Консультация для родителей
консультация

Рогалева Наталья Александровна

 

Ребенок с РДА в семье

 

Консультация для родителей

Учитель-логопед: Рогалева Н.А.

 

Что делать родителям с ребенком, проявляющим симптомы РДА? Если аутизм у детей не приговор, то, как победить детский аутизм? Если у ребенка аутизм помощь в чем? Как устранить причины аутизма.

 

 

Оказывая помощь ребенку - аутисту следует учитывать, что дети-аутисты имеют большую, чем другие ребята, потребность в дисциплине и четком режиме дня, включающем помимо прогулок, еды, сна и развивающие занятия. Доказано, что режим, его оптимальный для данного ребенка (т.е. приспособленный к нему) гармоничный ритм успокаивает, дает ощущение стабильности и лечит страх при аутизме у детей.

 

Каким образом ребенок с РДА воспринимает окружающую действительность?

Дело в том, что значительную часть впечатлений и ощущений, которые несет окружающий мир, ребенок с аутизмом переживает как болезненные. Те внешние раздражители и стимулы, которые воспринимает малыш, не успевают передать свою специфическую информацию, а приносят только неспецифическую болевую стимуляцию. Именно этим обусловлена реакция ребенка — страх, уход в себя.

Позже дети с диагнозом: аутизм детский начинают приспосабливаться к миру — медленно, по частям, воспринимая лишь отдельные свойства и качества объектов. Именно поэтому дети с признаками аутизма видят искаженную картину мира. И большая помощь аутистам: уменьшение таких воздействий.

Несмотря на то, что органы чувств чаще всего не нарушены и сигналы воспринимаются адекватно, на этапах переработки им не удается интегрироваться в целостные образы. Ребенок видит не предметы, а отдельные их свойства. Поэтому стандартное, привычное нам, восприятие у детей-аутистов не формируется (из-за чего у них даже нередко подозревают глухоту или слепоту). Этим обусловлен один из подходов в коррекционно-педагогической работе и лечении аутизма — ориентация на целостное образное восприятие.

 

Нужно ли придерживаться особой диеты для ребенка с РДА?

Если да, то какой должна быть диета и в каких случаях она нужна?

Может ли помочь при аутизме диета? Этой «диеты» такие детки придерживаются сами. В традиционном смысле слова это не диета, а привычный набор вкусов и ощущений. Ребенок-аутист ограждает себя осиновых «пищевых переживаний», становясь избирательным в еде, и это также является одним из симптомов РДА. Преодоление пищевой избирательности — дело трудное и нескорое. Главное — понять, что с течением времени пищевой репертуар малыш с симптомами аутизма а все равно будет расширяться. Ваше терпение поможет аутисту.

Это значит, что время от времени надо предлагать продукты (блюда), которые для ребенка с РДА пока «исключены», есть рядом с ним разнообразную еду, чтобы он мог ее видеть, ощущать ее запах.

Отдельного рассмотрения заслуживает развитие синдрома РДА в связи с генетическим синдромом Мартина-Белла, когда нарушено усвоение витаминов группы В. В данном случае именно диета окажет при аутизме лечебное воздействие. Врач-психиатр, к которому вы обратитесь за первичной помощью при аутизме, решит, нужна ли вам дополнительная консультация генетика.

Впрочем, родители ребенка с аутизмом детским могут обратиться к генетику за помощью самостоятельно, не дожидаясь направления специалиста.

 

Может ли вакцинация спровоцировать появление РДА? Стоит ли вакцинировать ребенка, у которого диагноз «ранний детский аутизм» уже имеется?

Есть данные, что в некоторых случаях РДА может развиться именно после вакцинации. Ребенка, уже имеющего диагноз аутизм детский, вакцинировать не рекомендуют, хотя в каждом конкретном случае требуется индивидуальная консультация невропатолога.

 

Каким образом проводить социализацию таких детей?

Социализацию ребенка с РДА стоит начать с детских тренингов и специальных терапевтических групп, а потом дошкольных учреждений, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума. Именно с психологических тренингов и детского сада и начинается социализация маленького аутиста, его вхождение «в большой мир».

Для того чтобы ребенку было легче адаптироваться к окружающей действительности впоследствии, ему уже в дошкольном возрасте может помочь победить аутизм общество ровесников.

Рекомендуется выбрать логопедический детский сад или тот сад, в котором имеется логопедическая группа.

Как строить отношения в детском саду?

Однако самое важное начинается уже после того, как вы выбрали детский сад, оговорили с заведующим и педагогами предпочтения, привычки, режим ребенка и заручились их поддержкой и содействием. Для вашего малыша начинается очень важный и непростой период — адаптация к детскому саду. Постарайтесь помочь ребенку с аутизмом, чтобы адаптация прошла гладко.

Начните приводить ребенка на время прогулки в детском саду (один или два раза в день): ваш малыш будет привыкать к другим детям, узнает их имена. В этот же период ребенка нужно познакомить с групповым помещением (в то время, когда там никого нет). Это тоже можно сделать в тот момент, когда все остальные дети на прогулке. Таким образом мы предоставляем малышу возможность освоиться с предметами обстановки в группе, а воспитателям — установить с ним контакт индивидуально. На этом этапе рекомендуется сделать фото детей, взрослых — всего того, что связано с детским садом. Ребенок, рассматривая фото в домашней обстановке, постепенно будет привыкать к своей новой среде.

Следующий шаг — посещение утренних групповых занятий. Воспитатели должны быть предупреждены заранее, что вашего ребенка не надо настойчиво усаживать в общий круг: ему должна быть предоставлена возможность находиться в любом месте группы при условии, что он ведет себя тихо.

Главное не торопиться.

Здесь важна не скорость, с которой малыш адаптируется, а успешность этой адаптации. После того как ребенок привык к детскому саду, освоился в новых для него условиях, педагоги будут стремиться помочь малышу аутисту наладить взаимодействие в малой группе (то есть организовывать совместную деятельность аутиста и другого ребенка).

Естественно, чтобы адаптация в детском саду прошла успешно и ребенок с РДА смог почувствовать себя комфортно, необходимо участие и активная работа всех сотрудников МДОУ: воспитателей, психологов, логопедов, даже нянь. Но не менее (а может, и более) важна помощь родителей, дети которых ходят в ту же группу.

Отлично, если мамы и папы других малышей понимают, что для их собственных детей взаимодействие с особым ребенком не менее важно, чем для маленького аутиста — это не просто проявление терпимости и сочувствия, а важный аспект, формирующий ценные черты характера и коммуникативные способности их ребят.

 

Как такие дети должны воспитываться и обучаться?

Вместе со всеми, но с учетом их особенностей, что поможет в лечении аутизма.

Подчеркну еще раз, что ни в коем случае не надо спешить. Даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе (в детском саду, школе, в группе развития), ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию (например, не сидеть вместе со всеми за столиками, а находиться в удалении, но слышать и видеть все происходящее — детки-аутисты это могут отлично). При этом малыша нужно постепенно приучить к соблюдению дисциплинарных требований (не кричать, не мешать другим).

Не надо давить на ребенка, но стоит мягко добиваться того, могут попросить покинуть группу. И тогда вам точно следует начать с психолога или снова вернуться к психологической помощи детям-аутистам. Не стоит оставлять ребенка дома и делать его инвалидом, закрепляя в нем неспособность общаться.

 

Могут ли такие дети посещать обычные массовые ДОУ (детские сады и школы)?

Как повлияет появление такого ребенка на других детей, каково будет их отношение к нему? Не будет ли для малыша с РДА поведение сверстников дополнительным стрессообразующим фактором?

Все зависит от того, что расскажут взрослые. Если никак не комментировать поведение ребенка с РДА, то другие дети воспринимают своего одногруппника как невоспитанного, непослушного и жалуются, что «ему можно, а им нельзя». Но если рассказать детям, что он такой из-за страха, объяснить, как нужно с ним общаться, то ребята с удовольствием оказывают помощь маленькому аутисту, радуются общим достижениям. Как подчеркивалось выше, в данном случае важна и просто необходима совместная работа взрослых (работников ДОУ, родителей). То, что правильная адаптация таких детей в обычные коллективы благотворна для всех, доказано мировой практикой.

 

Стоит ли посещать развивающие и коррекционные занятия?

Если да, то чему отдать предпочтение — групповой работе или индивидуальной?

