Особенности работы учителя-предметника в коррекционной школе
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Донских Елена Валентиновна

Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление личности в целом. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_uchitelya_v_korrektsionnoy_shkole.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы учителя-предметника в С(К) VIII вида

Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление личности в целом. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п.

Установлено, что свойственные этим детям пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

 У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий.

 Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов..

 У всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам.

Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал, затрачивая на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Между тем по мере взросления такого учащегося на передний план все больше выступает произвольная (преднамеренная) память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс, особенно в старших классах коррекционной школы, опирается преимущественно на эту форму памяти.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у таких учащихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении математики, географии, истории, биологии и многих других предметов. Содержание учебного материала (даже по программе специального коррекционного обучения), темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В исследованиях педагога-психолога В.И. Лубовского указывается на недостаточность (слабость) речевой регуляции действий, что в значительной мере объясняет характерные для деятельности этих учащихся неорганизованность, отсутствие целенаправленности. Учащиеся испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Многим школьникам трудно осознавать свои действия и облекать их в словесную форму, поэтому выполняя задание, учащийся проговаривает его вслух, но при этом говорит много лишнего, не имеющего отношения к работе.

 Перечисленные особенности связаны с любым учебным предметом, однако в зависимости от его специфики (русский язык, профессионально-трудовое обучение, история, география и т.д.) они проявляются по-разному.

На уроках биологии и географии учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, поэтому одна из особенностей мыслительной деятельности таких детей проявляется в том, что они с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Все это затрудняет изучение естествоведческого материала, так как большинство природных явлений взаимосвязаны друг с другом. Однако у старшеклассников школы, обучающихся по программе специального (коррекционного) обучения VIII вида, чаще, чем у учащихся начального звена, встречаются лаконичные ответы, перечисление сведений и явлений об окружающем мире. Они нередко называют объекты (предметы), которые не изучаются в школьном курсе, что является следствием припоминания тех естествоведческих сведений, которые были получены благодаря приобретенному жизненному опыту.

 Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья также испытывают трудности в овладении историческими, литературоведческими и другими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в выделении признаков сходства, трудности в выделении специальных признаков наблюдаемого объекта, неправомерное отождествление объектов при самостоятельном сравнении, инертность мышления, «вязкость» и непоследовательность суждений, трудность формирования взаимообразных связей. Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения. Например, у такого школьника быстро угасает непосредственный интерес к заданию, требующему терпения и вдумчивости, он не проявляет активности в учебной работе, не стремиться улучшить свой результат, преодолевать возникающие трудности. К допущенным ошибкам учащиеся относятся более или менее безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять причину своей неудачи.

Как видим, все это приводят к тому, что такие дети не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию. Все эти проблемы тормозят накопление у них разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии, мешает учащимся преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности. Кроме того, следует отметить низкий уровень развития навыков самоконтроля - как в процессе деятельности, так и по ее окончании.

Но вместе с тем, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить программу специальной коррекционной школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку. При организации коррекционных занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ученика. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование, словесное стимулирование и др.).

 Таким образом, большую трудность для учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных школьников отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций. Для преодоления проблем учителю коррекционной школы необходимо формировать у учащихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач.

 Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Использование учителем информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в коррекционной школе

 Необходимость использования информационно-коммуникативных технологий на уроках в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья информационно-коммуникативные технологии — помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

 Отметим несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:

Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий.

 Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Средства, формы, методы по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках географии

 Обучающиеся специальной (коррекционной) школы нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении.

Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Поэтому электронные презентации можно разглядывать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – техническое средство, дозволяющее показ презентации в классе.

Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, однако лишь с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией понимается логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной темой и общими принципами дизайна. Создание и применение на уроке электронных презентаций на нынешний день очень актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

Для учеников коррекционной школы VIII вида необходимы презентации более высокого уровня, чтобы заинтересовать и увлечь обучающихся с нарушениями в развитии, ведь это сделать порой очень сложно. Ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им учебного материала.

