"Что такое общение?".
план-конспект занятия (5 класс)

Карасёва Ирина Николаевна

В занятии рассамтривается проблема общения для каждого человека. Разбирается вопрос составных частей невербального общение, роль мимики, жестов, движений, позы тела. Прндлагаются задания и упражнения на развитие словесно-логического мышления, произвольного внимания, зрительной памяти. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностное развитие и основы социализации:

 «Что такое общение?».

Цель: уточнение понятия «общение» и его значения для понимания друг друга.

Задачи: 1) дидактическая: дать представление об основных структурных составляющих человеческого общения;

2) коррекционно-развивающая: коррекция вербального мышления на основе выполнения упражнений разрешения проблемных ситуаций;

3) воспитывать доброжелательность и прививать навыки эффективного общения.

Словарная работа: словесное и несловесное общение, мимика, жест, взгляд, движения тела.

Ход занятия:

1. Организационный момент: В начале мы должны разгадать одно волшебное средство, которое поможет нам определить то, о чём мы будем говорить на занятии.

Дайте его описание:

- она ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. (Сказав, садится каждый).

- никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы богаче от неё.

-  она создаёт счастье в доме, она создаёт атмосферу доброжелательности в коллективе и служит паролем для друзей.

- она отдых для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных,  лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

- её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не подарили.

(Предположения обучающихся).

Если затрудняются, включить музыкальную подсказку, мелодию песни «Улыбка».

- Конечно же, это улыбка! В каких случаях она вам поможет? Ответы ребят. Улыбка – это один из простых, но ценных секретов общения. Об этом мы поговорим сегодня.

2. Сообщение темы. Прочитайте тему: «Что такое общение?».

Слайд 1 с названием темы.

3.Актуализация опорных знаний обучающихся: я предлагаю вам посмотреть сценку и обсудить её. Инсценировка детей:

Ученица:

жила-была улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть её у себя дома. Её приглашали к себе в гости, старились угостить, развеселить, подружиться с ней.

- но однажды в городе, где жила улыбка появился странный человек. Он был всем недоволен, сердился по каждому поводу.

Ученик:

 сахар – несладкий, молоко – небелое, солнце – неяркое, хлеб – непропечённый, а дети – непослушные.

Ученица:

он сердился на всех и в хорошую погоду, и в ненастье.

4. Работа по теме:

1) обсуждение сюжета:

 - Как вы думаете, что с ним могло произойти?

- Часто ли такие люди улыбаются?

- Как они разговаривают?

- Нравятся ли вам поведение  такого  человека?

- А можем ли мы помочь этому человеку?

- Что мы ему посоветуем? Наводящий вопрос: поможет ли ему улыбка?

Вывод: во время общения старайтесь улыбаться чаще.

2) вводная беседа:

Слайд 2. Определение, что такое общение.

Общение – это взаимодействие людей, при котором участники передают определённую информацию и выражают свои эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чём они говорят.

Слайд 3. Просмотр видеосюжета (сокращённый вариант, до фрагмента радуга).

Учёные установили, что человеку необходимо общаться. Каждому человеку важно понимание и уважение других людей. Принято говорить, что общение – это диалог. Сколько человек взаимодействует в диалоге?

Слайд 4.

Общение бывает двух видов.  Первый – когда  люди находятся рядом друг с другом.

Слайд 5. 

Другой вид общения, когда люди находятся на расстоянии друг от друга и общаются  через интернет, по телефону, с помощью писем, сообщений.

- Какой вы предпочитаете и используете чаще?

-Какой вид общения для вас более лёгкий?

- Когда вам  проще общаться: по интернету или с человеком лично?

Проанализировав результаты теста, ваши ответы, я пришла к выводу, что вы понимаете, что общению необходимо учиться, но не всё ещё знаете.

3) работа с иллюстративным материалом.

Чаще всего средства общения бывают словесными. Это наша речь.

(На доске – слова: общение, словесное, речь).

Приведите примеры из школьной жизни. С кем вы чаще общаетесь? С кем вступаете диалог постоянно?

По исследованиям учёных оказывается: слова раскрывают лишь 7% смысла, 38% несут звуки и интонации и 55% - позы и жесты. Есть несловесные средства, которые помогают человеку передать содержание сказанного.

(На доске – несловесное).

 Хотите научиться языку без слов? Ответы ребят.

Выражение лица без слов расскажет нам о чувствах и настроении человека. Этот язык называется мимикой.

(На доску – мимика).

 Упражнение: «Назови эмоцию». Посмотрите на экран, какую эмоцию передаёт её мимика?

Слайд 6.

Улыбающаяся девочка – дети отгадывают, после их вариантов выбирается верный ответ – открытие слова: радость.

Добавление смайлика – выбрать.

Слайд 7.

Обиженный ребёнок – ответы ребят. Потом – открывается слово: обида.

