Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 1 класс
рабочая программа

Козлова Оксана Алексеевна

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 1 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС

(СНР, III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. ЗПР)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 1).

- с учетом методических рекомендаций О. А. Ишимовой, О. Б. Иншаковой, Садовниковой И. Н. по обучению детей с ЗПР.

У данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Речь смазанная, недостаточно отчетливая.

Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).

Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

Цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

Общие задачи курса:

– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);

– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;

– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);

– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;

– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;

– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);

– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;

– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;

– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;

– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;

– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;

– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;

– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.

Направления логопедической работы с учащимися:

–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

– профилактика нарушений чтения и письма;

– представлений об окружающей действительности;

– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

В 1 классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку.

Место курса в учебном плане

На прохождение курса отводиться 2 ч в неделю (33учебных недели). Всего 66 часов в год.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.

Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.

Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.

Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.

Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.

Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание.

Материально-техническое обеспечение

Касса букв и слогов.

Разрезные азбуки, таблицы слогов.

Тетради, ручки, карандаши.

Трафареты.

Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).

Сигнальные карточки.

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

Логопедическое зеркало.

Логопедические зонды для постановки звуков.

Доска с набором магнитов.

Магнитофон и набор аудиозаписей.

Диктофон для фиксации результатов диагностики.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

По окончании учебного года проводится повторное диагностическое обследование по направлениям:

–обследование звукопроизношения;

– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;

– обследование лексической стороны речи;

– обследование грамматического строя речи;

–обследование связной речи;

–обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой);

–обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).

Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:

  • обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
  • вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
  • обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
  • начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
  • корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
  • получать и уточнять информацию от собеседника;
  • задавать вопросы;
  • передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
  • делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
  • выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

Для перечисленных показателей используется следующая шкала:

0 баллов – нет продвижения;

1 балл – минимальное продвижение;

2 балла – среднее продвижение;

3 балла – значительное продвижение.

Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры логопедической работы.

В области лексической стороны речи:

  • возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
  • умение называть синонимы и антонимы;
  •  использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

  • правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
  • умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
  • наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).

В области грамматического строя речи:

  • минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
  • образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
  • умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

  • обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
  • использовать формулы речевого этикета в диалоге;
  • умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(СНР, III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. ЗПР)

(66 занятий)

Раздел

№ занятия

Темы занятий

Содержание занятий

I четверть

Диагностика

(4 занятия)

1 - 4

Диагностика.

Обследование звукопроизношения; состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;

Обследование лексической стороны речи;

Обследование грамматического строя речи;

Обследование связной речи;

Заполнение речевых карт.

Развитие лексической стороны речи.

(16 занятий)

II четверть

5

6

7

8

9,10

11

12

13,14

15,16

17

18,19

20

Слово как единица речи.

Слова - названия предметов.

Слова - названия действий.

Слова – названия признаков предметов.

Слово в составе предложения.

Лексическая тема «Школа»

Лексическая тема «Осень»

Слова с близким значением.

Слова с противоположным значением.

Лексическая тема «Как ты познаешь мир»

Слова с обобщающим значением.

Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены».

Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений имеющихся в активном словаре слов.

Слова – названия предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов.

Слова – названия действий, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря.

Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов.

Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость.

Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Различение слова и предложения. Подсчет слов в предложении. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Беседа о школе. Подбор слов - названий предметов к теме (школа, класс, урок, звонок, перемена, ученик, учитель и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого этикета.

Беседа об осени. Подбор слов - названий предметов к теме (солнце, дождь, ветер, листья, деревья и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки.

Практическое знакомство со словами близкими по значению. Нахождение в словаре слов с близким значением. Подбор слов с близким значением на заданную тему. Упражнения на установление смыслового однообразия слов. Активизация и обогащение словаря синонимов.

Практическое знакомство со словами противоположными по значению. Нахождение в словаре слов с противоположным значением. Подбор слов с противоположным значением на заданную тему. Упражнения на установление противоположного смысла слов с использованием парных картинок.

Беседа об органах чувств и их значении в жизни человека. Подбор слов - названий предметов к теме (рука, язык, ухо, нос и т.д.).  Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки.

Распределение названий предметов по группам. Подбор слов с обобщающим значением по лексическим темам. Называние видовых и родовых понятий. Активизация, уточнение и обогащение словаря обобщающих слов с помощью упражнений типа: назови предметы одним словом; найди лишнюю картинку, назови все остальные картинки одним словом; подбери слово по аналогии: стол-мебель, платье - ?

Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь  и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания  режима дня. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания на тему.

Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения

(14 занятий)

III четверть

21,22,23,24

25,26,27,28

29

30

31

32

33

34

Образование звуков речи. Гласные звуки.

Звуки и буквы а, А, о, О

Звуки и буквы У

Звуки и буквы ы, И, и

Согласные звуки.

Согласные звуки и буквы н, Н

Согласные звуки и буквы С, с

Согласные звуки и буквы К, к, Т, т

Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги.

Звуковой состав слова.

Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных.

Ударные и безударные слоги.

Звуко-слоговой анализ и синтез.

Лексическая тема «Зима».

Сравнение неречевых и речевых звуков. Наблюдение за работой органов речи (органы артикуляции, голосообразования, дыхания). Образование разных речевых звуков (сопоставление артикуляций и акустических характеристик разных звуков).

Образование гласных звуков и особенности их произношения только с участием голоса при отсутствии шума (произнесение по показу и словесной инструкции; уточнение артикуляционных укладов разных гласных звуков). Закрепление образа печатной и письменной буквы. Сравнение написания изученных букв. Чтение и письмо слов «ау», «уа».

Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков (на примере правильно произносимых детьми в группе) – создание шума, сочетание шума и голоса. Сопоставление согласных звуков различных групп - сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых. Сопоставительные характеристики особенностей их звучания и артикуляции.

Характеристика звуков [Н], [Н], [C], [C], [К], [К], [Т], [Т]. Определение места звука в словах. Условно-графическое обозначение мягкого согласного. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях.

Списывание букв с печатного текста и соотнесение с образцом.

Понятие слога. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС). Графические схемы прямых и обратных слогов. Дифференциация данных вразброс прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы.

Определение звукового состава слов.

Гласные и согласные звуки в составе слова. Оценка роли отдельных звуков в отражении значений слов. Сопоставление значений слов, структура которых отличается одним звуком. Упражнения в определении звукового состава слов:

а) выделение звука на фоне слова,

б) вычленение первого и последнего звука из слова,

в) определение места звука в слове,

г)  определение количества, последовательности звуков и места каждого из них в составе слова.

Составление графических схем звукового состава слов. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Составление графических схем прямых закрытых слогов (СГС) и  слоги со стечением согласных (ССГ, ГСС). Соотнесение диктуемых логопедом слогов с графическими схемами. Составление слов из сочетаний различных типов слогов по графическим схемам (СГС – СГ; ССГ – СГ и т.д.).

Понятие ударения, его смыслоразличительная и фонетическая роль – демонстрация примеров с изменением значения слов при перемещении ударения; вывод об особенностях произнесения ударного гласного в слове - более громкое и более длительное, чем произнесение безударных гласных. Анализ пар слов, сходных по звуко-слоговому составу, но отличающихся местом ударного гласного. Разгадывание загадок с выбором слов-ответов по месту ударного гласного.

Составление графических схем слогового состава слов с выделением места ударного и безударных слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Задания на закрепление представлений о слоговом составе слов.

Называние по заданию логопеда слов с разным количеством слогов (1, 2, 3) с опорой на демонстрируемые графические схемы. Выполнение заданий на запоминание рядов из двух-трех слов определенной слоговой структуры. Составление слов из предлагаемых в беспорядке слогов. Составление слов с опорой на предлагаемую логопедом ритмическую структуру с выделением ударного слога. Реконструкция слов путем перемещения места слогов, добавления,  сокращения количества слогов. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Беседа о зиме. Подбор слов к теме (снег, лед, мороз  и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания  признаков зимы. Составление предложений и связных высказываний по теме с опорой на картинки.

Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения.

( 22 )

IV четверть

35-46

47-50

51

52

53

54

55

56

Звук и буква л, Л

Звук и буква р, Р

Звук и буква в, В

Звук и буква п, П

Звук и буква м, М

Звук и буква б, Б

Звук и буква д, Д

Звук и буква ж, Ж

Звук и буква ш, Ш

Звук и буква ч, Ч

Звук и буква г, Г

Звук и буква й

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е.

