Игры для развития речевого слуха
учебно-методический материал

Елена Федоровна Курочкина

для детей 5 - 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitie_rechevogo_sluha.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития речевого слуха.

1. «Улавливай шёпот».

Цель: развивать остроту слуха.

Описание игры.Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое - нибудь движение, а затем едва уловимым шёпотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребёнок не расслышал своё имя, ведущий вызывает другого ребёнка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

2. «Горшочек».

Цели: развивать остроту слуха, закрепление представлений «горячий - холодный», развитие координации движений.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребёнок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребёнок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен дотронуться до мяча. Кто ошибается, получает штрафное очко.

3. «Кто внимательный?»

Цель: развитие фразовой речи.

Оборудование: различные игрушки: машины, куклы, кубики и т. п.

Описание игры. Педагог вызывает одного ребёнка и даёт ему задание, например,  взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие, простые. Ребёнок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до педагога увеличивается от 3 – 4 до 5 – 6 метров. Выявляются победители.

4. «Запомни слова».

Цели: накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет 4 – 6 (по возрасту)слов, играющие должны повторить в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

5. «Улиточка».

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание игры. Водящий («улиточка») становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих детей спрашивает:

Улиточка, улиточка

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

6. «Угадай, кто это».

Цели: воспитание слухового внимания.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идёт в любом направлении, пока не натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным голосом: «кукареку», «ав-ав-ав», «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остаётся водить ещё 3 раза, а затем его меняет другой.

7. «Лягушка».

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала …….

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква – Ква - Ква». По голосу водящий должен определить  кто лягушка.

8. «Кто летит (бежит, идёт, прыгает)?»

Цели: накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребёнок. Необходимо чтобы у ребёнка, который будет водить, был достаточный запас слов.

Все дети стоят или сидят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает их: «Я буду говорить: птица летит, самолёт летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например: Кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных детей.

В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям время подумать, правильно ли соотнесён предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и,  в конце концов,  ввести ещё одно усложнение – водящий сам каждый раз  поднимает руку не зависимо от того, следует это делать или нет.

Игры на развитие фонематического слуха.

1. «Кто больше?»

Цель:  нахождение звука в названии предметов по картине.

Оборудование: сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины логопед предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед  детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук [С] (звук [Р]). За каждое слово даётся картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

2. «Кто внимательнее?»

Цели: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: картинки на определённый звук.

Описание игры. Дети сидят за столами. Логопед говорит: «Сейчас я покажу картинку и назову её, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесённых мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем логопед показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука [С]: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: С. Логопед: «Правильно, все эти слова начинаются со звука [С]. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют слова. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком. Игру можно усложнить.

3. «Кто больше придумает слов?»

Цели: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: мяч, фанты.

Описание игры. Логопед называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

4. «Красный - белый».

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: по два кружочка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры. Логопед предлагает детям  внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый кружок.

5. «Где звук?»

Цель: Нахождение места звука в слове.

Оборудование: Полоска из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (кружок).

Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они это всё усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

Обучение слоговому анализу  и синтезу слов.

1.«Выключен голосок».

Цель: обучение слоговому анализу и синтезу.

Оборудование: система символов, разработанная Т. А. Ткаченко (фигуры красного цвета: большой круг – А; маленький кружок – У, горизонтальная полоска – И, вытянутый по вертикале овал – О; нижняя половина круга – Ы).

Описание игры.А) У каждого ребёнка набор символов звуков. Логопед говорит, что у неё выключен голосок. Надо определить произносимый звук без голоса по движению губ. Логопед показывает артикуляцию гласного звука – дети должны поднять соответствующую фигуру. После этого голосок «включается» и дети произносят заданный звук.

После усвоения  этого, игру можно усложнить, показывать беззвучную артикуляцию двух, а затем трёх гласных звуков.

Б) Логопед показывает символы звуков, а дети произносят слог.

2. «Телеграф».

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Описание игры. Логопед называет слова по слогам и сопровождает их хлопками. Дети передают «по телеграфу» в другой город по очереди. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трёхсложные и односложные слова (машина, стол, дверь).Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые можно передать по телеграфу.

3. «Угадай слово».

Цель: составление слов с определённым количеством слогов.

Описание игры. Дети сидят. Логопед отстукивает по телеграфу слова. Дети придумывают слова с данным количеством слогов.

4. «Слова перевёртыши».

Цели: активизация словаря, обучение слоговому анализу слов.

Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например: лок (кол), мод (дом), зако (коза) и др. Водящий должен угадать заданное слово. Логопед следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевёртываниине допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

5.Выделение первого звука в слове.

А) По первым звукам названий картинок составить слово: кукла, рыба, арбуз, барабан (краб).

Б) Дорисовать нужную картинку, чтобы из первых звуков названий картинок получилось слово: пила, лук, утюг, ? (груша); василёк, ?, дом, астра (облако); ?, акула, ракета, флаг (шар).

В) Нарисовать такие картинки, чтобы по первым звукам названий можно было составить слово друг.

Г) Нарисовать такие картинки, чтобы по первым звукам названий, вы составили какое-нибудь слово.

6. Выделение первого слога в слове.

А) По первым слогам названий картинок составить слово: утка, роза (утро).

Б) Нарисовать такие картинки, чтобы из первых слогов названий составить слово суша.

В) Составить предложение по первым слогам названий картинок: пенал, телевизор; курица, пила, лиса; розы, ботинки, тарелка (Пете купили робота).

Г) Нарисовать картинки, чтобы из первых слогов составить то слово, которое вы задумали.

7.Составление звуковой схемы слова.

Для этой работы используют цветные кружочки.  

Для обозначения гласных звуков – красные кружочки.

Для обозначения твёрдыхсогласных звуков – синие кружочки.

Для обозначения мягких согласных – зелёные кружочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...

Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР;  его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....