Программа по альтернативной коммуникации
рабочая программа

Яковчик Ольга Михайловна

Программа по альтнрнативной коммуникации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_altern._kommun.docx56.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающихся первого класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:

Нормативные документы:

  • Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
  • Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, учителя, реализующего в образовательном процессе ФГОС О УО
  • Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15

Методические документы:

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа разработана по предмету "Альтернативная коммуникация" для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Сроки освоения программы: 4 года.

Объём учебного времени за 4 года:

1класс - 58 часов + 8 часов логопедическое обследование

2 класс - 60 часов + 8 часов логопедическое обследование

3 класс - 60 часов + 8 часов логопедическое обследование

4 часа - 60 класс  + 8 часов логопедическое обследование

За 4 года - 238 часов + 32 часа логопедическое обследование                      

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Личностная цель: формирование осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы

  1. Задачи: 1) Формирование социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности;

2) формировать у обучающихся самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

2) прививать у обучающихся ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).

Коммуникативная цель: формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Задачи: 1) уметь вступать в контакт и работать в коллективе;

2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

3) обращаться за помощью и принимать помощь.

Предметная цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, расширение жизненного опыта для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с нарушением интеллекта.

Задачи: 1) формировать способность к овладению доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными;

2) формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Регулятивная цель: формировать адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.

1) научить работать по предложенному плану;

2) научить работать в общем темпе.

Коррекционная цель: развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи через расширение словарного запаса.

Задачи: 1) развивать способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;

2) развивать артикуляционную, мелкую и крупную моторику.

Приемы:

  • развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой и тд.);
  • выполнение действий по невербальной инструкции;
  • ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
  • моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на и тд.);
  • развитие мимики и жеста;
  • жестовое приветствие и прощание;
  • выполнение имитирующих движений;
  • понимание и пользование пиктограммам, картинок, рисунков, коммуникативных тетрадей.

Основные принципы:        

1)  Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счёт перестройки сохранившихся .

2) Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.

3) Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушения, но и индивидуальные особенности обучаемого ребёнка. Такой принцип может быть реализован в коллективе обучающихся с отклонениями в развитии путём условного деления обучающихся на группы.

4) Принцип системности и последовательности предполагает, что последующий изучаемый материал упирается на предыдущий.

5) Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребёнка с нарушениями в развитии способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребёнка и владеющей методами коррекционной и компенсаторной помощи.

Рабочая программа построена по концентрическому принципу, что даёт возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности обучающихся. Особенностью программы по альтернативной коммуникации является своеобразие содержания изучаемого материала, а так же его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета.

Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от лёгкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обученности, а овладение материалом постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.

Общая характеристика АООП по альтернативной коммуникации

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.  В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описания возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Для выявления возможной результативности обучения учтён ряд факторов:

  • особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
  • в заданиях должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);
  • формы выявления возможной результативности обучения вариативны для различных детей и разрабатываются в тесной связи с практической деятельностью детей;
  • способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью носят как традиционный характер, так и представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;
  • в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребёнком задания по образцу, по подражанию после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);
  • при оценке результативности достижений учитывается уровень выполнения и степень самостоятельности ребёнка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной помощью, вместе со взрослым);
  • выявление результативности обучения направлено не только на определение актуального уровня развития, но и "зоны ближайшего", а для многих обучающихся "зоны отдалённого развития", то есть возможности потенциального развития;
  • выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью — сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

Описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Выходом из этой ситуации является обучение таких детей использованию альтернативных средств коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. А для той категория детей, которая не овладеет словесными средствами коммуникации, использование невербальных средств общения станет обходным путем в организации и успешной социализации в обществе.

Формы организации учебного процесса по предмету:

  • занятие;
  • практическая работа под контролем учителя.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

  • беседа;
  • работа с наглядным и раздаточным материалом;
  • работа с различными предметами;
  • совместная практическая деятельность обучающегося и учителя.

Методы:

  • демонстрация натуральных объектов;
  • наглядные пособия, раздаточный материал;
  • использование информационных компьютерных технологий;
  • занимательные упражнения;
  • музыкальное сопровождение;
  • использование игровых приёмов;
  • экскурсии;
  • ролевые игры.

