Приемы обследования речи детей раннего возраста
консультация

Шамсивалеева Лилия Рафиковна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_obsledovaniya_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

 Приемы обследования речи детей раннего возраста

        Для того, чтобы  правильно и грамотно построить работу с ребенком педагогу необходимо выявить уровень развития речи. Понятно, что не вызывает беспокойство ребенок свободно общающийся со взрослыми и детьми, знающий детские стихи, речь которого достаточно понятна окружающим. И напротив, ребенок с задержкой речевого развития должен находится по пристальным вниманием педагога.

Основным приемом обследования речи ребенка раннего возраста является игра с ребенком и наблюдение за ним.

Целесообразно предложить ребенку набор игрушек - животных (для ребенка 2-2,5 лет) или картинок (от 2,5лет), например: собака, кошка, корова. Попросите малыша назвать:

- животных, например: «Кто это?»

- как подают голос, («Как он кричит?»)

- части тела: глаза, нос, рот, уши, лапы, хвост, («Что это?»).

Если ребенок не называет, попросите показать игрушки (картинки), например: «Где кошка?» («Где мяу?») и т.д. Далее предлагается выполнить одноступенчатую простую инструкцию типа: «Дай собаку»,  двухступенчатую: «Возьми кошку и положи в кроватку». Если задания такого типа затрудняют малыша 2-2,5 лет, то можно говорить о том, что у ребенка затруднено понимание речи.

В норме ребенок к 3 годам

 - устанавливает связь между предметом, действием, признаком и словом обозначающим его,

- понимает и выполняет 2-3х ступенчатую инструкцию,

- различает единственное и множественное число предметов.

Далее ребенку предлагается набор сюжетных картинок с одним действующим лицом и действием, например: девочка качается на качелях, мишка едет на машине, мишка кушает, волк рисует.

Предъявляя материал по одному, попросите назвать что изображено на картинке: «Кто это, что делает?». Если ребенок не может ответить фразой («Ляля кач-кач», «Девочка качается»), разбейте свой вопрос на два: «Кто это?» («Ляля») «Что делает ляля?» («Кач-кач»), попросите повторить получившуюся фразу «Ляля кач-кач».

В данных заданиях необходимо обратить внимание на то, как ребенок связывает слова в предложении.

В норме 2-3 летний ребенок

 - согласует слова в роде и числе, правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени,

- пользуется распространенными предложениями (3-4 слова), допускает ошибки в употреблении падежных окончаний.

Для проверки сформированности фонематического слуха,  используются следующие игровые приемы:

 Игра «Угадай-ка». Ребенку предлагается прослушать, как звучат музыкальные инструменты, например, бубен, барабан, погремушка. Затем угадать какой инструмент звучал за ширмой. Можно использовать игрушки-пищалки.

Игра «Кто позвал?»   1 вариант игры направлен на обследование различения звукоподражаний. Предлагается угадать кто из животных позвал. Ребенок по звукоподражанию определяет животного, называет его или показывает на картинке (неговорящий ребенок).

2 вариант для обследования различения звуков по высоте. Предлагается прослушать звукопродражания животных, к примеру «мама - кошка», «папа-кот», «сыночек-котенок». Кот зовет низким голосом «мяу», кошка – средним и котенок - высоким.  Ребенок по звукоподражанию должен определить того, кто позвал и назвать его или показать на картинке (неговорящий ребенок).

Игра «Покажи где?» направлена на обследование различения речевых звуков. Ребенку предъявляются парные картинки, названия которых различаются одним звуком. Педагог просит показать, например: «Покажи, где дом», «Покажи, где дым». Слова-паронимы: дом-дым, мишка-миска, мишка-мышка, лук-люк, лак-рак, ложки-рожки, точка-дочка, трава-дрова и др.

Если такие игры сложны для ребенка, то можно говорить о недоразвитии фонематического слуха, а возможно и недостатках физического.  

При обследовании речь педагога должна быть четкой, не торопливой, не многословной.  

При общении с ребенком педагог должен обратить внимание на состояние звукопроизношения и сформированность слоговой структуры слов. В норме у ребенка до 3-х лет усваивается произношение:

- гласных звуков

- артикуляторно не сложных звуков, так называемых звуков раннего онтогенеза (П,Б,М,Н,Т,Д,К,Г,Х,Й,В,Ф)

- звуков Сь, Зь, Ль ( к 3 годам)

Малыш правильно называет простые одно – двусложные слова («дом», «кися»), к 3 г. – трехсложные и слова со стечением согласных ( «сябака», «киська»). В слоговой структуре наблюдаются пропуски или замены артикуляторно-сложных звуков (Ш,Ж,С,З,Ч,Щ,Л,Р,Рь)

Попросите малыша показать «зубки, как собачка», «как киска лакает языком молоко», «как слоник тянет хоботок».

Наблюдая за ребенком, обратите внимание на мимику ребенка, состояние рта. Невозможность выполнить артикуляционные пробы, амимичное лицо, открытый рот, слюнотечение могут быть одним из признаков неблагополучия речевого развития.  

Таким образом, выявив у ребенка проблемные зоны в его речевом развитии, мы можем составить план индивидуальной работы с ним и его родителями.

Учитель-логопед

Филиала  МБДОУ «ЦРР - детский сад №90 «Подсолнушек» НМР РТ

Шамсивалеева Лилия Рафиковна

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...

Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация...

Основные направления развития речи детей раннего возраста.

Развитие детей раннего возраста требует особого внимания со стороны родителей и специалистов.Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие.В матер...

Перечень диагностических материалов для обследования речи детей дошкольного возраста

Перечень диагностических материалов для обследования речи детей дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...

Консультация для родителей "Методы и приемы в обучении детей раннего возраста"

quot;Методы и приемы в обучении детей раннего возраста"...