Воспитательное занятие "Выработка навыков преодоления группового давления!
методическая разработка (7 класс)

Занятие о  выработке навыков нежелательных форм поведения дете с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurenie.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное занятие:

«Выработка навыков преодоления группового давления»

воспитатель –Проказова И.В.

Цель : в ходе специально организованной ролевой игры продемонстрировать школьникам необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы помочь им уберечься от нежелательных форм поведения

Ведущий предлагает ученикам ответить на вопрос, почему подростки начинают курить. Перечисляются различные мнения: из любопытства, потому что это модно, из подражания взрослым, за компанию. Ведущий предлагает подробнее обсудить этот вариант.

Известно, что даже те ребята, которые хорошо знают о вреде курения и не хотят начинать курить, все-таки закуривают вместе со своими друзьями.

Ведущий задает следующий вопрос: “Кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить: взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу? Обсуждаются все высказанные варианты. После обсуждения ведущий предлагает проиграть в группе ситуацию, при которой один ученик предлагает закурить, а другой отказывается. Ведущий объясняет детям, что суть этой игры заключается в отработке очень важного психологического навыка. Он может пригодиться не только в конкретном случае, когда вас принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите (пойти в незнакомое место, съесть то, что вы не любите, и т.д.). Ведущий предлагает посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться.

Ведущий предлагает двум ученикам выйти к доске и разыграть сценку, в которой один человек предлагает другому закурить. Дети должны внимательно следить за диалогом и потом высказать суждение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию.

Приводим пример такого диалога, обозначив участников как А и Б.

А — Давай закурим!

Б — Мне нельзя.

А — Почему?

Б — Меня родители увидят.

А — А мы отойдем за угол.

Б — Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.

А — Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.

Б — А я наши сигареты не курю.

А—У меня иностранные.

Б — А я от спичек не прикуриваю.

А — А у меня зажигалка.

Б — Меня родители увидят.

А — Мы пойдем в подвал.

Б – В замешательстве и не знает, что ответить.

Класс считает, что победил А.

КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО

 По-моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: “Я не хочу”. Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такой аргумент, значит, он рискует обидеть вас — ведь он не уважает ваших желаний. Далее, аргументы Б сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.

Пример другого диалога. Назовем участников В и Г.

В — У меня есть сигареты, давай покурим.

Г — Ой, что ты, я не могу!

В — А почему?

Г — От меня будет пахнуть табаком.

В — Ну и что?

Г — Родители узнают.

В — А ты к ним не подходи.

Г — Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала? “Ты что, курила?”

В — А ты надушись.

Г — Тогда родители учуют.

В не знает, что еще предложить. По мнению класса, победила Г.

КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО

 В этом случае Г придерживалась пусть довольно фантастической и причудливой, но вполне определенной версии. Если бы В продолжала настаивать на своем, она бы тем самым выказала неуважение к семейному укладу и родителям Г, поэтому диалог прекратился.

Третий пример. Участники Е и Ж.

Е — На, кури.

Ж — Я не буду.

Е — А что тогда сюда пришел?

Ж — Просто так.

Е — Ну, тогда иди отсюда.

КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО

Диалог прекратился. Считается, что эта ситуация вполне типична. При таком жестком прессинге, когда подросток поставлен перед выбором курить или лишиться расположения группы, возможен уклончивый ответ типа “я уже бросил”, “что-то сейчас не хочется”. Такая ситуация затруднительна и связана с высоким риском начала курения.

Подростки должны осознать: чем ниже их статус в группе, тем жестче давление членов группы. Можно предложить подросткам ответить на вопрос, какой человек на предложение “На, кури” может ответить “Отстань” или “Кури сам, если хочешь”. Безусловно, это человек, обществом которого группа дорожит. Ребята должны понять, что грубое давление вовсе не признак заботы и внимания со стороны группы, а проявление неуважения к личности.

Умение отказаться от какого-либо предложения – одна из актуальных психологических проблем, с которыми сталкивается школьник. Это умение необходимо в повседневной жизни. Существует много разных способов отказа. Это может быть игра-тренинг по типу детской игры "Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите, “да” и “нет” не говорите, черного с белым не покупайте”. Сказавший во время игры “да”, “нет”, “черный” или “белый” считается проигравшим и становится ведущим.

В другой игре один из учащихся предлагает другому прогулять урок, а тот отказывается, но не говорит запретных слов. На этом игра заканчивается, а учитель делает выводы о способах отказа в реальных жизненных ситуациях:

  • просто сказать “нет” без объяснения;
  • отказаться и объяснить причины отказа;
  • предложить сделать что-то другое взамен предлагаемого;
  • отказаться и уйти;
  • убежать;
  • продемонстрировать вариант поведения под названием “заезженная пластинка” (на все уговоры отвечать “нет”, “не буду”);
  • проигнорировать предложение;
  • постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;
  • постараться избегать опасных ситуаций.

Учащимся лучше рекомендовать выбрать из предлагаемых вариантов ответов такие, которые подходят каждому из них. Для дети делятся на пары и в ходе упражнений-сценок и ролевых игр учащиеся апробируют разные варианты, способы отказа, учитывая особенности ситуации и свои индивидуальные возможности. В каждой паре один ученик предлагает другому закурить, второй отказывается. Потом пары меняются. При проведении таких занятий психологами их эффективность для учащихся повышается многократно . Полезно порекомендовать ученикам пронаблюдать, какие способы отказа используют их родные и знакомые. Основные варианты отказа на предложение закурить следующие:

  • нет, спасибо, я не курю,
  • нет, спасибо, мне не нравится курить,
  • нет, спасибо, это не для меня,
  • нет, спасибо, мне не нравится вкус спиртного,
  • нет, спасибо, я хочу сохранить ясную голову,
  • нет, спасибо, мне нужно потом заниматься,
  • нет, спасибо, мне придется потом поработать,
  • нет, спасибо, мне завтра рано вставать,
  • нет, спасибо, я должен ещё встретиться с другом,
  • нет, спасибо, я хотел бы сохранить контроль над своим поведением,
  • нет, спасибо, я за рулём (на велосипеде),
  • нет, спасибо, мне не нужны лишние калории,
  • нет, спасибо, я сейчас тренируюсь,
  • нет, спасибо, я пытаюсь сбросить вес,
  • нет, спасибо, это не для меня,
  • нет, спасибо, мне и так хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия «Понятие группового давления»

Внеклассное мероприятие интернет – урок антинаркотической направленности «Имею право знать!»...

Занятие "Групповое давление"

Занятие "Групповое давление". Очень полезное занятие для подростков, которые стараются выделиться, осознать свое "Я" и в то же время ищут свое место в группе. Понять тонкую грань м...

Повышение активности учебно-воспитательного процесса и преодоление неуспеваемости.

Данное выступление дает информацию как преодаватели ЦМК ОГСЭ в УАвивК-МЦК  решают проблему неуспеваемости и предлагают формы работы для работы с неуспевающими студентами....

Овладение навыками применения групповой работы с целью повышения познавательного интереса учащихся

Овладение навыками применения групповой работы с целью повышения познавательного интереса учащихся...

Групповое давление

Психология и право на страже здоровья детей...

Классный час "Понятие группового давления и принятие собственного мнения"

laquo;Понятие группового давления и принятие собственного мнения. Навыки самовыражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия...