ПЕДТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО
статья

Валентина Николаевна Соколкова

Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ШМО начальных классов173.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №8                          

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья                                            

городского округа Лыткарино Московской области

Педагогическая технология

«ПОРТФОЛИО»

ШМО начального звена

C:\Users\надежда\Desktop\картинки МЕТОДическая работа\релакс-картинки\р17.jpg

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Соколкова Валентина Николаевна

2017-2018 учебный год

Структура портфолио

В педагогической практике разработаны различные варианты представления достижений учеников. В начальной школе может быть предложена для использования следующая структура портфолио:

Титульная страница – наименование образовательного учреждения, юридический адрес, ФИО ученика, класс, период создания портфолио (дата начала и окончания), ФИО учителя.

I раздел. «Презентация Я» - информация о владельце портфолио.

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. В этом разделе помещается информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; результаты психологической диагностики. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов; ставит цели, анализирует достижения; проводит самоанализ итогов года.

Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т.д.

II раздел. «Дневник моего роста» - учебные достижения учащегося, познавательная активность.

Материалы, представленные в данном разделе дают широкое представление об учебной творческой активности ученика. Листы индивидуальных достижений дают возможность включить механизм самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением

III раздел. «Копилка достижений» - комплект документированныхиндивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещаются все имеющиеся у школьника документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, благодарственные письма, свидетельства и т.д. Допускается представление копий документов.

Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша заполняется затем классным руководителем.

IV раздел. «Волшебный сундучок»

В данный раздел ученик помещает различные творческие работы: рисунки, аппликации, сочиненные стихи, сказки и т.д.

Представленные материалы дают широкое представление о динамике и творческой активности ученика, направленности его интересов.

Форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4.

Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель.

Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Этот вопрос решается конкретным учителем. Поощряется любая инициатива.
Правила сбора материалов и оформления портфолио:

При сборе материалов и оформлении портфолио необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Соблюдать принцип добровольности (прежде всего с точки зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия ребенка) включать материалы его в портфолио.

2. При сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, нужна определенная помощь и поддержка родителей и других взрослых, но полностью подменять ребенка ни в коем случае не следует. Ребенок сам должен приложить определенные усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечные продукт, но и процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам. Также ребенок начинает более серьезно и вдумчиво относится к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени. С другой стороны, взрослым следует активно помогать ребенку при сборе материала портфолио: посоветовать использовать различные способы демонстрации своих достижений, подсказать возможность подготовить и выступить с докладом или сообщением и т.д. То есть, в работе с портфолио требуется соблюдение принципа «золотой середины» нельзя подменять ребенка в вопросе о наборе материалов в портфолио и не оставлять без необходимой психологической и практической поддержки.

3. При формировании портфолио чаще обращаться в учреждениядополнительного образования. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности школьника для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.

4. При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов, и тем более, не соревноваться с другими школьниками. Следует более тщательно подходить к качественному отбору документов и материалов для портфолио.

5. При сборе информации для портфолио не увлекаться сбором только официальных сертифицированных документов. Разумеется, сбор официальных документов очень ценен. Однако, не стоит при этом игнорировать творческие работы, самоотчеты,. Поскольку основной замысел сбора материалов заключается в том, чтобы помочь самому школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации, главное – демонстрация школьником своихвозможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций.

6. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего своё портфолио как папку личных достижений. Портфолио не должен превращаться в простую характеристику, выдаваемую классным руководителем или педагогическим советом. Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва классного руководителя) – дело самого ребенка.

7. Работать над портфолио систематически, а не рассматривать технологию портфолио как разовую акцию.

8. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия. Главное для портфолио – его содержание, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует выдержать лишь саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

При формировании портфолио должны учитываться:

  • открытость (информация доступна для всех участников образовательного процесса);
  • многоаспектность (оценивание не только знаний школьника, но и умений применять их на практике; его социального опыта; отслеживание динамики личностного развития школьника);
  • содержательность оценки (оцениваются не только количественные показатели, но и процесс обучения);
  • гуманистическая направленность (учет индивидуальных способностей каждого школьника);
  • вариативность (учет индивидуальных целей, потребностей и интересов учащихся).

Функции портфолио:

  • диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
  • целеполагательная – поддерживает образовательные цели;
  • мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
  • содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
  • развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
  • рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

По содержанию можно выделить несколько видов портфолио:

  • аттестационное портфолио, в котором отражены результаты педагогической деятельности за межаттестационный промежуток времени;
  • накопительное портфолио, которое охватывает сведения обо всех результатах педагогической деятельности воспитателя;
  • тематическое портфолио, которое формируется в процессе изучения какой-либо большой темы или образовательной области;
  • проблемное портфолио, содержащее сведения по злободневным проблемам.
  •  Конкурсный – определяет рейтинг деятельности педагога.

В зависимости от оформления портфолио педагога могут быть:

  • Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.) . Это наиболее привычный вид портфолио.
  • Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода -визитка педагога.
  • Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
  • Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.

Презентация портфолио.

Презентация - это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов, выступление на методическом объединении презентация .

Портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера PowerPoint, слайд-шоу.

Цель презентации это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени. Показатели качества презентации: соответствие содержания презентации содержанию портфолио; выделение основных результатов деятельности педагога; качество изложения материала.

Следует отметить, что единого образца портфолио не существует, при его создании следует руководствоваться принципами объективности, наглядности, системности и последовательности.

Для распространения педагогического опыта, важно свое электронное портфолио разместить в сети Интернет.

Оценка «Портфолио»

Для придания «Портфолио» упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др., оно должно включать три обязательных элемента:

1. Сопроводительное письмо владельца «Портфолио» с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.

2. Содержание «Портфолио» с перечислением его основных элементов (artifacts).

3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.



Вывод: Технология «Портфолио» - это педагогический организационныйпроцесс анализа активности ученика, показывающий индивидуальный прогресс в достижении поставленных целей.

E:\ПЕДтехнология ПОРТФОЛИО\5п.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий

Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...

технологическая карта урока по педтехнологии В.Монахова

Методическая разработка по теме "Сложносочиненное предложение" включает технологическую карту по данной теме, информационную карту урока "сложносочиненное предложение. Особенности структуры ССП с общи...

Использование новых педтехнологий на уроках русского языка и литературы

Использование современных образовательных технологий позволяет повышать качество преподаваемого предмета, развивать творческий потенциал учащихся, делать уроки яркими и интересными....

« Получение водорода и кислорода» (с применением педтехнологии развития критического мышления).

Урок по теме « Получение водорода и кислорода»(с применением педтехнологии развития критического мышления).Цель: - Познакомить со способами получения, собирания и обнаружения водорода и кислорода....

« Химические свойства и применение водорода и кислорода» ( с применением педтехнологии развития критического мышления).

Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»( с применением педтехнологии развития критического мышления). Цель: - Продолжить формирование знаний понятий « степень окисле...

педтехнологии

В презентации представлены виды и особенности педтехнологий. Использовалась на заседании методобъединения учителей гуманитарно-эстетического курса нашей школы....