Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 3-4 класса
материал

Ковалева Елена Сергеевна

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 3-4 класса  составлена на основе Программы коррекционно - развивающего обучения в начальной школе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида. Под редакцией С.Г. Шевченко, М. Школьная Пресса, 2004г. В настоящее время  возросло число  учеников начальных классов, которые  в силу своих индивидуальных  психологических особенностей развития (ЗПР),  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не  могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования  (ФГСО) появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного  и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_3-4_klass.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для детей с умственной отсталостью

для 3-4 класса

Составлена на основе Программы коррекционно - развивающего обучения в начальной школе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида. Под редакцией С.Г. Шевченко, М. Школьная Пресса, 2004г.

Содержание

Пояснительная записка

1. Актуальность программы.

2.Цель коррекционно-развивающей программы.

3. Задачи коррекционно – развивающей программы.

4. Принципы коррекционно-развивающей работы.

5. Основные направления коррекционно-развивающей работы.

6. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

7. Методы по степени активности познавательной деятельности.

8. Методы организации деятельности и опыта поведения.

9. Методологическая основа рабочей коррекционно-образовательной программы для младших школьников с ЗПР

10. Формы проведения коррекционно-развивающих занятий по предметам II.Содержание программы по предметам в начальной школе

1. Календарно-тематическое планирование 3 класс

2.Календарно-тематическое планирование 4 класс

III. Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно развивающих занятий

IV. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития

V. Материально-техническая база

VI. Справочная литература

Пояснительная записка

1. Актуальность программы

В настоящее время  возросло число  учеников начальных классов, которые  в силу своих индивидуальных  психологических особенностей развития (ЗПР),  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не  могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования  (ФГСО) появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного  и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс  обучения русскому языку, математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила  заняться этой работой.Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала.  Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной  деятельности. Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о  недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму. У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости. У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности.  Значительное отставание и своеобразие обнаруживается  в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности  таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих  учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля. У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности  словаря и грамматического строя речи. У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря,  приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом. В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения. Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

2. Цель программы:

- создание системы комплексной помощи  детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса,  формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.

3. Задачи:

На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены. Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:

Обучающие  коррекционно-развивающие:

  1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;
  2. развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
  3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
  4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание  с выполнением недостающих компонентов;
  5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  6. подведение под понятие, выведение следствий;
  7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

- умение ориентироваться в задании;

- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;

- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)

Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

Формирование учебной мотивации.

Формирование ИКТ компетенции.

Воспитывающие:

  1. Формирование социально-нравственного поведения:
  2. - ответственное отношение к учебе;
  3. - соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;
  4. - осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить  межличностные отношения, пассивность и др.);
  5. - осознание необходимости самоконтроля;

2. Эстетическое и экологическое воспитание.

4. Принципы коррекционно-развивающей работы:

* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;

* принцип системности обеспечивает единство диагностики,  коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей  развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

*принцип деятельного  подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип усложнения заданий, упражнений;

* принцип развивающей направленности обучения;

*принцип наглядности и занимательности обучения;
*
принцип доступности обучения;

* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок,  считалок, заучивание стихов;

*принцип вариативности;

*принцип последовательности:  каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

5.  Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  2. развитие навыков каллиграфии;
  3. развитие артикуляционной моторики

5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
  2. развитие зрительной памяти и узнавания;
  3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  4. развитие пространственных представлений и ориентации;
  5. развитие временных понятий;
  6. развитие слухового внимания и памяти;
  7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

5.3. Развитие основных мыслительных операций:

  1. формирование навыков относительно анализа;
  2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  4. формирование умения планировать свою деятельность;
  5. развитие комбинаторных способностей

5.4. Развитие различных видов мышления:

  1. развитие наглядно-образного мышления;
  2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

1. Развитие речи, владение техникой речи.

2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.


