Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 4 класс.
рабочая программа

Ананьева Рая Галимьяновна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh._prir.mir_4_kl.docx67.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Окружающий природный мир»  4 класс, ФГОС (2 вариант)

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
  7. Календарно - тематическое планирование.

8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Пояснительная  записка

Рабочая программа составлена на основt федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);  авторской программы  В.В. Воронковой Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы  под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2013 год.  

Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития  индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Окружающий природный мир» предусматривает обучение школьников с 1по 12 класс.

Цели и задачи учебного предмета

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

Рабочая программа  составлена  с учётом особенностей и возможностей  овладения учащимися  с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала.

2.Общая характеристика учебного предмета (курса)

Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о  цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений   происходит по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по цвету, форме, размеру, вкусу , запаху. Сравнивают предметы, находят  сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы по образцу, показу, затем со словесной инструкции.На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей

        На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Окружающий природный мир» относится к образовательной области «Окружающий мир». В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения.  Программа предусматривает следующее количество часов по классам:

1 класс – 2 часа в неделю – 33 учебных недели – всего 66 часов

2 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часа.

3 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов.

4 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов,

5 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов,

При организации процесса обучения в раках данной программы  предполагается применением следующихпедагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности,  личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.

4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Проявляет уважение к людям старшего возраста.
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
  • Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать,  сопереживать, проявлять собственные чувства;осознавать, что может, а что ему пока не удается;
  • Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.  
  • Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); определяет состояние своего здоровья;
  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

  • умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

  • умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;
  • наблюдать;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
  • испытывать потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
  • стремиться помогать окружающим

Коммуникативные УД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов

Предметные результаты:

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.
  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
  • Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Класс

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

4класс

  • называть времена года, сезоны, дни недели, объекты живой и неживой природы;
  • анализировать связи между  объектами живой природы, их влияние на жизнь человека;
  • закреплять в практической деятельности полученные знания и умения;
  • делать выводы на основе наблюдения и практических действий;
  • использовать полученные результаты в дальнейшей учебной и практической  деятельности.

-названия и свойства природных явлений;

- взаимосвязь между животным и растительным миром;

- правила бережного отношения к природным объектам;

- особенности природы нашего края;

-редкие и охраняемые объекты живой природы.

5.Содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов,

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть

Реализация РК

4класс

68

Растительный мир

16ч

Сезонные изменения в природе осенью. Деревья. Комнатные цветы. Практическая работа. Фрукты. Овощи. Ягоды.  Викторина «Растительный мир»

Рисунок-3

Лепка-1

Экскурсия -2

Практическая работа-1

Декоративные цветы в нашей школе.

Зеленый подоконник

Животный мир

16ч

Сезонные изменения в природе поздней осенью. Домашние животные. Дикие животные. Домашние птицы. Перелетные птицы.

 Значение птиц, домашних животных в жизни человека, в природе. Расширить представления о животных, живущих вместе с человеком; уход за ними.

Рисунок-2

Лепка-2

Экскурсия-2

Хищники лесов Южного Урала.

Перелетные птицы нашего края.

Объекты природы

20ч

Живая природа: земля, цветы, травы, деревья, животные, птицы. Неживая природа: вода, песок, облака, солнце, равнины ,овраг. Сезонные изменения в природе. Явления природы. Дождь.

 Лото « Живая и неживая природа»

Рисунок-3

Аппликация-1

Экскурсия-2

Природа Южного Урала.

Река Урал.

Временные представления

16ч

 Сезонные изменения в природе осенью, зимой, весной.

Календарь природы. Сезоны. Практическая работа. Дидактическая игра «Времена года». Соотнесение погоды и времен года. Дни недели.

Лото «Дни недели»

Загадки  временах года.

Рисунок-1

Практическая работа-1

Лото-1

Дидактическая игра-2

Магазин «Веселый садовник»

Лето на Урале

6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета  

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется  «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Результаты анализа  представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

Критериями оценивания являются:

положительная динамика: способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

незначительная динамика: смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

отсутствие динамики: обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

Овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

7. Календарно-тематическое планирование

4 класс. 

Iчетверть- 16ч.

№ п/п

Тема

Кол. час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

1

Временные представления.

 

    1

День, ночь, сутки, дни недели

Соотносят наблюдаемые объекты с их названием. Соотносят частей суток с видами деятельности. Узнавание дней недели.

Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации.

2

Времена года. Осень

Р.К. "Осенний пришкольный сад"

    1

Осень, ранняя осень, сентябрь, октябрь, ноябрь

 Составление описательного рассказа по опорным словам. Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Наблюдение за осенними работами в огороде.

Коррекция пространственного восприятия.

3

Времена года. Последовательность

    1

Осень, осенние месяцы.

Называют время года, последовательность по наглядности,

Развитие диалогической речи через ответы на вопросы.

Коррекция представлений об окружающем мире.

4

Времена года. Соотношение месяцев

   1

Названия месяцев и времён года

Соотносят называемые объекты с их названием. Соотносят время года с названием месяцев.

Коррекция представлений об окружающем мире.

5

Календарь природы.

Практическая работа. Определение времени года по календарю природы.

   1

Названия месяцев и времён года. Похолодание, пасмурно, увядание

Под руководством учителя наблюдают за изменениями в живой и неживой природе.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

6

Календарь природы. Соотношение месяцев с временем года по календарю

    1

Последовательность

Под руководством учителя наблюдают за изменениями в живой и неживой природе.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

7

Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности

    1

Виды деятельности в разные части суток

Под руководством учителя наблюдают за изменениями в живой и неживой природе.

Коррекция речи ч/з составление рассказа по опорам.

8

  • Живая природа. Земля

    1

Живая природа

Изучают объект, характеризуют их по основным признакам, включая все анализаторы; отгадывают загадки.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

9

    1

Листопад.

Изучают деревья характеризуют их по основным признакам, включая все анализаторы; отгадывают загадки.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

10

 Живая природа. Птицы перелетные.

     1

Перелетные птицы

Изучают по наглядности перелетных птиц, характеризуют их по основным признакам, отгадывают загадки.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

11

 Живая природа. Животные.

     1

 их по основным признакам, включая все анализаторы; отгадывают загадки.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.

12

 Груша. Узнавание.

1

 Садовое дерево.

Изучают деревья, характеризуют их по основным признакам. Слушают и узнают дерево по их виду и признаку

Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений

13

 Груша. Внешний вид.

1

 Плоды- фрукты.

Изучают внешний вид фрукта, повторяют за учителем основные признаки.

Коррекция речи ч/з составление рассказа по опорам.

14

Груша. Вкус.

1

Витамины. Питание: компот, варенье

 Пробуют на вкус определяют на вкус.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.

15

 Груша. Запах.

1

Сладкий, горький.

Определяют на запах включая все анализаторы.

Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений

16

 Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Р.К. Природа твоего края.

1

 Природный материал.

Составление описательного рассказа по опорным словам.

Коррекция речи ч/з составление рассказа по опорам.

IIчетверть-15ч.

17

(1)

Части суток.

1

Сутки

Организовывают свое рабочее место. Слушают учителя.

Действуют по подражанию, используя по назначению учебный материал. 

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

18

(2)

Осень. Труд людей осенью.  Р.К. "Овощная ярмарка города

1

Подготовка почвы

 Слушают учителя. Действуют по подражанию, используя по назначению учебный материал с помощью взрослого.

Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений

19

(3)

Осень. Одежда людей осенью

1

Меняем одежду

Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании.

20

(4)

Живой мир. Перелетные птицы. Ласточка.

1

Перелетные птицы Жаркие страны

  • Фиксируют взгляд на изображении, на экране монитора. Выполняют инструкции учителя

Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений

21

(5)

Живой мир. Ласточка. Внешний вид.

1

  Внешний вид.

  • Работают по  предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

22

(6)

Живой мир. Ласточка. Строение.

1

Строение

Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения.

Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений

23

(7)

Живой мир. Ласточка. Питание.

1

Питание

 Участвуют в беседе,  используя невербальные и вербальные методы общения Работа с предметными и сюжетными картинками.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании.

24

(8)

Зима. Снегопад.

Экскурсия «Наш прикольный сад»

1

Снегопад

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя. Наблюдение за объектами природы.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

25

(9)

Зима. Одежда и занятия детей зимой

1

Мороз, теплые вещи

Участвуют в беседе. Ответы на вопросы учителя.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

26

(10)

Зимующие птицы. Воробей. Узнавание.

1

Зимовать

Участвуют в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

27

(11)

Зимующие птицы. Воробей. Строение.

1

Забота

Участвуют в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

28

(12)

Зимующие птицы. Воробей. Питание.

Р.К. Зимующие птицы нашего города.

1

Кормушка

Участвуют в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

29

(13)

Зимующие птицы. Воробей. Строение.

1

Забота

Участвуют в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

30

(14)

Неживая природа. Камни. Песок.

1

Песок

 Участвуют в беседе,  используя невербальные и вербальные методы общения Работа с предметными и сюжетными картинками.

Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений

31

(15)

Неживая природа. Облака.

1

Облака

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя. Наблюдение за объектами природы.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании.

III четверть-20ч.

32

(1)

Неживая природа. Вода. Р.К. Зима на Урале.

1

Свойства воды

Под руководством учителя наблюдают за изменениями в живой и неживой природе

Коррекция внимания, восприятия.

33

(2)

Неживая природа. Камни, песок.

1

Твердые и сыпучие

Разгадывают загадки, составляют по картинкам и наводящим вопросам предложения.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

34

(3)

Неживая природа. Облака.

Виды облаков

Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения Работа с предметными и сюжетными картинками.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

35

(4)

Земля и солнце. Изменения в природе в феврале

1

Изменения в природе

Рассматривают картинки, установление последовательности

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании.

36

(5)

Равнины. Узнавание.

1

Картинки (фото) земная поверхность.

Работают по  предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

37

(6)

Равнины, горы. Сравнение.

Р.К. «Уральские горы»

1

Равнины, горы

Отвечают на вопросы учителя сравнивают объекты с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др)

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

38

(7)

Овраг. Узнавание.

1

Будьте бдительно-овраг

Рассматривание картинок, отгадывание загадки с характерными признаками

Коррекция внимания, восприятия.

39

(8)

Равнины, овраг- сравнение.

1

Ровная поверхность,яма

Выполняют действия по образцу и по подражанию.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

40

(9)

Равнины, овраг- различие.

1

Ровная поверхность,яма

Рассматривают, устанавливают различие по картинкам и наводящим вопросам предложения.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

41

(10)

Дикие животные. Волк. Узнавание.

1

Внешний вид

Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения. Отвечают на вопросы учителя полным ответом.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

42

(11

Волк. Части тела.

1

 Части тела

  • Просмотр презентации. Фиксируют взгляд на изображении, на экране монитора. Выполняют инструкции учителя

Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений.

43

(12)

Волк. Детеныши.

1

Строение,корм

Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения.

Коррекция внимания, восприятия.

44

(13)

Волк. Питание.

1

Добывает пищу. Всё живое не может существовать без воды, тепла, пищи.

Работают по  предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

45

(14)

Дикие животные. Волк, заяц-различие. Р.К. «Дикие животные Южного Урала»

1

Различие,повадки

Рассматривание картинок; установление последовательности

Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений.

46

(15)

Домашние животные. Свинья.

1

Загадки

Просмотр презентации. Отвечают на вопросы.

Коррекция мышления  на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей

47

(16)

Свинья. Части тела.

1

Строение тела

  • Просмотр презентации. Фиксируют взгляд на изображении, на экране монитора. Выполняют инструкции учителя

Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений.

48

(17)

Свинья. Детеныши.

1

Поросята

Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения.

Коррекция внимания, восприятия.

49

(18)

Свинья. Питание.

1

Специальный корм

Работают по  предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение.

Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений.

50

(19)

Домашние животные. Коза и свинья.

1

Сравнение и отличие

Рассматривание картинок, ответы на вопросы.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

51

(20)

Весна. Ручьи, сосульки.

1

Образование сосульки,ручья Прозрачность, текучесть, свойства

Работают по  предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение.

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении.

IV четверть-17ч.

52

(1)

Весна. Сезонные изменения в природе.

1

Тепло, ярко светит солнце

Работают по  предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение.

Коррекция мышления  на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей

53

(2)

Репа. Узнавание.

1

Части репы.

Рассматривание овоща; знакомятся с названием, выделяют части растения

Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений.

54

(3)

Репа. Внешний вид.

1

Круглый, бугристая поверхность, желтенький

Рассматривание репы; сравнение выделяют части растения

Коррекция мышления  на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей

55

(4)

Репа. Вкус.

1

Твердый,сладкий,кислый

Отвечают на вопросы учителя определяют вкус с использованием различных анализаторов

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании и воспроизведении

56

(5)

Репа. Запах.

1

Резкий,сладкий

Отвечают на вопросы учителя определяют запах с использованием различных анализаторов

Коррекция эмоциональной сферы через воспитание любви к природе. Формирование умения наблюдать за конкретными предметами.

57

(6)

 Репа. Съедобная часть.

1

корешки

Работают по  предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение

Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений.

58

(7)

Репа. Не съедобная часть.

1

Листья-вершки

Работают по  предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение

Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных чувств, любви к природе.

59

(8)

Комнатные растения. Герань Узнавание.

1

Герань

Знакомятся с растением, описывают по вопросам учителя рисуют.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

60

(9)

Комнатные растения. Герань. Внешний вид.

1

Листья круглой формы, мягкие

Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

61

(10)

Комнатные растения. Герань. Строение.

1

Части цветка

Слушают учителя. Действуют по подражанию, используя по назначению учебный материал с помощью взрослого.

Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений.

62

(11)

 Комнатные растения. Герань. Уход.

Практическая работа. Зеленый подоконник

1

Пересадка,посадка

Выполняют действия по образцу и по подражанию.

 Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений.

63

(12)

Живой мир. Цветы, травы.

1

Части цветка, бархатистая поверхность, на ощупь, мачеха.

Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании, различении.

64

(13)

Живой мир. Цветы. Астра. Узнавание. Р.К. «Веселый садовник- магазин»

1

Клумба, цветение.

Под руководством учителя наблюдают за погодными явлениями

Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений.

65

(14)

Живой мир. Цветы. Астра Внешний вид.

1

Описание

Работают по карточкам. Отвечают на вопросы

Коррекция зрительной памяти на основе  упражнений в запоминании.

66

(15)

Живой мир. Астра. Строение

1

Стебель, листья, цветы, корень

Наблюдают. Помогают учителю в пересадки растений

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в

запоминании и воспроизведении

67

(16)

Живой мир. Цветы. Астра. Уход.

1

Полив

Выполняют действия по образцу и по подражанию.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

68

(17)

Лето. Ягоды. Экскурсия.

РК.   Лето.

1

Ягоды

Участвуют в беседе, используя невербальные и вербальные методы общения. Отвечают на вопросы учителя полным ответом.

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список  учебно-методической литературы:

  1. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы  под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2013 год.  
  2. Адаптированная  программа для экспериментальных классов для  глубоко  умственно отсталых детей специальных ( коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( вспомогательных школ  VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). Программа утверждена зам. Министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным 30 мая в 1983г.
  3. Учебники
  1. Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 1 класса. – М., «Владос», 2012 г
  2. Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. – М., «Владос», 2013 г
  3. Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 3 класса. – М., «Владос», 2012 г
  4. Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 4 класса. – М., «Владос», 2013 г
  5. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир     1 класс.- М.: «Просвещение», 2012 г.
  6. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир     2 класс.- М.: «Просвещение», 2013 г.
  7. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир     3 класс.- М.: «Просвещение», 2013 г.
  8. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир     4 класс.- М.: «Просвещение», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс

АООП по предмету "Окружающий природный мир" для работы с учащимися с нарушением интеллекта (II вариант)....

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир", 7 класс ( 2 вариант)

Рабочая программа по предмету  "Окружающий природный мир", 7 класс ( 2 вариант)...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для детей 4 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2) с контрольно-измерительными материалами (КИМ)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Ва...