НОД по ФЭМП "Число 2. Цифра 2"
план-конспект

Коркина Наталья Николаевна
Предлагаемый конспект НОД по формированию элементарных математических представлений не только поможет детям среднего дошкольного возраста с ОВЗ лучше усвоить образование числа «два» и цифры «2», но и получить в игровой форме дополнительные сведения о домашних животных; провести коррекционную работу по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия, памяти, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx335.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений

 Возраст детей:  средний дошкольный возраст (коррекционный)

Тема: Число 2. Цифра 2.

Интеграция с другими образовательными областями: социально  - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.

Цели и задачи НОД:

Познавательное развитие    Систематизировать представления детей среднего  дошкольного возраста о количестве предметов, о  соотнесении  количества двух  предметов с числом «два» и цифрой 2.  Уточнять представления о том, что количество предметов не зависит  от  размера, формы, цвета совокупности двух (трёх) предметов. Приучать  детей  использовать  полученные  знания на практике. Способствовать  развитию операций сравнения, обобщения;  мелкой моторики; зрительного, слухового, тактильного  восприятия, памяти. Способствовать  развитию воображения, фантазии.

 Социально – коммуникативное развитие  Р.К. Воспитывать чувство любви, ответственности, бережного  отношения к  домашним животным. Побуждать детей заботиться о домашних животных, при этом соблюдая правила безопасности. Учить  детей общаться со сверстниками, при необходимости помогать друг другу.

Речевое развитие  Р.К. Обогащать пассивный и активный словарь по теме «домашние животные». Объяснить  детям, что действия предмета (глаголы) можно  заменять словами, близкими по смыслу. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; отвечать на вопросы полным предложением.    

Художественно – эстетическое развитие. Воспитывать  у детей интерес к домашним животным (кошке, собаке, козе, свинье) через детские загадки – шутки,  игровые ситуации, эстетически представленные наглядные пособия. Воспитывать бережное отношение  к  дидактическим играм и пособиям.

Физическое развитие.  Развивать мелкую моторику, координацию движений. Уточнять правила безопасного общения с домашними  животными.  

Оборудование  и демонстрационный материал  для педагога:  мягкая  игрушка «щенок  Шарик»;  поздравительная открытка с цифрой «2»; карточки с цифрами 1 и 2 разного цвета и размера; два одинаковых цветных карандаша;  две картинки с изображением  щенков; картинка с изображением кошки, два  закрытых пакетика  (или две баночки) с кормом для кошки; стеклянная статуэтка Лебедь (в форме цифры «2»); карточка с изображением коровы ; цветная мягкая проволока; жёлтая тесьма (клубок); коробочка с календарями с изображением снегирей или свиньи; карточки с изображением домашнего животного (первый  комплект  карточек у педагога, второй – у детей); эмблемы - карточки   с изображением цифры 2 (на жёлтом, зелёном, красном, белом фоне).

Для каждого ребёнка коробочка, в которой находятся: цветной карандаш разного цвета или  длины; цветная проволока; жёлтая тесьма 20 см.4 прищепка; две  пластиковые цифры 1 и 2; маркерная доска.

Ход занятия

  1. Организационный момент

 Дефектолог показывает детям  щенка Шарика, который держит  в лапках  открытку с изображением цифры 2.                                                                

Дефектолог: - Ребята, к нам в гости пришёл Шарик и принёс открытку, на которой нарисована неизвестная цифра. Вы знаете эту цифру?  (ДА). Давайте расскажем о ней Шарику. (Положительные  ответы детей.  Шарика  размещают   на столик  рядом с педагогом.)

 2. Уточнение представлений об  образовании числа «два». Отгадывание загадок. Дефектолог загадывает загадку:

F:\Images\Фото0698.jpg

На крыльце  сидит щенок,

Греет свой пушистый бок. (На доске  появляется карточка с изображением  щенка).

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним. (На доске – ещё один  щенок).

- Сколько щенков на  крыльце? («два»).

- Объясните свой ответ. («Один щенок был и ещё один прибежал».)

- Как  можно  по – другому сказать «прибежал»? (Пришёл, прискакал, приблизился.)

Дефектолог: - Возьмите  карандаш  из коробочки. Слушаем  загадку. Тот, чьё имя я назову, поднимет  вверх карандаш.

- У Артёма карандаш, и у Кати  карандаш,

Сколько карандашей у двух малышей?  (Во время чтения текста дети с первого столика, услышав свои  имена,  поднимают вверх карандаши.)

- Сколько карандашей? («Два». К одному карандашу добавили, присоединили,  положили ещё один карандаш – получили  два).

      Дефектолог ещё раз читает   загадку, называя имена  детей, сидящих за вторым, третьим столиками. Важно: названных детей  должно  быть  двое, каждая «пара» детей совершает действие  «присоединения» карандашей.  В зависимости от целей, поставленных на занятии, подготовленности  детей  дефектолог может усложнить  задания: карандаши  в «паре» могут  быть  разного размера по толщине,  цвету или  длине. Педагог подводит  детей к выводу о том, что  количество представленных предметов    не зависит  от  цвета, формы, величины.

      При  изучении образования числа   «три» педагог  может использовать  это  же стихотворение, немного  изменив его: «У  Влады карандаш, и  у Ани карандаш,  и у Коли карандаш.  Сколько карандашей у трёх малышей?»….

Загадка о кошке и корме. Во время чтения загадки дефектолог показывает детям пакеты с кормом. (Корм не открыт, можно использовать  баночки с кормом для кошек).

C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Фото0695.jpg

Кошка пакетик корма несла,

Этой покупкой довольна была.

Если ещё один «Вискас» купить

Сколько их будет, ты можешь сложить? (Ответы детей).

Дефектолог подводит детей к выводу по загадкам:

- Сколько щенков? Сколько  карандашей у двух детей? Сколько пакетиков корма у кошек?  Правильно  -  ДВА.

- Как получили число «ДВА»? (К одному предмету  прибавили (добавили, положили, присоединили один предмет.) Два предмета называют числом «ДВА» и обозначают цифрой « 2 ». Педагог выставляет  карточку с цифрой 2 на доску.

3. Упражнение в запоминании графического образа  цифры  «2», ранняя профилактика  дисграфии:

- «Ассоциации» На что похожа цифра? (педагог показывает детям  стеклянного  Лебедя и спрашивает: - На какую птицу похожа цифра «2»? У нее есть голова, шея, туловище, хвостик.

-  Прописывание цифры  «2» в воздухе пальчиком. F:\Images\Фото0700.jpg

Дефектолог: - Цифру «2» можно  не только увидеть глазками, но и  выложить из проволоки, написать на досках:

- Выкладывание  цифры из  цветной мягкой проволоки или из тесьмы  (по желанию ребёнка).  Сравнение с образцом.   В процессе  работы щенок  Шарик помогает детям.

- Письмо цифры «2» на индивидуальных досках.

F:\Images\Фото0688.jpg               F:\Images\Фото0703.jpg

4. Физминутка  

Дефектолог  не торопясь читает  по одному предложению, соблюдая паузы. Дети повторяют  движения за педагогом:

Два  хлопка над головой,

Два  хлопка перед собой,

Две руки  за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Первый раз стихотворение  читает  взрослый,  второй раз дети могут произносить вместе с дефектологом  запомнившиеся  слолва.

5. Упражнение на развитие  операций анализа и синтеза. Уточнение представлений о домашних животных.  Понятие «пара».

F:\Images\Фото0686.jpg

Педагог просит детей подойти к столу и даёт каждому в руки  карточку с изображением домашнего животного (собаки, кошки, лошади, свиньи, козы).  На столе в коробочке лежат  такие же карточки.

Дефектолог: - Найдите своему животному «пару».  Кто выполнил задание  - садится на место. Вопросы детям  задаются дифференцированно:

- Катя, сколько у тебя кошек?  (две)

- Сколько животных у Семёна? (У меня две собаки).

- Кто кормит этих животных, заботится о них? Как их можно назвать? Правильно, это «домашние животные».

6. Упражнение на соотнесение количества предметов с числом и  цифрой «2».

- К нам в гости пришла корова, чем  мы можем её угостить?  (На доске – карточка с изображением коровы). Правильно корова любит  траву, морковь, яблоки.  Положите перед собой доски.

- На доске нарисуйте столько яблок, сколько просит корова (дефектолог показывает карточку с цифрой 2). Правильно, цифра «2» значит, сколько мы должны нарисовать яблок? (ответы детей).  Два яблока (яблоко – это круг,  два яблока – рисуем два круга). Дети выполняют задание, а щенок Шарик им помогает.

-Корова  съела  два яблока.  (Дети стирают круги).  – Коровушка просит угостить  ещё одним яблоком. Угостим корову?  Молодцы, мы с вами не жадные ребята. Дети  рисуют на  досках одно  большое яблоко – круг.    

- Сколько больших яблок  – одно.  Один предмет обозначается цифрой 1 .

7. Упражнение на дифференциацию цифр «1» и «2»  «Цифры спрятались».  – Возьмите  цифры  из коробочки, положите их на стол. Закройте цифры ладонями. Готовы?  По моей команде поднимите правую ладошку. Какая  цифра спряталась? (У каждого ребёнка под правой ладонью своя цифра.  Главное – правильно поднять  нужную руку (ориентир – прищепка на правой руке) и назвать правильно цифру.  Задание можно  повторить  несколько раз.)

8. Упражнение на развитие  слухового восприятия.  Дефектолог показывает  карточки с цифрами  и говорит:

- Хлопните столько раз в ладоши, сколько «просит» цифра: - все вместе, -   по «цепочке».

9. Итог  занятия.  Щенок Шарик обращается к детям: - Спасибо за помощь, ребята.  Я теперь много интересного знаю про число  и цифру «2». Вы любите сюрпризы? (Да.) Давайте подойдём к нашим гостям. Сюрприз  я оставил  у гостя, у которого на груди карточка жёлтого цвета с цифрой «2».  Дети находят коробочку с  сюрпризом и  говорят спасибо  щенку Шарику и гостям.  В коробочке для каждого ребёнка – маленький календарь  с изображением весёлого поросёнка (домашнее животное, символ      Нового 2019 года).

F:\Images\Фото0683.jpg

Список используемой и цитируемой литературы

1.Метлина,  Л.С., Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада.- М.; Просвещение, 1984. – 256 с.

2. Интернет – ресурсы  https://blog.7ya.ru/fulltext/Blogs/284655/, https://infopedia.su/4x1bd9.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Число и цифра 9"

Урок для 1 класса школ 2 вида...

Родителям на заметку. Знакомим детей с образом цифр и запоминаем их. Сказка-мнемик про цифры

Ваш ребенок осваивает цифры и очень любит ритмичные стихи. Совместите приятное с полезным! Возможно, что эта сказка-мнемик поможет малышу легче запомнить и подружиться с миром цифр. Автор не является ...

«Цифра» меняет все! «Цифра» не меняет ничего!

Статья о цифровизации образования...

«Последние цифры n-значного числа, которое при возведении в произвольную натуральную степень будет оканчиваться на тот же набор из n цифр, что и исходное число, притом в том же порядке»

Расширение материала раздела теории чисел о последних цифрах степеней числа. Научно-исследовательская работа по теории чисел по теме «Последние цифры  произвольных степеней одного и того же...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Нумерация. Число и цифра 1. Чтение и запись цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...