Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП по теме "Звуки"С-Ц". Книга - лучший друг"
план-конспект занятия (6 класс)

Майстришина Наталия Валерьевна

Конспект  индивидуального занятия по РСВ и ФП составлен для обучающегося 6 класса II отделения по теме " Звуки "С-Ц". Книга- лучший друг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 6 класса второго отделения.

Темы занятия: ФП. Звуки «с-ц». Дифференциация. Работа над орфоэпией- сочетания -тся, -ться;

РСВ. Тема «Книга - лучший друг». Восприятие фраз по теме; слов, словосочетаний  и вопросов.

Цели: ФП. Дифференциация произношения звуков «ц» и «с» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепление произношение слов со звонкими согласными на конце слов.

РСВ. Развитие слухового восприятия на материале слов и словосочетаний темы«Книга - лучший друг», а также вопросов к тексту со слуховыми аппаратами и без них.

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП. - закрепить дифференцированное произношение звуков «с» и «ц» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;

- закрепить правило произношения слов созвонкими согласными на конце слов;

РСВ. - вырабатывать умение различать слова и словосочетания;

-  вырабатывать умение воспринимать вопросы по теме  «Книга - лучший друг» со слуховыми аппаратами и без слуховых  аппаратов (левое ухо).

-вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту.

-вырабатывать умения давать полные ответы на вопросы к тексту.

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП. - закрепить самостоятельное дифференцированное произношение звуков «ц» и «с»;

- развивать навыки словоизменения;

- развивать познавательную активность;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

РСВ. - cовершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слуховую память.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

-воспитывать положительные качества личности

Оборудование:

- презентация с заданиями по теме;

- профили произношения звуков  «с» и «ц»;

План занятия.

I. Организационный момент.

  1. Формулировка темы урока.
  2. Постановка целей урока.
  3. Формулировка задач урока.
  4. Формулировка критериев оценки.

II. Работа над произношением.( ФП)

1.Работа с профилем произношения.

2.Чтение слогов со звуками «ц» и «с».

3.Чтение слов и словосочетаний со звуками «ц» и «с».

4. Работа с предложениями со звуками «ц» и «с».

5. Работа над правилом орфоэпии.

III.Развитие слухового восприятия. (РСВ)

  1. Восприятие темы на рабочем расстоянии в аппаратах.
  2. Восприятие вопросов к тексту на резервном расстоянии в аппаратах.
  3. Восприятие слов и словосочетаний без аппарата.

IV. Итог .

  1. Самоанализ работы школьника.
  2. Оценивание работы школьника учителем.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Школьник (ш.): Здравствуйте.

Учитель (у): Здравствуй.

(У.): Садись. Как ты слышишь?

(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.

(У.): Какое будет занятие?

(Ш.):Будет занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

2. Объявление темы занятия.

(У.): Какая тема была на прошлом занятии по развитию слухового восприятия?

(Ш.): На прошлом занятии я работал с темой «Школьная библиотека».

(У.):  Разгадай ребус и узнаешь тему занятия по развитию слухового восприятия.(Школьник выкладывает предложение «Книга- лучший друг»)

(Ш.): Книга –лучший друг.

(У.):  Как ты думаешь, какая тема по развитию слухового восприятия сегодня.

(Ш.): Книга –лучший друг.

(У.):  Правильно.

Как ты думаешь, почему мы изучаем эту тему?

(Ш.): Книги дают новые знания.

(У.):  Где могут пригодиться тебе эти знания?

(Ш.): Мы пользуемся книгами на уроках литературы, географии, истории.

(У.):  В слове «страница» какой первый звук в слове?

(ш.):  Звук «с».

(У.):Какойпредпоследний в этом слове?

(Ш.): Звук ц.

(У.):  КАК ты думаешь, какая тема нашего занятия по произношению?

(Ш.):Тема по произношению « Звуки с-ц».

(У.):  КАК ты думаешь, для чего мы отрабатываем произношение разных звуков?

(Ш.): Я их отрабатываю, чтобы хорошо говорить на уроках, в магазине, в транспорте, в больнице, чтобы меня лучше понимали другие люди.

(У.):  Правильно, старайся следить за звуками.

(У.):  Скажи все темы нашего занятия.

(Ш): Звуки «С-Ц».Тема «Книга – лучший друг»

3. Постановка целей.

(У.): Если темы такие,то какие цели нашего занятия?

(Ш): Цели занятия:

-закрепить звуки «с» и «ц» в слогах, словах, предложениях;

-правильно произносить слова с сочетанием ться,тся,;

-развивать  слуховое восприятие на материале темы «Книга – лучший друг» в аппарате и без аппаратов.

(У:)А что мы будем делать для того,  чтобы достигнуть этих целей?

Мы будем читать слоги, слова, предложения и следить в тексте за звуками «с» и «ц». Воспринимать слова, предложения в аппарате и без него.

4. Формулировка критериев оценки.

Если соберёшь картинку из пазлов, то ты занимался отлично, если будет не  хватать одного пазла- хорошо, а если больше, то надо стараться. Будь внимателен на занятии, старайся!Хорошо говори звуки. Будь внимателен!

II Работа над формированием произношения.

1. Анализ артикуляции звуков «с» и «ц». (Слайд № 2)

(У.): Обрати внимание на профили произношения звуков «ц» и «с». При произношении обоих звуков губы принимают положение лёгкой улыбки; зубы сближены; голоса нет. Однако  когда мы говорим звук «с», кончик языка упирается в дёсны нижних зубов; когда мы говорим звук «ц», кончик языка тоже упирается в дёсны нижних зубов, но спинка языка сначала смыкается с бугорками – альвеолами, а следом язык принимает положение звука «с».

1. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.

. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.

(У.): Повтори слоги со звуками «ц» и «с».

(Ш.): Повторяет:

са-ца   со-цо   су-цусы-цы

са-цо   со-ца   су-цы сы-цу

ца-со   цо-сацу-сыцы-су

аца- аса, ацы –асы, ацо-асо

ица –иса, ицу – ису, ацу-асу

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я повторял слоги со звуками «ц» и «с».(выдается пазл)

(У.): Прочитай слова и словосочетания .

Страница

Форзац

Содержание энциклопедии

Читает за одноклассником

Спрашивает у учительницы

Нравится рассказ

Специальная литература

Ученица следит за звуками.

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я читал слова и словосочетания и предложения  со звуками «ц» и «с».

(У.):Закончи пословицы.

Человек без книги…..(что птица без крыльев)

Не всякий ,кто читает …(в чтении силу знает)

Дом без книги…( Что день без солнца)

(У.):Что ты делал?

(Ш.):Я закончил пословицы.

(У.): В слове «учиться» какое правило орфоэпии есть?

(Ш.): Тся и ться говори как ца.

(У.): Мы продолжим сегодня работать с правилом орфоэпии.

(У.): Определи часть речи слов первого столбика.

(Ш.): В первом столбике имена существительные.

(У.):От  имен существительных образуй глаголы в неопределенной форме.

(Ш.):

Стремление- стремиться

Занятие –заниматься

            Учёба- учиться

Лень -лениться

            Старание-стараться

(У.): Что ты делал?

 (Ш.): Я правильно образовал   и прочитал  слова.

Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"

III. РСВ

(У.) Сейчас мы будем слушать предложения и вопросы по теме  «Книга – лучший друг» на рабочем расстоянии. Слушай внимательно и повторяй.Старайся! (Школьник повторяет отраженно)

НАПРАСНЫЙ ТРУД ЛОВИТЬ РЫБУ БЕЗ КРЮЧКА, А УЧИТЬСЯ -БЕЗ КНИГИ.

Как ты это понимаешь?

Кто много читает, тот узнает много новых слов, получает знания обо всем.

Книги надо беречь.

Чтобы книга не испачкалась,книгу надо обернуть.

Не загибай страницы книг.

Какие правила ещё ты знаешь?

Кто твой любимый писатель?

Какие книги любит читать Саша?

()

Что вы сейчас проходите на уроке литературы?

Маленький Принц

Кто автор?

Какие произведения Александра Сергеевича Пушкина ты читал?

Назови главных героев.

Как ты понимаешь словосочетание «специальная литература»?

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я слушал предложения на рабочем расстоянии.

(У.):Будем слушать фразы на резервном расстоянии.

Ты берешь книги в школьной библиотеке?

Какую книгу ты взял недавно?

Энциклопедию по географии.

(У.): Что ты делал?

(Ш.)Я слушал фразы текста на резервном расстоянии.

(У.): Будем слушать слова и словосочетания  без аппарата. Сними аппараты. (Учитель проговаривает за экраном слова, школьник повторяет отраженно.)

Библиотека, интересный рассказ, специальная литература,

(У.): Что ты делал?

(Ш.)Я слушал слова и словосочетания без аппарата.

(У.): Как ты слушал?

(Ш.)Я слушал хорошо.

(У.): Ты хорошо слушал слова, вопросы и словосочетания в аппарате и без него. Получи пазл.

Если ты будешь слушать хорошо, то тебе легче будет общаться с другими людьми в больнице, в магазине, в транспорте.

(У.)Какая картинка у тебя получилась.

Что это?

(Ш): Библиотека имени А.С. Пушкина

(У):Тема следующего занятия «Библиотека имени А.С. Пушкина»

(Ш):

IV Итог занятия.

(У.): Как ты думаешь, занятие своей цели достигло?

(Ш.): Да.

(У.): Почему?

(Ш.): Я закрепил произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте; я произносил ться, тся; я слушал предложения, словосочетания и вопросы по теме «Книга –лучший друг»

(У.): Как ты думаешь, как ты  занимался?

(Ш.): Я занимался отлично.(я хорошо говорил слова, предложения,я внимательно слушал и повторял предложения в аппарате и без него. Поэтому Я собрал картинку.)

 (У.): Я согласна, ты занимался отлично и цели занятия достигнуты.

 (У.): Занятие окончено. До свидания,…….

(Ш.):До свидания, Наталия Валерьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книга - лучший друг человека?

Сохраняется ли у сегодняшних школьников такая же потребность читать, какой была она у их мам, пап, бабушек и дедушек? Какие книги должны читать подростки? Всегда ли взрослые могут оценить литературные...

ПЛАНШЕТНЫЙ ГЛЮК или КНИГА – ЛУЧШИЙ ДРУГ!

КОНЦЕРТ НА РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬГерои: ведущий, мальчик, глюк, кот, тортилла, ворона, колобок, карлсон, коза, петушок(тема лагерной смены была по сказкам…суть сценария – мальчик должен собрать книгу сказо...

Книга - лучший друг ребят!

Мероприятие наверняка заинтересует детей и многие захотят взять почитать книги в библиотеке....

Литературная гостиная «Книга – лучший друг»

Литературная гостиная «Книга – лучший друг»...

Проект "Книга - лучший друг ребят"

Познавательно-творческий проект. Приобщение ребенка дошкольного возраста к чтению книг посредсвом посещения Детской библиотеки им. А. Ахматовой....

Книга- лучший друг

Перед тем как провести мероприятие,посвящённое уважительному отношению к книге, мы целый месяц читали книги, готовили по прочитанным произведениям инсценировки, лепили из пластилина любимых героев, ри...