"Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях коррекционного детского дома".
статья по теме

В данной статье описана работа воспитателей по формированию навыков, способствующих становлению самостоятельности воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovladenie_navykami_samoobsluzhivaniya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Изменения в жизни нашего общества вызвали необходимость возрождения социального статуса семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений. Что необходимо для нормальной жизни каждому человеку? Очаг, добрая, здоровая, дружная семья. Значит, главное человеческое умение – создать семью, обустроить дом, уметь сообща вести хозяйство. Для создания крепкой семьи необходимо, чтобы люди, ее создающие, стремились стать рачительными хозяевами в своем доме. Несмотря на то, что эти понятия имеют, казалось бы, частный характер, все же в процессе воспитания подрастающего поколения они становятся важными для формирования общественно значимой личности.

Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную жизнь.

Вместе с тем надо учесть, что в специальных школах, интернатах и детских домах учатся и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков. А некоторые дети, лишенные семьи и попечения родителей, вообще не имеют представления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это способствует развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей.

Основной задачей является – научить детей правилам ведения хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем окружении.

Овладение навыками самообслуживания ( умение одеваться и раздеваться, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.д.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости и самостоятельности.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, носки, варежки, может сам есть ложкой и пить чай из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, которые рядом с ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действий, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверяя их с образцом.

У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы воспитателей, специалистов, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и дающая ориентир на ближайшие задачи.

Только через подражание навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью.

Причин может быть много:

различные нарушения движения;

нарушения слухового и зрительного восприятия;

особенности эмоционально-волевой сферы;

низкий уровень развития функций программирования и контроля;

нарушение интеллектуального развития.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них жизненной необходимостью.

Наша задача – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни. В условиях детского дома возникают определенные  трудности, связанные с особым устройством жизни детей (на всем готовом). Старшие дети не всегда являются примером и образцом для подражания. Хотя взрослых вокруг очень много (на 1 воспитанника – 2.3 человека персонала), но рядом только воспитатель. А в семье это: мама, папа, бабушки, дедушки, тетушки…

В нашей группе ведется постоянная и целенаправленная работа в данном направлении. Были разработаны цели и задачи по каждому конкретному направлению деятельности, определен конечный результат (что должны знать и уметь дети младшего школьного возраста). В этом направлении  нами были достигнуты  определенные результаты:

воспитанники сами, без напоминания умываются, чистят зубы, выполняют мелкую стирку;

банные процедуры уже не вызывают больших трудностей;

качественней выполняется уборка комнат;

ребята 2-ой год выполняют обязанности дежурных по столовой и т.д.

В младшем школьном возрасте постепенно формируется способность действовать произвольно, т.е. новое поведение возникает сначала в совместной деятельности с взрослыми, только потом становится собственным индивидуальным способом действий ребенка. Даже среди детей, которые охотно берутся за выполнение того или иного поручения, довольно часты случаи, когда ребята не справляются. Давая воспитанникам поручения, мы стараемся соблюдать такие правила:

Получив задание, ребенок должен повторить его (это позволяет мобилизоваться, «настроиться»);

Предлагаем спланировать свои действия, т.е. мысленно исполнить: определить срок выполнения, последовательность, попытаться распределить работу и т.д.

Навыки образуются посредством упражнений, причем в процессе упражнений они не только закрепляются, но и совершенствуются.

Дети в группе разные и естественно, у одних навыки формируются быстрее, чем у других.  Но нам-то надо научить всех и важно создать условия, при которых полученные навыки выросли в привычку, в потребность делать так, а не иначе, делать хорошо, а не как-нибудь.

Мы стремимся давать детям установки на дело, на успех; создать внутри коллектива доброжелательную обстановку (ведь только в такой обстановке даже отрицательная оценка действий или деятельности будет восприниматься без обид, спокойно). Считаем важным, оценку направлять не на личность, а на те или иные действия или на  результат этих действий («Ты хороший, ты старался очень, но сегодня это не получилось или получилось плохо…).

Воспитанники будут стремиться к самостоятельности, собственному росту, если поддерживать их самооценку (учить правильно, оценивать, прежде всего, себя и свои поступки).

Самостоятельным может стать человек, который обладает чувством собственного достоинства, уверен в себе; который утверждается в жизни ни за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей и собственных усилий. В своей работе мы стараемся придерживаться следующих правил:

Не противопоставлять детей прямо друг к другу;

Не «пилить» и не ругать при всех;

Не подчеркивать часто с нажимом способности одних и неудачи других;

Замечать даже маленькие успехи, чаще хвалить;

Называть всех детей по имени и добиваться этого в общении детей друг с другом;

Дети должны понять, что отношение к человеку определяется, прежде всего, теми добрыми делами, которые он совершил;

Стараемся чаще разговаривать с теми, которых остальные игнорируют. Почему? Поведение в этом возрасте во многом подражательно, следовательно, дети начинают тоже проявлять интерес к этому человеку;

Все, что происходит с детьми мы, должны принимать всерьез (даже если эти проблемы кажутся пустяковыми и смешными);

За внешними поступками детей стараемся разглядеть, увидеть мотивы поведения (почему так поступил?);

Исключить ситуации, способные вызвать у детей страх наказания;

Воспитывать через доверие, уважение, радость;

Воспитатель должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку; на то или иное настроение;

Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка;

Критически отнестись к себе самому при поиске причин неудач ребенка в поведении, деятельности, отношениях.

МЫ ВОСПИТЫВАЕМ ЛИЧНОСТЬ.

Слово «личность» в западных языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл и в русском слове, от которого образовано слово «личность» - «личина». В.Даль дает значение слова «личина» так: « накладная рожа, харя, маска. Ложный, притворный вид, лукавое притворство». Т.е. «личность» - маска, которую человек надевает на себя, исполняя некоторую роль для общества, для близкого окружения (семьи, друзей), даже для самого себя. И эта маска часто скрывает его истинные черты то, что он представляет собой на самом деле. Это одна из теорий личности, ее считают ошибочной. И очень бы хотелось, чтобы наши дети не «надевали маски», а вели себя порядочно всегда, при любых обстоятельствах, оставались людьми даже тогда, когда на них никто не смотрит и не контролирует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"....

« ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ИХ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ПОНЯТЬ СЕБЯ, НАЙТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ,СОБСТВЕННЫЙ ГЕНДЕРНО ВЫРАЖЕННЫЙ ОБРАЗ....

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных с...

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни

Формирование навыков практической деятельности, профессиональных навыков для самостоятельного проживания в социуме...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание

       Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и ...


 

Комментарии

Основной задачей работы является - научить детей правилам ведения хозяйства; практическим умениям, связанных с самообслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем окружении.