название «йогурт» взамен традиционого  «кефир» позволяет сбывать этот продукт дороже.

   Важной составляющей  здорового образа жизни является   физическая активность, физкультура и спорт, как  могучие средсвта профилактики заболеваний.  Все старшеклассники с большим желанием занимаются в вечернее, свободное время от уроков и занятий в спортивном зале. Такие воспитаники, как Сыроватский Роман регулярно посещает тренировки   школе-интернате № 23 по баскетболу. Комарова Анастасия, Зеленский Денис, Фролова Елизавета занимаются профессионально пулевой стрельбой. Физическая нагрузка – лучшее средство для снятия напряжения.

    Большое влияние на психическое и эмоциональное состояние здоровья  оказыавет резкое расширение информации. С одной стороны – возможность больше знать, с другой стороны – больше поводов для волнения и тревог. Повышенная тревожность наблюдается у детей из-за различных чрезвычайных проишествиях, катастроф.

При проведении с  воспитанниками беседы «Молодежь и религиозные секты», цель которой – предостеречь от нежелательных поступков,  от воздействия различного рода  организаций.  Многие глухие подростки и взрослые люди подвержены их  влиянию. Из беседы дети узнали, что по опасности для общества секты бывают: тоталитарные, секты убийцы и деструктивные. Тоталитарные секты возникают как род бизнеса, для обогащения и для удовлетворения амбиций небольшойгруппы людей. Почему человек становится жертвой сект? 

- острый интерес ко всему необычному, мистическому;

- слабая неустойчивая психика;

- трудная ситуация (семейные проблемы, нарушение здоровья);

- наличие родствеников, друзей и кумиров.

Про проведении беседы «Что такое толерантность?», целью которой было умение  проявлять терпимость к людям их взглядам, умение принять человека, какой он есть, ребята еще раз убедились, что необходимо проявлять терпение по отношению к любому  человеку-  инвалиду, человеку другой национальности.    

    Немаловажным компонентом здорового образа жизни является отказ от вредных привычек. Их вообще изначально не должно быть у здорового человека. Но если случилось так, что они имеют место, то нужно обязательно от них быстрее избавиться. К вредным привычкам, как все знают,   относятся  курение, употребление алкоголя, наркотиков. 

   Работая со старшеклассниками  большое внимание уделяется работе по воспитанию негативного отношения  к вредным привычкам.

    Курение называют эпидемией XXI века. Это не случайно.  В последние десятилетия курение стало распространяться  повсеместно, женщины начали курить наряду с мужчинами, к курению приобщаются подростки и даже дети среднего школьного возраста.

Что представляет собой горящая сигарета:

- никотин

-угарный газ

- аммиак

- цианистый водород

- табачный дым

- радиактивные вещества

- другие ядовитые вещества.

Почему курят подростки?

- влияние рекламы, кино, телевизора

- стремление показать себя «крутым» и взрослым

- за компанию

- слабая воля

- нечем занять досуг

- непонимание опасности курения

- «покурю и смогу бросить»

- из любопытства.

 Наиболее частыми причинами, приведшими к началу курения, были подражание родителям, ради моды.  Чтобы купить сигареты, подросток начинает "выкраивать" деньги из выдаваемых родителями на различные цели.  Постоянно проводятся беседы о вреде курения внутри класса, встречи со специалистами в школе.  Как уже доказано, курение ухудшает зрение, ослабляет внимание, снижает скорость ответных реакций, что мешает освоению многих профессий. Систематическое курение вызывает склонность к спазмам коронарных сосудов сердца. Хронические воспаления верхних дыхательных путей, а также хронические бронхиты  – удел всех  курящих.   Подростки не соотносят значение о вреде курения со своим здоровьем. Они рассуждают, что расстройство  здоровья возникнет  не сразу, а лет через  20 -30 после начала курения.

     Сегодня во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков. Ели коснуться истории, то предки наши прославлялись хлебосольством. Обильная еда в зажиточных семьях сопровождалась различными напитками - медом, медовухой. Пили по трем поводам: при рождении ребенка, победе над врагом и на тризне. Водки в Росси не было до  начала XV века  и привезли ее из Генуи.   Когда началось массовое потребление крепких напитков, то по указу   Ивана Грозного  повсеместно были закрыты все кабаки.  Только при Петре I водка стала поступать в открытую продажу. В 1914 году был принят сухой закон и пьянство пошло на убыль.  В 1924 году этот закон был отменен, продажа дешевой водки стала весьма прибыльным делом.

Большую опасность вызывает употребление спиртных напитков  подростками.

Причины алкоголизации несовершеннолетних:

- возраст, чем старше  подростки, тем болшее число их приобщено к алкоголю,

- укоренившиеся в обществе алкогольные традиции,

- приобщение  детей и подростков к алкоголю чаще всего родителямии их родственниками.

Детский алкоголизм:

-  признаки употребления алкоголя проявляются до 18 лет.

Особенности детского алкоголизма:

- быстрое привыкание к спирным напиткам,

- злокачественное течение болезни,

- принятие ребенком больших доз алкоголя,

- быстрое развитие запойного пьянства,

- низкая эффективность лечения.

Результаты, полученные при изучении проблемы алкоголизации молодого поколения:

- подавляющее большинство подростков имеет опыт употребления алкоголя,

- более,  чем у половины подростков первая проба алкоголя происходит

  в 14 -16 лет,

- 1/3 подростков пробует алкоголь до 14 лет,

- основное количество алкоголя употребляется в виде пива.

    Установлено, что подростка влечёт не вкус напитка, а его действие - состояние опьянения.

  Проводя с воспитаниками беседу «Пиво – алкогольный напиток», они узнали, что это не так уж безобидный напиток.

Как и всякий алкогольный напиток, оно вызывает опьянение. Одна бутылка пива в среднем равна 50 - 100 граммам водки, в   зависимости от крепости. Этого количества достаточно, чтобы убить порядка 5000 нейронов в мозге человека.  Пиво оказывает наиболее негативное влияние на содержание половых гормонов в организме мужчин и женщин.

Любитель пива постепенно приучается не только к обычному опьяняющему  действию алкоголя, но и к "успокаивающему нервы" седативному средству. Постепенно такое приятное расслабление хочется повторять и повторять - пиво становится необходимым элементом отдыха и расслабления.

 Дозы приходится увеличивать. Употребление пива становится привычкой, а его составляющие подобно настоящим наркотикам.

  Согласно современным исследованиям, пиво – это первый легальный наркотик. Наркологи утверждают, что алкоголь является самым агрессивным из наркотиков,  а пивной алкоголизм характерезуется особой жестокостью.

  Нередкая картина: девушка с бутылкой пива в одной руке и сигаретой в другой, висящая на каком-нибудь парне на виду у прохожих.

Не лучшим образом сказывается употребление пива и на внешности женщин. Нарушение желез внутренней секреции ведёт к появлению у них мужских вторичных половых признаков: росту «пивных» усов и бороды, огрублении голоса.

        Негативное отношение к курению, алкоголизму можно воспитывать у детей  на занятиях.   Так в  рассказе  В. Шукшина  «Космос, нервная система и шмат сала» описывается состояние старика Наума Евстигнеича, который хворал всегда с похмелья, матерился и говорил Юрке,  что умирает.

  Педагоги, родители, все взрослые обязаны позаботиться, чтобы здоровый образ жизни стал для ребенка правилом поведения, стилем его жизни, состоянием души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

Индивидуальный самообразовательный план по теме «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни воспитанников»

  Актуальность  темы:  Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых под...

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...

Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"

Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в у...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....

Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников

Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...