Для работы на уроках географии необходимо создавать презентации, которые реализуют принцип наглядности на уроке. При словесном описании на уроках географии, в подавляющем числе случаев, обучающиеся с нарушением интеллекта не имеют возможности опереться на непосредственное наблюдения за предметами описания или повествования, потому что в связи с особенностью своего заболевания у них страдает образное мышление. Поэтому их географические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут неточны.

При обучении географии или истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у умственно отсталых учащихся таких точных и конкретных представлений о географических объектах, явлениях или о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.

Поэтому использование мультимедийных технологий особенно оправдано именно на этих уроках. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.

Преобладают три основных способа (или подхода) преподнесения информации:

Иллюстративный (традиционный). Подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Обучающиеся следят за меняющимися „картинками“, часто при этом «забывая» воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие «картинок» тоже притупляется.

Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же «картинками».

Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется рассказами учителя о тех или иных географических свойствах, явлениях, как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.

 При разработке презентаций есть определенные правила, которые необходимо помнить олигофренопедагогам, составляющим презентацию. Почти все учителя о них, просто-напросто, не знают. Вот одно из таковых правил. Титульный лист. На нем должно размещаться: направление презентации, предмет, заглавие темы и т. д. Тема, если она короткого содержания и, направление, должны постоянно находиться на следующих слайдах. Ведь мы пишем тему на доске, и ученик её видит весь урок. Эта же цель преследуется и при построении слайдов. При разработке презентации почти все учителя запамятовали о диафильмах, которые в прошлые времена, помогали сделать урок более наглядным. Сейчас применять диафильмы при разработке презентаций либо подготовки к уроку можно с таковым же успехом, как и ранее. Большим успехом у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пользуются программы «Школа Кирилла и Мефодия».

Еще можно порекомендовать сайты:

http://infourok.ru/

http://infourok.org/

http://interneturok.ru/

http://www.km-school.ru/

     Исследования показали, что на общем фоне явно недостаточного воспроизведения учащимися количества изученных названий, часто допускаются грубые ошибки, типичные именно для данного контингента детей. Все эти ошибки в зависимости от их характера можно разделить на четыре группы.

Первая и наиболее распространенная из них характеризуется тем, что учащиеся неправильно соотносят названия индивидуальных географических объектов с общим географическим понятием. Например, к городам России ученики относят Крым, Донбасс, Волгу, Румынию, к горам – реку Ангару, полуостров Ямал, к океанам – Урал, к частям света – Россию, Украину и т.п. Сюда же можно отнести ошибки, вызванные тем, что ученики путают близкие географические понятия, например, остров и полуостров.

     Ошибки второй группы возникают при отнесении конкретного объекта к несоответствующей административной или территориальной категории. Например, среди рек России дети называют Конго, Нил, к островам нашей родины относят Индонезию, к городам России – Париж, Лондон и т.п.

     Третью группу ошибок составляют несуществующие, придуманные учащимися названия. Они возникают вследствие каких-то случайных ассоциаций. Например, ученик, перечисляя горы – Памир, Казбек – сюда же добавляет и название «Прима». Называя моря России – Черное, Белое, ошибочно сюда же относит Красное и Желтое моря, а затем придумывает несуществующее Синее море. В ряде случаев к появлению несуществующих названий приводит и грубое искажение слов-названий. Так возникает вместо Франции – Рация, вместо Северный Ледовитый океан – Северный Ядовитый океан, вместо Антарктида – Антрактида и т.п.

     Четвертая группа ошибочных ответов характеризуется тем, что ученики в качестве названия конкретного объекта употребляют общие географические понятия: к названиям гор причисляются такие понятия, как пик, вулкан, к названиям частей света – север, юг, экватор и т.д.

     Обращает на себя внимание и большое количество ошибок, часто довольно грубых, в написании учащимися географических названий, особенно сложных в фонетическом отношении.

     Замечено также, что изученные географические названия часто забываются, и по мере отдаления от  времени изучения процент ошибок в воспроизводящих ответах заметно возрастает.

     При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуальные типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности.

     Учитывая изложенное, возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушением интеллекта, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

     Графическая наглядность является одним из составляющих компонентов этой системы.

Графические средства наглядности могут быть:

1.Печатными, в том числе стенными (таблицы, картины и др.), настольными (рисунки, графики, диаграммы в книгах, альбомах и т.п.), раздаточными;

2.Создаваемыми в процессе урока на классной доске;

3.Воспроизводимыми на экране с помощью ТСО.

4.Самодельными стационарными, создаваемыми учениками под руководством учителя и пополняющими набор пособий кабинета географии.

     Значение применения графических средств в обучении географии очень велико. Графическая наглядность, прежде всего, дает возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы, помогающий прочному усвоению и запоминанию материала. Например, простая схема речного бассейна способствует усвоению сущности этого понятия; карта-схема расположения города всегда акцентирует внимание на главных чертах его географического положения.

     Графическая наглядность помогает правильно установить пространственные взаимоотношения предметов и явлений, что особенно важно при изучении географии. Конечно, этому в первую очередь служат тематические географические карты. Но обычно к карте необходимы другие графические дополнения. Очень удобно, например, объяснять вертикальную поясность природных условий, пользуясь соответствующими профильными схемами.

Графическая наглядность полезна при применении сравнений, которые так необходимы для сознательного и прочного усвоения знаний. Сравнения, особенно ярки, если они выражены графически.

     Учащиеся коррекционной школы, начиная изучать географию, хорошо понимают задание «сравни», однако умение сравнивать находится у них на крайне низком уровне, Географические объекты и явления они сравнивают, ориентируясь на несущественные их признаки, чаще всего – размеры объекта, самостоятельно пытаются сравнивать объекты только по различию, затрудняясь при этом в установлении сходства объектов. Встречаются сравнения и хаотического характера, в которых объекты и явления они сравнивают по несопоставимым признакам.

     Ряд психологических исследований свидетельствуют о значительном своеобразии и пространственных представлений детей с ОВЗ. В частности, известно, что дети с большим трудом узнают знакомые предметы, если их предъявить перевернутыми на 90, а особенно на 180 градусов. Многие учащиеся не понимают законов перспективы (кажущееся уменьшение предметов по мере их удаления от зрителя, загораживание одних предметов другими, находящимися ближе). Нередко дети с отклонениями в развитии даже 6-7 классов недостаточно четко ориентируются по направлениям: направо – налево, вперед – назад, вверх – вниз. Поэтому, графическая наглядность играет значительную роль в коррекции указанных недостатков.

     Графические работы — удобный способ проверки знаний учащихся. Обучение географии невозможно без привлечения конкретных количественных показателей, цифровых данных.

     Средства графической наглядности помогают развивать такие необходимые качества для детей с ОВЗ как логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, а, следовательно, намного повышают интерес к изучаемому материалу.

     Однако графическим средствам наглядности подчас еще не уделено то внимание в преподавании географии в коррекционной школе, которого они, несомненно, заслуживают. Мы часто пренебрегаем такими простыми, проверенными практикой и временем вещами, как классная доска, мелки, графические таблицы и т.п. А ведь для этой работы не требуется ни художественного таланта, ни особого сложного оформления.

     Цель настоящей работы – дать систематизированный, по возможности полный обзор важнейших видов графической наглядности в преподавании географии в коррекционной школе и показать возможность и целесообразность их применения.

Простейшие графические пособия – таблицы 

     Таблица – это свод, перечень, расписание каких либо объектов или явлений, графически представленных в определенном, наиболее удобном для восприятии порядке. Обзор графических пособий можно начать с таблиц, потому что в качестве средств наглядности они служат переходным звеном от текста к графическому изображению. Применяемые в курсе географии коррекционной школы таблицы по методическим задачам являются графическими пособиями.

Таблицы весьма полезны при формировании многих географических понятий, когда большое значение имеет проведение логических операций, значительно облегчающих осмысливание и запоминание изучаемого материала.

