«Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»
материал

«Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_doklad.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Выступление на ШМО классных руководителей на тему:

«Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»

Выступление подготовил :

Хмыров Е.А.

классный руководитель 7 «Б» класса

Павловский Посад, 2015г

Содержание:

 

1.     Введение ______________________________________________

2.     Основная часть ________________________________________

3.     Заключение ____________________________________________

 

 

 

1.Введение

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

    Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

   Неадекватное воздействие факторов материального порядка, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения;

   Отсутствие нормального психологического климата в семье;

   Безграмотность в психолого-педагогическом отношении, отсутствие целенаправленного воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям нравственных страданий.

    Неумение родителей воспитать своего ребенка как будущего семьянина.

   Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

   Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья призвана заложить в ребенка с раннего детства нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

   В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

•  познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);

•  поддержка физического здоровья обучающихся;

•  социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

Сегодня, чтобы найти пути решения этих проблем, образовательное учреждение ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях и в интересах развития личности ребенка.

2.Основная часть

Семья - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности. Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

•  социально-культурный параметр зависит от общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

•  технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;

•  демографический определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Приоритетные функции семьи:

•  воспитательная;

•  оздоровительная;

•  духовно-нравственная;

•  познавательно-образовательная;

•  бытовая;

•  трудовая;

•  культурно-просветительная;

•  досугово-творческая;

•  стимулирующая самостоятельный опыт личности;

•  охранно-защитная.

Приоритетные задачи семейного воспитания:

•  гармоническое развитие ребенка;

•  забота о здоровье детей:

•  помощь в учении;

•  трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

•  помощь в социализации личности;

•  формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

•  подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

•  половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Основные компоненты семейного воспитания:

•  климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

•  режим семейной жизни;

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Этапы работы с родителями.

Работа с родителями осуществляется в три этапа.

    1 этап - ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.

    2  этап - выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

•  трудности в адаптации;

•  агрессивность;

•  страхи;

•  проблемы общения со сверстниками;

•  неусвоение программы и другие.

3       этап - анализ полученных данных и сбор базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Работа с семьей подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребенка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

Ежемесячные формы общения с родителями - это:

•  праздники;

•  родительские собрания;

•  спортивные мероприятия;.

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского и педагогического творчества. Используют педагоги традиционную форму работы как консультации специалистов: (психологов, врачей, социологов, социальных работников) по актуальным вопросам воспитания детей.

Ключевые функции взаимодействии образовательного учреждения и семьи:

•  информационная;

•  воспитательно-развивающая;

•  охранно-оздоровительная;

•  контролирующая;

•  бытовая.

Задачи взаимодействия:

•  формирование активной педагогической позиции родителей;

•  вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

•  активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи предполагает:

•  изучение семьи с целью выявления ее возможностей но воспитанию своих детей и детей класса;

•  анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Сотрудничество образовательного учреждения и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями.

При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов

психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.  Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Педагогу важно соблюдать следующие правила:

•  Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

•  Изучение должно быть целенаправленным, полномерным и систематическим.

•  Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

•  Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

•  При изучении семьи школьника,  педагога прежде всего интересуют следующие данные:

-общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальное обеспеченность. Интересы к делам образовательного учреждения;

-общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности;

- воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

   При организации работы педагогов с родителями необходимо с учетом компетентностей в вопросах воспитания выделяют примерно три группы родителей:

   Первая группа: родители - помощники в воспитательной работе с детьми.

Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

   Вторая группа: родители - потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

   Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже - открыто, чаще - скрыто.

Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты.

Содержание работы с родителями:

•  Изучение семьи;

•  повышение психолого-педагогических знаний родителей;

•  вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

•  участие родителей в управлении образовательным учреждением;

•  активизация и коррекция семейного воспитания;

•  обобщение и распространение опыта семейного воспитания.

Каждый блок  можно представить как систему форм и видов деятельности.

Методы изучения семьи:

•  наблюдение за родителями в процессе педагогического всеобуча и на родительских собраниях;

•  беседа с учителями, работающими в этих классах;

•  тестирование;

•  анкетирование;

•  посещение на дому, беседы с родителями и другими членами семьи;

Схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся.

I.Общая характеристика семьи.

1. По составу: полная, формально полная, неполная.

2. По условиям семейного воспитания: благополучная, конфликтная,

антипедагогическая, антисоциальная, аморальная.

3. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный.

4. По отношению к школе: поддерживают тесную связь, эпизодические контакты,   связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.

II. Особенности семейного воспитания.

1. Родители создают условия для правильного развития ребенка (жилищно-бытовые,  место для учебных занятий, домашняя библиотека, игровой уголок, санитарно- гигиенический режим.)

2. Родители развивают познавательные интересы ребенка (слушают радиопередачи, обсуждают телепередачи, читают книги, беседуют о прочитанном, ходят в театр, кино, поощряют любимые занятия ребенка).

3. Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.

4. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

5. Родители видят недостатки в воспитании своих детей.

6. Родители выполняют рекомендации педагогов.

7. Родители справляются с воспитанием ребенка.

III. Недостатки семейного воспитания.

1. Причины недостатков:

неблагополучие семьи

отсутствие единых требований

незнание своего ребенка

низкий образовательный культурный уровень

отсутствие контроля, безнадзорность

использование антипедагогических мер воздействия

идеализация ребенка

невыполнение рекомендаций педагога

переоценка воспитательных возможностей и др.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к образовательному учреждению, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Но посещение семей является иногда для классных руководителей особо сложным. Чтобы не нарушить принцип вторжения в личную жизнь семьи, посещение планируются только с разрешения родителей или лиц их заменяющих. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в образовательном учреждении, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.  Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два – три раза в год. Здесь родителей знакомят с документами об образовательном учреждении, основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Классные родительские собрания проводятся четыре-пять   раз в  год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются    пути наиболее тесного сотрудничества семьи с образовательным учреждением, подводятся итоги работы и проводятся тематические беседы.

Виды родительских собраний многообразны:

•  организационные;

•  тематические;

•  собрания - диспуты;

•  итоговые (четвертные) и т.д.

Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме. Одна из главных задач, которую школа  должна ставить перед собой: способствовать объединению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, формированию их совместной деятельности и общения.

3.Заключение

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья призвана заложить в ребенка с раннего детства нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

   Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

Сегодня, чтобы найти пути решения этих проблем, образовательное учреждение ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях и в интересах развития личности ребенка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей, имеющих нарушения речи»

В конспекте представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного  возраста, которая проходила в логопедической группе «Мальвина», на базе МБДОУ д/с №16 «...

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.

Статья о роли и значении учителя в современном постиндустриализационном обществе и его взаимодействии с семьей ребенка, а также значении семьи в формировании начальных познавательных навыков и способн...

Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей

В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая включает разные направления.Построение системы вз...

Проект по взаимодействию образовательного учреждения и семьи «Семейная мастерская»

Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.Такие благоприятные условия с успехом создаются в процессе реализации прое...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность.

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность....