Рабочая программа по ФРС и ПСР 8 класс (глухие)
рабочая программа (8 класс)

Елистратенко Светлана Валерьевна

Программа построена в соответствии с требованиями обучению Государственного образовательного стандарта и программы С(К)О учреждений 1 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8_klass_gluhie.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

   Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81            Факс: (499)177-67-66             E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001            ОКАТО 45290590000            ОГРН 1037700227157             ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»                                                                                               «Утверждаю»

на заседании МО ____.____. 2019 г.  

Протокол №                                                                                      Директор ГКОУ СКШИ № 65

Председатель МО ___________                                               ________________\С.И. Перепелкина\

\___________________________\                                              ______.______________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

ДЛЯ  8 «В» КЛАССА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                         

  Разработчик программы

учитель Елистратенко С.В.

2019 год

Пояснительная записка.

Актуальность разработки курса

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тенденцией увеличения детей с патологией слуха.

Причины введения учебной дисциплины

Причины введения учебной дисциплины обусловлен тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей. Курс входит в число дисциплин, включённых в учебный план специальных образовательных учреждений.

Особенности программного материала

Специфика данной учебной дисциплины состоит в том, что развитие слухового восприятия и формирование произношения устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. Навыки восприятия речи на слух улучшают в процессе формирования произношения в условиях различных видов речевой деятельности. Особый акцент в программе сделан на дальнейшее совершенствование произносительных навыков.

Роль и место дисциплины

Роль и место этого курса тесно связано с такими дисциплинами как русский язык, развитие речи, литературное чтение, география, биология, математика, внеурочная деятельность. В результате изучения курса учащиеся должны научиться: различать на слух фразы, словосочетания, слова; овладеть произносительной стороной речи, уметь распознавать определённый речевой материал на слух и слухо-зрительно; воспроизводить его и действовать соответственно принятому.

Адресат

Программа рассчитана на обучение в 8 классе  I вида.

Соответствие Государственному обязательному стандарту

Программа построена в соответствии с требованиями обучению Государственного образовательного стандарта и программы С(К)О учреждений 1 вида.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны уметь:

  • Слухо – зрительно воспринимать тексты при все увеличивающемся их объеме; воспринимать на слух с с/а и без них словосочетания, фразы, включающие отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом, речевой материал разговорно-обиходного характера и связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов (учащимся 1 и 2 степенью тугоухости).
  • Воспринимать на слух с и.с.а. тексты (из 15 – 20) предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.

Целевая установка

- формирование у детей с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих;

- построения системы коррекционно-развивающей работы по РСВ и ФП.

В ходе достижения целей решаются задачи:

  • Интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у глухих и слабослышащих школьников;
  • Создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи; формирование внятной и членораздельной речи;
  • Закрепления правильного произношения звуков, выразительное чтение, использование остаточного и сниженного слуха;
  • Обучение учащихся восприятию речи на слух с ЗУА и без ЗУА;
  • Конструирование и моделирование учебного процесса, определение оптимальных путей формирования РСВ и ФП;
  • Дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся;
  • Обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.

Структура программы.

Программа включает следующие разделы:

  • Речевой материал обиходно-разговорного характера.
  • Речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся.
  • Речевой материал, связанный с изучением учебных дисциплин.
  • Работа с текстом.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предусматривает проведение обобщающих уроков, групповых занятий.

Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых

При изучении для обучаемых предусмотрены большие возможности для работы по РСВ и ФП. Особое внимание уделяется обучение восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Объём текстов предложений.

Итоговый контроль

Оценка знаний, умений обучающихся проводится по общешкольным планам работы слухового кабинета, МО учителей, в ходе классно-обобщающего контроля. Изучение курса завершается контрольной работой.

Объём и сроки изучения

Программа по ФРС и ПСР общим объёмом изучается в течение года.

Разделы, темы

Содержание

 программного материала

Виды работ

Дидактический материал

Обследование произносительных навыков и речевого развития.

1.1

Речевой материал, относящийся  к летним   каникулам

6 часов

1. Когда начались летние каникулы?

2. Когда закончились летние каникулы?

3. Сколько месяцев ты отдыхал(а)?

4. Какое было лето? (жаркое).

5. Где ты был(а) в начале лета?

6. А где ты отдыхал(а) в середине лета?

7. Что ты делал(а) в это время?

8. Где ты провел(а) конец лета?

9. Куда ты ходил(а) летом?

10.В какие игры ты играл(а) летом?

11.Ты читал(а) летом? Что ты читал(а)?

12.Дома ты помогал(а) маме, бабушке, дедушке?

13. Чему новому ты научился(ась)?

14.Ты доволен (довольна) каникулами?

Беседа

Диалог

Ответы на вопросы

Подкладывание табличек к картинкам

Словарь: шторм – высокие волны. Оздоровительный лагерь.                              Я познакомилась с ребятами (девочками).

Ежедневно мы купались (я купалась) в море, речке, бассейне. Каждый вечер я читал(а) газету (журнал), книги. Погода – описание. Игры: волейбол, футбол, бадминтон и др.

Иллюстрации по теме «Летние каникулы».

1.2

Речевой материал

Школьная жизнь.

6 часов

1. Когда начались занятия в школе?

2. Ты в школу пришёл(пришла) с желанием учиться?

3.  Когда начинается первый урок?

4.  Сколько времени продолжается урок (минут)?

5.  Что делают ребята на уроке?

Работа по картинкам

Беседа

Диалог

Ответы на вопросы

Повтори:

Я хочу учиться.

На уроке ребята отвечают на вопросы, разговаривают, пишут, решают.

1.3

«Времена года»

12 часов

Тема: «Осень»

Осенью деревья меняют листву.

В сентябре листья на деревьях могут быть еще зеленые, а в октябре – желтые. В ноября листья опадают и деревья становятся голыми.

Осенью листва на деревьях имеет жёлтую окраску (цвет золота). Отсюда и название «золотая осень».

Люди осенью убирают урожай на садовых участках и фермах.

Осенью на юг улетают птицы.

Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

Осенью солнце греет слабее.

Часто идут дожди, дуют холодные ветры.

                         Сентябрь

Вот и прошло душистое дето. Сентябрь первый осенний месяц. Наступила золотая осень. Она перекрасила деревья в свой любимый цвет. Пожелтели листья березки. Чист и прозрачен воздух. По голубому небу бегут облака. Улетели птицы.

                           Октябрь

Октябрь – месяц дождливый и холодный.

Дни стали короче, а ночи – длиннее.

Давно улетели птицы в теплые края.

Небо низко повисло над землёй.

В октябре заканчивается листопад. На голых ветках кое-где прощально машет последний листок. Пустеют поля. Наступила поздняя осень.

                    Ноябрь

Ноябрь – последний месяц осени. На улице холодно. Тонкий лед покрывает лужи. В ноября бывают легкие морозы. В воздухе летают белые снежинки. Замерзает река. Ночи теперь длинные, а дни – короткие. Опустели леса и поля. Природа готовится ко сну.

Беседа по вопросам

Работа по картинкам

Восприятие на слух текста целиком и по предложениям.

Восприятие на слух текста и определенных предложений.

Восприятие текста слухо-зрительно и на слух целиком и по предложениям.

Вопросы к тексту:

О чем текст?

Какие деревья в сентябре, октябре, ноябре?

Почему осень называется золотой?

Когда собирают урожай?

Куда улетают птицы?

Как ими становятся дни и ночи осенью?

Как греет солнце?

Какая осенью погода?

Какое сейчас время года?

Назови осенние месяцы.

Тебе нравится осень?

Словарь: смешанный лес, береза, осина, клён, хвойные деревья, пурпурно-красные осины, ярко-жёлтые клены, золотисто-жёлтые березы; заканчивается листопад, голые ветки, последний листок.

Иллюстрации и картинки по теме.

Карточки с текстом.

1.4

Речевой материал, связанный с темой «Родина».

6 часов

Как называется наша страна?

Назови место где ты родился(ась).

Покажи на карте, где ты родился(ась).

Покажи на карте Россию.

Покажи, с какими государствами граничит Россия на западе (на юге).

Как называется столица нашей Родины?

Как называется твоя большая Родина?

Работа с картой.

Словарь: моё отечество Россия, бескрайние равнины, высокие горы, широкие реки, зеленая тайга.

Карта России,

глобус.                 Картинки по теме.

                      Наша Родина

Мы любим нашу Родину. Наша Родина – Россия. Мы её любим за бескрайние равнины, леса, могучие горы, красивые и глубокие реки, моря, озера.

В нашей стране проживают разные народы.

Они живут дружно.

Столица  России Москва.

                Стихотворение о России

Родина наша – это страна,

Очень и очень большая она.

Родина – это леса и поля,

Красная площадь и звёзды Кремля.

Родина наша – это наш дом,                                  Где мы все вместе дружно живём

Восприятие текста на слух и слухо-зрительно.

Государственные символы России.

Чтение гимна России.

Чтение стихотворения.

Задание к тексту:

Как называется твоя большая Родина?

Как называется твоя малая Родина?

Как называется столица твоей малой Родины?

Сколько регионов в России?

Назови наши праздники.

Словарь: флаг, герб, гимн, разные народы, России, Родина, , 29 регионов, звёзды Кремля, Красная площадь, Москва,

1.5

Речевой материал по теме «Здоровье».

6 часов

Самый верный рецепт здоровья – это спорт.

Полезно заниматься гимнастикой (спортом).  Надо ежедневно делать утреннюю зарядку.

После зарядки надо обтираться холодной водой. Одеваться следует легко, не надо кутаться.

Ты любишь физкультуру?

Как ты себя чувствуешь?

Что у тебя болит?

Ты ходил(а) к врачу?

Беседа по вопросам

Диалог

Работа по картинкам «Спорт»,                 «У врача»

Задания к тексту:

Чем надо заниматься, чтобы быть здоровым?

Что надо делать по утрам?

Что надо делать после зарядки?

Как надо одеваться?

Карточка с текстом.

Словарь: утренняя зарядка, здоровье, одеваться легко, обтираться водой.

1.6

Речевой материал, связанный с темой «Новый год»

3часа

Какие времена года ты знаешь?

Какое сейчас время года.

Назови зимние месяцы.

Какая погода бывает зимой?

Что надевают люди зимой?

Какой праздник скоро будет?

Сколько дней осталось до Нового года?

Какой год наступит?

Где ты будешь встречать Новый год?

Кого из друзей ты позовешь?

Что будет после Нового года?

Через сколько дней начнутся каникулы?

Как ты думаешь провести зимние каникулы?

Ты любишь этот праздник?

Ответы на вопросы

Ведение диалога между учениками

Календарь погоды и природы.

Картинки зимы и новогоднего праздника.

Послушай и повтори: скоро Новый год.

1 января – Новый год.

Новый год встречают в полночь 31 декабря.

В Новый год наряжают ёлку.

Все люди поздравляют друг друга с Новым годом, с новым счастьем.

Поздравляю тебя с Новым годом!

Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учебе!

2.1

Тема «Зимние каникулы»

Когда начались зимние каникулы?

Сколько дней они продолжались?

У тебя дома была ёлка?

Какая была ёлка?

Какие игрушки были на ёлке?

Что тебе подарили?

Что делал(а) во время каникул?
Какие книги ты прочитал(а)?

В какие игры ты играл(а)?

Кто к тебе приходил на праздник?

К кому (куда) ты ходил (а) в гости?

Ты помогал(а) маме?

Тебе было весело?

Ответы на вопросы

 

Составление рассказа  «Мои зимние каникулы»

Словарь: большая, высокая, пушистая, зелёная, когда, где, куда, с кем, к кому, как, какой, какая, какое, какие, читал(а), играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика, зимние забавы.

2.2

« Времена года»

                     Зима в лесу

По И.Соколову – Микитову

Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес. На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

Наступила ночь в лесу. По стволам толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В темном высоком небе рассыпались яркие зимние звезды.

                        Загадки

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья и травы

И заросли роз?                              (мороз)

Бел, да не сахар,

Нет ног, а идёт?            (снег)

Чтение текста

Составление рассказа по картинке «Зимний лес»

Согласование существительных с прилагательными

Отгадывание загадок

Задание к тексту: Прочитай, как выглядит зимний лес.

Чьи следы видны на снегу?

Опиши лес в зимнюю ночь.

Словарь:

глубокие сугробы, белые шапки снега, серебряный иней.

2.3

Тема:

«Наши праздники»

23 февраля вся страна отмечает праздник армии и флота – День защитника отечества. В состав Российской армии входят сухопутные войска, авиация, военно-морской флот, ракетные и космические войска. В Российской армии служат бойцы разных национальностей.

Наш народ чтит и любит свою Армию, свои вооруженные силы. Воины Российской армии верно охраняют свою Родину, нашу мирную жизнь.

Пословицы

Наша Армия не одна,

А с нею вся страна.

Солдатское дело – воевать храбро и умело.

Стихотворение

Армия нужна стране,
Чтобы враг не лез извне,
Не пересекал границы,

Над людьми не мог глумиться,
И поэтому все мы
Уважать ее должны!

Наша армия сильна,
Нашей Родине верна!
Для мужчин, коль доблесть есть,
В ней служить и долг, и честь!

Ответы на вопросы

Чтение текста

Работа с рассыпным текстом

Чтение пословиц

Составление словосочетаний

Чтение стихотворения

Задание к тексту:

Какой скоро будет праздник?

Когда будет День защитника отечества?

У тебя папа (брат, дядя) служил в Армии?

Словарь:                    солдат - солдаты, боец - бойцы,                воин – воины,

сухопутные войска, авиация, военно-морской флот, ракетные и космические войска.

Иллюстрации, картинки по теме.

Карточки с текстом.

Стихотворение «Мама»

МАМА- первое слово ребёнка. 
МАМА- первые в жизни шаги. 
МАМА- самое в мире святое. 
МАМУ, МАМУ свою -береги!!! 
Часто, приносим мы МАМОЧКЕ- горе. 
И говорим ей - пустые слова... 
МАМА - простит нас, 
МАМА - забудет... 
Да и не помнит МАМОЧКА зла!!! 
МАМА - скучает, когда нас нет рядом. 
Плачет украдкой, ночами не спит, 
Ждёт МАМА , ждёт- что приедет ребёнок. 
Или хотя бы ей позвонит... 

Чтение стихотворения

Составление текста поздравлений маме, бабушке, учителям

 

Задание к тексту:

Кому посвящено стихотворение?

О чем говорится в стихотворении?

Как зовут твою маму?

Где она работает?

Как ты помогаешь маме?

Какой праздник отмечают 8 марта?

Что хочешь подарить маме?

2.4

Тема «Завтракаем, обедаем, ужинаем»

Сколько  нужно поставить тарелок на стол?

Как раскладывать тарелки (приборы) на столе?

Ты умеешь накрывать на стол?

Ты накрыла стол?

Сколько ребят придет на обед?

-Ты уже обедала?

- А …ещё не обедала?

- … уже играет.

А … ещё обедает.

- Я уже пообедала, а ты?

- А я ещё не обедала.

- Что ты будешь делать?

- Я буду играть.

- А я пойду обедать.

- Что ела на обед?

- Ешь суп (борщ).

- Ты ещё хочешь борща?

- Ты сыта (голодна)?

- Скажи … чтобы она шла обедать.

-Я ела (буду) есть щи (вермишель, макароны, котлету, курицу, рыбу).

- Я не хочу есть.

- Я хочу пить компот (чай, кисель, сок).

На какой улице ты живешь?

Назови свой домашний адрес.

На каком этаже ты живешь?

Какой номер твоей квартиры?

Какая погода бывает зимой?

Что надевают люди зимой?

В какие игры дети играют зимой?

Кто сегодня в классе дежурный?

Ответы на вопросы

Выполнение поручений

Отгадывание кроссворда

Работа по серии картинок

Составление словосочетаний и предложений

Диалог с подругой (другом)

Ответы на вопросы

Словарь: продукты

столовая посуда, столовые приборы.

Повтори:

Я хочу пить сок.

Я вытерла стол.

Я вкусно пообедала.

Словарь: адрес, этаж, номер квартиры, шубы, шапки, варежки.

.

2.5

Тема: «Весенние каникулы».

Тема: «Весенние каникулы».

Когда начались  весенние каникулы?

Сколько дней они продолжались?

Чем ты занимался(ась) на каникулах?

Какие интересные передачи ты смотрел(а) по телевизору?

Какие книги ты прочитал(а) на каникулах?

С кем ты познакомился(ась) во время каникул?

Хорошо ты провёл (провела) весенние каникулы?

Когда начались  весенние каникулы?

Сколько дней они продолжались?

Чем ты занимался(ась) на каникулах?

Какие интересные передачи ты смотрел(а) по телевизору?

Какие книги ты прочитал(а) на каникулах?

С кем ты познакомился(ась) во время каникул?

Хорошо ты провёл (провела) весенние каникулы?

Ответы на вопросы

Диалог

Работа по картинкам

Ответы на вопросы

Диалог

Работа по картинкам

Повтори:

Я хорошо провел(а) весенние каникулы.

Повтори:

Я хорошо провел(а) весенние каникулы.

2.6

                  Апрель

Стоят ясные солнечные весенние дни. По небу легкий ветерок гонит белые облака. Снег в поле быстро тает.

Появились проталины. Бегут быстрые ручьи. На проталинах сидят грачи. Они добывают из земли насекомых.

Погода весной часто меняется: то светит солнце, то становится холодно и пасмурно, начинает дуть ветер.

Чтение текста

Беседа по вопросам

Задание к тексту:

О чем текст?

Какие стоят дни?

Что образовалось на полях?

Чем питаются грачи?

Опиши весеннюю погоду.

Словарь: проталины, пасмурно, дует холодный ветер.

2.7

Тема «Наши праздники»

День космонавтики

Давно люди мечтали о полетах в космос (небо).

12 апреля 1961 года первый в мире человек полетел в космос. Это был советский лётчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Люди радовались и поздравляли друг друга. Полёт продолжался 1 час 48 минут. С этого дня 12 апреля отмечают как День космонавтики.

Чтение текста

Беседа по вопросам

Задание к тексту:

Когда впервые человек полетел в космос?

Кто был первым космонавтом?

Сколько времени  продолжался полет?

Когда отмечают День космонавтики в нашей стране?

Какими качествами должен обладать космонавт?

Речевой материал разговорно -обиходного характера

Выполнение поручений:

Какой у тебя рост?

Ты знаешь свой рост?

Узнай свой рост.

Спроси у … какой у него (неё) рост?

Какой у тебя вес?

Узнай свой вес.

Иди взвесься.

Скажи … чтобы он (она) взвесился (ась).

… у тебя нормальный вес.

А … у тебя недостаточный (лишний) вес.

Надо поправиться.

Надо похудеть.

Беседа по вопросам

Выполнение поручений

Измерение роста

Взвешивание

Словарь: рост,                вес,                                  не расстраивайся, успокойся,                       не волнуйся, хорошо помогает поправиться (похудеть),

весы, живой вес узнай свой вес.

День Победы

9 Мая 1945 года. В этот день по всей стране пронеслась радостная весть: война окончилась! Мы победили!

Незнакомые люди обнимались и поздравляли друг друга с Победой!

Везде звучали песни, играли оркестры, люди танцевали, вся страна радовалась Победе!

Стихотворение  

«Майский праздник»

           Т. Белозеров

Майский праздник –

День Победы –                                                      Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

К данным словам подбери слова, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какие?.

Какой?                  Какая?                  Какие?

…день                   …трава              … цветы

… дождь               … погода           … деревья

… ветер                 … листва           … птицы

Ответы на вопросы

Составление словосочетаний

Разбор слов по составу

Задание к тексту

Расскажи, что ты знаешь о празднике День Победы?

Кто из твоих родных воевал?

Ты смотришь парад на Красной площади по телевизору?

2.8

Тема «Скоро лето»

Куда ты поедешь отдыхать летом?

Что ты будешь делать летом?

Как называются эти каникулы?

Когда начинаются летние каникулы?

Любишь ли ты купаться?

Ты умеешь плавать?

Как ты будешь помогать взрослым?

Какие книги ты хочешь прочитать летом?

Ты поедешь в санаторий ?

Что ты будешь делать в санатории?

Тебе нравится отдых в горах?

Работа по картинкам

Беседа по вопросам

Словарь:

Отдыхать, загорать, купаться, принимать процедуры,  ходить в горы.

Обследование

6 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 8 классе школы глухих.

Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....

Рабочая программа по физике в 9 классе школы глухих

Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....

Рабочая программа по физике в 10 классе школы глухих

Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....

Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих

Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....

Рабочая программа по математике в 6 классе школы глухих

Рабочая учебная программа ориентирована на учащихся 6 класса ГСОУ школы-интерната Iвида и разработана на основе:-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Iвида, сборник 1...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по биологии в 11 классе школы глухих

          Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями глухих обучающихся, которые имеют особенности в р...