При помощи таблиц можно осуществить:

а) отбор наиболее важных данных, явлений и объектов в изучаемом материале;

б) систематизацию наиболее важного и существенного;

в) представление всего отобранного и систематизированного в простой удобной для понимания форме.

     В табличной форме можно представить значительную часть учебного материала. Естественно, таблицы не смогут быть самоцелью преподавания, но их умелое использование дает в коррекционной школе хорошие результаты.

     В чем основные положительные стороны применения таблиц? Как отмечалось, при помощи таблиц можно ярко подчеркнуть самое важное, существенное в изучаемом материале. Таблица помогает осмыслить, охватить в наиболее сжатой форме динамику явлений, контраст в тех или иных процессах, выделить сопоставляемые объекты.

     Особенно часто в табличную форму сводятся результаты наблюдений в природе (например, систематические наблюдения за погодой, результаты экскурсий, данные измерения скорости течения реки т т.д.). В курсе географии 8 класса полезно применять сравнительные таблицы, содержащие данные по характеристике отдельных материков.

     Такие учебные таблицы должны быть просты и доступны учащимся коррекционной школы, как по построению, так и по приводимому в них материалу. Сложнее и разнообразнее по форме и содержанию таблицы, применяемые при изучении элементов экономической географии  в 9 классе. Прежде чем перейти к примерам применения таблиц и анализу их форм, кратко остановимся на тех общих методических требованиях, которые следует иметь в виду при подготовке таблиц.

     При составлении таблицы необходимо соблюдать единые меры, одну систему сокращений, обобщений, генерализации. Очень важно, чтобы заголовок таблицы и названия всех граф были сформулированы лаконично и четко. 

     Учащиеся должны твердо усвоить правила чтения таблиц и пользования ими. Учителю следует обратить внимание на то, как формулируются заголовки, как строится таблица по графам, какие приняты единицы измерения (если речь идет о цифровом материале).

     В каждой таблице выделяют две основные части: перечень исследуемых объектов и признаки, характеризующие их. Часто по аналогии с собственно статистическими таблицами перечень объектов называют подлежащим, а признаки – сказуемым. В отличие от статистических географические таблицы отражают как количественные, так и качественные показатели. Это в еще большей степени расширяет возможности их применения. Рассмотрим эти возможности, прежде всего по месту применения таблиц в учебном процессе, а затем и по конкретному содержанию.

В процессе преподавания географии в коррекционной школе таблицы часто применяются в форме обычных графических наглядных пособий. Такие таблицы заранее вычерчивают и демонстрируют в момент объяснения соответствующего материала в виде стенных пособий. Часто таблицы составляют на классной доске параллельно объяснению нового материала. В форме таблицы удобно также записывать выводы из объясняемого материала или конспект основного содержания урока. Построение такой таблицы диктуется самим содержанием урока. Иногда, когда требуется закрепление основных фактов, полезно давать задание домой – заполнить простые таблицы. Кроме того, таблицы можно использовать при проверке усвоения учащимися материала урока. Времени на это требуется немного. Работа заключается в следующем. Учащиеся чертят таблицу по образцу, нарисованному на доске. Первую графу таблицы учащиеся заполняют под диктовку учителя, последующие графы – самостоятельно. Естественно, возможно это лишь в том случае, если изучаемый материал уже достаточно хорошо знаком учащимся, и они имеют достаточный опыт заполнения подобных таблиц.

Конспективно – справочные или систематизирующие таблицы

     Основная цель конспективно – справочных таблиц – обобщение и систематизация материала, т.е. представление его в краткой форме, удобной для запоминания и справок.

     Конспективно-справочные таблицы особенно полезны в том случае, когда необходимо закрепить четко в памяти учащихся  определенные причинно-следственные связи. Ниже приведены некоторые примеры применения конспективно – справочных таблиц. Интересна форма построения этих таблиц, так как сведения для заполнения могут меняться в зависимости от объема материала, от той степени детализации, которая нужна учителю для определенной темы.

    При изучении начальных сведений о полезных ископаемых в общем физико-географическом обзоре целесообразно подготовить конспективно – справочную таблицу. Другим примером может служить таблица главных причинно – следственных связей, определяющих климат местности.