Обозначение мягкости с помощью буквы Ь.

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация парных звуков и букв Б-П.

Дифференциация парных звуков и букв Д-Т.

Дифференциация парных звуков и букв В-Ф.

Дифференциация парных звуков и букв Г-К-Х.

Диагностические задания: 1) на определение заданного логопедом речевого звука (гласный или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой) воспроизведение его акустических и артикуляционно-голосовых характеристик; 2) на называние букв, демонстрируемых логопедом с помощью разрезной азбуки. Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие. Назначение букв в письменной речи. характеристики элементов букв, их пространственной ориентировки и движений руки для воспроизведения.

Буквы печатные и рукописные; заглавные и прописные. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Различение парных гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Произношение прямых слогов со звуком [М] в сочетании со гласными первого ряда (МА, МО, МУ…), затем второго ряда (МЯ, МЁ, МЫ, МИ…). Далее аналогичные упражнения с другими согласными звуками. Закрепление с помощью упражнений подбора к данному мягкому варианту – твердого и наоборот. Работа по сопоставлению значений и звучания  слов типа МАЛ-МЯЛ, ЛУК-ЛЮК и т.п.

Сопоставление форм множественного и единственного числа таких слов, как КОНИ-КОНЬ, СТЕПИ-СТЕПЬ, ДВЕРИ-ДВЕРЬ и т.п.  Определить, что мягкость звуков [Н'][П'][Р'] сохраняется. Для обозначения мягкости в этих случаях применяется специальная буква - мягкий знак. Прочтение стихотворения о роли мягкого знака. Сравнение слов, различающихся твердым или мягким звуком (шест-шесть, хорь-хор, брат-брать).

Уточнение акустических и артикуляционных признаков сходства и различий в звучании звонких и глухих согласных звуков. Определение участия голосовых связок в звучании звонких звуков с помощью тактильных ощущений. Звуки согласные парные по звонкости-глухости. Звуки согласные звонкие  непарные (Звуки и буквы М, Л, Н, Р, Й). Звуки согласные глухие  непарные (Х, Ц, Ч, Щ).  Звуки и буквы Ч, Щ. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения.

 (2 занятия)

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков.

(5 занятий)

57

58

59

60

61

62

63

Дифференциация парных звуков и букв З-С.

Дифференциация парных звуков и букв Ж-Ш.

Текст и его признаки (на основе лексической темы «Весна»)

Предложение

Словосочетание.

Словоизменение.

Словообразование.

Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Диагностическое занятие. Слушание описательного текста о ранней весне, ответы на вопросы по его содержанию   и выбор соответствующего изображения из ряда представленных на наборном полотне картин.

Обучающее занятие. Работа с повествовательным текстом о весенних забавах и делах детей (с опорой на серию сюжетных картин), анализ его содержания (ориентировка на смысл отдельных предложений текста). Придумывание названия текста. Вывод о признаках текста: 1) текст состоит из предложений; 2) предложения связаны между собой по смыслу; 3) текст может иметь название – заголовок.

Выделение предложения из структуры текста. Определение словесной структуры предложения. Составление графических схем словесного состава предложений. Упражнения по реконструкции предложений путем замен входящих в них слов.

Составление предложений:

а) по сюжетным картинкам разной смысловой сложности;

б) по картинкам и опорным словам;

в) по опорным словам.

Составление различных словосочетаний с опорой на картинки и по вопросам логопеда. Составление словосочетаний из заданных слов: а) в нужной форме; б) в начальной форме. Соотнесение форм слов, входящих в словосочетание. Определение правильного и ошибочного сочетания слов.

Упражнения в анализе изменения смысла словосочетаний, предложений и текста при изменении форм слов.

Упражнения в изменении форм слова в разных словосочетаниях с опорой на картинки.

Образование новых слов различными способами по показу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательноым значением, образование названий детенышей птиц, животных, образование слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок образование глаголов совершенного вида). Работа по уточнению значений новых слов.

Итоговая диагностика (3 занятия)

64

65

66

Обследование устной речи

Обследование письменных умений;

Обследование читательских умений

Обследование устной речи по Т. А. Фотековой.

Диктант.

Списывание.

Проверка навыка чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...