Главные вкладки

    Альтернативные коммуникации при работе с детьми с ОВЗ
    статья

    Статья посвящена альтернативным коммуникациям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.odt16.79 КБ

    Предварительный просмотр:

     Альтернативные коммуникации при работе с детьми с ОВЗ.

       Коммуникативные навыки являются важнейшими в жизни человека. Большинство из нас даже не задумываются какого это — не иметь возможность донести свои мысли до собеседника, попросить о помощи, рассказать о своих переживаниях. Дети, страдающие различными формами церебрального паралича, нередко имеют проблемы с речевыми навыками. И тогда на первый план выходит поиск способа коммуникации.

       

       При выборе системы альтернативной коммуникации необходимо учитывать ряд аспектов, в первую очередь они должны быть направлены на облегчение повседневной жизни.

       

       В Конвенции о правах инвалидов в РФ в 2012 г. также говорится о необходимости использования технологий, которые будут учитывать разные формы инвалидности, содействии использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных средствах коммникации.

     

       Выделяют основные цели использования альтернативной коммуникации:

    адаптация ребенка, его социализация;поддержка вербальных средств общения (при помощи символов);создание благоприятных условий для овладения алфавитным чтением.Следует помнить, что обучение детей с ОВЗ средствам альтернативной коммуникации ведется поэтапно.

       На первом этапе ребенка обучают понимать простые инструкции («Поверни голову», «подними руку» и т. д.)

       На втором этапе действия переносят в естественную среду и постепенно добавляют жесты, карточки.

       Таким образом можно выделить основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:

    от реального объекта к пространственному;

    выбор символов – жесты, картинки, письменное и устное слово;

    мотивация;

    поощрение;

    функциональное использование в коммуникации;

    занятия с ребенком не должны проходить в молчании, нельзя использовать приказы, а только просьбы и вопросы;

    создание условий для ощущения необходимости в общении;

    обязательное включение общения в повседневную жизнь ребенка с ОВЗ;

    приверженность различных вариантов коммуникативных ситуаций.

       Следует помнить, что в процессе обучения ребенка с ОВЗ нет методов, гарантирующих быстрый успех, но есть возможность подобрать коммуникативный метод, подходящий конкретному ребенку.

       Список литературы:

    Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ –М.: ТЦ Сфера, 2017.

    Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию- М.: Теревинф, 2018.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

    Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

    Использование альтернативных технологий в работе с детьми с сенсомоторными нарушениями в условиях подготовки и введения ФГОС для детей с ОВЗ

    Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школь...

    Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

    Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

    ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ТМНР

    Материал освещает проблему развития коммуникативных навыков у детей с ТМНР...

    Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

    Основной проблемой детей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать...

    Системы альтернативной коммуникации - карточки PECS для работы с детьми с ТМНР

    Карточки сгруппированы по тематическим разделам , в каждом из которых можно найти готовые файлы и отдельные картинки как для мальчиков, так и для девочек. Материалы можно использовать для создани...