Конспект открытого мероприятия «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей, имеющих нарушения речи»
проект

В конспекте представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного  возраста, которая проходила в логопедической группе «Мальвина», на базе МБДОУ д/с №16 «Золотой ключик» г. Урай Тюменской области,  в течение  2 лет и способствовала развитию связной  речи  детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №16 «Золотой ключик»

Конспект открытого мероприятия

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ,

ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Учитель-логопед

Сущенко М.В.

Цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье на основе раскрытия потенциала их взаимодействия.

Задачи:

1. Конструктивное изменение позиции и тактики общения педагогов и специалистов ДОУ по отношению к семье детей с проблемами речевого развития.

2. Определение содержания и способов сотрудничества между семьей и ДОУ, способствующего развитию ребенка с нарушениями речи.

3. Преодоление отчуждения семьи от ДОУ и включение их в образовательный процесс на основе раскрытия воспитательного потенциала семьи.

4. Совершенствование  тактики общения, коммуникативной культуры и навыков взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ с семьей ребенка с нарушениями речи.

Предварительная  работа:  Подготовка видеоматериала по развитию связной речи у детей логопедической группы №6 «Мальвина», подготовка рассказов родителей (фотографии, видеозапись, презентации) детей логопедической группы №6. Посещение родителями детского сада открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков. Подготовка наглядных пособий для составления рассказов, организация выставки. Изготовление памяток для родителей, программок для гостей семинара.

Оборудование: Столы и стулья по количеству родителей, ноутбук, проектор, экран, памятки для родителей, выставка наглядного материала, видеозапись рассказов детей логопедической группы видеозапись подготовки рассказов дома, таблички с лексическими темами «Овощи, огород»,  «Игрушки»,  «Весна», «Откуда хлеб пришел», «Леса нашего края», «Правила дорожного движения», «Наш детский сад», программы для гостей семинара.

Ход семинара-практикума

  1. Выступление учителя-логопеда: «Как помочь ребенку с ОНР овладеть красивой правильной речью».

Мы хотим поделиться опытом работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного  возраста, которая проходила в логопедической группе «Мальвина», на базе МБДОУ д/с №16 «Золотой ключик» г. Урай Тюменской области,  в течение  2 лет и способствовала развитию связной  речи  детей.

Для чего нужно развивать речь ребенка? (Ответы родителей). Для того чтобы ребенок:

  • легче и свободней выражал свои мысли;
  • умел общаться со взрослыми и сверстниками;
  • шире  познавал окружающий мир;                
  • чем лучше развита речь ребенка, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В то время как нарушения речи ведет к застенчивости, нерешительности,
  • замкнутости, негативизму, чувству неполноценности.
  • хорошая развитая речь ребенка является одним из условий успешного обучения в школе.  

II. «Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей».

        Мы искали разные формы работы по развитию связной речи у детей и обсуждали их совместно с родителями нашей группы т. к. считаем, что работа с семьей на основе  взаимного доверия и понимания способствует развитию личности и развитию речи. Так возник  «Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей». 

Цель проекта: развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.

Задачи проекта:

  • Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
  • Преодоление  речевого негативизма,  ущемлённости, скованности, развитие речевой и общей инициативы детей;
  • Активизация и обогащение словарного запаса;
  • Развитие творческого воображения, памяти, мышления;
  • Повышение заинтересованности родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми;
  • Формирование эмоционального контакта родителей с детьми.

Этапы проекта:

  1. Выбор лексической темы:
  2. Составление рассказа дома:
  3. Коррекционная работа с логопедом:
  4. Рассказ ребенка:

III. «Родительская гостиная».

Давайте узнаем, как проходила подготовка к составлению рассказа дома. Об этом нам расскажут родители детей нашей группы.

Рассказ бабушки Даниила:

Используется видеозапись рассказа Даниила по теме «Комнатные растения».

Рассказ мамы Кирилла: 

 Используется видеозапись рассказа Кирилла по теме  «Насекомые» и «Животные жарких стран».

 Мама Артема  предложила гостям просмотреть видеозапись подготовки к рассказыванию дома.

Гости смотрят домашний ролик по подготовке рассказа дома родителей и ребенка.

Рассказ бабушки Димы:

Рассказ мамы Вани:

Используется видеозапись рассказа Вани по теме «Транспорт».

IV. Мастерская «Речецветик».

Для того чтобы лучше понять эту работу, мы предлагаем вам принять участие в творческой мастерской «Речецветик». Родителям предлагается выбрать роли «родителей» и «ребенка». Каждая «семья» выбирает лексическую тему. Родители готовят наглядный материал для рассказывания. «Ребенок» рассказывает.