Сравнительные таблицы

     В каждой таблице предполагается сравнение определенных показателей. Однако, имеются специальные таблицы, основное

Назначение которых в том, чтобы подчеркнуть сравнение и подвести учащихся к тем или иным выводам. Обычно в них приводится цифровой материал. Однако, не менее полезно и сравнение ярких фактов, текстового материала. Например, необходимо, чтобы ученики усвоили общие черты и отличия между планом и картой. Для этого можно предложить следующую простую сравнительную таблицу.

Таблицы выделения ведущих признаков

     В практике преподавания географии получили распространение таблицы, которые можно условно назвать таблицами ведущих признаков. Известно, например, что при общей характеристике множественных географических объектов (рек, озер, гор и т.п.) следует выделять наиболее общие, ведущие черты или признаки. По ним намечаются подобия и отличия в этих объектах. Таблицы можно готовить заранее, а после того, как учащиеся научатся заполнять такие таблицы, можно составлять только форму, с тем, чтобы ученики для закрепления материала сами ее заполняли.

Комбинированные таблицы

     Сочетание таблиц с другими формами графических иллюстраций позволяет создать легко запоминающийся зрительный образ изучаемых объектов, характеризующийся наиболее лаконичной записью необходимых сведений.

     Полезно комбинировать таблицы с простейшими чертежами. Так, в форме комбинированной таблицы очень удобно представить первоначальные сведения о типах озер.

     При изучении тепловых поясов Земли в курсе географии 6 класса полезно применение комбинированной таблицы, показывающей разницу угла падения солнечных лучей на экваторе, в умеренных широтах и полюсах. Применение такой таблицы необходимо для установления причинно-следственных зависимостей между географическим положением каждого из тепловых поясов, степенью нагрева земной поверхности, количеством получаемого солнечного тепла, разнообразием растительного и животного мира.

     При изучении данного вопроса возникают определенные сложности при формировании таких понятий, как «погода» и «климат», которые являются абстрактными и не могут быть сформированы без употребления соответствующей терминологии и разъяснения общих закономерностей. Учащиеся должны усвоить, как изменяется угол падения солнечных лучей при движении от экватора к полюсам.

Пособия для систематизации и классификации явлений в географии

     Схемы принадлежат к самым простым и необходимым видам иллюстрации. Слово «схема» заимствовано из греческого языка и означает «наружный вид, образ, форма». Схема, применяемая в обучении, — простейший чертеж, передающий с помощью условных обозначений (обычно без соблюдения масштаба) и некоторых надписей важнейшие черты и взаимосвязи основных элементов в данном объекте, явлении, процессе. Создавая легко запоминающийся графический образ, схема помогает понять сущность данного объекта, явления или процесса. В этом положительное значение графических схем, обусловившее их широкое применение, особенно в преподавании географии во вспомогательной школе.

     Вместе с тем, схемы имеют и некоторые отрицательные стороны. Схема – лишь вспомогательное средство, и следует учесть, что ее слишком частое применение, особенно в тех случаях, когда явление многогранно и разнообразно, может искусственно упростить, сделать более бедным и монотонным изучаемый материал.

     Понять схему – значит понять сущность данного рассуждения. При использовании схем рекомендуется дополнять их рассказом, показом картин, привязывать к карте и т.д…

     Схемы применяют на разных этапах учебного процесса. Наиболее часто они иллюстрируют объяснение нового материала. Графическую схему можно создать на доске при изложении материала, наращивая постепенно отдельные ее элементы. К концу объяснения перед учащимися создается определенный, легко запоминающийся образ. Иногда готовая схема может быть итогом объяснения. В таком случае преподаватель в определенном месте урока показывает заранее заготовленный на бумаге в соответствующем размере чертеж-схему.

     Схема – один из важных элементов практических занятий в коррекционной школе. Для успешного проведения их учащиеся должны быть знакомы с правилами создания схем.

     Основные требования, предъявляемые к схемам, подобны требованиям к таблицам. Желательно, чтобы схемы были выразительны с художественной точки зрения, пропорциональными во всех частях. Схемы не должны быть сложными (включать слишком много элементов) и громоздкими. Размещать их отдельные элементы следует равномерно, т.е. схемы не должны быть слишком широкими или узкими. Надписи целесообразно делать простым шрифтом, что облегчит их чтение детьми. Особенно выразительными и четкими должны быть линии взаимосвязей и стрелки на тех схемах, которые предназначены для иллюстрирования динамических явлений или процессов.

     Вопрос, в каких конкретно темах наиболее рационально применение схем, решает сам учитель, исходя из уровня подготовленности учащихся данного класса, их психофизических особенностей, сложности дефекта отдельно взятого ученика коррекционной школы. Следует лишь отметить, что простейшие схемы особенно эффективны при систематизации и классификации изучаемых явлений.

     Изучение географических процессов и явлений всегда происходит на основе строгой классификации и отбора материала (например, изучение форм рельефа, типов рек и т.п.). Конечно, не всякая классификация требует применения графических схем, но при изучении географии есть ряд тем, где графическое иллюстрирование в виде классификационных схем может принести особенно большую пользу.

Классификационные и систематизирующие схемы применимы при изучении почти всех основных разделов географии, в том числе, отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности.

Графические работы и пособия для закрепления знания карты, развития картографических представлений и навыков

Графические работы и пособия имеют большое коррекционное значение в решении одной из важнейших задач географии в коррекционной школе – в закреплении знания карты, в выработке умений ориентироваться по ним и правильно пользоваться картами. В разнообразном наборе приемов работы с картами определенное место занимают и графические работы, К ним относятся работы на контурных картах и контурах, использование учебных карт – схем, создание картографических эскизов.

     Работа на готовой картографической основе, т.е. на контурных картах, сопровождает все этапы изучения географии в школе. При этом нужно учитывать нагрузку учащихся, их возрастные и психофизические возможности, а также уровень подготовленности класса в целом и степень органического дефекта отдельно взятого ученика. Вот почему работу на контурной карте нужно умело дозировать, не перегружать ее наносимыми элементами, соблюдать тщательную генерализацию по степени важности.

     Работа на контурных картах – это важное экономное средство изучения и закрепления в памяти карты, развития столь необходимых в практической жизни географических, пространственных представлений.

     Работы на контурных картах корригируют пространственную ориентировку учащихся с отклонениями в развитии, их умение сравнивать, сопоставлять, делать соответствующие выводы, осуществлять отбор главных и второстепенных признаков заданного объекта или явления.

     Важно тщательно продумать методику проверки и оценки работ учащихся, так как в пределах одного и того же класса, как правило, есть дети с различной степенью выраженности того или иного дефекта, уровнем восприятия и т.д. В первое время необходимо на каждом занятии проводить фронтальный осмотр работ.

     Содержание работ на контурных картах при изучении географии очень разнообразно. Главным фактором, определяющим объем работ, является учебная программа. Иногда необходимы самодельные контурные карты или контуры. Они часто создаются, например, при изучении отдельных материков, географии своей области.

     В работе над контурными картами особенно важно предусмотреть и такие моменты: разнообразие форм использования контурных карт, постепенное усложнение нагрузки, систематическая проверка работ учащихся.

     Обычно для обозначения на контурной карте даются названия 1-2, реже 3 объектов. Нельзя перегружать урок названиями.

Кроме того, объекты, изучаемые в процессе прохождения курса, наносятся на одну и ту же карту. Это делается для того, чтобы создать целостное представление о взаимном расположении объектов, что особенно важно при обучении географии детей с отклонениями в развитии. Учащиеся должны быть ознакомлены с требованиями, предъявляемыми к оформлению контурных карт: они оформляются простым карандашом, аккуратным почерком, а еще лучше – чертежным шрифтом. Что именно должно быть надписано на контурной основе, определяет учитель, руководствуясь программой.

Примерная схема урока с оформлением контурной карты

1. Показ учителем на стенной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова и т.д.) со словесным сопровождением.

