Рабочая программа по биологии в 11 классе школы глухих
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

            Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями глухих обучающихся, которые имеют особенности в развитии речевой и мыслительной деятельности (речевое недоразвитие и др.). Усвоение биологических знаний требует специальной коррекционной работы, использования в образовательном процессе специальных методов и приемов. В связи с этим распределение времени на изучение учебного материала по биологии в школе глухих  имеет свою специфику. Авторская рабочая программа показывает один из возможных путей преподавания биологии (ФГОС, основное общее образование) в школе глухих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №65

«Рассмотрено»                                                                                               «Утверждаю»

на заседании МО ____.____. 2017 г.                                                  Директор ГКОУ СКШИ № 65

Председатель МО ___________                                               ________________\С.И. Перепелкина\

\___________________________\                                              ______.______________.2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 11 «А» КЛАССА

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы

учитель

Горошков Андрей Викторович

2017 год

Пояснительная записка

к рабочим программам по биологии в 6-11 классах

Данные рабочие программы составлены в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими преподавание биологии:

1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.

2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.

3. Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).

4. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Москвы.

5. Учебного плана ГКОУ СКОШИ №65 на 2017-2018 учебный год.

       Программа:

       Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. Биология. 6 – 11 классы: / А.И.Никишов, А.В.Теремов, Р.А.Петросова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. . Данные программы составлены в соответствии с  учебниками для общеобразовательной школы (2005) авторского коллектива под руководством проф.     А.И.Никишова, допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации:

        1. Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники (в 2-х частях) – 68 часов (6 класс).

        2. Биология. Животные – 68 часов (7 класс).

        3. Биология. Человек и его здоровье – 68 часов (8 класс).

        4. Биология. Общие закономерности жизни – 68 часов (9 класс).

        Таким образом, курс биологии (основное общее образование) в массовой школе изучается с 6 по 9 классы (2 часа в неделю в каждом классе). Всего – 272 часа.

       Согласно Московскому региональному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида на изучение предмета «Биология» в том же объеме (учебные курсы «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни»; 6 – 11 классы школ глухих) отводится 408 часов (2 часа в неделю).

         В ГБОУ СКОШИ №65 (классы основного общего образования) курс биологии по базисному учебному плану изучается с 6 по 11 классы (2 часа в неделю, 68 часов за учебный год в каждом классе). Всего – 408 часов.

         Вследствие увеличения количества часов, дополнительные 136 часов перераспределены по всем разделам курса биологии:

          1. Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники – 100 часов  (6 класс – 68 часов; 7 класс, I полугодие – 32 часа). Увеличение количества часов на изучение данного раздела в 6 и 7 классах обусловлено логикой формирования первоначальных основных биологических понятий, целенаправленностью на введение и закрепление необходимого материала в речи глухих учащихся, а также особенностями проведения демонстраций, лабораторных работ и экскурсий.

          2. Биология. Животные – 100 часов (7 класс, II полугодие – 36 часов; 8 класс – 68 часов).

          3. Биология. Человек и его здоровье – 136 часов (9 класс – 68 часов; 10 класс – 68 часов).

          4. Биология. Общие закономерности жизни -  68 часов (11 класс). В 11 классе предусматриваются известные упрощения за счет исключения малозначащего материала, но при этом сохранены все основные требования, предъявляемые к разделу «Основы общей биологии» обязательным минимумом содержания основного общего образования.

           Реализация данных рабочих программ направлена на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

                Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

        Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями глухих обучающихся, которые имеют особенности в развитии речевой и мыслительной деятельности (речевое недоразвитие и др.). Усвоение биологических знаний требует специальной коррекционной работы, использования в образовательном процессе специальных методов и приемов.

      Специфика организации обучения глухих предполагает:

- создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции;

- использование ЗУА (индивидуальных слуховых аппаратов);

- максимальное использование устной и письменной форм словесной речи.

- использование дактилологии и жестовой речи как вспомогательных средств  обучения.

            Коррекционные задачи:

-  совершенствование  речевой деятельности глухих школьников;

-  поэтапное развитие их словесной речи путём осуществления авторской системы работы:

  • отбор словарного материала (биологических терминов и обслуживающей лексики);
  • введение словарного материала в речь на уровне словосочетания и предложения (использование разнообразных  речевых моделей);
  • закрепление речевых моделей в речи  на уровне текста (ответы на вопросы, краткий пересказ, беседа и др.).