V. «Выставка».

На протяжении всего проекта родители готовили наглядные пособия. Опорный материал, которые дети использовали  в рассказах, сегодня представлен на выставке. Этот материал ценен для нас тем, что мы его используем не только для составлений рассказов, но и в игровой и в познавательно-исследовательской  деятельности, в воспитании нравственно-эстетических качеств у детей и т. д.

Родители и гости знакомятся с выставкой.

VI. «Итог»

             В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что дети изменились, расширился круг их возможностей, их речь стала понятней, грамотней, богаче, они свободней выражают свои мысли, менее скованы, научились творчески воображать, мыслить.

Данный вид деятельности объединил детей,  педагогов и родителей нашей группы общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.     Родители чаще стали интересоваться успехами своих детей, предлагать свою помощь. Они превратились из пассивных наблюдателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса.

Родители получают памятки «Как помочь ребенку с ОНР овладеть красивой правильной речью».



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»

Детско-родительский проект

 «В мире сказок»

группы №7 «Светофорик»

2018г. – 2019г.

г. Урай, 2018г.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается творческий проект по театрализованной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи  средней  группы №7 «Светофорик» «В мире сказок», педагог Корикова Надежда Николаевна, Анкудинова Вера Петровна, Сущенко  Марина Владимировна.  Данный проект разработан и реализован с учетом  взаимодействия с родителями и в связи с  реализацией в ДОУ технологии проектирования, что на сегодняшний день является  наиболее эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, а также способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Актуальность проекта

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе, социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. В театрализованных играх  дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Велико и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая и монологическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность. 

Постановка проблемы

У детей с общим недоразвитием речи  наряду с дефектами звукопроизношения и несформированностью лексико-грамматического строя отмечаются нарушения просодических компонентов, которые влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
Для более успешного преодоления данных нарушений необходимо найти такие пути, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка, где игра, воспитание и обучение были бы неразрывно связаны. Одним из них, по нашему мнению, и является организация совместной театрализованной деятельности.

Таким образом, данный проект поможет нам  в развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи  всех сторон речи.

Цель проекта

Исходя из этого мы поставили перед собой цель: 

создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности во взаимодействии с семьей.

Продукт проекта

Продуктом проекта будет являться:  театрализованное представление.

Задачи проекта

В ходе реализации проекта будут решаться следующие задачи:

  • Поддерживать  устойчивый интерес  к театрально-игровой деятельности.
  • Развивать творческую и речевую активность (обогащение словаря, развитие диалогической и монологической речи, умения связно и выразительно пересказывать)
  • Совершенствовать коммуникативные навыки с помощью  вербальных и невербальных средств общения.
  • Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
  • Заинтересовать и привлечь родителей  в качестве равноправных  участников в реализации творческого проекта.

Участники проекта 

    Участниками проекта являются:

  • дети средней логопедической  группы,
  • воспитатели,
  • родители.

  Вид проекта

Долгосрочный, творческий, групповой.

  Срок реализации проекта:  сентябрь 2018 - май  2019 года.

Взаимосвязь областей

Содержание нашего проекта охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития детей (образовательные области):

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое развитие;

Ожидаемый результат.

В завершении проекта мы ожидаем следующие результаты:

У детей:

  • появится интерес к театрализованной игре и художественной литературе, расширится кругозор, обогатится содержание игр, а также диапазон сюжетов и ролей;
  • активизируется речевая деятельность;
  • совершенствуются коммуникативные навыки: дети научатся творчески взаимодействовать со взрослыми и сверстниками с помощью вербальных и невербальных средств общения.

У родителей:

  • сформируются представления о театрализованной игре, как об одном из наиболее важных видов деятельности в развитии творческих и речевых навыков детей.

Этапы выполнения проекта.

Проект состоит из трех этапов:

I – подготовительный (диагностический, формирующий) сентябрь 2018 г.;

II – основной (творческий) октябрь-апрель;

III – заключительный (итоговый) май 2019г

   I этап

На первом этапе осуществлялось:

Амплификация и наблюдение за театрализованной деятельностью детей по методике Мерзляковой С.И. В ходе которой выявили:

  Методика Мерзляковой 

  • уровень вербальной и невербальной стороны речи детей;
  • уровень и степень участия в театрализованной деятельности;
  • амплификация театрального опыта детей (в ходе беседы оценивался уровень знаний детей о театре).

  Результаты обследования

По результатам обследования мы видим, что на начало проекта высокий уровень у детей отсутствует, средний составил 20% –  и низкий – 80%    Результаты анкетирования

Также на первом этапе проводилось анкетирование родителей. 

