Рабочая программа
рабочая программа

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1)

1 – 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области

          Приложение  к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Рабочая программа логопедических занятий

для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1)

1 – 4 класс

                                                                   Программу составил

                                                                  учитель-логопед

                                                                      Шатских Наталья

                                                                       Викторовна

Пояснительная записка

    Данная программа логопедической коррекции составлена на учащихся 1-4 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), согласно следующим нормативно-правовым актам:

-Закону Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12, 13, 28, 58);

-Приказу Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

-Постановлению от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ СОШ с. Тербуны

  Данная программа логопедической работы обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) :

формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;

формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и  источнике получения знаний;

осознание значения чтения для решения социально-значимых задач, развития познавательных интересов;

формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов;

 формирование коммуникативных навыков в процессе чтения и литературных произведений;

 расширение представлений об окружающей действительности;

обогащение лексической и грамматическо-синтаксической сторон речи;

развитие навыков связной устной речи, навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения;

ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

   Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

   Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера. Большая распространённость и особенности симптоматики речевых нарушений у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), что создает дополнительные затруднения в овладении речевыми навыками.

   Нарушение речи у данной категории детей носят стойкий системный характер и затрагивают все компоненты речевой системы: лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную монологическую, диалогическую и фразовую речь; грамматический строй речи); смысловую (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать слово, ситуацию и сделать выводы); фонетико-фонематическую (звукопроизношение, звукоразличение). Нарушения устной речи отрицательно сказываются и, на развитие письменной речи. Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его, как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации.

   Методологической и теоретической основой программы являются работы Р.Е.Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др. о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления, которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева.

        Цель данной программы: диагностика и коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации. Развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации. 

         Основные задачи программы:

-формирование правильного звукопроизношения;

-коррекция и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе;

-развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи; 

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

        Основными направлениями логопедической работы является:

- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА, КОТОРАЯ обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с легкой умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

- КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в речевом развитии и освоению ими содержания образования.

- КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА обеспечивает непрерывность логопедического сопровождения детей с легкой умственной отсталостью  и их семей по вопросам воспитания, коррекции речи, развития и социализации обучающихся.

           - Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения обучающихся с легкой  умственной отсталостью, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями),  и др.

Содержание программы

Программа логопедического обучения разделена на 2 раздела:

Раздел первый: 1- 2 класс - «Звуки и буквы». Предполагает совершенствование произносительной стороны речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, формирование навыков грамотного чтения и письма.

Раздел второй: 3 – 4 классы - «Письмо и чтение». Предполагает коррекцию чтения и письма и развитие самостоятельной связной речи. Содержание каждого раздела включает несколько направлений работы.

Раздел первый

 Звуки и буквы

1 – 2 класс

   Методологической основой служит программа Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, а также разработки Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мазановой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко.

   Расстройства речи у детей с умственной отсталостью проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у обучающихся начальных классов вспомогательной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

У детей с интеллектуальной недостаточностью оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

Следовательно, бедность лексического запаса будет проявляться в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. Также будет страдать и связность речи, что особенно ярко проявляется в самостоятельном рассказе или пересказе. Так возможно грубое нарушение причинно-следственной последовательности событий, упущение существенных деталей. Звукопроизношение сильно отстаёт от возрастной нормы и характеризуется большим количеством дефектов и замен.

Направления коррекционно-развивающей работы:

- совершенствование произносительной стороны речи;

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

- формирование навыков грамотного чтения и письма.


Содержание логопедической работы в 1-2 классе

     Развитие лексико-грамматических средств языка:

- умение  вслушиваться в обращенную речь.

 -умение выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

- преобразовывание глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).

- расширение возможности пользоваться диалогической формой речи;

- использование в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

-уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений;

-  образовывание относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания, различным материалам;

-умение  различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного;

-закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

- составление сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»);

-умение изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;

- использование  предлогов«на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;

- закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ое-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-);

-  образование наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-;

- употребление наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — -«злой», «высокий» — «низкий» и т. п.);

- уточнение значения обобщающих слов.

- расширение лексического запаса в процессе изучения новых текстов (дикобраз, изгородь, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка);

- активизирование словообразовательных процессов: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, белоствольная берез; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т.;

- употребление существительных с увеличительным значением (домище);

- совершенствование навыков подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных (вкатить — выкатить);

- объяснение значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист — спортсмен, который играет в футбол).