2. Показ картины или другой наглядности с изображением изучаемого объекта. Если на одном уроке изучаются два или, что бывает крайне редко, три географических объекта, то проводится поочередный показ объектов на карте и картине.

3. Выяснение знаний учащихся по изучаемому объекту.

4.  Рассказ учителя об изучаемом объекте с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала.

5.  Запись новых названий учителем на доске, а учащимися в тетрадях.

6.  Повторный показ объекта на стенной карте и глобусе учителем, а затем учениками.

7.  Нахождение объекта учащимися в атласах, а затем на контурных картах. Этот момент очень важен именно в коррекционной школе, т.к. масштабы настенных карт и контурных очевидно не совпадают.

8.  Просмотр учителем объекта, намеченного учеником на контурной карте.

9.  Подписывание и закрашивание объекта.

10. Чтение статьи учебника с использованием рисунка, просмотр видеофильма (если необходимо).

11. Пересказ учащихся прочитанного материала, ответы на вопросы и показ объектов на настенной карте.

12. Домашнее задание.

Пояснительные рисунки в преподавании географии

    Одна из важнейших методических задач учителя географии – уметь графически выразить свои мысли, свои знания. Доступному объяснению географического материала помогают пояснительные педагогические рисунки.

     Отличаясь исключительным динамизмом, отчетливостью, гибкостью применения, педагогический рисунок позволяет решить целый ряд важнейших задач в обучении географии детей с отставаниями в развитии:

     а) показать модель внешнего облика изучаемого объекта или явления;

     б) раскрыть внутреннее строение изучаемого объекта и вычленить наиболее существенные его признаки и свойства;

     в) показать размещение изучаемых объектов, т.е. их пространственные связи и отношения;

     г) показать изменение  объекта или явления в их развитии;

     д) рассмотреть изучаемый объект с разных точек зрения;

     е) повысить интерес к предмету.

     Далеко не каждое средство наглядности обладает столь разносторонними возможностями. Тем не менее, педагогический рисунок не стоит переоценивать. Наиболее рациональный путь – разумное сочетание всех средств наглядности, которыми располагает учитель географии.

     Необходимо учитывать, что в коррекционной школе используются только несложные рисунки. Их создают на классной доске параллельно объяснению, реже – воспроизводят заранее подготовленные рисунки. Когда же эти эскизные рисунки особенно необходимы? Прежде всего, тогда, когда для усвоения понятия требуется определенный графический образ, Например, при пояснении таких физико-географических понятий как «холм», «горная система», «водопад» и т.д… Естественно, все эти термины требуют объяснения, и многие из них будут лучше поняты, если учитель во время своего рассказа создаст простейшие схематические рисунки. Такие рисунки необходимы даже в условиях применения других технических средств обучения, так как ничто не сравнится с живой речью, сопровождаемой простыми и понятными иллюстрациями.

Дети очень любят рисовать, кроме того, в процессе изображения того или иного географического объекта легче усваиваются составляющие его элементы, закрепляются существующие закономерности, существенные, главные признаки, позволяющие отличить его от других подобных объектов, а также второстепенные признаки, позволяющие их классифицировать по их совокупности.  

     При помощи простых графических изображений можно создать элементарные опорные схемы с указанием ведущих компонентов.

 Например, изучая природные зоны, на таких рисунках можно указывать характер подстилающей поверхности, количество выпадающих осадков, особенности преобладающей растительности, которая, как известно, является индикатором природных условий.

     Впоследствии у учащихся накапливается материал для сравнения природных зон: их разнообразное географическое положение, распределение осадков и преобладающий тип растительности. При таком использовании пояснительных рисунков корригируется логическое мышление детей с дефектами в развитии, упорядочиваются такие мыслительные операции как индукция и дедукция, анализ, синтез, обобщение и конкретизация.

     Необходимо учитывать и такой важный фактор, что на уроках географии изучается множество отдаленных местностей, которые учащиеся не имеют возможности увидеть непосредственно на экскурсии или в натуре.

     В таком случае географический рисунок помогает выделить составляющие компоненты отдельной природной зоны и связать их в единое целое, как целостный природный комплекс географической оболочки, выявить различия составляющих этот комплекс элементов, получить материал для анализа и сравнения природных условий отдельных территорий. А это, в свою очередь, дает возможность выявить огромное разнообразие природных условий нашей страны.

     Для каждой из природных зон рекомендуется составить свою опорную схему, где на понятном детям уровне указать по возможности:

1. Особенности географического положения территории (природной зоны);

2. Количество солнечного тепла (много, мало, достаточное количество);

3. Количество получаемых территорией (природной зоной) осадков (мало, избыточное количество, достаточное количество и т.д.)

4. Характер подстилающей поверхности – растительность: травянистый покров, деревья, отсутствие растительности, мхи и лишайники, заболоченность.

Выявление специфических особенностей каждой из природных зон посредством применения таких графических опор дает хороший результат при условии их доступности пониманию детьми с дефектами в развитии. Поэтому необходимо соблюдать специальные методические условия при работе с подобными опорными схемами.

     Они не должны быть перегружены составляющими их компонентами, все употребляемые термины должны быть хорошо знакомы учащимся, при рассмотрении рисунков необходимо их словесное сопровождение. При этом, безусловно, соблюдается «золотое правило» географии: обо всем, что показываешь, надо рассказывать и все, о чем рассказываешь надо показывать. Стараться не перегружать рассказ лишними подробностями, рассказывать о многом понемногу, пользуясь принципом «от известного к неизвестному, от близкого к далекому».

     Активное применение графических работ и пособий в коррекционной школе побуждает к осознанию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей, формированию географических представлений и понятий на более высоком уровне.

Естественно, объем и конкретные формы введения описанных выше графических работ и пособий могут меняться в зависимости от конкретных условий, от индивидуального педагогического творчества каждого учителя. Но овладение основами учебной графики в коррекционной школе необходимо каждому преподавателю географии.

     Конечно, в работе по формированию географических знаний (представлений, понятий и их систем) следует, прежде всего, учитывать специфические особенности этого процесса в коррекционной школе. Однако существенные недостатки и трудности в овладении географическим материалом с успехом преодолеваются при специальной коррекционной направленности учебного процесса.

В качестве примера рассмотрим применение презентации на уроке «Россия в Первой мировой войне» в 9 классе.

Учащиеся видят перед собой карту, это позволяет учителю предложить учащимся расшифровать тему урока: что им предстоит узнать на уроке, причины войны и сам ход войны. После чего осуществляется переход на второй слайд к плану урока. Преподаватель концентрирует внимание учащихся на ключевых проблемах урока. Далее следует слайд «Задание на урок», которое учащиеся к концу урока должны выполнить.

Опыт проведения уроков с использованием мультимедийного оборудования позволил мне сделать вывод о том, что учащиеся не должны быть пассивными зрителями и слушателями во время демонстрации презентации и лекции учителя. Выполнение заданий обостряет внимание учащихся, заставляет осмысливать полученную информацию.

Далее следуют слайды с основным содержанием урока. Мультимедийные технологии позволяют вносить разнообразие в подаче материала. Также в презентации используются схемы, карты, слайд-шоу, видеофрагменты, которые включают разные каналы восприятия (зрительные, аудиовизуальные и т. п.) информации, знания лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. После лекции учителя появляется слайд, по которому можно проверить правильность своих ответов, после выполнения задания.

В конце урока учитель просит ребят сделать выводы по теме урока, после чего демонстрирует свой слайд с выводом по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида

Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в кл...

презентация "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида".

Презентация к статье "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида"....

Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны

Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч...

Особенности работы с родителями в коррекционной школе

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕВ статье раскрываются вопросы работы с родителями в коррекционной школеСемья является одной из важных сфер и одним из главных объектов педагог...

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...

Презентация к конференции: "Особенности работы учителя – логопеда в коррекционной школе с детьми, овладевающими русским (неродным) языком".

Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта»...