Ожидаемые результаты освоения программы

У обучающихся будут сформированы:

  1. Потребность в коммуникации.
  2. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм.
  3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использовать предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом;
  • использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
  • использовать графические изображения (пиктограммы) объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
  1. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  2. Умение использовать вербальные средства коммуникации.

Ожидаемые результаты у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости на период завершения курса обучения 1 - 4

-  использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;

- использовать вербальные средства общения (слово);

- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;

- различать звуки окружающей действительности;

- различать речевые и неречевые звуки;

- подражать речевые звуки;

- задания по словесной инструкции учителя;

- здороваться при встрече и прощаться при расставании;

- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- выполнять развивающие упражнения для рук;

- выполнять графические упражнения.

Обучающийся должен понимать:

- обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и тд.;

- слова, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);

Примерное тематическое планирование

1 Б класс

Количество часов - 66 часов (8ч.+58ч.)

Тема

Кол - во часов

Деятельность обучающихся

Обследование устной речи обучающихся

8

Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики.  Назвать (показать) предметы, действия, признаки.

Жесты и его значения

12

Выражение согласия или несогласия (кивки головой - да/нет), жесты приветствия и прощания, выражение благодарности (жест рукой)

Развитие артикуляционной моторики

5

Выполнение артикуляционных упражнений по подражанию.

Развитие речевого дыхания

2

Уметь выполнять дыхательные упражнения с голосом и без голоса.

Развитие мелкой и общей моторики

4

Выполнение развивающих упражнений для рук. Выполнение упражнений с мячом.

Выполнение графических упражнений (обводить).

Развитие пространственной ориентации

1

Ориентировка в схеме тела. Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в классе, школе.

Развитие импрессивной речи (понимание речи)

13

Понимание простых по звучанию слов, понимание существительных, глаголов и отдельных прилагательных (основные цвета). Понимание коротких словесных инструкций.

Развитие экспрессивной речи (активного словаря)

9

Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя). Называние своего имени.

Календарно-тематическое планирование для обучающихся 1 Б класса

2 часа в неделю

I четверть - 14 часов

Тема

Кол-во часов

1

1

Общение без слов: «Жест и его значение»

1

2

2

Развитие умения понимать значения жестов

1

3

3

Развитие умения использовать указательный жест

1

4

4

Развитие умения использовать утвердительный жест

1

5

5

Развитие умения использовать отрицательный жест

1

6

6

Развитие понимания речи. Покажи где...

1

7

7

Развитие понимания речи. Выполнение команд: Иди, стой, садись

1

8

8

Развитие понимания речи. Выполнение команд: Иди, прыгай, беги

1

9

9

Различение утвердительных и отрицательных приказаний: иди - не иди

1

10

10

Различение утвердительных и отрицательных приказаний: Садись - не садись

1

11

11

Различение утвердительных и отрицательных форм с предметом: возьми - не бери

1

12

12

Выполнение команд с предметами: возьми, подними, опусти, отдай

1

13

13

Развитие артикуляционной моторики

1

14

14

Выполнение статических артикуляционных упражнений

1

II четверть - 14 часов

15

1

Выполнение динамических артикуляционных упражнений

1

16

2

Игра "Один - много"

1

17

3

Игра "Большой - маленький"

1

18

4

Пространственное расположение предметов по цвету и  величине

1

19

5

Звукоподражания

1

20

6

Речь + движения

1

21

7

Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

1

22

8

Связь указательного жеста со словом: форма прощания «До свидания!»

1

23

9

Формирование умения выражать свои желания жестами, словами

1

24

10

Сопоставление действий - желаний с предметными картинками по теме

1

25

11

Игра "Угадай - где, откуда, кто, что, у кого?"

1

26

12

Ед. и мн.число существительных (различение)

1

27

13

Игра "Кто какой звук произносит"

1

28

14

Игра - пантомима по теме "Домашние животные"

1

III четверть - 20 часов

29

1

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

1

30

2

Логоритмическое занятие. Работа с мячом

1

31

3

Односложные слова

1

32

4

Односложные слова с отбиванием ритма

1

33

5

Двусложные слова с открытыми слогами

1

34

6

Двусложные слова с отбиванием ритма

1

35

7

Развитие глагольного словаря с опорой на наглядность

1

36

8

Связь указательного жеста со словом: форма согласия «ДА!»

1

37

9

Дифференциация изученных жестов

1

38

10

Развитие слухового внимания и восприятия

1

39

11

Развитие графомоторных навыков и мелкой моторики

1

40

12

Артикуляция гласных звуков

1

41

13

Дифференциация гласных звуков

1

42

14

Формирование умения использовать нужный жест

1

43

15

Развитие правильного речевого выдоха

1

44

16

Дыхательные упражнения

1

45

17

Формирование подражательной речевой деятельности

1

46

18

Расширение объема понимания речи

1

47

19

Звуковые ряды и звукокомплексы

1

48

20

Соотнесение звука с предъявляемым образом

1

IV четверть - 12 часов

49

1

Стихи - потешки

1

50

2

Семья

1

51

3

Активизация словаря по теме "Семья"

1

52

4

Работа с фотографиями семьи

1

53

5

Покажи где, кто, что?

1

54

6

Формирование пассивного словаря по теме "Семья"

1

55

7

Мой дом

1

56

8

Активизация словаря по теме "Мебель"

1

57

9

Соотнесение натуральных предметов с изображением

1

58

10

Игра "Четвёртый лишний"

1

Примерное тематическое планирование

2 класс

Количество часов - 68 часов (8ч.+60ч.)  

Тема

Кол-во часов

Деятельность обучающихся

Обследование устной речи обучающихся

8

Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики.  Назвать (показать) предметы, действия, признаки.

Жесты и его значения

4

Дифференциация жестов Дай/На. Умение использовать данные жесты в быту.

Развитие артикуляционной моторики

2

Выполнение артикуляционных упражнений по подражанию, самостоятельно.

Развитие мелкой и общей моторики

8

Выполнение развивающих упражнений для рук. Выполнение упражнений с мячом.

Выполнение графических упражнений.

Развитие импрессивной речи (понимание речи)

18

Знать русские народные сказки, героев сказок. Отличать диких и домашних животных. Знать времена года, сезонную одежду.

Развитие экспрессивной речи (активного словаря)

25

Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние своего имени.

Называние простых предметов быта и обихода.

Развитие слухового и зрительного восприятия

3

Уметь различать звучание шумов. Конструировать по образцу из счётных палочек и бумаги, обводить по контору.

Календарно-тематическое планирование для обучающихся 2 класса

2 часа в неделю

I четверть - 14 часов

Тема

Кол-во часов

Дата

1

1

Моё имя

1

2

2

Реагирование на своё имя

1

3

3

Понимание значений слов "моё, не моё"

1

4

4

Моё имя. Фотографии

1

5

5

Как тебя зовут?

1

6

6

Слова - приветствия

1

7

7

Слова - прощания

1

8

8

Развитие артикуляционной моторики

1

9

9

Развитие мелкой моторики

1

10

10

Кто как голос подаёт?

1

11

11

Кто как голос подаёт? (звукоподражание)

1

12

12

Сказка "Репка". Развитие пассивного словаря

1

13

13

Сказка "Колобок".

1

14

14

Сказка "Теремок"

1

II четверть - 14 часов

15

1

Лото "Домашние животные"

1

16

2

Лото "Дикие животные"

1

17

3

Различение неречевых звуков (голоса птиц и животных)

1

18

4

Сопоставление голоса животного и птицы с картинкой

1

19

5

Имитация движений животных под музыку

1

20

6

Развитие подражательной деятельности

1

21

7

Подготовка руки к письму (трафареты домашние животные ). "Рука в руке".

1

22

8

Подготовка руки к письму (трафареты дикие животные).

1

23

9

Имитация движений. Жест "Дай"

1

24

10

Имитация движений. Жест "На"

1

25

11

Жесты "Дай - На"

1

26

12

Создание практической игровой ситуации взаимодействия

1

27

13

Создание ситуаций реагирования на запрет

1

28

14

Создание ситуаций реагирования на понимание похвалы.

1

III четверть - 20 часов

29

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима»

1

30

2

Активизация словаря по теме "Зима"

1

31

3

Развитие мелкой моторики по теме "Зима"

1

32

4

Дифференциация слухового и зрительного восприятия по теме "Зима"

1

33

5

Сезонная одежда. Работа с предметными картинками

1

34

6

Развитие мелкой моторики. Волнистые линии

1

35

7

Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений

1

36

8

Стихи. Пантомимы. Жесты

1

37

9

Предметы быта и обихода

1

38

10

Развитие пассивного словаря по теме "Предметы быта и обихода"

1

39

11

Соотнесение натуральных предметов быта и обихода с плоскостным изображением

1

40

12

Развитие мелкой моторики. Проведение линий

1

41

13

Школьные принадлежности

1

42

14

Развитие пассивного словаря по теме "Школьные принадлежности"

1

43

15

Соотнесение натуральных школьных принадлежностей с плоскостным изображением

1

44

16

Развитие мелкой моторики. Штриховка

1

45

17

Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна»

1

46

18

Активизация словаря по теме "Весна"

1

47

19

Дифференциация зимней и весенней одежды. Работа с предметными картинками

1

48

20

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

1

IV четверть - 12 часов

49

1

Весна. Работа с сюжетными картинками.

1

50

2

Умение отвечать на вопросы по сюжетной картинке

1

51

3

Нахождение нужного объекта по словесной инструкции

1

52

4

Соотнесение предметных картинок с объектами на сюжетной картинке

1

53

5

Развитие мелкой моторики. Волнистые линии

1

54

6

Игрушки. Активизация словаря по теме

1

55

7

Соотнесение натуральных игрушек с плоскостными изображениями

1

56

8

Игрушки. Трафареты. Штриховка

1

57

9

Сюжетно - ролевая игра

1

58

10

Инсценирование сказок

1

59

11

Речь + движение по теме "Игрушки"

1

60

12

Прослушивание фрагмента сказки "Муха - Цокотуха". Развитие слухового восприятия

1

Примерное тематическое планирование

3 класс

Количество часов - 68 часов (8ч.+60ч.)  

Тема

Кол-во часов

Деятельность обучающегося

Обследование устной речи обучающихся

8

Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики.  Назвать (показать) предметы, действия, признаки.

Развитие мелкой и общей моторики

6

Выполнение развивающих упражнений для рук. Выполнение упражнений с мячом. Выполнение графических упражнений.

Лексические темы

20

Показывать и называть изображения предметов и объектов, соотносить их с реальными объектами. Использовать обобщающее слово. Составление предложений из двух слов.

Формирование грамматического строя речи

19

Называть слова и словосочетания, согласуя в роде, числе и падеже. Называть (показывать) действия в прошедшем, будущем, настоящем временах. Правильно употреблять предлоги в словосочетании и предложении.

Развитие пространственной ориентации

3

Ориентировка в схеме тела. Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в классе, школе.

Дифференциация предметов, признаков, действий

5

Понимать и называть предметные картинки по теме, соотносить их между собой, выстраивать их в линейной последовательности с лева на право. Отвечать на вопросы по сюжетной картине ( с помощью жестов).

Построение словосочетаний

2

Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, а также существительное + существительное, глагол + существительное с предлогом.

Построение предложений из двух слов

5

Уметь согласовывать существительное с глаголом в нужной форме.

Календарно-тематическое планирование для обучающихся 3 класса

2 часа в неделю

I четверть - 14 часов

Тема

Кол-во часов

Дата

1

1

"Здравствуй, школа!"

1

2

2

Проговаривание слов за учителем по теме: "Школа"

1

3

3

Школа. Школьный двор

1

4

4

Классная комната. Школьная мебель

1

5

5

Школьные принадлежности

1

6

6

Соотнесение предметных картинок с натуральными предметами по теме: "Школа"

1

7

7

Лексическая тема. Осень

1

8

8

Осенние признаки

1

9

9

Овощи

1

10

10

Соотнесение предметных картинок с натуральными предметами по теме: "Осень"

1

11

11

Ю.Тувим "Овощи".  Воспроизведение стихотворения по опорным картинкам, за учителем

1

12

12

Слова, характеризующие предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу

1

13

13

Обводка и штриховка предметных картинок

1

14

14

Фрукты

1

II четверть - 14 часов

15

1

Повторение темы "Осень" , "Овощи и фрукты"

1

16

2

Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике

1

17

3

Демисезонная одежда

1

18

4

Обводка и раскрашивание. Цветные трафареты

1

19

5

Обиходные словосочетания

1

20

6

Предложения из двух слов

1

21

7

Обращения

1

22

8

Лексическая тема "Зима"

1

23

9

Активизация словарного запаса по данной теме

1

24

10

Зимние забавы

1

25

11

Зимние виды спорта

1

26

12

Соотнесение слов с предметами, которые они называют  

1

27

13

Подготовка к празднику. Совместное разучивание новогоднего стихотворения

1

28

14

Подготовка к празднику. Речь + движение. Стихи, песни

1

III четверть - 20 часов

29

1

Зимующие птицы

1

30

2

Различение названий действий, противоположных по значению

1

31

3

Противоположные по значению прилагательные

1

32

4

Противоположные по значению прилагательные. Работа с наглядным материалом

1

33

5

Различение названий действий, противоположных по значению. Перенос действия на себя

1

34

6

Понятия: внизу - вверху, далеко - близко, вперёд - назад

1

35

7

Составление предложений по сюжетным картинкам

1

36

8

Формирование предложений из нескольких слов

1

37

9

Словоизменение

1

38

10

Словообразование

1

39

11

Игра "Назови ласково"

1

40

12

Игра " Путаница"

1

41

13

Ориентация на листе бумаги

1

42

14

Игра "Будь моим зеркалом"

1

43

15

Отработка противоположных понятий (реально и на картинке)

1

44

16

Развитие крупной моторики. Игры с мячом

1

45

17

Лексическая тема. Весна

1

46

18

Признаки весны. Активизация словаря по заданной теме

1

47

19

Дифференциация весны и зимы

1

48

20

Соотнесение слов с предметами, которые они называют  

1

IV четверть - 12 часов

49

1

Развитие мимики и артикуляционной моторики

1

50

2

Узнавание, сравнение реальных изображений предметов по теме "Весна"

1

51

3

Формирование понимания пространственного отношения двух предметов

1

52

4

Определение ориентации предметов по отношению друг к другу

1

53

5

Развитие мелкой моторики. Конструирование1

1

54

6

Лексическая тема "Продукты питания"

1

55

7

Соотнесение предметных картинок  с натуральными предметами, муляжами

1

56

8

Развитие мелкой моторики. Обводки, штриховки

1

57

9

Грамматические формы глагола

1

58

10

Действия в настоящем и прошедшем времени

1

59

11

Заучивание двустиший совместно с учителем

1

60

12

Дифференциация весны и лета

1

Примерное тематическое планирование

4 класс

Количество часов - 68 часов (8ч.+60ч.)  

Тема

Кол-во часов

Действия обучающегося

Обследование устной речи обучающихся

8

Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики.  Назвать (показать) предметы, действия, признаки.

Повторение и обобщение лексических тем. Активизация словаря по тематике

6

Уметь дифференцировать слова по темам, соотносить их с наглядностью и реальными объектами, уметь обобщать. Уметь строить предложения из трёх и более слов.

Развитие мелкой моторики

3

Уметь выполнять за учителем и самостоятельно движения пальцев и рук, обводить по контору изображения простых предметов, проводить линии внутри этих изображений, штриховать, самостоятельно обводить по трафарету эти предметы.

Развитие речевого дыхания

4

Уметь выполнять дыхательные упражнения. Уметь синхронизировать дыхание, голос.

Ориентировка и зрительное восприятие

4

Конструировать по образцу, или методом наложения на образец из счётных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением.

Игры на координацию (общая моторика)

5

Выполнение упражнений с мячом.

Совершенствование грамматического строя речи

14

Уметь называть и показывать детёнышей животных и птиц, дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы (кто? что?). Уметь правильно использовать предлоги в свободной речи, образовывать формы единственного и множественного числа, образовывать новые слова при помощи суффиксов, Образовывать прилагательные от существительных.

Развитие силы голоса

3

Уметь называть и интонировать героев русских народных сказок.

Речь + движение

3

Синхронное выполнение движений под музыку

Звуки и буквы. Повторение

2

Дифференцировать гласные и согласные звуки. Дифференцировать буквы и звуки.

Обучение самостоятельному высказыванию

2

Уметь составить рассказ о себе и строить предложения из двух и трёх слов.

Двустишия и четверостишия

3

Заучивание двустиший и четверостиший.

Закрепление темы "Простое предложение"

2

Дифференцировать слово и предложение. Составление предложений из заданных слов.

Лексические темы

6

Уметь называть, соотносить, показывать, дифференцировать предметы по теме "Профессии", "Город", "Моя малая Родина", "Транспорт".

Формирование приёмов самоконтроля за речью

3

Построение предложений по заданной теме. Соблюдать интонацию конца предложения.

Календарно-тематическое планирование для обучающихся 4 класса

2 часа в неделю

I четверть - 14 часов

Тема

Кол-во часов

Дата

1

1

Повторение. Слова, обозначающие предмет

1

2

2

Повторение. Слова, обозначающие действия

1

3

3

Повторение. Слова, обозначающие признак предмета

1

4

4

Повторение. Времена года

1

5

5

Повторение. Цвет. Форма. Величина

1

6

6

Лексическая тема . Человек. Люди

1

7

7

Активизация словаря по теме

1

8

8

Статическая координация движений

1

9

9

Динамическая координация движений

1

10

10

Развитие мелкой моторики. Волнистые линии

1

11

11

Игра. Мимический диктант

1

12

12

Определение пространственных направлений по отношению к себе

1

13

13

Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив

1

14

14

Определение ориентации предметов по отношению друг к другу

1

II четверть - 14 часов

15

1

Лексическая тема. Город.

1

16

2

Моя малая родина

1

17

3

Дифференциация города и села

1

18

4

Пополнение глагольного словаря

1

19

5

Лексическая тема. Транспорт

1

20

6

Дифференциация городского и сельскохозяйственного транспорта

1

21

7

Развитие мелкой моторики. Обводки, штриховки по теме"Транспорт"

1

22

8

Развитие речевого дыхания

1

23

9

Закрепление навыка дыхания в движении

1

24

10

Развитие силы голоса

1

25

11

Развитие диапазона голоса

1

26

12

Восприятие и различение неречевых звуков

1

27

13

Развитие чувства ритма

1

28

14

Разучивание четверостиший к Новому году

1

III четверть - 20 часов

29

1

Упражнение на координацию движения и речи

1

30

2

Обобщение материала по теме "Зима"

1

31

3

Дыхательные упражнения

1

32

4

Главные и второстепенные члены предложения

1

33

5

Распространение простого предложения определением

1

34

6

Лексическая тема. Основные профессии

1

35

7

Обучение составлять рассказ по серии сюжетных картинок

1

36

8

Разучивания двустиший и четверостиший по теме "Профессия"

1

37

9

Игра "Догадайся кто нарисован"

1

38

10

Формирование умения по аналогии подбирать определения к предметам

1

39

11

Закрепление темы "Простое предложение"

1

40

12

Гласные буквы. Звуковые ряды

1

41

13

Артикуляция гласных звуков

1

42

14

Формирование приёмов самоконтроля за собственной речью

1

43

15

Отработка понятий "правый" и "левый"

1

44

16

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве

1

45

17

Единственное и множественное число имён существительных

1

46

18

Дидактическая игра "Один - много"

1

47

19

Игра "Магазин игрушек". Образование новых слов при помощи суффиксов

1

48

20

Работа с мячом. Игра "Лови - назови"

1

IV четверть - 12 часов

49

1

Игра "Маленький - большой"

1

50

2

Обучение рассказу по серии сюжетных картинок

1

51

3

Составление короткого рассказа о себе

1

52

4

Составление короткого рассказа о семье

1

53

5

Образование названий детёнышей животных и птиц

1

54

6

Тренировочные упражнения по теме "Животные и птицы"

1

55

7

Категории одушевлённости и неодушевлённости. Кто? Что?

1

56

8

Образование имён прилагательных от существительных

1

57

9

Согласование имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже

1

58

10

Предлоги в, на

1

59

11

Предлоги у, по, под

1

60

12

Обобщающие занятие по теме "Предложение и предлоги"

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...

Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации

Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации 9 класс...