Семинар-практикум для родителей Мой весёлый звонкий мяч….
методическая разработка на тему

Денисова Людмила Валерьевна

На своих занятиях для разнообразия деятельности детей широко используются разнообразные игры с мячом. Различные речевые логопедические упражнения можно сочетать с игровыми действиями. Одновременно выполняются  физические упражнения и совершенствуется культура речи. Эти игры можно проводить и в домашних условиях с детьми, особенно при выполнении домашних заданий учителя-логопеда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_moy_vesyolyy_zvonkiy_myach.doc1021.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для родителей

Мой весёлый звонкий мяч….

Составила учитель-логопед         

МАДОУ ЦРР Детский сад  №9

Орджоникидзевского р-на г. Уфы                                                      Денисова Л. В.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными из игр. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шарами небольшого размера уже многие столетия. История не знает ни года, ни места рождения игры в мяч, что говорит об их древности.

На своих занятиях для разнообразия деятельности детей я широко использую разнообразные игры с мячом. Различные речевые логопедические упражнения можно сочетать с игровыми действиями. Одновременно выполняются  физические упражнения и совершенствуется культура речи. 

Эти игры можно проводить и в домашних условиях с детьми, особенно при выполнении домашних заданий учителя-логопеда. Давайте сегодня мы с вами проведём такое игровое занятие «Мой весёлый звонкий мяч».

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

        Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие  в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Комплексы игр, направленные на развитие мелкой моторики универсальны. Сначала педагог обеспечивает речевое сопровождение, а  ребёнок выполняет соответствующие движения, а затем в ходе занятий ребёнок сам сопровождает свои действия речью.



Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

        Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

         Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этих занятий можно использовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

         Эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в небольшом логопедическом кабинете.

1. Игра «Вратарь».

Цель:   закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры.  Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок:

Вратарем зовусь не зря:

Мяч всегда поймаю я.

Логопед:

Раз, два, три  ----

Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

2. Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель:   закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Оборудование:   маленькие мячи или шарики.

Ход игры.   Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.      

3. Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

 Цель:   закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа - слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование:  мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры.       Дети выполняют задания по инструкции логопеда.

Логопед:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними 

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

4. «Кошечки с мячиком»

Исходное положение – стоя на коленях (сидя на пятках). Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево.

Мячик катится вокруг,

Мой веселый, круглый друг.

  1. Кати мяч вправо.
  2. Кати мяч влево.
  3. В каком направлении ты катишь мяч?

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

                В играх с мячом закрепляются знания детей о гласных звуках. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитии фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте.

        Так же в игры с мячом способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением.  Игры с мячом могут сыграть свою положительную роль  в овладении детьми силой голоса,  для анализа и синтеза слогов и слов.

        У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. С помощью мяча дети легче усваивают слоговую структуру, слова, закрепляют умение делить слова на слоги.

1. Игра « Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель:   развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед:  Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

   А -  У -  О - У -  А -  А -  О  - У

2. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель:   развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1.

Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу.

Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: - А – А – А – А –А – А - А.

Вариант 2.

Игру можно проводить сидя на полу в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и прокатывая мяч.

Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

3. Игра «Тихо – громко»

Мы катались по горам,

Пели тут и пели там.

Цель:  закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование:   малые мячи.

Ход игры.    Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается,  вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется.

В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

4. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель:   развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры.   Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой.

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на тот же звук и передает мяч дальше.

5. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»

Цель:   определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры.   Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.

Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.

Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

6. Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Цель:   тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры.   Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

7. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя – удлиняй»

Цель:   расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры.   Логопед бросает мяч детям, произносит при этом односложное слово: сад, куст, нос, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двухсложным (нос – носы) или трехсложным (дом – домики). Определяется количество слогов.

8.  Игра «Мяч бросай и мяч лови – одним словом назови»

Цель: автоматизация звука [Р'], упражнять в словообразовании.

Логопед и ребёнок становятся лицом друг к другу. Логопед бросает мяч и говорит: «Овощи режет», ребёнок ловит мяч и отвечает: «Овощерезка».

9.  Игра «Кеглю сбивай –слово называй»

Цель: автоматизация звука [Р'], упражнять образовании превосходной степени прилагательных.

У стены стоит кегля. На полу метки. Игру начинаем от дальней. Сбивая кеглю, ребёнок переходит к следующей линии.

-У Вити нож острый, а у Бори?

Ребёнок:

- Ещё острее.

-Ребёнок капризный, а Принцесса?

- Ещё капризнее.

- Кот в сказке хитрый, а лиса?

- Ещё хитрее.

10.  Игра «Мяч подбрось одной рукой, а поймай другой рукой»

Цель: автоматизация звука [Р'], упражнять в подборе относительных прилагательных.

Перебрасываем мяч с одной руки на другую.

- Слон из Африки какой?

Ребёнок:

-Африканский слон.

-Каша из гречки какая?

- Гречневая.


Используемая литература.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. -  М., Просвещение, 1985г.
  2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: КАРО С, 2003.
  3. Современный логопедический урок: опыт работы / автор-составитель Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова. – Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивной игры "Мой весёлый звонкий мяч" (для дошкольников и младших школьников)

Спортивная игра разработана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержит интересные эстафеты и игры с мячом....

Внеклассное спортивное мероприятие "Мой весёлый, звонкий мяч" для начального звена.

Внеклассное спортивное мероприятие "Мой весёлый, звонкий мяч", включающий в себя эстафеты с мячом....

Комплексное развлечение: "Наш весёлый звонкий мяч"

Развлечение для детей младшего возраста с использованием аппликации...

Использование элементов мнемотехники при заучивании стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Образование и практическое употребление предлогов по демонстрации действий.

Концепция использования интернет-ресурса: Идея создания данного материала возникла исходя из особенностей, которые наблюдаются у детей, имеющих тяжёлые нарушения в развитии речи. Низкая речевая а...


 

Комментарии