Проблемы изучения стихотворений на уроках чтения обучающимися с сочетанием РАС и УО
статья

Малышева Александра Николаевна

Обучение детей с РАС и УО выразительному и осознанному чтению - это сложный и долгий путь. Основные трудности в данном направлении связаны с тем, что у детей, которым поставлен такой диагноз, существует проблема понимания текста в целом, исходящая из частичного непонимания обращённой речи. Ребёнок с РАС испытывает трудности с обработкой информации и осмыслением услышанного, в особенности - если нет опоры на наглядный материал. В своей повседневной речи нормотипичные люди используют большое количество лексики, понимание которой является недоступной для слушателя с РАС. И на этом список сложностей с устной и письменной речью у детей с РАС и умственной отсталостью не заканчивается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_chteniyu.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы изучения стихотворений на уроках чтения обучающимися с сочетанием РАС и УО

Обучение детей с РАС и УО выразительному и осознанному чтению - это сложный и долгий путь. Основные трудности в данном направлении связаны с тем, что у детей, которым поставлен такой диагноз, существует проблема понимания текста в целом, исходящая из частичного непонимания обращённой речи. Ребёнок с РАС испытывает трудности с обработкой информации и осмыслением услышанного, в особенности - если нет опоры на наглядный материал. В своей повседневной речи нормотипичные люди используют большое количество лексики, понимание которой является недоступной для слушателя с РАС. И на этом список сложностей с устной и письменной речью у детей с РАС и умственной отсталостью не заканчивается.

Словом, перед педагогом, преподающим чтение детям с упомянутыми особенностями развития, стоит две основные задачи: научить ребёнка понимать прочитанное, а также читать с выражением, выделяя голосом и интонацией наиболее важную информацию.

Возьмём за основу факт, что в основной (старшей) школе ребёнок уже умеет читать как вслух, так и про себя, однако читает он без выражения, не выдерживает нужную интонацию, а понимание прочитанного часто ограничивается одним или несколькими предложениями. Существует несколько путей решения проблем, для наглядности можно представить их в виде таблицы, где столбец проблемы будет соответствовать столбцу с возможным решением этой проблемы.

Начнём с аспектов осознанного чтения. Чем старше ребёнок, тем объёмнее и сложнее в лексическом плане тексты, которые он изучает на уроках чтения. В связи с этим необходимо добиться понимания и выразительного чтения на примере небольших текстов, чтобы в дальнейшем иметь возможность увеличивать их объёмы.

Мы решили взять за основу стихотворения, потому что это произведения небольшого размера, однако не всегда простые для понимания в силу значительного количества слов, изменённых поэтом для благозвучия, и частой перестановки слов местами для сохранения ритма и рифмы.

Проблема понимания стихотворного текста и алгоритм её решения

Проблема

Порядок действий

Примечания

Сложность понимания целого текста, связанная с концентрацией на деталях, а не на целом

  1. Разделить текст на предложения с детальным разбором каждого предложения.
  2. Разделить на несколько предложений, объёдинённых общей микротемой.

Неумение найти ответы на вопросы в тексте

  1. Составить подробный план текста, по которому этот текст было бы возможно пересказать.
  2. На основе этого плана надо задавать ребёнку наводящие вопросы, например: в какой части текста может содержаться ответ на этот вопрос? Прочитай эту часть текста, найди в ней те слова, которые содержатся в тексте вопроса. Попробуй сформулировать ответ.

Здесь очень важна постановка вопроса. В вопросе должны присутствовать те слова, которые есть в тексте, чтобы ученику было проще с опорой на текст найти нужную информацию.

 

Механическое чтение без понимания смысла прочитанного (обучающимся с РАС бывает сложно соотнести смысл прочитанного с реальными предметами и явлениями)

1.На уроках чтения обязательно должна быть наглядность. Учителю надо находить иллюстрации, подходящие к разбираемому тексту.

Можно находить несколько похожих иллюстраций, которые отличаются некоторыми деталями, и предлагать обучающимся выбрать ту, которая подходит к тексту по всем параметрам, и объяснить свой выбор. Например, для наглядного изучения стихотворения "Берёза" С.А.Есенина можно предложить ученикам изображения берёзы в разные времена года.

"Буквальное" восприятие всей информации (учащиеся не понимают, что такое переносное значение слова, им приходится объяснять все фразеологизмы, устойчивые и сравнительные обороты)

1.Детально разбирать и записывать каждый фразеологический оборот и его значение.

2. Подбирать иллюстрации к нему, придумывать предложения и жизненные ситуации, в которых он мог бы быть использован.

Значительное количество незнакомых и непонятных слов

  1. Создать личный читательский словарь, в который ученики будут записывать слова и их значения. Для большей наглядности опять же можно дополнять словарь иллюстрациями.

В связи с дефицитом навыков в области психического и считывания эмоций обучающиеся с РАС и УО не всегда понимают, что чувствует лирический герой в разных ситуациях.

  1. Стоит подготавливать для занятий задания, в которых обучающимся нужно будет подобрать подходящий к созданной в произведении ситуации эмодзи-смайлик.

Вопрос с выразительным чтением стоит перед учителями чтения не менее остро. Уже упомянутое механическое чтение, связанное со сложившейся у многих обучающихся с РАС и умственной отсталостью привычкой читать с делением текста на слова, а не на предложения, акцентируя каждое слово, создаёт дополнительные трудности. В данной ситуации у письменной речи (текстов) есть неоспоримое преимущество перед устной речью - к прочтению текста можно вернуться не один раз.

Изучение стихотворений на уроках чтения может выглядеть так:

  1. Учитель читает стихотворение детям вслух. Для наглядности и лучшего понимания эпические стихотворения можно дополнить видеорядом, а лирические - подходящими картинами природы и т.д.
  2. После чтения учителем вслух стоит попросить школьников прочитать стихотворение про себя, потому что при самостоятельном чтении вслух у них может сложиться не всегда правильный стереотип чтения, который потом будет сложно перебороть.

Проблемы и возможные решения  проблем выразительного чтения также можно представить в виде таблицы.

Проблема выразительного чтения и алгоритм её решения 

Проблема

Порядок действий

Примечания

Чтение стихотворения "сплошным текстом", без выражения.

  1. Учителю стоит контролировать процесс чтения и исправлять каждое нарушение чтения, озвучивая правильный вариант произношения.
  2.  Для правильной передачи тембра и звучания голоса героев стихотворения надо при его прочтении обращать внимание детей на авторские пояснения и ремарки: крикнул, всхлипнул, шепчет и т.д.

Сложности с соблюдением логических пауз во время чтения.

  1. Задавать наводящие вопросы о том, на что автор хотел обратить внимание читателя, что является самым важным в отдельно взятой строке или предложении.
  2.  Обращать внимание детей на знаки препинания, которые важны для соблюдения логических пауз и правильной интонации.

Обязательно надо делать паузы после двоеточий и тире, также не мешало бы напомнить ученикам о том, что в предложении, заканчивающемся на точку, голос надо делать тише ближе к концу предложения.

Неумение обозначить и выделить голосом главные по смыслу слова.

  1. Во время первого прочтения стихотворения учителем вслух можно просить учеников подчёркивать слова, на которые учитель делает ударение.

Среди подчёркнутых слов обязательно будут явления, герои и предметы, ещё не встречавшиеся в данном тексте, вопросительные слова, обращения, сравнения и т.д.

Сложности с определением темпа и настроения стихотворения.

  1. Обсудить с учениками настроение текста, подобрать подходящие эмоции, ответить на вопросы "Как звучит это стихотворение: грустно или радостно?", "Лирический герой рассержен или огорчён?" и тому подобные.

 

На первом этапе изучения стихотворений стоит давать обучающимся две или несколько эмоций на выбор в связи с существующими сложностями со считыванием эмоций персонажа и переносом их на себя.

Также в тексте часто можно найти слова, прямо указывающие на настроение: "Мальчишек РАДОСТНЫЙ народ / Коньками звучно режет лёд", "И от птичьего крика / В сердце только ГРУСТНЕЕ".

Словом, во время преподавания лирических произведений детям с РАС и УО выявляется ряд сложностей, связанных как с пониманием текста, так и с выразительным его чтением. Каждая сложность имеет свои пути решения, главное - не забывать об особом восприятии текстов обучающимися с этим нарушением развития. Важно преподавать как стихотворный, так и прозаический текст с опорой на наглядный материал, выделять время на разбор эмоций и настроения произведения, обращать внимание на детали, важные для правильного, выразительного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок — исследование по изучению стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова».

В материале представлен конспект урока-исследования по творчеству Есенина...

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"

На данном  уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...

«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».

В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...