Конечно, стоит. Начинать рекомендуется с индивидуальной работы. Работа эта длительная и тщательная, иногда с откатами назад и длительными остановками. Но ее надо делать. Даже если результат кажется крошечным. Чем раньше замечен аутизм, тем помощь эффективнее.

 

Обязательно ли при аутизме наблюдается снижение интеллекта?

Нет, не обязательно. Но все равно мышление формируется нестандартно. Для дошкольников с диагнозом РДА характерно неравномерное, искаженное развитие.

Вопрос об интеллектуальной состоятельности стоит на протяжении всего периода роста ребенка с сидромом аутизма. Несмотря на то, что интеллектуальное развитие у аутистов может запаздывать и интеллект такого ребенка может снизиться в любой момент, бояться этого не стоит. Это поправимо.

Можно ли вылечить аутизм?

Аутизм можно преодолеть, но не только таблетками. Ведь, как уже говорилось выше, это не болезнь как таковая, а форма патологической психической защиты. От родителей требуется большой труд, терпение и готовность самим тоже меняться.

Если человеку удалось адаптироваться, приспособиться к миру, то аутист «вылечился». Даже врачи-психиатры считают, что именно психолого-педагогическая помощь аутистам играет наиважнейшую роль в компенсации этого состояния. Медикаментозное лечение оправдано лишь на начальных этапах терапии (и то не в каждом случае), играя роль своеобразных «костылей».

 

Каков прогноз для людей с аутизмом?

Преодолеть этот синдром можно полностью. Все зависит от целостности подхода к реабилитации, причин, вызвавших аутизм а также степени выраженности синдрома.

В любом случае родителям следует знать, что если их ребенку поставили диагноз РДА, то это не повод отчаиваться и опускать руки. В настоящее время диагноз «аутизм» — это не приговор, а лишь повод вовремя начать специальную работу с ребенком.

Итак, родители, обнаружив у ребенка аутизм помогают ему:

  • Создавая дома спокойную стабильную обстановку.
  • Общаясь с ним с учетом его особенностей: любви к постоянству еды, игр и др.
  • Адаптируют ребенка к миру: работа психолога, детский сад.
  • Компенсируют неравномерность его развития: работа с психологом или педагогом.
  • Наблюдают и лечат детский аутизм у медиков: психиатр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rda.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с РДА в семье

Консультация для родителей

Учитель-логопед: Рогалева Н.А.

Что делать родителям с ребенком, проявляющим симптомы РДА? Если аутизм у детей не приговор, то, как победить детский аутизм? Если у ребенка аутизм помощь в чем? Как устранить причины аутизма.

Оказывая помощь ребенку - аутисту следует учитывать, что дети-аутисты имеют большую, чем другие ребята, потребность в дисциплине и четком режиме дня, включающем помимо прогулок, еды, сна и развивающие занятия. Доказано, что режим, его оптимальный для данного ребенка (т.е. приспособленный к нему) гармоничный ритм успокаивает, дает ощущение стабильности и лечит страх при аутизме у детей.

Каким образом ребенок с РДА воспринимает окружающую действительность?

Дело в том, что значительную часть впечатлений и ощущений, которые несет окружающий мир, ребенок с аутизмом переживает как болезненные. Те внешние раздражители и стимулы, которые воспринимает малыш, не успевают передать свою специфическую информацию, а приносят только неспецифическую болевую стимуляцию. Именно этим обусловлена реакция ребенка — страх, уход в себя.

Позже дети с диагнозом: аутизм детский начинают приспосабливаться к миру — медленно, по частям, воспринимая лишь отдельные свойства и качества объектов. Именно поэтому дети с признаками аутизма видят искаженную картину мира. И большая помощь аутистам: уменьшение таких воздействий.

Несмотря на то, что органы чувств чаще всего не нарушены и сигналы воспринимаются адекватно, на этапах переработки им не удается интегрироваться в целостные образы. Ребенок видит не предметы, а отдельные их свойства. Поэтому стандартное, привычное нам, восприятие у детей-аутистов не формируется (из-за чего у них даже нередко подозревают глухоту или слепоту). Этим обусловлен один из подходов в коррекционно-педагогической работе и лечении аутизма — ориентация на целостное образное восприятие.

Нужно ли придерживаться особой диеты для ребенка с РДА?

Если да, то какой должна быть диета и в каких случаях она нужна?