Слайд 8.

Рассерженный мальчик – ответы учеников. Затем открывается слово: злость.

Слайд 9.

Грустный мальчик. Высказывания школьников – открывается слово: грусть.

Вывод: с помощью чего происходило общение на просмотренных слайдах?

Ответы: выражения лица. Это мимика. Вам понятен был этот язык? Можно общаться?

 

Речь могут заменять жесты. В каждом сообществе людей есть жесты, понятные всем.

Слайд 10.

 – Какой жест означает приветствие? Ответы детей. Потом – открывается правильное слово: рукопожатие. Рукопожатие выражает доброжелательные, дружеские отношения между людьми.

Слайд11.

Картинка: человек приветственно поднял руку?  

Какое значение имеет этот жест? Варианты ответов – затем открывается слово: приветствие. Какое отношение хочет предать человек другому?

Какие ещё общепринятые, понятные многим людям жесты вам известны? Ответы детей. Какой вы чаще всего используете на уроках?

 Разминка: Я предлагаю вам, встав, поприветствовать друг друга рукопожатием, повернитесь к своим соседям, поприветствуйте рукой: правой, левой. Присаживайтесь.

4) задание «Что означает этот жест?». Я предлагаю выполнить следующее задание. Посмотреть на картинки, на которых показаны различные жесты, определить, какую информацию хочет передать человек?

Слайд 12. (три изображения, называются по одному – открываются только после правильного ответа):

  • говори тише,
  • всё хорошо,
  • до свидания.

Используете ли вы жесты при общении?

Приведите свои примеры.

 Каким жестом можно позвать к себе, находясь на расстоянии друг от друга? Как вы позовёте человека без слов? А как покажете, если не хотите, чтобы он не подходил, каким жестом остановите?

Есть язык, состоящий из движений нашего тела.

(На доску – движения тела).

 

Слайд 13. Обнимающиеся дети.

- Какие чувства и отношение друг к другу они хотят передать?

Высказывания обучающихся.

Слайд 14. Мальчик пожимает плечами: о чём он пытается сказать без слов.

 Вывод: общение. Как вы видели, происходит не только при помощи речи, но и с использованием несловесных средств. Назовите их.

 Подойти к доске, указкой показать на карточки.

5.Практическая часть: 

Просмотр отрывка  из видеосюжета и проанализировать одну из распространённых ошибок в общении.

Видеосюжет.

Слайд15. (сокращённый вариант – первый сюжет – до названия ошибки).  Обсудить с детьми.

Как мы видим из сюжета, при общении важное значение имеет взгляд собеседника.

Взгляд – один из способов несловесной передачи информации с помощью глаз. Он выражает и передаёт состояние человека.

( На доску – слово взгляд).

 

6. Дидактическое задание на листочках: «Верно – неверно».

Установка:

Прочитать внимательно и отметить те пункты, которые необходимы человеку для общения. Ненужные зачеркните.

  • важно смотреть в глаза при разговоре;
  • надо громко и часто смеяться;
  • если ты не в настроении общаться, лучше извиниться;
  • если тебе весело, то тебе всё равно, какое настроение у других;
  • приятная улыбка поможет тебе вступить в разговор;
  • редко, но можно сказать грубость;
  • нужно стараться чаще употреблять вежливые слова;
  • внимание к себе следует привлекать, разговаривая много и громко;
  • особенно приятно, когда человек внимательно тебя слушает.
  • можно передать информацию с помощью жеста.

Спросить по очереди по одному варианту ответа, разобрать.

А теперь сверьте, что у вас получилось на листках с информацией на слайде.

Слайд 16. Верно – неверно. Проверка ответов ребят. (По щелчку, после названия неправильного суждения – удаляется по анимации). Последовательно, с паузой.

- Какие же средства вам помогут общаться, подведём итог:

улыбка, вежливые слова, правильные жесты, заинтересованный взгляд, внимательное отношение помогут вам взаимодействовать с окружающими. Сила слова зависит от того, как оно сказано. От улыбки зависит настроение, от жеста, взгляда зависит отношение к вам других людей.

7.Подведение итогов и рефлексия деятельности:

- чему была посвящена наша беседа?

- что для себя нового вы узнали?

- о чём расскажете своим близким? Чем поделитесь?

- какие впечатления у вас остались?

- каких ошибок будете избегать, общаясь со сверстниками, взрослыми?

- какие знания, получены на занятии, вы будете использовать в повседневной жизни?

Я надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам правильно слушать собеседника, разговаривать с ним, общаться со сверстниками и взрослыми, управлять собой и воспитывать те качества, которые делают общение с тобой приятным и полезным. (открытие слайда).

Слайд 17. Фотография класса.

Всегда рада видеть вас улыбающимися , приветливыми и в добром настроении!

Слайд 18. Спасибо всем за участие и  с наступившей всех весной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...