Рабочая программа

11 «А»  класс

Биология. Общие закономерности жизни – 68 часов

        Основными задачами данного раздела рабочей программы являются:

1. Формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции.

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

       Учебник: Биология. Общие закономерности жизни: учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений/  А.В.Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишов –  М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

         Содержание рабочей программы

1. Царства живых организмов. Организм человека (обобщающее повторение, 6 часов)

2. Основные признаки живого. Уровни организации жизни на Земле (2часа)

Определение понятия "жизнь". Сходство и отличия неживой и живой природы.

Основные признаки (критерии) живого. Единство химического состава.  Самовоспроизведение. Развитие и рост.  Ритмичность. Уровни организации жизни на Земле.

3. Молекулярно-генетический уровень жизни (9 часов).

Химический состав живого. Элементарный состав живых тел природы. Распространение химических элементов в составе живого. Вклад химических элементов в образование неорганических и органических веществ, входящих в состав живого. Единство элементарно-химического состава живого. Неорганические вещества живого. Вода и минеральные соли. Органические вещества живого. Белки, углеводы, жиры, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. ДНК, РНК - молекулы наследственности. Ген как структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня жизни.

Передача и реализация генетической информации как основные явления молекулярно-генетического уровня жизни.

Демонстрация модели ДНК, фотоснимков хромосом организмов с расположенными в них генами. Видеофильмы «Белки. ДНК».

4. Органоидно-клеточный уровень жизни (10 часов).

Клетка как структурно-функциональная единица органоидно-клеточного уровня жизни. Клеточный метаболизм как основное явление органоидно-клеточного уровня жизни. Клеточный цикл как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уровне жизни.

Жизненный цикл клетки (митотический или клеточный цикл) и его периоды. Интерфаза и митоз. Процессы, происходящие в интерфазе и митозе. Значение клеточного метаболизма для осуществления клеточного цикла.

Хромосомный набор клетки (кариотип), как основа специфичности живого на ор-ганоидно-клеточном уровне жизни.

Демонстрация моделей клетки и ее органелл, митоза, строения хромосом; диафильмов и видеофильмов.

Лабораторные работы по изучению строения различных типов клеток под микроскопом.

5. Организменный уровень жизни (10  часов).

Организм как стуктурно-функциональная единица организменного уровня жизни.  Размножение организма и его жизненный цикл как основные явления организменного уровня жизни. Размножение организмов как основа воспроизведения жизни на организменном уровне. Формы размножения организмов: бесполое и половое.  Основные фазы митоза. Строение половых клеток (на примере млекопитающих). Развитие после оплодотворения. Жизненный цикл организма и его периоды. Постэмбриональное развитие у животных, развитие прямое и непрямое. Рост организма.

Демонстрация гербариев растения и коллекций насекомых, микропрепаратов; влажных препаратов непрямого развития насекомых; видеофильма эмбрионального развития насекомого и лягушки.

6. Популяционно-видовой уровень жизни (9 часов).

Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как структурно-функциональная единица популяционно-видового уровня жизни. Изменение генофонда популяции как основное явление популяционно-видового уровня жизни. Видообразование в природе как изменение и развитие живого на популяционно-видовом уровне жизни. Культурные формы организмов как результат изменения и развития живого, осу-ществляемого человеком.

Лабораторные работы по изучению морфологического и экологического критериев видов растений; изучению селекционной работы (сорта культурных растений).

7. Биогеоценотический (экосистемный) уровень жизни (6 часов).

Биогеоценоз (экосистема) как структурно-функциональная единица биогеоценотического уровня жизни. Биогеоценоз как открытая, саморегулирующаяся и развивающаяся система живого. Агробиоценозы как искусственные экосистемы, создаваемые и поддерживаемые человеком.

8. Биосферный уровень жизни (10 часов).

Биосфера как самая крупная экосистема нашей планеты. Эволюция органического мира как изменения и развитие живого на биосферном уровне жизни. Геохронологическая летопись земной коры и биосферы. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Главные эволюционные события архея, протерозоя, палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Растительный и животный мир прошлого и настоящего. Появление человека как важнейший этап в эволюции жизни на Земле. Влияние человека на биосферу. Рост народонаселения как причина демографического взрыва. Расходование человеком невозобновимых и возобновимых природных ресурсов. Изменение человеком среды обитания диких видов (изменение экосистем). Загрязнение человеком окружающей среды (воздуха, воды и почвы) как причина нарушения круговорота веществ и потока энергии в биосфере. Охрана природы.

Видеофильмы «Жизнь», «Эволюция жизни».

9.  Обобщающее повторение (4 часа).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  живой природы; эстетического отношения к живым объектам.

      Метапредметными результатами являются:

1) использование различных источников для получения биологической информации;

2) овладение общей коммуникативной культурой (умение характеризовать биологические объекты и явления с помощью вопросных планов, вспомогательных таблиц, памяток, структурно-логических схем, скрытых текстов, статистических материалов).

Предметные результаты:

1. В познавательной сфере:

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов и систем органов и систем человека; видов, сортов и пород растений и животных;

- определение изученных понятий;

- наблюдение явлений, протекающих в природе.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе;

- оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В трудовой сфере:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приёмов, способствующих охране природы.

         

Календарно-тематический план

11 «А»  класс (68 часов)

Название плана

Биология. 11 А класс

Параллель

11

Предмет

Биология

Биология. Человек и его здоровье

Обобщающее повторение

Царства живых организмов (повторение)

Опора и движение. Кровообращение (повторение)

Дыхание. Пищеварение. Выделение (повторение)

Сенсорные системы (повторение)

Организм человека (повторение)

Высшая нервная деятельность (повторение)

Общие закономерности жизни. Введение

Признаки и структурная организация жизни на Земле

Основные признаки живого - его отличие от неживого

Уровни организации жизни

Уровни организации жизни

Молекулярно-генетический уровень организации жизни

Химический состав живого. Вода и минеральные вещества

Липиды. Углеводы

Белки

Нуклеиновые кислоты. ДНК

РНК. АТФ

Наследственная информация и генетический код

Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живом

Наследственность и изменчивость на молекулярно-генетическом уровне организации жизни

Молекулярно-генетический уровень организации жизни

Органоидно-клеточный уровень организации жизни

История и методы изучения клетки. Клеточная теория

Типы клеток Строение прокариотной клетки

Строение эукариотной клетки

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Автотрофное питание

Гетеротрофное питание

Биосинтез белка

Жизненный цикл клетки. Хромосомы

Реализация наследственной информации  на клеточном уровне. Деление клетки

Органоидно-клеточный уровень организации жизни

Организменный уровень организации жизни

Многообразие организмов. Самовоспроизведение организмов

Образование половых клеток у животных. Мейоз

Оплодотворение и зародышевое развитие у животных

Развитие животных после рождения

Образование половых клеток и половое размножение растений

Наследование признаков

Фенотип организма как результат проявления генотипа

Изменчивость признаков у организмов

Организменный уровень организации жизни

Популяционно-видовой уровень организации жизни

Дарвинизм и его основные положения

Вид - основная систематическая категория живого

Популяция - форма существования вида в природе

Популяция как единица эволюции

Основные движущие силы эволюции видов в природе

Естественный отбор - главный фактор эволюции видов в природе

Приспособленность организмов к условиям обитания как результат эволюции

Селекция как изменение человеком культурных форм организмов

Популяционно-видовой уровень организации жизни

Биоценотический уровень организации жизни

Биоценоз - природное сообщество

Структура биоценоза как основа поддержания его целостности

Биогеоценоз, его компоненты

Круговорот веществ, поток энергии в природе

Основные свойства биогеоценозов

Биоценотический уровень организации жизни

Урок резерва

Биосферный уровень организации жизни

Структура биосферы

Биогехимический круговорот - основа существования биосферы

Возникновение биосферы, начало его эволюции

Краткая история эволюции биосферы (1-ый урок)

Краткая история эволюции биосферы (2-ой урок)

Появление человека как важнейший этап эволюции биосферы

Человечество как глобальная сила биосферы

Современные экологические проблемы

Значение охраны биосферы для жизни на Земле

Биосферный уровень организации жизни

Общие закономерности жизни

Обобщающее повторение

Молекулярно-генетический, органоидно-клеточный уровни организации жизни (повторение)

Организменный уровень организации жизни (повторение)

Популяционно-видовой уровень организации жизни (повторение)

Биоценотический, биосферный уровни организации жизни (повторение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих

Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....

Рабочая программа по биологии 8 класс школа VIII вида.

Рабочая программа по биологии для обучающихся по коррекционным программам школы VIII вида. Рабочая программа содержит все необходимые структурные компоненты....

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)

Рабочая программа по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

рабочая программа по биологии 6 класс для школ VIII вида

рабочая программа составлена для школ 8 вида...