Может ли помочь при аутизме диета? Этой «диеты» такие детки придерживаются сами. В традиционном смысле слова это не диета, а привычный набор вкусов и ощущений. Ребенок-аутист ограждает себя осиновых «пищевых переживаний», становясь избирательным в еде, и это также является одним из симптомов РДА. Преодоление пищевой избирательности — дело трудное и нескорое. Главное — понять, что с течением времени пищевой репертуар малыш с симптомами аутизма а все равно будет расширяться. Ваше терпение поможет аутисту.

Это значит, что время от времени надо предлагать продукты (блюда), которые для ребенка с РДА пока «исключены», есть рядом с ним разнообразную еду, чтобы он мог ее видеть, ощущать ее запах.

Отдельного рассмотрения заслуживает развитие синдрома РДА в связи с генетическим синдромом Мартина-Белла, когда нарушено усвоение витаминов группы В. В данном случае именно диета окажет при аутизме лечебное воздействие. Врач-психиатр, к которому вы обратитесь за первичной помощью при аутизме, решит, нужна ли вам дополнительная консультация генетика.

Впрочем, родители ребенка с аутизмом детским могут обратиться к генетику за помощью самостоятельно, не дожидаясь направления специалиста.

Может ли вакцинация спровоцировать появление РДА? Стоит ли вакцинировать ребенка, у которого диагноз «ранний детский аутизм» уже имеется?

Есть данные, что в некоторых случаях РДА может развиться именно после вакцинации. Ребенка, уже имеющего диагноз аутизм детский, вакцинировать не рекомендуют, хотя в каждом конкретном случае требуется индивидуальная консультация невропатолога.

Каким образом проводить социализацию таких детей?

Социализацию ребенка с РДА стоит начать с детских тренингов и специальных терапевтических групп, а потом дошкольных учреждений, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума. Именно с психологических тренингов и детского сада и начинается социализация маленького аутиста, его вхождение «в большой мир».

Для того чтобы ребенку было легче адаптироваться к окружающей действительности впоследствии, ему уже в дошкольном возрасте может помочь победить аутизм общество ровесников.

Рекомендуется выбрать логопедический детский сад или тот сад, в котором имеется логопедическая группа.

Как строить отношения в детском саду?

Однако самое важное начинается уже после того, как вы выбрали детский сад, оговорили с заведующим и педагогами предпочтения, привычки, режим ребенка и заручились их поддержкой и содействием. Для вашего малыша начинается очень важный и непростой период — адаптация к детскому саду. Постарайтесь помочь ребенку с аутизмом, чтобы адаптация прошла гладко.

Начните приводить ребенка на время прогулки в детском саду (один или два раза в день): ваш малыш будет привыкать к другим детям, узнает их имена. В этот же период ребенка нужно познакомить с групповым помещением (в то время, когда там никого нет). Это тоже можно сделать в тот момент, когда все остальные дети на прогулке. Таким образом мы предоставляем малышу возможность освоиться с предметами обстановки в группе, а воспитателям — установить с ним контакт индивидуально. На этом этапе рекомендуется сделать фото детей, взрослых — всего того, что связано с детским садом. Ребенок, рассматривая фото в домашней обстановке, постепенно будет привыкать к своей новой среде.

Следующий шаг — посещение утренних групповых занятий. Воспитатели должны быть предупреждены заранее, что вашего ребенка не надо настойчиво усаживать в общий круг: ему должна быть предоставлена возможность находиться в любом месте группы при условии, что он ведет себя тихо.

Главное не торопиться.

Здесь важна не скорость, с которой малыш адаптируется, а успешность этой адаптации. После того как ребенок привык к детскому саду, освоился в новых для него условиях, педагоги будут стремиться помочь малышу аутисту наладить взаимодействие в малой группе (то есть организовывать совместную деятельность аутиста и другого ребенка).

Естественно, чтобы адаптация в детском саду прошла успешно и ребенок с РДА смог почувствовать себя комфортно, необходимо участие и активная работа всех сотрудников МДОУ: воспитателей, психологов, логопедов, даже нянь. Но не менее (а может, и более) важна помощь родителей, дети которых ходят в ту же группу.

Отлично, если мамы и папы других малышей понимают, что для их собственных детей взаимодействие с особым ребенком не менее важно, чем для маленького аутиста — это не просто проявление терпимости и сочувствия, а важный аспект, формирующий ценные черты характера и коммуникативные способности их ребят.

Как такие дети должны воспитываться и обучаться?

Вместе со всеми, но с учетом их особенностей, что поможет в лечении аутизма.

Подчеркну еще раз, что ни в коем случае не надо спешить. Даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе (в детском саду, школе, в группе развития), ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию (например, не сидеть вместе со всеми за столиками, а находиться в удалении, но слышать и видеть все происходящее — детки-аутисты это могут отлично). При этом малыша нужно постепенно приучить к соблюдению дисциплинарных требований (не кричать, не мешать другим).

Не надо давить на ребенка, но стоит мягко добиваться того, могут попросить покинуть группу. И тогда вам точно следует начать с психолога или снова вернуться к психологической помощи детям-аутистам. Не стоит оставлять ребенка дома и делать его инвалидом, закрепляя в нем неспособность общаться.

Могут ли такие дети посещать обычные массовые ДОУ (детские сады и школы)?

Как повлияет появление такого ребенка на других детей, каково будет их отношение к нему? Не будет ли для малыша с РДА поведение сверстников дополнительным стрессообразующим фактором?

Все зависит от того, что расскажут взрослые. Если никак не комментировать поведение ребенка с РДА, то другие дети воспринимают своего одногруппника как невоспитанного, непослушного и жалуются, что «ему можно, а им нельзя». Но если рассказать детям, что он такой из-за страха, объяснить, как нужно с ним общаться, то ребята с удовольствием оказывают помощь маленькому аутисту, радуются общим достижениям. Как подчеркивалось выше, в данном случае важна и просто необходима совместная работа взрослых (работников ДОУ, родителей). То, что правильная адаптация таких детей в обычные коллективы благотворна для всех, доказано мировой практикой.

Стоит ли посещать развивающие и коррекционные занятия?

Если да, то чему отдать предпочтение — групповой работе или индивидуальной?

Конечно, стоит. Начинать рекомендуется с индивидуальной работы. Работа эта длительная и тщательная, иногда с откатами назад и длительными остановками. Но ее надо делать. Даже если результат кажется крошечным. Чем раньше замечен аутизм, тем помощь эффективнее.

Обязательно ли при аутизме наблюдается снижение интеллекта?

Нет, не обязательно. Но все равно мышление формируется нестандартно. Для дошкольников с диагнозом РДА характерно неравномерное, искаженное развитие.

Вопрос об интеллектуальной состоятельности стоит на протяжении всего периода роста ребенка с сидромом аутизма. Несмотря на то, что интеллектуальное развитие у аутистов может запаздывать и интеллект такого ребенка может снизиться в любой момент, бояться этого не стоит. Это поправимо.

Можно ли вылечить аутизм?

Аутизм можно преодолеть, но не только таблетками. Ведь, как уже говорилось выше, это не болезнь как таковая, а форма патологической психической защиты. От родителей требуется большой труд, терпение и готовность самим тоже меняться.

Если человеку удалось адаптироваться, приспособиться к миру, то аутист «вылечился». Даже врачи-психиатры считают, что именно психолого-педагогическая помощь аутистам играет наиважнейшую роль в компенсации этого состояния. Медикаментозное лечение оправдано лишь на начальных этапах терапии (и то не в каждом случае), играя роль своеобразных «костылей».

Каков прогноз для людей с аутизмом?

Преодолеть этот синдром можно полностью. Все зависит от целостности подхода к реабилитации, причин, вызвавших аутизм а также степени выраженности синдрома.

В любом случае родителям следует знать, что если их ребенку поставили диагноз РДА, то это не повод отчаиваться и опускать руки. В настоящее время диагноз «аутизм» — это не приговор, а лишь повод вовремя начать специальную работу с ребенком.

Итак, родители, обнаружив у ребенка аутизм помогают ему:

  • Создавая дома спокойную стабильную обстановку.
  • Общаясь с ним с учетом его особенностей: любви к постоянству еды, игр и др.
  • Адаптируют ребенка к миру: работа психолога, детский сад.
  • Компенсируют неравномерность его развития: работа с психологом или педагогом.
  • Наблюдают и лечат детский аутизм у медиков: психиатр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....