Перечень диагностических материалов для обследования речи детей дошкольного возраста
статья

Елена Федоровна Курочкина

Перечень диагностических материалов для обследования речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перечень диагностических материалов для обследования речи

 детей дошкольного возраста.

п/п

Методические пособия

Аннотация

1

Сборник “Диагностика нарушения речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного дошкольного учреждения”. Составили:              Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина,     Н. В. Нищева и др. – СПб, 2001.

Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедического обследования детей разных возрастных групп с различной речевой патологией.

2

И. А. Смирнова “Диагностика нарушений развития речи” – СПб, 2007.

Представлено стандартное обследование ребёнка с рекомендациями по использованию наглядно-печатных пособий автора.

3

Р. А. Кирьянова “Комплексная диагностика” – СПб, 2012.

Даны рекомендации по организации, содержанию и проведению комплексной диагностики для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Предложены схемы логопедического, психолого-педагогического, социального, медицинского обследования детей. Дана характеристика речевых уровней ребёнка: высокий, средний, низкий, по результатам которого определяется индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.

4

Г. А. Волкова “Методики обследования нарушения речи у детей” “психолого- логопедическое исследование детей с нарушениями речи” – СПб, 1993.

Даны рекомендации со справочным материалом по содержанию диагностического обследования детей дошкольного возраста. Предложена “речевая карта” для психолого-логопедического обследования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5

 Т. А. Фотекова “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” – М., 2007.

Содержит методики обследования речи школьников, описание речевых проб и системы оценки, примеры обработки и анализа результатов обследования. Особенно данная методика представляет интерес в составлении индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.

6

Т. В. Кабанова, О. В. Домнина “Тестовая диагностика обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями” – М., 2008.

Содержит методику обследования как несформированных, так и благополучных компонентов речевой системы ребёнка. Даёт возможность логопеду, основываясь на бально-уровневую систему оценки речевого профиля ребёнка, разработать коррекционную программу.

7

Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова “Тестовая методика обследования речи детей” – СПб, 2012.

Рекомендуются инструкции по проведению диагностики речи детей, и примеры таблиц для внесения полученных результатов, карта обследования речи ребёнка дошкольного возраста. Оценка составления речевых параметров в баллах позволяет увидеть результат работы по коррекции нарушений речи дошкольников в динамике, проследить динамику.

8

А. М. Быховская, Н. А. Казакова “Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР” -СПб, 2012.

Предложенная методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет с общим недоразвитием речи. Данная методика даёт возможность сравнивать в баллах количественные и качественные показатели развитие всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Методика даёт возможность выявить компоненты речи, требующего дополнительного коррекционного воздействия индивидуального для каждого ребёнка.

9

В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева,  М. И. Елакова, “Диагностика развития речи дошкольников” – М., 2008

Представлена методика обследования особенностей употребления детьми образных средств языка, предлагаются художественные тексты, словарь образных средств языка. Данная методика может использоваться с целью установления уровней развития образной речи у детей при диагностике лексико-грамматических категорий речи. Предлагается выбор способов фиксации результатов: дневниковые записи, составление протоколов наблюдений, беседы, заполнение таблиц, стенограммы, магнитофонные записи.

10

Н. Е. Веракса “Диагностика готовности ребёнка к школе” – М., 2007.

В пособии представлен методический комплекс (анкета, диагностические методики, карты развития ребёнка), позволяющие определить степень готовности ребёнка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики, оценить осведомлённости в основных областях знаний.

11

А. Н. Гвоздев “Вопросы изучения детской речи” -М., 1961.

Н. И. Жинкин “Механизмы речи” – М., 1958.

Н. С. Жукова “Отклонения в развитии детской речи” – М., 1994.

В сборнике раскрываются основные механизмы формирования детской речи, нормы возрастных показателей становления детской речи, которые являются основными критериями для установления границ в определении речевых отклонений в дошкольном возрасте. Являются справочными пособиями.

12

Т. А. Ткаченко “Альбом индивидуального обследования дошкольника” – М., 2003.

В. С. Володина “Альбом по развитию речи” – М., 2014.

Н. В. Нищева “Диагностический материал по обследованию речи” – СПб., 2010.

В пособиях представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего и младшего дошкольного возраста, который позволяет выявить нарушения по всем компонентам речи.

13

Ю. Ф. Гаркуша “Возможности изучения динамики индивидуального развития ребёнка дошкольного возраста с нарушениями речи” – Журнал “Логопед”, № 1, 2004.

Н. В. Козина “Схема обследования дошкольников с ОНР” – Журнал “Логопед”, №2, 2006.

О. О. Кузнецова “Экспресс-диагностика речевого развития детей дошкольного возраста” – Журнал “Логопед”, №5, 2005.

Г. В. Чиркина “Методы обследования речи у детей” – М., 2005.

Л. В. Лопатина “Приёмы обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии и дифференциация их обучения” – Журнал “Дефектология”, №2, 1986.

Р. И. Лалаева “Методика психо-лингвистического исследования нарушений речи” – СПб, 2006.

 В данных пособиях даются рекомендации и раскрывается опыт работы по диагностике речевых нарушений в дошкольном возрасте: характеристика речевых нарушений, особенности их проявлений на возрастных этапах, наиболее эффективные методы и приёмы обследования ребёнка, рекомендации к организации данного вида работы, определяется роль специалистов в совместном диагностическом процессе.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...

Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна....

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Приемы обследования речи детей раннего возраста

Консультация для педагогов ДОУ...

Консультация для родителей "Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста"

Выявление речевых нарушений и оказание своевременной квалифицированной помощи ребенку дошкольного возраста...