Практикум для родителей
консультация

Рогалева Наталья Александровна

 

МБДОУ «ЦРР-«Детский сад «Золушка»

Практикум для родителей

«Упражнения веселого язычка»

Учитель-логопед: Рогалева Наталья Александровна

Цель:

  • показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, полноценного речевого , физического, психического и умственного развития;
  • обучить родителей приемам работы с детьми-логопатами ;
  • обеспечить эмоциональный комфорт.

Форма работы: групповая

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный: логопедический герой Речевичок; аудиозапись с речью Речевичка;
  • Раздаточный: зеркала по количеству участников, буклет   "Артикуляционная гимнастика".

Ход мероприятия

Родители с детьми приглашаются в зал и рассаживаются за специально приготовленные столы.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители, очень приятно видеть вас сегодня у нас в гостях. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы научиться правильно выполнять артикуляционную гимнастику с ребенком дома.

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказыва­ются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении пись­му на начальном этапе.

 «Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы».

 Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 
        Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

   При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

Практическая часть

    Появляется Речевичок, который едет на машине и воспроизводит звуки работающего двигателя: длллл-длллл-длллл.

Логопед: Здравствуй, Речевичок !!! Познакомьтесь – это мой любимый ученик Речевичок!!!

Речевичок: Здлавстуйте ребята, здлавствуйте лодители!!!

Логопед: Речевичок, ты почему сегодня такой грустный? Что у тебя произошло?

Речевичок: У меня быстлая машина, а ехать на ней быстло не получается, мотол не заводится, вот смотлите: дллллл-дллллл (произносит медленно и вяло).

Логопед: Ой, Анфиса, мне кажется тут дело не совсем в машине, а ну-ка, покажи свой язычок…

Речевичок показывает свой вялый и слабый язычок.

Логопед: Ой, какой язычок-то у тебя грустный, слабенький и малоподвижный!!! Нужно ему помочь!!! Знаешь Речевичок, наши ребята умеют выполнять специальные упражнения, которые укрепляют мышцы язычка!!! Ребята, научим Анфису?

Родители вместе с детьми перед зеркалами по заданию логопеда выполняют артикуляционные упражнения:

1. Лягушка

2. Слоник

3. Часики

4. Почистим зубки

5. Качели

6. Орешек

7. Лошадка

8. Накажем непослушный язычок

Речевичок тоже повторяет за детьми.

Логопед: Молодцы!!! А теперь ребята, давайте посмотрим, что же стало с язычком нашего Речевичка? (разглядывают язычок) Посмотрите, какой он стал веселый, активный и сильный!!! Ну-ка, Речевичок, заводи мотор!!!

Речевичок заводит мотор: дррррррр-дррррррррр, радуется, говорит спасибо и прощается.

Логопед: Вот, ребята, мы тоже будем стараться каждый день делать такую гимнастику для язычка в садике и дома и очень скоро научимся красиво шипеть, свистеть и рычать.

Логопед раздает родителям буклеты и прощается.

 

Список использованной литературы

 

  1. Косинова Е.М. Домашний логопед – М., 2005.

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.soletskyi-dsadik8.caduk.ru/p6aa1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley_veselyy_yazychok.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР-«Детский сад «Золушка»

Практикум для родителей

«Упражнения веселого язычка»

Учитель-логопед: Рогалева Наталья Александровна

Цель:

  • показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, полноценного речевого , физического, психического и умственного развития;
  • обучить родителей приемам работы с детьми-логопатами ;
  • обеспечить эмоциональный комфорт.

Форма работы: групповая

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный: логопедический герой Речевичок; аудиозапись с речью Речевичка;
  • Раздаточный: зеркала по количеству участников, буклет   "Артикуляционная гимнастика".

Ход мероприятия

Родители с детьми приглашаются в зал и рассаживаются за специально приготовленные столы.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители, очень приятно видеть вас сегодня у нас в гостях. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы научиться правильно выполнять артикуляционную гимнастику с ребенком дома.

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

 «Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы».

 Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 
       Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

   При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

Практическая часть

    Появляется Речевичок, который едет на машине и воспроизводит звуки работающего двигателя: длллл-длллл-длллл.

Логопед: Здравствуй, Речевичок !!! Познакомьтесь – это мой любимый ученик Речевичок!!!

Речевичок: Здлавстуйте ребята, здлавствуйте лодители!!!

Логопед: Речевичок, ты почему сегодня такой грустный? Что у тебя произошло?

Речевичок: У меня быстлая машина, а ехать на ней быстло не получается, мотол не заводится, вот смотлите: дллллл-дллллл (произносит медленно и вяло).

Логопед: Ой, Анфиса, мне кажется тут дело не совсем в машине, а ну-ка, покажи свой язычок…

Речевичок показывает свой вялый и слабый язычок.

Логопед: Ой, какой язычок-то у тебя грустный, слабенький и малоподвижный!!! Нужно ему помочь!!! Знаешь Речевичок, наши ребята умеют выполнять специальные упражнения, которые укрепляют мышцы язычка!!! Ребята, научим Анфису?

Родители вместе с детьми перед зеркалами по заданию логопеда выполняют артикуляционные упражнения:

1. Лягушка

2. Слоник

3. Часики

4. Почистим зубки

5. Качели

6. Орешек

7. Лошадка

8. Накажем непослушный язычок

Речевичок тоже повторяет за детьми.

Логопед: Молодцы!!! А теперь ребята, давайте посмотрим, что же стало с язычком нашего Речевичка? (разглядывают язычок) Посмотрите, какой он стал веселый, активный и сильный!!! Ну-ка, Речевичок, заводи мотор!!!

Речевичок заводит мотор: дррррррр-дррррррррр, радуется, говорит спасибо и прощается.

Логопед: Вот, ребята, мы тоже будем стараться каждый день делать такую гимнастику для язычка в садике и дома и очень скоро научимся красиво шипеть, свистеть и рычать.

Логопед раздает родителям буклеты и прощается.

Список использованной литературы

  1. Косинова Е.М. Домашний логопед – М., 2005.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.soletskyi-dsadik8.caduk.ru/p6aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Кнут или пряник?"

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, родителям следует проанализировать, а как же они сами относятся к своим детям и , конечно же, вспомнить, что они любят своих детей....

Семинар-практикум для родителей Мой весёлый звонкий мяч….

На своих занятиях для разнообразия деятельности детей широко используются разнообразные игры с мячом. Различные речевые логопедические упражнения можно сочетать с игровыми действиями. Одновременно вып...

Практикум для родителей: "ПРИЁМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ"

Практикум для родителей - это второе занятие, которое вошло в курс лекториев для родителей по теме "Агрессивное поведение". Данный практикум предполагает оказание  помощи, взрослым, воспитывающих...

Практикум для родителей "Конфликт"

Пояснительная записка. Особенное                    значение в педагогической пра...

Практикум для родителей «Сосчитай, найди, узнай»

Открытое занятие для родителей, где мамы и папы могут воотчую посмотреть на форму и приемы работы сдетьми и оценить, со стороны, своего ребенка....

Психологический практикум для родителей учащихся по теме "Ох, эти трудные детки"

Педагог-психолог школы Саенко И.А. проводит психологический практикум для родителей, рассматривая вопросы взаимоотношений детей и родителей....

"Семья на пороге школьной жизни" практикум для родителей подготовительной группы

Обсуждение точек зрения родителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка....