Вспомогательные средства коррекции при ориентировке в пространстве.
статья

Шредер Инна Олеговна

Характеристика вспомогательных средств коррекции при ориентировке в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vspomogatelnye_sredstva_korrektsii.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Вспомогательные средства коррекции

при ориентировке в пространстве.

  1. Трость.

Простейшим и в то же время универсальным инструментом, облегчающим слепому ориентировку, является трость. Трость относится к тем предметам тифлотехники, которые могут быть взяты из практики зрячих без каких-либо изменений или переделок. Однако она является предметом тифлотехники, так как в руках слепых приобретает совершенно новое значение. Трость служит слепому в качестве щупальца – удлиненной руки, она является для него буфером, предупреждающим столкновения. Ему приходится иногда ощупывать дорогу примерно на шаг впереди себя, устанавливать высоту ступеньки, на которой он стоит, устанавливать начало предполагаемого спуска или подъема и т. п. Слепой пользуется ею как генератором звука и, наконец, в качестве отличительного знака.

Длина трости. Каждый человек подбирает для себя трость по своему росту. Определение длины трости, наиболее отвечающей росту слепого: вытянуть руку горизонтально в сторону, на уровне плеча; измерить расстояние от конца среднего пальца, в вытянутом положении, до середины груди; это и будет длина трости. Среди разнообразных вариантов конструкции трости слепых находится такой, который должен обеспечить временное удлинение трости по желанию ее владельца; заключается он в следующем: нижний конец трости делается полым. В него вставляется стержень, закрепленный в трубке трости посредством спиральной пружины. В нормальном положении пружина эта находится в сжатом состоянии, ее спускное устройство соединено с ручкой трости. Когда слепой желает удлинить трость, он нажимает на спуск, и пружина «выстреливает» стержень, который, выдвинувшись из трости, увеличивает ее длину сантиметров на 15 или 20. Если перевести трость в вертикальное положение и с силой нажать на нее, стержень вдавится в полость и закрепится там спускным устройством.

Вес трости. Трость должна быть легкой или умеренно тяжелой (для мужчин). Делают трости чаще всего из дерева твердых пород, что считается наиболее удобным, иногда из дюралюминиевых трубок и пластмассы. Трости, сделанные из сплошного металлического стержня, отвергаются безоговорочно.

Оформление трости. Ручки тростей бывают самой разнообразной формы и делаются они из различных материалов, причем определяется это стремлением к изяществу (часто сомнительному) или к оригинальности, но не требованиями удобства. Всем другим слепой должен предпочесть ручку в форме плавно изогнутого крюка. Такую ручку достаточно удобно держать, ее спокойно и надежно можно повесить на предплечье согнутой руки, за борт пальто, на вешалку гардероба или на спинку стула, когда трость находится в нерабочем состоянии. В тех случаях, когда ручка трости не может обеспечить этого, на ней полезно укрепить шнурок, завязанный в виде петли. Петля шнурка должна выступать над ручкой трости настолько, чтобы продетая в нее рука могла свободно, без помех манипулировать тростью. По-разному оформляется и нижний конец трости. Некоторые породы дерева очень быстро стираются, так что при постоянном употреблении трость за один год укорачивается на сантиметр и более. Для предупреждения быстрого снашивания трость снабжают резиновым или металлическим наконечником. Он не только предохраняет трость от изнашивания, но устраняет скольжение и стук.

  1. Отличительные знаки.

Чтобы обезопасить здоровье и самую жизнь слепых, в разных странах и в разное время вводились специальные отличительные знаки, с которыми обязаны были считаться водители транспорта. Среди этих отличительных знаков были: повязка (желтая с синим кругом или тремя черными точками), которую слепой должен носить на рукаве левой руки; небольшой флажок на коротенькой палочке, которым слепой сигналит при переходе через улицу, а в другое время держит свернутым в кармане; чаще же таким сигнальным отличительным знаком служит трость, окрашенная в белый цвет. Иногда на белой трости наносятся дополнительные цветные полосы (узкие черные полоски для глухих слепых или широкая красная, или желтая полоса). Известны попытки покрывать белую трость флюоресцирующим или фосфоресцирующим составом для того, чтобы трость светилась в темноте. Но такая окраска себя не оправдала; днем такая трость выглядела грязной, сероватой, ночью же она светилась, только в полной темноте, т. е. там, где нет никакого транспорта, на освещенных же улицах или в свете фар свечение ее пропадало.

  1. Механические водители.

Зрячим иногда приходится наблюдать слепых, попавших в затруднительное положение на шумной улице. Желая прийти на помощь попавшему в беду ближнему, некоторые из таких наблюдателей начинают изобретать приспособления или аппараты, которые должны обезопасить самостоятельное передвижение слепых. Наиболее простым механическим водителем является длинная палка с ручкой на одном конце и роликом на другом. Слепой катит перед собой такую палку, как бы прощупывая дорогу на некотором расстоянии перед собой. В более сложном варианте ролик устанавливается в вилке на двух эксцентрически укрепленных осях, потому он катится не по прямой, а по извилистой кривой (по синусоиде), поворачивая то вправо, то влево. Пользуясь этим устройством, слепой прощупывает уже не линию, а некоторую дорожку перед собой, на которую с каждым шагом встают его ноги.

  1. Локаторы.

Умение человека правильно оценивать свойства звука, разделять и различать звуковые сигналы, способность локализовать их источник являются элементами предварительной подготовки звуковой информации, ее обработки в пространстве и времени и, следовательно, позволяют человеку правильно оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Указанную особенность субъективного восприятия акустических сигналов, восприятия их пространственных признаков определяют понятием «пространственный слух». Нарушение зрительного восприятия у слепых и слабовидящих детей приводит к перестройке деятельности всего сенсорного аппарата, в частности к изменению функционирования звукового анализатора. И в этой связи разработка новых методических приемов и технических устройств, предназначенных для исследования механизмов компенсации дефектов зрения, имеет актуальное значение для социальной реабилитации слепых и слабовидящих детей. Техническая мысль в деле конструирования локатора для слепых пошла по двум путям. Один из них фотоэлектрический, другой – акустический эффект. Как показывает самое название локатор, аппарат этот должен помочь слепому обнаружить предмет (препятствие), определить его положение в пространстве, установить его очертания и величину и помочь тем самым избежать столкновения с ним или вообще сообразовать свои действия с обнаруженной посредством локатора обстановкой.

Фотоэлектрические локаторы.

 Фотоэлектрический локатор Оптар. Типическим локатором, основанным на использовании фотоэлектрического эффекта, является оптар Кальмана. Аппарат этот предназначен для обнаружения слепыми предметов, в том числе препятствий на их пути, и определения расстояния до этих предметов. Световой луч, приходящий от освещенного предмета, поступает в камеру через линзу, врезанную в переднюю ее стенку, и вращающимся прерывателем дробится на короткие сигналы. Эти световые сигналы преобразуются в звуковые, слышимые в наушном телефоне. По мере приближения к предмету частота сигнала повышается.

Локатор Сигнальной корпорации (США) использует отраженный свет, излучаемый автомобильной лампочкой, заключенной в камере аппарата. Световой луч этой лампочки через выходную линзу направляется в пространство, лежащее перед слепым. Встретив препятствие, он отражается и через входную линзу попадает на светоприемное устройство с фотоэлементом. Электрический ток, возбужденный светом в фотоэлементе, усиливается и трансформируется в звук, слышимый в наушном телефоне. По мере приближения к препятствию высота тона в наушниках постепенно повышается.

Недостатки:

 – аппараты с большой точностью локализует даже мелкие предметы, величиной не превосходящие ладонь, однако способны делать это лишь в том случае, если отражающая поверхность расположена к падающему лучу под углом, близким к прямому. При больших углах отраженный луч не попадает в светоприемное устройство, и аппарат не может обнаружить присутствия даже стены.

– сигналы, оповещающие слепого о наличии препятствия, подаются ему через наушный телефон. Известно, что основным анализатором, осуществляющим, ориентировку слепого в большом пространстве, является слух. Посредством бинаурального прослушивания слепой с большой точностью определяет положение предметов, издающих или отражающих звуки. Только посредством такого прослушивания он в состоянии определить скорость и направление движения перемещающихся предметов (средств транспорта, людей и животных) и разобраться во всей окружающей его ситуации, иногда очень сложной. При этом огромное значение имеют даже самые слабые шумы, самые ничтожные различия или изменения в составе звука, в его тембре, окраске и т. п. Наличие наушника (а тем более двух) полностью или в значительной мере нарушает деятельность слуха и, само собой разумеется, дезориентирует слепого. Эту дезориентацию усиливает то, что слепой должен прислушиваться к звуку, возникающему в телефоне, вместо того чтобы вслушиваться в звуки, приходящие извне.

Фотоэлектрический щуп, имеющий вид карманного электрического фонарика. Прибор реагирует на степень освещенности пространства, в которое он направлен. Если перед фотощупом находится предмет, окрашенный в темный цвет, или слабо освещенное пространство, в нем возникает низкий – гудящий – звук. Если же аппарат направлять на светлоокрашенные предметы или в ярко освещенное пространство, то в нем возникнет звук высокого тона, который будет повышаться все более по мере повышения освещенности пространства или светлоты предметов. Посредством фотоэлектрического щупа слепые решают много практических задач в быту и на уроках физики, естествознания и некоторых других дисциплин во всех тех случаях, когда за состоянием предметов или явлений, или за течением процессов можно наблюдать по различиям или изменениям светлоты окраски или освещенности. В качестве примера можно назвать следующее: определить, включен ли в комнате свет, сколько светильников и где каждый из них находится; отличить черные или темноокрашенные предметы от белых или светлоокрашенных (нитки, пуговицы); на исписанном листе найти место для подписи; определить уровень жидкости, налитой в стеклянный сосуд; определить состояние облачности; проследить за движением облаков, плывущих по реке предметов (следовательно, определить скорость течения) и мн. др.

Акустические локаторы.

 Ультразвуковой локатор представляет собой металлическую коробку размером 20×10×8 см весом около трех килограммов, которая носится на лямке через плечо. В ней помещаются передающее, приемное и преобразующее устройства, имеющие 12 ламп, а также и питающая батарея. Излучающий и приемный рупоры смонтированы на одной рамке и имеют вид большого театрального бинокля, соединенного с аппаратом гибким проводом; этот «бинокль» слепой держит в руках, водя им в разные стороны; на ухо слепого надет телефон. В ручке рупоров имеется кнопка электрического вибратора, действующего на указательный палец слепого посредством импульсов слабого электрического тока. Уверенное обнаружение препятствия возможно в пределах четырех метров. Ультразвуковая система локации обладает теми же недостатками, что и фотоэлектрическая. Этот локатор способен обнаружить нитку, протянутую поперек пути слепого, лишь бы она находилась под прямым углом к звуковому лучу; в то же время он не реагирует даже на гладкую стену, если последняя ориентирована под некоторым углом к лучу. Чрезвычайно путают картину звуки, отраженные от сложной поверхности предмета, а также и звуки иного происхождения, случайно попавшие в приемник аппарата. Последний очень чувствителен и к состоянию атмосферы, что, в частности, вызывает резкие колебания силы звука.

Звуковые импульсные сигнализаторы. Принципиально отличными от ультразвуковых локаторов являются аппараты или приспособления, основанные на прослушивании звуков, доступных непосредственному восприятию человеческого уха.

Звуковой фонарик. Этот несложный аппарат сконструирован и построен группой студентов одного колледжа в Нью-Йорке. Он посылает в пространство короткие звуковые импульсы очень высокого тона, эхо которых слышится исходящим из некоторой точки отражающей поверхности. Эта точка, а, следовательно, и отражающий предмет (препятствие) очень точно локализуются в пространстве. Приборная компенсация дефекта цветовосприятия у слепых может быть осуществлена по известной принципиальной схеме: световой сигнал (источник света или объект, отражающий свет), светоанализатор, фотоэлектронный преобразователь светового сигнала в условный звуковой (или тактильный), сохранные анализаторы слепого.

Первые работоспособные тифлоприборы «Тифлоспектроскоп» и «Информатор цвета» были разработаны применительно к школьному курсу астрономии для самостоятельного и достоверного определения слепыми, учащимися цвета или цветового оттенка источников света со сплошным спектром излучения.

В дальнейшем ученые поставили задачу разработать универсальный тифлоприбор, который позволил бы слепым самостоятельно получать элементарную информацию о цвете прозрачных и непрозрачных, жидких и твердых образцов практически любых природных и искусственных материалов со сложным спектральным составом излучения (отражения) света.

Световой сигнал в зависимости от его спектрального состава может либо полностью проходить через светофильтр (что соответствует наиболее высокому звуковому тону на выходе фотоэлектронного регистрирующего устройства), либо частично или полностью задерживаться светофильтром (что в последнем случае соответствует наиболее низкому звуковому тону). Таким образом, белый свет должен в равной степени пропускаться красным, зеленым и синим светофильтрами и определяться последовательным прослушиванием трех звуковых сигналов, имеющих одинаковый наивысший тон. Тогда основным цветам (красному, зеленому и синему) соответствуют группы звуковых сигналов из одного высокого и двух низких тонов, причем сигналы следуют в определенной и постоянной последовательности, соответствующей порядку прохождения светофильтров перед датчиком фотоэлектронного устройства. Дополнительные цвета – желтый, голубой и пурпурный – будут характеризоваться группами звуковых сигналов из двух высоких и одного низкого. В характеристику других цветовых тонов включаются промежуточные звуковые тона (средние) между наивысшими и наинизшими тонами. Группа из трех одинаковых средних звуковых тонов соответствует серому цвету, а группа из трех одинаковых низких тонов – черному.

 Для овладения методикой работы с прибором слепой должен выучить тот набор групп звуковых тонов, которые опосредованно обозначают соответствующий набор цветовых тонов. Условно звуковые тона обозначаются: «+» – высокий, «0» – средний, «-» – низкий. Тогда заданным элементарным цветовым тонам можно присвоить определенные звуковые ряды или группы звуков с началом отсчета от красного светофильтра. Например, «+ - -» – красный, «0 + -» – желто-зеленый, «- + - «– зеленый и т. д.

 Основным назначением тифлоприбора «Лабораторный информатор цвета» является использование его для учебных целен в школах для слепых детей. Практическая и дидактическая ценность прибора обусловлена возможностью его широкого использования в специальной школе применительно ко всем возрастным группам слепых учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.

             Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...

занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве

Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...

Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении

Цели урока:Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и п...

Коррекция ориентировки в пространстве и на собственном теле у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста средством физкультурных минуток

Е.М. Кудряшова, ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенкаКарельская государственная педагогическая академияГ. Петрозаводск  Статья написана на основе исследовательской...

Текст выступления к презентации "Графический диктант - как средство развития ориентировки в пространстве"

Данная презентация направлена на развитие ориентировки в микропространстве...

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ К...

Подражательные упражнения как эффективное средство развития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры

Подражательные упражнения как эффективное средстворазвития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры...