Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.
статья

Статья о роли и значении учителя в современном постиндустриализационном обществе и его взаимодействии с семьей ребенка, а также значении семьи в формировании начальных познавательных навыков и способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зубков Вячеслав Эдуардович, учитель технологии и педагог ОДОД.

ГБОУ СОШ №187 Красногвардейского района СПБ

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.

     В современном постиндустриализационном обществе в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет экономики перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг, а главным производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики, при этом наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность. Кроме наличия высокого уровня технической и материальной обеспеченности, такое общество обладает развитой сетью информационно-коммуникативных технологий, в результате которых добыть-найти необходимую информацию может практически любой человек и в том числе ребенок, было бы желание. В связи с этим учитель утратил свою монополию в виде единственного источника знания и информации, поэтому его роль в современном обществе стала несколько иной.

 Если в нашем недалеком прошлом учитель являл собой непререкаемый авторитет в ретрансляции знания, то сейчас при наличии интернета, телевидения и иных средств массовой информации, мы учителя являемся лишь одним из этих источников. Конечно на нас лежит совсем другая ответственность и перед нами ставятся несколько иные задачи, в отличии от других и не менее влиятельных источников информации, но осознание этого момента должно быть, иначе мы не сможем должным образом влиять-обучать современное поколение детей адекватно произошедшим изменениям.

Одновременно с тем, что учитель утратил свою монополию на знание, изменилась и роль семьи в развитии ребенка. Если в предыдущие годы родители, отдавая ребенка в школу считали, что его воспитание, развитие личности и обучение, целиком и полностью является прерогативой школы и учителя в частности, то сейчас дело обстоит совсем иначе, хотя бы потому, что контролировать получаемую из других источников информацию у учителя и школы нет никакой возможности, а также практически нет никаких рычагов воздействия, кроме как заинтересовать (но об этом особо скажу чуть дальше), для того чтобы повлиять на ребенка или семью, в том случае, когда главная и основная задача этим ребенком учиться и развиваться, не выполняется!

 Мы помним, что ещё совсем недавно, если учитель нерадивому ученику давал «подзатыльник», при определённых действиях этого мальца, то зачастую его родители говорили, что-то на подобии: -правильно сделали и по строже с ним! Т.е. сами родители были не против такого развития событий. Я не говорю, что это правильно и давайте, как в старину, если, что не так розгами, либо на горох ставить, но надо понимать, что методы работавшие в прошлом сейчас уже своей силы не особо имеют, т.к. такие действия, в виде затрещины, сейчас совершенно не допустимы, ибо существует конвенция о правах ребенка, которую мы все, в том числе и родители должны соблюдать. Но у родителей в этом плане гораздо больше прав и способов воздействия, в отличии от школы и учителя. Хотя бы потому, что в дела семьи сейчас вмешаться практически невозможно, в отличии от того, что было в прошлом во времена СССР, когда, например, повлиять могли на каждого родителя в отдельности по месту его работы. Т.е. процесс воспитания и обучения ребенка был важной частью развития общества и для государства, которое прилагало не мало усилий с целью обеспечения и поддержания этого процесса на должном уровне. Одним из механизмов этого влияния были разноуровневые классы (коррекции или классы выравнивания), а так же различные спец. школы в которых была иная и наполняемость классов и программа обучения тоже могла быть иной для того, чтобы ребенок получил общественную социализацию и должное развитие, которое соответствует его уровню способностей и в тоже время, могло оградить иных детей от его «влияния» или «влияния» на него.

Сейчас все эти рычаги и механизмы абсолютно утрачены. И дело не в том, плохие они были или хорошие, но вот ничего иного взамен наша система образования не получила. Вместо этого мы имеем в классе абсолютно разнородных по своим способностям и потенциалам детей и в случае, если ребенок не хочет и не желает учится или не в состоянии (по разным причинам) освоить на должном уровне на ровне с остальными детьми базовую программу, либо нарушает дисциплину, то это становится камнем преткновения и громадной проблемой, решение которой ныне существует только одно, это смена учебного заведения. Когда неуспевающему или систематически нарушающему ребенку ставят липовые тройки, только чтоб ушел, либо используют иные средства воздействия, как на самого ребенка, так и на родителей. Хотя сейчас и существуют школы нового поколения, но их количества явно недостаточно, ровно, как и канувших в лету классов выравнивания или коррекционных.

В результате мы с такими детьми играем в «футбол», т.е. их пинают из школы в школу, избавляя себя и своё учебное заведение от ходячих проблем и тем самым облегчая себе жизнь и повышая статистику, а вот обучение, воспитание и социализация такого ребенка пускается на самотек. А что при этом получается с теми, кто наоборот хочет и учится?! Нам ведь предписывают, что мы должны ориентироваться на слабых, сильные мол сами догонят, но по факту мы с сильными и способными поступаем точно так же, как и со слабыми, т.е. «футболим» подводя их до более низкого уровня. Как в поговорке – «у семи нянек дитя без глаз», когда существует много различных источников информации имеющих и оказывающих на ребенка глобальное влияние, при отсутствии должного контроля за этими источниками со стороны семьи. А для учителя эта поговорка работает в обратном направлении, можно представить учителя в роли слепца, который не знает за которого из детей ему хвататься, либо в роли единственной няньки, которой досталось нянчить плохо видящего, плохо слышащего, со слабыми способностями, с сильными способностями, хромого, косого и т.д. одним словом винегрет!

Всё выше сказанное имеет целью показать, то значение и влияние, которое в современном обществе имеет и должна на ребенка оказывать в первую очередь семья, т.к. в образовательное учреждение ребенок попадает в возрасте 7-и лет и после громадного влияния сторонних источников информации, с которыми учителю предстоит конкурировать, если семья ребенка не занималась этим вопросом. Почему я говорю конкурировать? Ответ очень прост и лежит в плоскости заинтересованности, т.е. кто кого и чем должен заинтересовать… Слова о том, что учитель должен ребенка заинтересовать произносят практически все родители, если у их чада возникают какие-либо проблемы с осуществлением образовательной деятельности! Но давайте подумаем вот о чем! Родители, для которых дети это «наше всё», цветы жизни и так далее, отдают своих детей в школу где на них будут иметь влияние порядка 20-30-и абсолютно им не знакомых людей. Со своими личными проблемами и которых они совершенно не знают, а состояние нашей системы образования мало чем отличается от иных сфер деятельности в нашем государстве, со всеми вытекающими… И эти не знакомые и неведомые им люди должны чем-то и как-то заинтересовать их любимого ребенка, в то время как они, назовем вещи своими именами, просто на просто умывают руки. Отдавая воспитание, развитие и т.д. на окуп образовательному учреждению и основной аргумент, это то, что нам надо работать, а вы должны и воспитывать, и обучать и интересовать и т.д. При этом совершенно упуская из виду, что у ребенка до его появления в образовательном учреждении от сторонних источников информации в голове своего рода «каша», которая сформировалось при непосредственном участии или безучастии семьи этого ребенка. И именно с этой сторонней и бестолковой зачастую информацией учителю и придется конкурировать, чтобы хоть как-то его заинтересовать, но ни каких рычагов и механизмов воздействия, кроме этого «заинтересовать» у учителя и нашей системы образования нынче нет.

Поэтому в данном контексте вопроса именно семья должна и обязана подготовить ребенка к тому, что ему предстоит учится и именно семья отвечает за то, чтобы ребенок был заинтересован или умел вообще, хоть чем ни будь интересоваться, кроме валяния дурака и битья баклуш. Все дети от рождения первооткрыватели, им интересно всё новое и незнакомое, надо только лишь помочь им в этих начинаниях направляя и формируя их деятельность и интерес к различным занятиям, развивающим их личность. И заниматься этим нужно с самого рождения, ибо, если имеют место пробелы или упущения в данном направление, то попадая в образовательное учреждение вместо учения ребенок сталкивается с мучениями, а одновременно с этим с ломкой личности и сложившихся- сформировавшихся иных стереотипов своего поведения.

К основным функциям семейного воспитания можно отнести.

1.Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована никакими другими воспитательными учреждениями.

2.Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни, это влияние определяющее. Именно в семье идет процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) и фемининностью (женскими свойствами). Исследователи доказали важное значение для гармоничного воспитания ребенка в семье и матери, и отца.

3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков к учебе и во многом определяет ее успешность. Образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека.

4.В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, проявляющиеся в социальных и межличностных отношениях, определяющих стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют то, насколько семья становится средой саморазвития и самореализации ее членов.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано.

Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.

Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

Хотя в законе об образовании сказано, что задача школы обучать и воспитывать, следует понимать и помнить пословицу: - «за двумя зайцами погонишься, ни одного…». В современном постиндустриализационном мире, где есть все блага, школа не может и не должна заниматься тем, что не лежит в плоскости её задач, т.к. противопоставлять абстрактное знание миру, в котором полно всяких развлечений, игрушек и сладостей, которые достаются простым: - «хочу!» совершенно бесперспективно, если у ребенка в начальный период его жизни не были сформированы необходимые навыки и заинтересованность. Поэтому взаимодействие семьи и школы играет в современном мире определяющее значение, без которого невозможно социализировать и развить свободную критически мыслящую личность. И только, если все участники данного процесса (образовательное учреждение и семья) смотрят в одном направлении, то лишь тогда можно будет получить развитую личность, обладающую необходимым набором качеств и знаний для успешной самостоятельной взрослой деятельности и самореализации, без которых должная социализация не возможна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие школы и семьи по развитию личности ребенка.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.Функции взаимодействия школы и...

Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей

В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая включает разные направления.Построение системы вз...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка

Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...

«Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»

laquo;Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»...

Проект по взаимодействию образовательного учреждения и семьи «Семейная мастерская»

Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.Такие благоприятные условия с успехом создаются в процессе реализации прое...