Формирование лексико-грамматического строя речи через игру у дошкольников с общим недоразвитием речи
презентация к уроку

Мартыненко Людмила Александровна

Учитывая возрастные, характерологические особенности дошкольников с ОНР, речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, важно уже с первых занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание контактировать с логопедом. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько логопед сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию. Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками с ОНР через игру очевидна. Ведь у этой категории детей потребности в игре такие же, как и у их нормально развивающихся сверстников. Следовательно, для детей – дошкольников с ОНР игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мартыненко Л.А. 809.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИГРУ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» Мартыненко Людмила Александровна, у читель-логопед муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75 комбинированного вида» г. Красноярска

Слайд 2

Одним из наиболее трудных нарушений речи у детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР) , которое проявляется в несформированности всех средств языка. Поэтому коррекционная работа должна проводиться над всей системой речи в целом, но особого внимания к себе требует восполнение пробелов в формировании лексико – грамматического (Л – Г) строя речи . Важнейшим условием и средством практического усвоения лексических и грамматических средств языка дошкольниками с ОНР становится обучение, которое опирается на игровой опыт детей и разворачивается в дидактических и сюжетно – ролевых играх.

Слайд 3

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ: несформированность лексико-грамматического строя речи в дошкольный период обучающие занятия проведение отдельных упражнений, включение в занятия элементов игр трудности школьного обучения детей => => незаинтересованность дошкольника с ОНР => нет целостности, взаимосвязанности, а следовательно и эффективных результатов коррекционной работы

Слайд 4

В процессе специально организованных занятий, с опорой на игровую деятельность, у детей появляется мотив, а следовательно и желание говорить на предложенную тему. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Слайд 5

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Дидактическая игра На этапах: презентации, организации усвоения и повторения новой лексики (грамматики). Сюжетно – ролевая игра На этапе организации повторения и контроля за качеством усвоения. Для социализации Л – Г представлений. - создают психологическую готовность детей с ОНР к речевому общению; обеспечивают естественную необходимость многократного повторения лексико - грамматического материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Слайд 6

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Этапы отработки вновь вводимой лексики и грамматики: 1 этап Презентация новой лексики (грамматики) предъявление новой единицы интерпретация или семантизация новой единицы 2 этап Организация усвоения новой лексики (грамматики) заучивание слова закрепление в памяти использование слова (грам. формы) (грам. формы) осознанно 3 этап Организация повторения и контроль за качеством усвоения «Надо повторять, чтобы помнить, а не вспоминать забытое.» К. Д. Ушинский

Слайд 7

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ ИГР: ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА ДИД. ИГРЫ 1, 2, 3 ЭТАПОВ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕМА ДИД. ИГРЫ 1, 2, 3 ЭТАПОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

Слайд 8

ИГРОВОЙ МЕТОД использование наглядности; использование описаний или толкований слова с помощью простого или сложного словосочетания; использование сильного семантизирующего контекста; расширение речевых образцов; редактирование; языковая догадка; использование связных текстов для актуализации той или иной лексики (грам. формы). ПРИЕМЫ:

Слайд 9

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР: Принцип деятельности. Принципы систематичности, последовательности, учета структуры дефекта и возраста детей. Принцип учета индивидуальных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи. Принципы доступности, наглядности, занимательности. Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр.

Слайд 10

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА Учителю – логопеду нужно: Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры. Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать грамматические формы, и использовать словарь в соответствии с изменением игрового содержания. Осуществлять индивидуально– дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил. Использовать игры систематически, комплексно и поэтапно.

Слайд 11

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ЭФФЕКТИВНОСТЬ обогащения словарного запаса детей и развития грамматических представлений через игру повышается при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ. Целенаправленно проводимые игры создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют включению в работу сохранных функций и активизируют нарушенные речевые и психические функции у детей с ОНР. КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

тема: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

ВведениеГлава I.    Теоретическое обоснование проблемы формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня1.1...

Словарный запас дошкольников с Общим Недоразвитием Речи. (к вопросу формирования)

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богат...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...

Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.

Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же  проанализированы методические рекомендации  ведущих специалистов в об...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

laquo;Как Зайка друзей искал». Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД. (Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 учебного года.) Конспект итого...

Компьютерные игры – новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование компьютеров в образовании, в том числе дошкольном, уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучша...