Программа по нравственно-этическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdat_dokument_microsoft_office_word.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа по нравственно-этическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья составлена для II, III ступени  является преемственной по отношению к программе   I ступени «Личностное развитие».

Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающее  необходимое  равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность детей с ограниченными возможностями.

Проблема развития личности подростка, формирование нравственности, элементарного этикета в семье, возможность налаживания межличностных отношений является одной из центральных задач программы. В большей степени проблема социализации и дальнейшей адаптации личности к условиям жизни затрагивает категорию аномальных школьников, в частности страдающих таким серьезным нарушением интеллектуальной деятельности, как умственная отсталость. Наличие такого дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.

Нравственно- этический блок в коррекционной школе носит практически направленный характер, по своему значению примыкает к кругу предметов социального цикла и направлен на разрешение следующих задач:

Цели программы:

Формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах;

  • Регуляция эмоционально-волевой сферы;
  • Коррекция межличностного общения;
  • Формирование   навыков   самоанализа   поступков   с   точки   зрения   норм общественного поведения;
  • Развитие устной речи учащихся;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Повышение уровня общего развития и культуры школьников;
  • Способствовать   формированию   у   юношей   и   девушек   потребности   в создании семьи, готовности к вступлению в брак;
  • Умения  правильно  строить  внутрисемейные  отношения  и   воспитывать будущих детей.

Задачи:

  • формировать теоретические знания о семье как социальном институте;
  • повышать     юридическую     компетенцию     в     области     знаний     семейного законодательства;
  • воспитывать высоконравственные межличностные отношения;
  • коррекция поведения мышления умственно отсталых школьников.

Содержание программы

Программу по нравственно-этическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать в качестве подготовительного к изучению III модуля «Этика и психология семейной жизни» предлагаемого Проектом Государственного стандарта общего образования лип с ограниченными возможностями здоровья' (проект стандарта общего образования умственно отсталых учащихся) в 10 классе коррекционных школ VIII вида.

Программа по нравственно-этическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья следует линейно-концентрическому принципу построения, включает в себя темы, актуальные для формирования нравственно-этических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников. В связи с последующим углублением и дифференциацией тем предлагается деление программы на модули:

I  модуль - этика (5 — 6 классы)  - 64 часа

II модуль- этика и психология взаимоотношений (7 — 8 классы) - 68часов.

III модуль- этика и психология семейной жизни (9-10 класс) - 68 часов.

Методы работы:

  • мини-лекции;
  • беседы;
  • групповая дискуссия;
  • упражнения тренингового характера;
  • психологические игры;
  • работа в малых группах;
  • выполнение упражнений с фиксацией их на бумаге;
  • занятия-экскурсии;
  • занятия-игры.

Так, например, тема I модуля «Давай поиграем» на первом этапе предусматривает уточнение и совместную с учащимися разработку правил игры на личный выигрыш и правил игры в команде. На втором этапе на занятиях по этой теме предполагается формирование у учащихся навыков организации и проведения праздничного досуга

Темы «В школе» и «Семь наших Я» также предполагают развитие нормативного поведения в данных сферах общения подростка к рассмотрению вариантов и способов выхода из конфликтных ситуаций.

Необходимость введения такой рубрики, как «Эмоциональный словарь», продиктована особенностями эмоциональной сферы умственно отсталых школьников. Известно, что учащиеся коррекционных школ не всегда правильно определяет собственные эмоции и эмоции    других    людей,    затрудняются    как    в    определении    и    дифференциации эмоциональных состояний, так и в вербальном их обозначении.

Тема «Посмотри в зеркало» предполагает переход от формирования внешних гигиенических навыков (на 1 этапе) к элементам самонаблюдения над качествами личности и чертами характера (на 2 этапе).

В модуль «Этика и психология взаимоотношений» введены необходимые старшим подросткам темы: «Разговор о сильных чувствах», «Я выбираю сам». Завершается модуль рубрикой «Если нужна помощь». В рамках этой рубрики старшеклассникам предлагаются практические советы и рекомендации по грамотному обращению за помощью в сложных жизненных ситуациях.

Модуль "Этика и психология семейной жизни" включает в себя введение, 6 основных разделов "Личность", "Межличностные отношения", "Брак и семья", "Основы семейных отношений", "Семья и дети", "Семейное законодательство" и заключение. Изучение этого модуля способствует формированию у юношей и девушек потребности в создании благополучной семьи, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.

Методическое обеспечение

Для реализации поставленных задач в структуру занятий по этике рекомендуется включать следующие компоненты:

  • знакомство с формулировкой этического правила;
  • рассмотрение доступных данной категории школьников литературных примеров:
  • анализ жизненной ситуации в рамках тематического занятия;
  • самоанализ поступка;
  • решение игровых задач на изучаемое правило;
  • анализ пословиц и поговорок.

Структура занятия в данной последовательности компонентов отработана в ходе практических занятий и представляется оптимальной. Время, отводимое на занятии для того или иного компонента, можно варьировать в зависимости от состава класса- группы: уровня общего развития детей – психоэмоционального состояния, уровня развития коммуникативных навыков.

Участники программы:

  • Учащиеся, воспитанники специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида.
  • Учителя, воспитатели, организаторы воспитательной работы;

Данная программа предполагает определенную вариативность, она может реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы. Проблема приобщения к нравственно-эстетическим ценностям решается на внеклассных . групповых и тематических занятиях, которые позволяют подросткам глубже воспринимать нравственные ценности, образную сущность искусств, постигать разнообразие их направлений.

Программа также предполагает возможность изменения объема материала, содержания, последовательности тем. Каждая тема включает в себя ряд отдельных мероприятий, проводимых в классе, а также общее мероприятие, проводимое на уровне школы.

Несмотря на то, что в основе программы лежит принцип поэтапности, каждая тема может являться в содержательном плане отдельной. Предлагаемые тематические блоки - это определенный ориентир организаторам воспитательной работы для осуществления нравственно-эстетического направления в коррекционной школе VII вида. Необходим гибкий подход - можно исключить отдельные темы, внести новые, повторно обратиться к некоторым из них.

Ожидаемый результат освоения программы

  • Коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.
  • Формирование нравственно-этических навыков у учащихся;
  • Коррекция развития личности у подростков;
  • Повышения уровня общего развития и культуры школьников.
  • Готовности воспитанников к решению проблем самоопределения и саморазвития в сферах ценностно-ориентационной, эстетической, познавательной и коммуникативной деятельности;
  • Уметь получать необходимую информацию о себе, знать способы получения такой информации;
  • Иметь осознанное желание планировать семью;
  • Иметь навыки взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях;
  • Быть толерантным по отношению к людям противоположного пола.

6 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во

часов

Цель занятия  

1.

Введение: законы человеческого существования

1

Формировать у учащихсяправила поведения в обществе

2.

Понятие поведенческой нормы и этикета

1

Формирование навыков поведения в общественных местах

3.

Общие правила любой игры

1

 Дать понятие учащимся о существовании общих правил для каждой игры

4.

Общие правила любой игры

1

 Закрепить знания учащихся о существовании общих правил для каждой игры на примере самой игры

5.

 Правила игры на личный выигрыш (каждый сам за себя)

1

Коррекция межличностного общения

6.

 Правила поведения учащихся. Ученик и Учитель

1

Формировать у учащихся соблюдение субординации ученик, учитель

7.

У себя в классе (общение в ученическом коллективе).

1

Коррекция межличностного общения

8.

 Достоинства и недостатки человека (игра «Ты мне Я тебе»)

1

 Дать понятия о достоинстве и недостатках через игровую деятельность

9.

 Как избавиться от кличек (беседа)

1

 Коррекция межличностных отношений через проигрывание проблемных ситуаций

10.

 Общение с младшими и старшими по возрасту школьниками

1

 Формировать навык уважительного общение к младшим и старшим по возрасту

11

 Над чем можно посмеяться (шутки нашей жизни)

1

Формировать умение адекватно оценивать ситуацию

12.

 Над чем можно посмеяться (шутки нашей жизни)

1

 Закреплять знания учащихся в умение адекватно оценивать ситуацию

13.

Как вести себя друг с другом

1

Формирование  уважительного отношения друг к другу

14.

Составление сводов правил для учащихся

1

 Формирование навыков общественного поведения в школе и общественных местах

15.

Правила поведения в общественных местах. Я – пассажир.

1

  Воспитывать нормы  поведения в общественных местах.

16.

Правила поведения в общественных местах. Я – зритель»

1

Повторить правила поведения в  общественных местах.

17.

Театр уж полон» (роль зрителя)

1

 Формирование закрепления навыков поведения в общественных местах

18

В музее и на экскурсии

1

Закрепления навыков поведения в общественных местах

19.

Правила вежливости

1

Закрепить знания  правил вежливости в различных жизненных ситуациях.

20.

Беречь и охранять природу (поведение в лесу, в поле, у водоема)

1

прививать навыки бережного отношения к природе

21.

Виды Эмоций: радость, грусть, обида

1

Сформировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных);

22.

Виды Эмоций: радость, грусть, обида

1

Закреплять у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных);

23.

Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене)

1

 Формировать представления о личной гигиене

24.

Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене)

1

 Продолжать формировать представления о личной гигиене

25.

 Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене)

1

 Закреплять представления о личной гигиене

26.

 Наше настроение

1

Формирование коммуникативных навыков, умения понимать свое настроение и настроение других людей

27.

«Волшебные слова»

1

 Продолжать формировать у детей понимание о такте, вежливости, качестве воспитанного человека

28.

 Давайте говорить друг другу комплименты

1

 Учить детей быть внимательными друг к другу, в различных ситуациях. Закрепление навыков вежливого общения.

29.

Легко ли быть вежливым

1

 Стимулирование поведенческих изменений, обучение приемов эффективного общения

30

 Навыки самонаблюдения

1

Развитие навыков самопознания и самонаблюдения

 31

  Навыки самонаблюдения (следи за собой)

1

закрепления навыков самопознания и самонаблюдения

 32.

Легко ли быть вежливым

Стимулирование поведенческих изменений, обучение приемов эффективного общения

 33.

Коллекция хороших манер  

1ч.

Воспитание общечеловеческих ценностей

  34.

Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год)

 Закреплять знания пройденного материала за год

7 класс (36 часов)

Тема занятия

Кол-во часов

Цель

1.

Здравствуй школа! (Воспитатель - воспитанник)

1

Закрепление учащимися правил поведения в обществе (права и обязанности)

2.

Введение: Законы человеческого, общественного существования (введение)

1

Закрепление  навыков правильного поведения в общественных местах.

3.

Нормы поведения и этикета

1

Формирование норм поведения и этикета в целом.

4.

Диагностика пройденногоматериала.

1

Определить усвоение программного материала.

Подвести итоги недели.

5.

Общие правила любой игры.                          

1

Воспитывать умение подчиняться общим правилам.

6.

Правила командной игры (один за всех и все за одного).                        

1

Формировать умение подчиняться и руководить.

7.

Навыки работы в команде.                        

1

Формировать умение подчиняться и руководить.

8.

Диагностика усвоения  программного материала.

1

Определить усвоение программного материала.

Подвести итоги недели.

9.

Ученик и учитель

1

Учить детей вступать в бесконфликтные взаимоотношения с взрослыми

10.

Общение в ученическом коллективе

2

Формирование дружеских, партнерских отношений между детьми, коррекция самооценки и поведения детей по отношению друг к другу

11.

Диагностика усвоения  программного материала.

1

Определить усвоение программного материала.

Подвести итоги недели

12.

Достоинства и недостатки человека. «Расскажи мне обо мне»

1

Продолжить знакомить детей с общечеловеческими ценностями

13.

Я и мои товарищи. «Скажи мне кто твой друг?»

1

Продолжить знакомить детей с общечеловеческими ценностями

14.

Основной закон бесконфликтного  существования.

1

Развивать у детей стремление к созданию дружеских отношений с разными людьми

15.

Основной закон бесконфликтного  существования.

1

Определить усвоение программного материала.

Подвести итоги недели

16.  

«Счастье семьи». Бабушка и дедушка – источник мудрости

1

Формировать положительное отношение к старшему поколению

17.

«Счастье семьи». Роль отца

1

Формировать правильное понимание ведущей роли отца в семье

18.

«Счастье семьи». Роль матери

1

Формировать правильное понимание роли матери в семье

19.

«Счастье семьи». Мы и наши родители.

1

Повышать значимость роли родителей в жизни детей, воспитывать любовь к своим предкам

20.

Я - пассажир

1

Формировать навыки правильного поведения в общественно транспорте

21.

Роль покупателя

1

Формировать навыки правильного поведения покупателя

22.

Роль зрителя в музее и на экскурсии

1

Формировать навыки культурного поведения в музее и на экскурсии

23.

Диагностика усвоения программного материала.

1

Определить усвоение программного материала учащимися по данному разделу.

24. 

Беречь и охранять природу

1

Прививать навыки бережного отношения к природе, учить детей видеть красоту природы и слышать звуки леса

25.

Природа – наш дом

1

Прививать навыки бережного отношения к природе

26.

Виды эмоций: удовольствие, страх, злость.

1

Развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние

27.

Виды эмоций: удовольствие, страх, злость.

1

Развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние

28.

О личной гигиене

1

Развитие знаний и навыков ухода за своим телом, коррекция сознания и поведения

29.

Женственность и мужественность.

1

Формирование правильных представлений о женственности и мужественности

30.

Учись быть вежливым.

1

Формирование навыка вежливого поведения с окружающими людьми

31.

Навыки самонаблюдения (следи за собой)

1

Формирование навыков контроля за своим внешним видом и поведением

32.

Коллекция хороших манер

1

Помочь воспитанникам понять необходимость и ценность культурного общения; коррекция коммуникативных способностей через игру и решение ситуативных заданий; развитие навыков саморегуляции, привитие культуры поведения

33.

Коллекция хороших манер

1

Помочь воспитанникам понять необходимость и ценность культурного общения; коррекция коммуникативных способностей через игру и решение ситуативных заданий; развитие навыков саморегуляции, привитие культуры поведения

34.

Коллекция хороших манер

1

Помочь воспитанникам понять необходимость и ценность культурного общения; коррекция коммуникативных способностей через игру и решение ситуативных заданий; развитие навыков саморегуляции, привитие культуры поведения

8 класс (34 часа)

п\п

Тема занятия

Колво часов

Цель

1.

Введение: Основной закон бесконфликтного существования

1

Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим

2.

Ученик и учитель. Навыки работы в команде.

1

Формировать умение  правильно вести себя в организационных рамках учебного процесса

3.

Ученик и учитель. Навыки работы в команде.

1

 Формировать умение  правильно вести себя в организационных рамках учебного процесса

4.

Общение в ученическом коллективе.

1

 Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим.

5.

 Общение в ученическом коллективе.

1

Закреплять знание правил уважительного отношение друг к другу и окружающим

6.

Навыки работы в команде.        

1

 Воспитание стремления к объективной оценке достоинств и недостатков.

7.

Навыки работы в команде.        

1

Воспитание стремления к объективной оценке достоинств и недостатков.

8.

Взаимоотношения с родителями.

1

Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.      

9.

Взаимоотношения с родителями.

1

 Формировать интерес детей к изучению своей родословной. Показать взаимосвязь понятий «семья» и «держава».

10.

Взаимоотношения с родителями.

1

Воспитание чуткости, внимательного отношения к братьям и сестрам.

11.

Гости в доме.

1

Формирование норм поведения и этикета в целом.

12.

Ты в гостях.

1

Формирование норм поведения и этикета в целом.

13.

Основы взаимоотношений с соседями.

1

 Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям

14.

Спокойствие  уверенность, тревога, стыд.

1

Развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние

15.

Спокойствие  уверенность, тревога, стыд.

1

Развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние

16.  

Правила поведения в обществе незнакомых людей.

1

Учить детей вступать в бесконфликтные взаимоотношения с взрослыми

17.

Правила поведения в обществе незнакомых людей

1

Учить детей вступать в бесконфликтные взаимоотношения с взрослыми

18.

О личной гигиене.

1

Развитие знаний и навыков ухода за своим телом, коррекция сознания и поведения

19.

Женственность и мужественность

1

 Дать понятие об отношениях между юношей и девушкой

20.

Женственность и мужественность

1

 Дать понятие об отношениях между юношей и девушкой.

21.

Навыки самонаблюдения и самоанализа.

1

 Формировать знания в употреблении вежливых форм словесных выражений во время спора и ссоры

22.

Организация праздничного досуга.

1

Формирование дружеских, партнерских отношений между детьми, коррекция самооценки и поведения детей по отношению друг к другу

23.

 Организация праздничного досуга.

1

Коррекция самооценки и поведения детей по отношению друг к другу

24.

Близкий друг, приятель, знакомый.

1

Развивать у детей стремление к созданию дружеских отношений со сверстниками.

25.

Основы дружеских взаимоотношений

1

Воспитывать уважительные отношения между мальчиками и девочками

26.

 Основы дружеских взаимоотношений

1

 Формировать у детей представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.

27.

Взаимоотношения со взрослыми.

1

Воспитывать уважительное отношение к взрослым.

28.

Взаимоотношения со взрослыми.

1

Воспитывать уважительное отношение  взрослым, чувство ответственности за свои поступки.                                    

29.

Взаимоотношения девочек и мальчиков.

1

Воспитывать уважительные отношения между мальчиками и девочками

30.

 Дружба. Любовь.

1

Раскрыть значение понятия «дружбы» и «любви»

31.

 Дружба. Любовь.

1

Закреплять значение понятия «дружбы» и «любви»

32.

 Этикет.

1

Формирование норм поведения и этикета в целом.

33.

Этикет.

1

Формирование норм поведения и этикета в целом.

34.

 Этикет.

1

Формирование норм поведения и этикета в целом.

III модуль «Этика и взаимоотношения семейной жизни».

9-10 класс(34ч)

Тема занятия

Кол-во часов

Цель

Введение в курс.

1

1.

Знакомство с целями и задачами курса;

1

Закрепление учащимися правил поведения в обществе (права и обязанности), повторение правил речевого этикета.

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

4

2.

Семья в различных культурах

2

Познакомить с  семейным укладом различных национальных культур.

3.

Нравственные нормы брака в христианской  культуре.

2

Познакомить с  нравственными нормами брака различных национальных культур.

Личность и семья

7

4.

Психология личности

2

Формирование  личностных установок, поведение ребенка.

5.

Самооценка и уровень притязаний

1

Формирование у подростка  самооценки, культуры поведения, ответственности за свои поступки.

 6.

Выбор. Роль семьи в воспитании личности

2

Дать понятие о роли семьи в воспитании личности.

 7.

 Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как  основа выработки ценностных ориентаций.

2

Дать понятие об укладе семейной жизни.

Особенности

межличностных отношений  юношества

19

8.

Готовность  к  браку. Психология  межличностных отношений.

1

Формирование дружеских партнерских отношений между юношей и девушкой.

9.

Нравственные основы  взаимоотношений юношей и девушек.

2

Формировать  нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.

10.

Современный юноша. Понятие о мужественности.

2

Формирование правильных представлений о мужественности

11.

Современная девушка. Понятие о женственности.

2

Формирование правильных представлений о женственности.

12.

О товариществе и дружбе

 2

Формировать у детей представления о дружбе, товариществе как о важнейшей нравственной ценности.

13.

Дружба как школа общения

2

Формировать  навыки дружеских  отношений со сверстниками.

14.

Воспитание культуры чувств  – дружбы и любви.

 2

Закреплять значение понятия «дружбы» и «любви».

15.

Любовь, как высшее человеческое чувство

 2

Закреплять значение понятия «любви»

16.

 Особенности  материнской и отцовской любви.

2

Формирование межличностного  общения в  семье.

17

Особенности юношеской романтической любви

2

Познакомить с романтической любовью в стихах. Составить свои правила  ухаживания  за девушкой.

18.

Итог модуля.

1

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  1. Дать понятие "семья";
  2. Знакомство с функциями семьи;
  3. Развитие понимания особенностей функциональной и дисфункциональной семьи;
  4. Формирование осознанности в выборе спутника жизни;
  5. Развитие навыков партнёрского взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....

«Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья детей». Реферат.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказани...

Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья...