Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении
статья

Светлана Владимировна Марамыгина

В материале представлена статья коллектива МАОУ СОШ №146 по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pedchteniy_2016.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Марамыгина С.В.

зам. директора по УВР МАОУ СОШ №146,

Митрофанова Т.Г., учитель – логопед,

Мащенко М.А., педагог – психолог

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся  с ОВЗ в образовательном учреждении

По данным Министерства образования и науки РФ, среди детей, поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с  требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло  в 2 – 2,5 раза и составило 30% и более. Следует отметить, что увеличение таких детей стало тенденцией последнего времени, что указывает актуальность специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

C 1 сентября 2016 года в систему образования Российской Федерации вводится ФГОС для детей с ОВЗ, что требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Именно поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает организация психолого-педагогического сопровождения как современной тактики помощи детям с ОВЗ.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо обеспечить на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении.  Оно позволяет привнести в систему образования специальные организационные формы активной адресной и дифференцированной помощи детям с ОВЗ, их адаптации к социальным требованиям в условиях общеобразовательного учреждения.

Инвариантно психолого-педагогическое  сопровождение детей с ОВЗ предполагает ряд управленческих шагов:

1.Формирование нормативно – правовой базы.

2.Создание организационно-педагогических условий обучения, организацию индивидуального обучения на дому.

3.Научно-методическое сопровождение: обучение педагогов методам коррекционно-развивающей работы; создание и освоение учебно-методических материалов  для коррекционной работы.

4.Создание информационных условий: для разработки диагностических материалов для проведения психологических, педагогических

5.Формирование коррекционно-развивающей среды: создание благоприятного психологического климата.

В школе создана программа психолого – педагогического сопровождения обучающихся. Она позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности каждого ребёнка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование, сохранить здоровье, обеспечить профессиональное самоопределение и социализацию в современном обществе. Программа включает в себя взаимосвязанные направления:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения действует школьный психолого - педагогический консилиум (ШППк) - постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий ту, или иную стратегию сопровождения ребенка, и разрабатывающий тактики сопровождения включенного ребенка. В состав консилиума входят представители администрации, учителя, специалисты (логопед, психолог, дефектолог). В случае необходимости привлекаем медицинских работников.

Задачи консилиума:

• Уточнение стратегии и определение тактики и технологий оказания специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ;

• Динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий в первую очередь по отношению к процессам социальной адаптации ребенка, его истинному включению в среду сверстников и детское сообщество в целом;

• Изменение образовательной траектории ребенка с особыми образовательными потребностями в самом ОУ (при согласии родителей);

• Выявление детей, нуждающихся в дополнительной специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов;

• Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям.

       Базовую основу мониторинга  детей с ОВЗ в школе составляет: изучение уровня развития и динамики познавательных возможностей личности (мышление, внимание, память и речь) и особенностей развития эмоционально-волевой сферы (учебная мотивация, адаптация, эмоциональное самочувствие, особенности произвольного поведения, особенности  межличностных отношений ребенка и его положение в классе, отражающие уровень и характер процесса социализации).  Обследования проводятся раз в год (обычно в конце учебного года). Также диагностируются уровень развития УУД, состояние здоровья школьников, проводится анализ взаимодействия учащихся с педагогами, сверстниками, администрацией ОУ. Диагностику осуществляют классные руководители, педагоги, учитель-логопед, педагог – психолог, медицинский работник и  заместители директора по УВР. Результаты рассматриваются на ШППк, по итогам составляется программа коррекционных мероприятий и планируется индивидуальная работа с детьми, которую осуществляют классный руководитель, педагоги и специалисты.      

Коррекционная психологическая работа в школе ведется по  нескольким направлениям:

  1. Реализация  программы для детей с ОВЗ «Релаксация-коррекция-развитие». Занятия данной программы направлены на сохранение психоэмоционального и физического здоровья учащихся, их социализацию.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи - направлено на повышение педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений, активное включение родителей в воспитательный процесс, помощь родителям в воспитании ребёнка. Реализуется в форме детско - родительского клуба «КонТАКТика» (действует с 2008 года).
  3. Психологическая помощь педагогам, работающим с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. В рамках этого направления разработана  программа профилактической работы, направленная  на предупреждение преждевременного выгорания педагогов. Педагог-психолог  в форме бесед и тренингов проводит занятия с педагогами, направленные на снятие симптомов эмоциональной напряженности, помогает устранять возникающие проблемы.  
  4. Профориентационная работа, которая предполагает:

- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности

-выработку у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Созданная в школе система психолого-педагогического сопровождения направлена на  поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в образовательном учреждении

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно вырос заказ обще...

Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении

Содержание:Введение. Проблема сохранения здоровья обучающихся.1. Теоретические основы педагогического управления здоровьем ребёнкаа)Понятия здоровья, здорового образа жизни, здоровьесберегающего...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...