6. Методы организации и осуществления  учебно - познавательной деятельности:

* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;

* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;

* практические методы:  копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

7. Методы по степени активности познавательной деятельности:

* репродуктивные;

8. Методы организации деятельности и опыта поведения:

* поручение;

* упражнение;

* приручение;

* оценивание;

* создание воспитывающей ситуации.

9. Рабочая коррекционно-образовательная программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)  составлена на основе:  «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2004;

«Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010;

Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с опорой на общественное мнение.

Методологическую основу Рабочей коррекционо-образовательной программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, социально-педагогической запущенностью.

10.  Формы проведения  коррекционных занятий:

  1. индивидуальные занятия
  2. групповые занятия для детей с ЗПР

Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения коррекционных задач занятия проводятся и в форме открытого мероприятия, занимательного часа с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими детьми.

Рабочая коррекционно-обучающая программа для детей младшего школьного возраста с ЗПР  рассчитана на 102 часа. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут с 3-5 минутной релаксацией, физминутками.

Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.

Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.

Оценивается,  прежде всего,  динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий. Для детей с задержкой психического развития, характерна «дефицитарность» предпосылок мышления: памяти, внимания, пространственного гнозиса, темпа и переключаемости психических процессов, замедленность процесса приема и переработки сенсорной информации, неполноценность пространственной ориентировки. Значительная часть нарушения школьных навыков, в большинстве случаев, связана с недоразвитием зрительных, слуховых и моторных функций. Дети также испытывают трудности в обучении из-за нарушения эмоциональной регуляции, неустойчивости внимания, утомляемости, импульсивности поведения, несформированности сенсорных представлений.

Настоящая программа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения обучающихся с ЗПР. А также на формирование социальных (жизненных) компетенций: способности вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми; развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми; формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего мира; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях; освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. В результате освоения данной программы планируется достижение следующих видов результатов у обучающихся младших школьников с ЗПР:

 Личностные результаты, включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач, а также обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:  сформированность адекватной самооценки (осознание своих возможностей в учебе и другой деятельности, умении брать на себя ответственность);  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование позитивного отношения к учебной деятельности, ее социальной значимости;  ценностно-смысловые (умение оценивать поступки в соответствии с нравственно-этическими нормами);  формирование уважительного отношения к иному мнению;  развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;  развитие мотивации к творчеству.

 Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности:  Познавательные:  познавательная активность (интерес к новым знаниям);  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных);3  формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир.  Регулятивные:  планирование своих действий, умение их контролировать и оценивать;  умение понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности, способность к конструктивным действиям;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей;  умение рассуждать, соотносить к известным понятиям на уровне соответствующим индивидуальным возможностям;  умение ставить цель и определять пути ее достижения;  осуществление контроля в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;  планировать вместе с учителем и уметь самостоятельно выполнять алгоритм учебных действий;  осознано строить речевые высказывания, в соответствии с коммуникативными задачами.  Коммуникативные:  овладение навыками общения, умение выслушать, вести диалог, обратиться с просьбой, уважительно относиться к иному мнению;  умение корректно выразить свои чувства: недовольство отказ, просьбу;  готовность конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы других.

Содержание.

Данная программа представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Занятия на развитие когнитивных функций чередуются с занятиями на развитие эмоционально-личностной сферы. Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи, с чем программа может корректироваться по ходу работы. Программа допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков. Основная задача психологического развития обучающихся 1-х классов состоит в развитии психомоторной сферы, сенсорно-перцептивной сферы, познавательных процессов, эмоционально-личностной и мотивационной сферы, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью, процессов самоконтроля и саморегуляции. Основная цель блока программы направленного на работу с «предметными чувствами» - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

Программа комплексного дефектологического сопровождения и коррекционной-развивающей  работы

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи программы:

- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;

- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- разработку и реализацию индивидуально ориентированную программу коррекции и развития обучающегося, организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- возможность освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа направлена:

- на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья,

- оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования,

- овладение навыками адаптации обучающихся к социуму, - психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении,

- развитие потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;

- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;

участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

- непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; - вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

- единство психолого-педагогических и медицинских средств. Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно- воспитательной работы;

- сотрудничество с семьей. Принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;

- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательную организацию, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Рабочая программа составлена на базе следующих авторских разработок:

-«Уроки психологического развития младших школьников» Н.П. Локаловой. //ЛокаловаН.П. «Уроки психологического развития младших школьников». - М.: Издательство «Ось-89», 2008.;

-Программа Е.А. Екжановой и О.А. Фроликовой «Психологическая подготовка к школе: развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы». //Технологии успеха на старте школьного обучения: Руководство для психологов /Под ред. Е.А. Екжановой. - М.: Крылья, 2012.-388с.;

-тренинговая программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», автор С.В. Крюкова;

-коррекционно-развивающей программа «Я учусь владеть собой», автор Н.П. Слободяник //Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

- Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002.-207с.;

- «Программа сопровождения учащихся младшего школьного возраста с эмоциональными проблемами в развитии», автор А.Г. Свеженцева; сказочно-игровой курс для подготовки ребенка к школе Н.В. Овсяник. //Скоро в школу: сказочно-игровой курс для подготовки ребенка к школе. /Н.В. Овсяник.- Ростов н/Д: Феникс, 2015 г. По федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №1598 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет (1, -

- Программа по развитию познавательной и личностной сфер обучающихся 1-5 классы. Программа Н. П. Локаловой «Уроки психологического развития младших школьников».- М.: Издательство «Ось-89», 2008 г.

- Индивидуальная программа коррекции и развития ребенка;

- Курс по развитию речи у обучающихся 1-4 классов «Хочу быть грамотным»;

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий

3 класс

№ п/п

Содержание

1

Обследование

2

Текст и предложение

3

Гласные и согласные

4

Устная нумерация чисел от 1 до 100

5

Предложение и слово

6

Слово и слог

7

Письменная нумерация

8

Слогообразующая роль глаголов

9

Пересказ знакомого текста

10

Десятичный состав числа

11

Звуки и буквы

12

Деление слов на слоги

13

Сложение в пределах 100 без перехода через разряд

14

Деление слов на слоги . Схема

15

Определение количества слогов

16

Гласные звуки

17

Ударение

18

Подбор родственных слов

19

Таблица умножения на 2

20

Составление слов по схемам

21

Деление текста на части

22

Таблица умножения на 2-3 и соответствующие случаи деления

23

Согласные звуки и буквы

24

Сочинение по картине

25

Умножение чисел

26

Виды текста

27

Таблица умножения на 4 и соответствующие случаи деления

28

Буквы е, ё, ю, я

29

Словосочетание

30

Таблица умножения на 5 и соответствующие случаи деления

31

Состав слова. Корень

32

Деление текста на части

33

Таблица умножения на 6. Решение задач

34

Состав слова. Корень

35

Сжатый пересказ

36

Таблица умножения на 7 и соответствующие случаи деления

37

Приставка. Упражнение в образовании слов

38

Составление вопросов по рассказу

39

Таблица умножения на 8-9 и соответствующие случаи деления

40

Суффиксы. Упражнение в образовании слов

41

Умножение и деление чисел

42

Составление рассказа по серии картинок

43

Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов и приставок

44

Решение задач на деление и умножение

45

Решение задач. Деление по содержанию и деление на равные части

46

Изложение по готовому плану

47

Работа со стихами. Сравнение

2 полугодие

48

Умножение и деление чисел

49

Упражнение в образовании слов

50

Звонкие и глухие согласные

51

Умножение на 0 и на 1

52

Твёрдые и мягкие согласные

53

Сжатый пересказ знакомого текста

54

Умножение 0 на любое число

55

Непроизносимые согласные

56

Устное сочинение по картине

57

Умножение и деление чисел

58

Имя существительное

59

Дидактическая игра «Что изменилось?»

60

Решение примеров на деление

61

Число имён существительных

62

Правильное построение предложений

63

Компоненты деления и умножения

64

Род имён существительных

65

Нахождение в тексте антонимов

66

Проверка деления умножением

67

Изменение существительных по вопросам

68

Нахождение существительных в тексте

Всего: 68

4 класс

п/п

Тема

1

Обследование

2

Обследование

3

Обследование

4

Текст и предложение

5

Устная нумерация чисел от 1-100

6

Письменная и устная речь

7

Предложение и слово

8

Письменная нумерация в пределах 1000

9

Устная и письменная нумерация чисел

10

Слово. Слог

11

Десятичный состав чисел

12

Десятичный состав чисел

13

Деление слов на слоги

14

Сложение многозначных чисел

15

Классы и разряды, запись чисел

16

Слоги и звуки

17

Вычитание многозначных чисел

18

Сложение многозначных чисел

19

Звуко-буквенный анализ слова

20

Сложение многозначных чисел

21

Сложение многозначных чисел

22

Гласные звуки, слогообразование

23

Сложение многозначных чисел

24

Согласные звуки и буквы

25

Вычитание многозначных чисел

26

Согласные твёрдые и мягкие

27

Вычитание многозначных чисел

28

Вычитание многозначных чисел

29

Согласные твёрдые, мягкие

30

Умножение многозначных чисел

31

Звонкие и глухие согласные

32

Умножение многозначных чисел

33

Умножение многозначных чисел

34

Дифференциация п-п`

35

Деление многозначных чисел

36

Деление многозначных чисел

37

Дифференциация б-б`

38

Упражнение в закреплении алгоритма деления

39

Дифференциация б-б`

40

Упражнения в дифференциации п-п`, б-б`

41

Упражнения в закреплении алгоритма деления

42

Деление многозначных чисел на однозначное

43

Деление с проверкой

44

Дифференциация т-т`

45

Деление многозначных чисел на однозначное

46

Упражнения в совершенствовании примеров на деление

47

Нахождение существительных в лексике

48

Упражнения в закреплении алгоритма деления

49

Упражнения в закреплении алгоритма деления

50

Определение рода и числа существительных

51

Решение примеров на деление

52

Решение примеров на деление

53

Связь слов в предложении

54

Решение примеров в несколько действий

55

Определение порядка действий 1 и 2 степени

56

Решение примеров на порядок действия

57

Решение примеров на порядок действия

58

Определение падежей существительных

59

Умножение на двузначное число

60

Умножение на двузначное число

61

Деление на двузначное число

62

Отработка алгоритма деления

63

Упражнения на определение падежей

64

Деление на трёхзназчное число

65

Деление на трёхзназчное число

66

Склонение существительных

67

Отработка алгоритма деления

68

Связь слов в предложении

Всего: 68 часа

III. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития

1.Наблюдение в ходе занятий.

2.Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)

3.Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.

IV. Материально- техническая база:

1.Школьная доска, цветные мелки

2.Магнитная доска, магнитные буквы

3.Использование ИКТ

учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам,

4.Словари, справочники,

5.Таблицы настенные, таблицы раздаточные,

6.Памятки, перфокарты, лента букв, алфавит,

7.Словарь в картинках,

8. Словарь печатных слов,

9.Таблицы по развитию речи и  другие пособия

10.Таблицы сложения, умножения.

VI. Справочная литература:

1. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Родная речь 3 класс» / Л. Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2005.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с.: ил. / (Серия «Из опыта педагога»).

3.Учебник «Математика» 3 класс, в 2 частях. Авторы: М.И.Моро, М.А. Бантова и др., 4-ое издание-М.: Просвящение, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 5 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью, обучающихся интегрированно в 5"б" классе общеобразовательной школы...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс...

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс...

Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью 2 «Б» класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость. 2 класс...