Результаты анкетирования показали, что:

  • 70% (7) родителей посещают с ребенком театрализованные представления с целью расширить его кругозор;
  • 70% (7) родителей отметили воспитательное, развивающее и обучающее значение театра;
  • Лишь  () устраивают вместе с ребенком театрализованные представления дома;
  •  90% (9) родителей готовы принять участие в театрализованной деятельности детей в ДОУ.

 

Далее – изучение методической литературы.

Наглядно – текстовая информация для родителей

И в заключении на данном этапе осуществлялось информирование родителей  о значимости и цели проекта с помощью наглядно-текстовой информации  на групповом родительском собрании, а также составление перспективного плана.

  Перспективный план проекта был составлен на основе выбранных детьми и родителями произведений. Выбирали сказку и время проведения (приложение 1)

   На втором этапе осуществлялось творческое взаимодействие детей и взрослых в реализации  плана проекта с октября по апрель. Все запланированные мероприятия проводятся 1 раз в неделю по пятницам каждого месяца.

Родителям и детям были предложены различные виды театра (теневой, настольный, пальчиковый, театр би-ба-бо, шапочки для драматизации) по русским народным сказкам и авторским сказкам, которые соответствуют возрасту детей и Программе. Родители вместе с детьми дома отрабатывают текст сказки. Необходимые атрибуты для показа сказки и тексты предоставляют педагоги группы.

По мере подготовки родители предупреждают педагогов о том, в какой день они могут показать подготовленную с ребенком сказку.

     На данный момент уже 4 семей подготовили театрализованные представления, организаторами и равноправными участниками  которых являлись родители. Некоторые из них представляем вашему вниманию (приложение 2)

Рефлексия

   В вечернее время детям  предлагается просмотреть видеозаписи  представлений. Цель данного метода – дать возможность детям не только увидеть себя в качестве актера со стороны, но и  послушать свою речь, проанализировать, отметить положительные  моменты.

    Далее ребятам предлагается нарисовать по трафаретам или раскрасить  героев  понравившейся сказки.    

 Рефлексия тем, что дети уже в свободной самостоятельной деятельности проигрывали  представленные сказки.

Список источников

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрлиз. деятельность детей 4 – 6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М. Просвещение. 2005 г.;
  2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.- метод. Пособие – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004 г.;
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004 г.;
  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004 г.;
  5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр - творчество – дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»

Детско-родительский проект

«Здоровье – путь к успеху!»

группы №7 «Светофорик»

2020г. – 2021г.

г. Урай, 2020г.

Актуальность проекта:

        Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.

        Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.

        В  дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

        Таким образом, перед воспитателями и родителями стоят задачи, касающиеся здоровьясбережения дошкольников.

        Современные методы здоровьесбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности. Задача педагогов - найти методы и приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создать благоприятные условия для их внедрения.

        Мы,  воспитатели, используем в организованной образовательной деятельности, в  ходе режимных моментов  здоровьесберегающие технологии, что помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и психическому здоровью воспитанников.

Нами  был разработан проект по здоровьесбережению воспитанников «Здоровье – путь к успеху!».

Постановка проблемынедостаточная осведомленность и заинтересованность родителей в важности сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Цель проекта:

Исходя из этого, данный проект предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Продуктом проекта будут являться: ежедневные утренние гимнастики, водные и гигиенические процедуры, гимнастики после сна, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность детей в режимных моментах и в ходе образовательной деятельности, тематические беседы с детьми, чтение художественной литературы, дни здоровья, работа с родителями по формированию ЗОЖ.

Задачи проекта:

В ходе реализации проекта будут решаться следующие задачи:

У детей:

  • способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
  • развивать интерес к физической культуре;
  • формировать представление детей о здоровье и здоровом питании;
  • обогащать знания детей о витаминах, полезных свойствах продуктов;
  • воспитывать у ребёнка мотивы самосохранения, привычки думать и заботиться о своём здоровье.
  • продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
  • повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

Для родителей:

  • повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;

Участники проекта:

  • воспитатели 
  • инструктор по физической культуре
  • воспитанники  группы №7 «Светофорик» и их родители.

Вид проекта: долгосрочный, познавательно - игровой, групповой.

Срок реализации: август 2021 – май 2022

Взаимосвязь областей:

Содержание проекта охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития детей (образовательные области):

  • Физическое;
  • Познавательное;
  • Социально – коммуникативное;
  • Речевое;
  • Художественно – эстетическое развитие

Форма проведения: дневная (в рамках образовательной деятельности в виде игровых ситуаций, в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности).