- упражнения  в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи;

-  использование в речи простые и сложные предлоги;

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:

- закрепление у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

      - существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)».

      - существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом»;

- формирование навыка составления короткого рассказа;

- совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).

- расширение навыка построения разных типов предложений.

-  распространение предложения введением в него однородных членов;

- составление наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

-  составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.   Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна»;

- закрепление навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.);

Формирование произносительной стороны речи:

- уточнение у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [л], [л'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'];

- вызывание отсутствующие звуки: [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [л'], [л], [ы], [с], [с'], [з], [з'], [р], [р'] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений;

- формирование фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения:

- различение на слух гласные и согласные звуки;

- выделение первого гласного и согласного звука в словах (Аня, ухо и т. п.), -

- анализирование звуковых сочетаний, например: ш/, уа;

лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», « Осень », « Овощи-фрукты »;

-  выделение звука из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. –

- определение наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова;

- выделение гласного и согласного звука в прямом и обратном слогах и односложных словах.

   Совершенствование произносительной стороны речи:

- закрепление навыка четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей.

- формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л'], Ш, Ы, [с'], [з], [а'], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.).

 - развитие умения дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.).

- закрепление произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.

- упражнения в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

- развитие умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.

- введение в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.

- воспитание правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

Ожидаемые результаты:

- соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;

- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

- сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных;

- фонетически правильно оформлять согласные звуки ( [ п], [б ], [м ], [ т], [ д], [н ], [ к], [х ], [г ]), гласные первого ряда ( [о ],[у ], [ы ], [и], [а]);

- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

- общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.

Раздел второй

Письмо и чтение

3 – 4 классы

   Основная задача данного этапа – это коррекция письменной речи и чтения, т.к. звукопроизношение уже, как правило, соответствует норме. Устная речь характеризуется не грубыми аграмматизмами, неточным пониманием смысла отдельных пословиц, поговорок и сложных слов. При необходимости можно повторить основные моменты предыдущего раздела.

   Нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии) очень распространены среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Они могут сопутствовать друг другу, а могут проявляться и по отдельности. Сначала остановимся на нарушениях чтения.

Ребенок с умственной отсталостью в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако умственно отсталые дети, по данным Г.Я. Трошина, овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме.

   Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М.Ф.Гнездилов, В.Г.Петрова). Большую трудность для этих детей представляет усвоение букв из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различить оппозиционные звуки, несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Особенно сложным является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется прежде всего на основе четкого представления о звуковой структуре слогов. Как показывают многие исследования, функция фонематического анализа формируется у умственно отсталых школьников с большим трудом. Сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге. Еще большие затруднения вызывает чтение и понимание предложений и текста.

Содержание логопедической работы в 3-4 классе

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:

- закрепление умения выделять отличительные признаки предметов, объектов;

- составление загадок с опорой на эти признаки;

- совершенствование навыка сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них;

- умение подбирать слова - рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами;

- упражнения в конструировании предложений по опорным словам;

- формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

- анализирование причинно-следственных и временных связей, существующие между частями сюжета;

- закрепление навыка составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно - ответный и наглядно-графические планы);

- заучивание потешки, стихотворения;

-  составление рассказа с элементами и совершенствование навыка пересказа сказок, рассказов:

- с распространением предложений;

- с добавлением эпизодов;

- с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета). 

Формирование навыков грамотного письма и чтения:

- развитие произвольного внимания, слуховой памяти;

- закрепление понятия «звук», «слог», глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»;

- совершенствование навыка различения звуков: речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих;

- умение производить анализ и синтез прямых слогов, например: са, па;

- знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м];

- анализирование их оптико-пространственные и графические признаки;

-  осуществление звуко-буквенного анализа и синтеза слогов с использованием наглядно-графических схем слов (например: вата, кот);

- формирование навыка преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д.).

Ожидаемые результаты:

-владеть навыками творческого рассказывания;

-адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

-понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

-понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

-овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

-оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

-овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

   

Планируемые результаты:

   Устранение нарушений речи у учащихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся с ОВЗ. У большинства обучающихся происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (ритм, темп), наблюдается положительная динамика в развитии словарного запаса, развитии связной речи, но грамматические и смысловые уровни развития речи не достигают нормы.

Используемая литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ от 19.12.2014г. приказ № 1599;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Приказ№ 1599 от 19.12.2014г ;

.Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.

Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.

Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2007.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,1991.

Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

Ткаченко Т.А. Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005.

Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...