Ожидаемые  результаты:

В завершении проекта ожидаются следующие результаты:

У детей:

  • Появиться интерес к  правилам и нормам здорового образа жизни;
  • Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья;
  •  Приобретение привычки к ЗОЖ.

У родителей:

  • Повышение знаний  о ЗОЖ в дошкольном учреждении и в семье.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Физкультурный уголок в группе.
  • Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
  • Методический инструментарий
  • Подборка методической литературы «Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста».

Этапы выполнения проекта:

Проект состоит из трех этапов:

I – подготовительный ( диагностический, формирующий) август

II – основной (информационный, практико  - ориентированный, групповой) сентябрь - май

III- заключительный (итоговый) май.

На первом (подготовительном) этапе осуществляется:

  • Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста»;
  • Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
  • Проведение анкетирования родителей на тему «Условия здорового образа жизни в семье»;
  • Оформление консультаций для родителей по теме проекта: «Правильное питание дошкольников», «Режим дня», «Как сохранить здоровье ребёнка» и др.;
  • Разработка проекта «Здоровье – путь к успеху!».

Результаты анкетирования родителей (диаграмма 1) (приложение 1)

На втором (основном) этапе  осуществляется взаимодействие детей и взрослых в реализации плана проекта с сентября по май. Все запланированные мероприятия проводятся в соответствии тематического плана по работе с детьми и родителями (приложения 2  и 3).

На заключительном этапе осуществляется:

  • Подведение итогов проделанной работы в рамках проекта;
  • Соотнесение ожидаемых результатов и реальных результатов;
  • Обобщение результатов на итоговом родительском собрании;
  • Представление опыта и обобщение результатов работы на педагогическом совете.

Результаты проекта.

Получение доступных знаний о путях сохранения и укрепления здоровья.

Повышение знаний родителей о формировании ЗОЖ в дошкольном возрасте.

Пополнение атрибутов для проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа.

Пополнение картотеки загадок о предметах личной гигиены, правилах безопасного поведения, спорте.

Приобретение опыта работы с родителями воспитанников.

ТЕМЫ ПО ПРОЕКТУ

«Здоровье – путь к успеху!»

месяц

Тема

семья

Сентябрь

«Овощи. Польза овощей»

Октябрь

«Что делать, если ты заболел»

Ноябрь

«Полезная еда. Вредные продукты»

Декабрь

«Зимние игры и развлечения»

Январь

Фотовыставка «Движение – жизнь!»

(фото от каждой семьи семейного активного отдыха)

Февраль

«Предметы личной гигиены: как правильно ими пользоваться»

март

«Ловкие пальчики»

(шнурование ботинок и завязывание шнурков)

Апрель

«Правила ухода за зубами»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №7 «Антошка»

Педагогический проект

(родительский клуб)

«Моя Югра - край, в котором я живу»

группы №7 «Светофорик» для детей с ТНР

Урай, 2022 г.

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине

- месту, где человек родился».

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образовательными областями в ДОУ.

Тип проекта: творческий, познавательный, долгосрочный

            Срок реализации проекта: сентябрь 2022 г. – апрель 2023 г.

Участники проекта: воспитатели, учитель – логопед, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

Постановка проблемы.

Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае, о его культуре и традициях, о богатстве растительного и животного мира, о видах трудовой деятельности взрослых, живущих в нашем крае.

Актуальность

Формирование у детей знаний о родном крае, культуре, традициях имеет большую ценность для накопления ими социального опыта жизни в своём городе, округе приобщение к миру его культуры.

В «Конвенции о правах ребёнка» в ст. 29 сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличной от его собственной».

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем.  Сегодня - малочисленные народы, ведущие традиционные промыслы находятся, как и сто лет назад, на грани исчезновения как этнос и наша задача донести до наших детей этот накопленный годами народный опыт. Мы можем сохранить и продолжить национальную культуру коренных народов Севера, если заинтересуем подрастающее поколение, активно вовлекая родителей в образовательный процесс и внедряя инновационные технологии в деятельность. Осознавая значимость вышесказанного, нами был разработан проект «Моя Югра – край, в котором я живу».

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что участниками проекта являются дети, родители и специалисты.

Именно через взаимодействие всех субъектов образовательной среды, с использованием нетрадиционных форм и методов, будем способствовать всестороннему развитию детей дошкольного возраста с ОНР.

Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Гипотеза: У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного города, народов крайнего севера и природе Югорского края; расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится степень участия родителей в организацию образовательного процесса.

Новизна проекта: Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста знаний о родном крае – ХМАО – Югра посредством внедрения инновационных  технологий.

Задачи проекта:

  1. Расширить и углубить знания детей о крае, в котором мы живем, о его истории, обычаях, традициях, достопримечательностях.
  2. Сформировать представления о природных богатствах нашего края: растительного и животного мира.
  3. Расширять и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста по теме: « Моя Югра - край, в котором я живу».
  4. Развивать познавательный интерес дошкольников к истории и культуре своего края; обеспечить благоприятный, эмоционально-насыщенный положительный климат в группе и во взаимоотношениях между педагогами и семьями воспитанников.
  5. Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость и творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности.
  6. Привлечь        родителей        для        участия        в        мероприятиях        по        реализации проекта.

Продолжительность реализации проекта.

Продолжительность реализации проекта – с сентября по апрель текущего учебного года.

Содержание проекта:

Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия и с детьми, и с родителями, и с социальными партнерами, что позволяет осуществление поставленной цели и задач проекта, тем самым достижение оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий. Работа педагогов направлена на изучение культуры народов Севера, на внедрение и поиск путей сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси) и решение важнейшей задачи воспитания, как формирование толерантного отношения к культуре разных народов и национальностей.

        Первый этап организационно-подготовительный (сентябрь 2022г):

  • организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
  • создание развивающей предметно-пространственной среды

        Второй этап, практический (октябрь 2022г. – май 2023г.)

Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на  основе предлагаемого проекта:

  • циклы тематических занятий;
  • совместные с родителями мероприятия (работа со сказками ханты и манси)
  • экскурсии в детскую библиотеку и музей;
  • продуктивная деятельность.

Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогами создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогам осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

  1. «Познавательное развитие» - тематические занятия «Моя малая Родина», «Символика родного края», «Коренные жители севера: ханты и манси», «Природа Югры» пр. На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.
  2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, оставление мини-рассказов, этюдов о родном городе, семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает           уважение к людям разных национальностей.

  1. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, фотовыставки, выставки детских рисунков, поделок и создание мини музея,  знакомство с одеждой ханты, традиционных праздников, ремесел, изучение народного декоративно-прикладного искусства.
  2. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.
  3. «Социально-коммуникативное развитие» - правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической и воспитательной работы с дошкольниками. При формировании толерантности у дошкольников мы опирались на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры и упражнения  внесены в различные образовательные ситуации, в образовательную деятельность режимных моментов и в самостоятельную детскую деятельность.

        Основные функции педагогических подходов и технологий:

        Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей обучающихся, их саморазвития.

        Личностно-ориентированные технологии. Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования толерантной культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций.

        Метод творческого самовыражения заключается в том, чтобы привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности.

        Проблемно-поисковые технологии - это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них, они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость, и другие ценные личные качества.

Третий этап, обобщающе-аналитический (май 2023г.):

  • уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта
  • организация уголка краеведения «Моя Югра»

Социальное партнерство в рамках реализации проекта:

  • «Культурно – исторический центр»: Музей, детская библиотека

Механизм оценки и ожидаемые результаты.

Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.

Ожидаемые результаты

  • Создание картотеки загадок, стихов сказок народов ханты и манси для детей  старшего дошкольного возраста;
  • Разработка проведения мероприятий с использованием нетрадиционных форм работы;
  • Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятия в целях привлечения родителей к воспитательно – образовательному процессу;
  • Организация взаимодействия с социальными партнерами;
  • Увеличение разработок, рекомендаций, дидактического материала;
  • Увеличения доли педагогов в освоении и применении в своей            профессиональной деятельности методов проектирования;
  • Создание уголка краеведения «Моя Югра»

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное: – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет – ресурсы;

Материально-техническое: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер,            CD-диски с информацией о Югре;

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ толерантности и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить ценности предыдущего поколения.

План реализации проекта «Моя Югра – край, в котором я живу»

Совместная деятельность педагогов

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Совместная деятельность

с социальными партнерами

Разработка рабочей группы и пакета документов по реализации проекта:

  • разработка системы диагностических            

методик для детей, педагогов, родителей;

  • разработка пакета документов по созданию учебно- методического материала

Беседы, чтение художественной литературы, режимные моменты, игровые упражнения, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, настольно – печатные игры, образовательные

ситуации, экскурсия, тематические занятия, развлечения,    викторины, выставки, продуктивная деятельность.

Цель: сформированность знаний у детей о родном крае.

Консультации, анкетирование КВН с участием родителей, помощь в создании макета, в создании альбома и в подборке фотографий города, в создании энциклопедии «Все мы жители Югры»

 в изготовлении атрибутов к подвижным играм, Цель: Повысить степень активности родителей в организации

образовательного процесса.

Целевые  экскурсии в

 музей, в детскую библиотеку.

Цель: организация эффективного сотрудничества в

вопросах воспитательно – образовательной работы с социальными партнерами.

Перспективный план работы с детьми старшей группы

«Моя Югра- край в котором я  живу».

Сентябрь

Организационно – подготовительный этап

Совместная деятельность, НОД.

Совместная деятельность с социальными партнерами

Образовательная деятельность в режимных моментах

Используемые ресурсы

Взаимодействие с родителями

1

неделя

Диагностика

Консультация «Знакомим детей с родным краем»

Практический этап

Тема: «Символика города»

2

неделя

 «Мой город – моя малая Родина»

Задачи: расширять представления о  своей малой Родине –   о городе Урай; дать первоначальные  представления об истории возникновения  города,  воспитывать  патриотические чувства.

Рассматривание фотографий «Урай – город нефтяной»

Выставка рисунков «С Днем рождения, мой любимый город!»

Работа с картой округа: нахождение местоположения родного поселка на картах района и округа.

Папка

«Урай  - город нефтяной»

Презентация «Наш город»

Консультация: «Воспитание любви к малой Родине»

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения.

Изготовление атрибутов к подвижным играм.

Оформление альбома «Города Югры – прошлое и настоящее».

3

неделя

«Моя Югра»

Задачи: дать представления детям о географическом положении Ханты-Мансийского округа,   климатических особенностях; дать элементарные представления об истории и сегодняшнем дне округа;  учить находить окружной центр – город  Ханты-Мансийск на карте; развивать познавательный  интерес;  обогащать словарь детей; воспитывать любовь               к родному краю.

 «Символика родного края»

Задачи: закрепить знание  герба и флага  Ханты-Мансийского округа; закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать          нравственно-патриотические чувства; обогащать  словарь.

Раскрашивание «Герб Югры».

Задачи: продолжать учить соблюдать правила закрашивания (закрашивать в одном  направлении, доводя карандаш до контура).

Рассматривание карты округа.

Создание первой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»: «Символика Югры»

Альбом «Моя Югра»

М/ф «Моя Россия – ХМАО – Югра»

4

неделя

«Коренные жители севера: ханты и манси»

Задачи: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты и манси; продолжать знакомить детей с бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем, предметами обихода;  закреплять умение поддерживать беседу на определённую тему, отвечая на вопросы, рассказывая; познакомить детей с орнаментом ханты и манси; его элементами; учить детей объяснять значение некоторых слов; расширять представления о родном округе ХМАО-Югре; воспитывать уважение к коренным народам Севера.

Создание второй страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»:

«Коренные жители севера»

Презентация «Наш край – Югра»

5

неделя

 Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Урай. Колесо истории»

Задачи: расширять представления о  своей малой Родине –   о городе Урай; дать первоначальные  представления об истории возникновения  города,  воспитывать  патриотические чувства.

Создание третьей страниц ы энциклопедии «Все мы жители Югры»

Совместная целевая экскурсия в библиотеку.

Октябрь

Тема: «Растительный мир»

1

неделя

«Природа Югры»

Задачи: воспитывать у детей гражданственность, интерес,  бережное и созидательное отношение к природе   родного края; развивать способность чувствовать  красоту природы и эмоционально откликаться на неѐ.

Викторина «Зеленый лес»

Создание четвертой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры» :  «Природа Югры»

«Азбука краеведения»

Презентация «Наш край – Югра»

Детско – родительский конкурс среди воспитанников ДОУ

«Необычное из обычного»

2

неделя

«Что на севере растет?»

Задачи: уточнять и расширять знания детей о растительном  мире Севера; познакомить детей с «Красной книгой Югры»; воспитывать бережное отношение к природе;  развивать познавательный интерес к объектам         окружающего нас мира; формировать убеждение,  что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Рисование и раскрашивание «Птицы», «Ягоды»

Создание пятой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»: «Дары нашего края» (грибы, ягоды, орехи).

Папка «Животный и растительный мир Югры»

«Презентация «Наш край – Югра»

3

неделя

 «Как сохранить природу Югры?»

Задача: формировать осознанное отношение к природе ХМАО и экологическим проблемам родного края.

Чтение сказки «Птичка – невиличка»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Викторина «Грибная пора»

Папка «Животный и растительный мир Югры»

«Презентация «Наш край – Югра»

4

неделя

Просмотр презентации

«Одежда коренных народов севера»

Задачи:  учить узнавать и называть одежду коренных народов  севера ханты и манси; воспитывать любознательность,  уважение к традициям коренных народов Севера,   интерес к культуре народов ханты и манси.

Раскрашивание «Национальный костюм ханты и манси.

Чтение сказки «Женщина - лисица»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Создание шестой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры» : «Игры и одежда народов нашего края»

Презентация «Откуда северное сияние пришло»

Ноябрь

1

 неделя

«Национальный костюм народов севера»

Задачи: познакомить с некоторыми видами орнамента,  которыми аборигены Севера украшали свою одежду,  обувь, предметы быта; обогащать словарь детей по  теме; упражнять в образовании притяжательных  прилагательных (щучьи, заячьи...); воспитывать  осознанное отношение к культуре коренных народов  Западной Сибири.

Выставка рисунков на тему:

«Национальный костюм                народов севера».

Фотоколлаж

«Национальный костюм народов севера».

Презентация «Откуда северное сияние пришло»

Консультация «О любви к родному краю»

2

 неделя

«Быт хантов и манси»

Задачи: познакомить детей с укладом жизни коренного  населения Ханты – Мансийского АО; дать понятие о  хантыйской семье, семейных традициях; воспитывать  интерес к самобытной традиционной культуре ханты и   манси. Рисование: «Украшение      хантыйской утвари орнаментом»

Создание седьмой страницы  энциклопедии

«Все мы жители Югры» : «Быт ханты и манси»

Презентация «Национальные праздники народов ханты и манси»

Консультация

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

3

неделя

Конструирование из бумаги 

«Чум оленевода»

Задачи: совершенствовать умение работать с бумагой; учить  создавать объемную фигуру из бумаги; воспитывать   желание доводить начатое дело до конца; развивать   мелкую моторику, глазомер.

Презентация «Наш край – Югра»

4

неделя

Чтение сказки «Айога»

Задачи: учить детей давать оценку поступкам героев; стимулировать умение сопереживать героям сказки; учить детей  импровизировать при выстраивании своей роли;   воспитывать артистические качества.

Мансийские сказки для детей дошкольного возраста.

5

неделя

Чтение сказки «Как ворон и сова друг друга покрасили»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Птицы Югры»

Декабрь

День рождения Югры

1

неделя

Конкурс рисунков «Северное сияние» «С днем рождения, Югра».

Чтение сказки «Хочу, не хочу»

  • Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

2

неделя

Викторина «Животные Югры»

Чтение сказки «Гордый олень»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Просмотр м/ф «Храбрый олененок Айхо»

Создание восьмой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры» на тему «Животные края».

3

неделя

Викторина «Птицы Югры»

Чтение сказки «Дятел»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Создание девятой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»:  «Птицы Югры»

Презентация «Наш край – Югра»

4

неделя

Чтение сказки «Как был наказан медведь»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Январь

2

неделя

Литературная гостиная

 «Люблю тебя, мой край родной!».

Задачи: познакомить детей со стихами югорских поэтов  о  родном крае; учить видеть через поэтическое слово красоту родного края; воспитывать гражданско –  патриотические чувства.

Сборник стихов народов севера

3

неделя

«Города Югры»

Задачи: расширять знания детей о нашем округе; познакомить с достопримечательностями разных городов; воспитывать  любовь к родному краю; расширять кругозор детей.

Рисование 

«Улица, на которой я живу»

Задачи: учить передавать в рисунке несложный сюжет; учить использовать полученные ранее знания в собственном  творчестве.

Создание десятой  страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»:

«Достопримечательности             края»

Презентация «Города Югры»

Консультация «Познакомьте ребенка с достопримечательностями города»

Создание седьмой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры» на тему «Все профессии нужны, все профессии важны»

4

неделя

«Средства передвижения народов ханты и манси»

Задачи: познакомить детей со средствами передвижения коренных народов севера.

Рассматривание картинок на  тему: средства передвижения народов севера.

Презентация «Загадки о средствах передвижения

Д/ф «В гости к хантам»

5

неделя

 «Народные промыслы: Оленеводство, рыболовство»

Знакомство с праздником оленевода

Задачи: познакомить детей с народными промыслами;расширять знания детей о жизни народов Югры; познакомить детей с традициями и обычаями хантов и манси.

Чтение сказки «Лучший охотник на побережье»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Народные промыслы народов севера»

Февраль

1

неделя

«Декоративно – прикладное искусство народов Югры»

Задачи: познакомить с декоративно – прикладным искусством народов Севера (Вышивка, бисероплетения, резьба по кости и т.д.); дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на  этой земле; подвести детей к пониманию единения               человека с природой; воспитывать  осознанное отношение к культуре коренных народов Западной  Сибири.

Раскрашивание «Национальный костюм»

Задачи: развивать познавательный интерес к окружающему  миру; воспитывать любовь и уважение к своему краю,  к коренным жителям округа, расширить знания детей; развивать творческие способности.

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Орнаменты на одежде»

Открытки «Декоративно – прикладное искусство народов Югры»

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения:

создание альбома «Красная книга Югры»;

подготовка к оформлению

альбома: «Птицы ХМАО-Югры»

(сбор фотографий и иллюстраций)

2

неделя

Вечер загадок: «Загадки северного края»

Задачи: познакомить с загадками народов ханты и манси; формировать эмоциональное отношение к  произведениям фольклорного жанра жителей ХМАО;  формировать устойчивый интерес к устному творчеству  коренных жителей; воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов.

Экскурсия в детскую библиотеку «Путешествие по Югре»

Хантыйские загадки.

3

неделя

«Подвижные игры народов севера»: «Солнце», «Ловля олений», «Куропатки и охотник».

Задачи: формирование у детей привычек здорового образа  жизни; развивать интерес к играм коренных наров округа; развивать ловкость, координацию движений,  выносливость; воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищу.

4

неделя

Чтение сказки «Лепешки»

Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа  округа; воспитывать усидчивость и умение слушать  чтение произведения взрослым.

«Сказки народов севера»

Март

1

неделя

Вечер фольклора.

Чтение сказки «Кукушка».

Задачи: продолжать знакомить детей  творчеством  народа манси; продолжать учить отвечать полными  ответами на вопроса по содержанию сказки;  предложить детям дать оценку поступку главного   героя.

 Рисование по сказке.

     

2

неделя

Чтение мансийской сказки

 «Зайчик».

Задачи: продолжать знакомить детей  творчеством  народа манси; продолжать учить отвечать полными  ответами на вопроса по содержанию сказки;  предложить детям дать оценку поступку главного   героя.

Рисование по сказке.

Загадки и диких животных.

Сказки народов севера.

3

неделя

 Чтение Северных сказок  «Олень и морской бычок» 

   Рисование по сказке

Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа  округа; воспитывать усидчивость и умение слушать  чтение произведения взрослым.

4

неделя

 «Рыбы нашего края»

Конструирование  «Щука» (оригами)

Создание одиннадцатой  страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»:  «Рыбы нашего края»

Апрель

1

неделя

Экскурсия в детскую библиотеку Национальный праздник «Вороний день».

Национальный обряд «Дерево желаний».  

Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.

Задача: продолжить знакомство с традициями коренных жителей Югры

Чтение сказки «Ворон»

Задачи: продолжать знакомить детей устным творчеством  народа манси; продолжать учить отвечать полными  ответами на вопроса по содержанию сказки;  предложить детям дать оценку поступку главного   героя.

Просмотр м/ф  «Ворон и сова»

Презентация «Национальные праздники народов севера»

2

неделя

Чтение сказки «Лисица, птичка и ворон» (ненецкая сказка)

Рисование по сказке

Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа  округа; воспитывать усидчивость и умение слушать  чтение произведения взрослым.

3

неделя

«Международный день земли, воды и воздуха»

Презентация

«Международный день земли, воды и воздуха»

4

неделя

Викторина «Таежная аптека»

Май

1

неделя

«Взрослым и детям нужен мир на планете»

Задачи: познакомить детей со знаменитыми земляками,  участниками Великой Отечественной войны;  воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание   быть на них похожими.

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Великая Отечественная война»

2

неделя

Экскурсия с возложением цветов к Вечному огню

Задача: донести до детей мысль, что спустя много лет люди  помнят о событиях грозной войны, чтят память  погибших.

Обобщающе – аналитический этап

3

неделя

Викторина «Мой родной край - Югра»

ПРОЕКТ

«Моя Югра»    

месяц

Тема

семья

Сентябрь

Знакомство с проектом

Октябрь

«Почему у сороки длинный хвост»

Ноябрь

«Медведь и бурундук»

Декабрь

«Отчего у зайца длинные уши»

Январь

«Мышка»

Февраль

«Как медведь хвост потерял»

Март

«Лиса и гуси»

Апрель

«Как еврежка и медведь норами менялись»

Май

«Почему звери друг от друга отличаются»

Список литературы:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014;
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: старшая      группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  4. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение:Учеб. Лит. 1996
  5. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера,2009
  6. Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996 7.Журнал «Стерх», № 1, 1993
  1. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
  2. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008 10.Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
  1. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
  2. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
  3. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995 14.Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985

15.Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010 16.Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002

17.Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996 18.Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по теме "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности". Теневой театр "Теремок"

Конспект открытого мероприятия, проведенного в рамках недели педагогического мастерства по теме "Развитие творческих возможностей детей посредством театрализации". Конспект состоит из пояснительной за...

2016 г.- ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"

Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родите...

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-

Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного ап...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...