Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с РАС, 1 класс (2 год обучения)
рабочая программа

Козлова Оксана Алексеевна

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися с РАС 1 дополнительного класса (2 год обучения). АООП обучающихся с РАС (вар.8.3)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС

(ССНР тяжелой степени тяжести у учащегося с РАС)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1 доп. КЛАСС.

(2 год обучения)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3).

- с учетом методических рекомендаций Л. Г. Нуриевой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, О. С. Никольской.

У детей с РАС нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РАС характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

Речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру. При тяжелой степени нарушения в речи присутствуют только отдельные слова.

Аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.

Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.

Цель и задачи специального (коррекционного) курса

Цели курса:

  • преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
  • максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
  • повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

Задачи:

  • развитие восприятия и понимания обращенной речи;
  • активизация речевой имитации, формирование первых форм слова;
  • развитие артикуляционной, мелкой моторики, психологической базы речи;
  • использование сопряженной речи начиная со звуков, слогов;
  • формирование активного и пассивного словаря;
  • постепенное расширение и активизация словаря.

Общая характеристика специального (коррекционного) курса

Основные этапы логопедической работы:

Первый этап – установление контакта с ребенком.

Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Задача преодоления страха у аутичного ребенка достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Этап включает использование сопряженной речи, когда ребенка учат повторять вслед за логопедом короткую одно-, двусложную фразу. К тому же используется наглядное пособие, в котором в образах отражены объекты. Если же речь распалась полностью, то тогда начинают восстановление с уровня фонем и слогов, затем отдельных слов.

Далее изображение, увиденное на картинке и определенное логопедом речевыми символами, ребенок учится путем повтора определять сам.

Третий этап - целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка. Предполагается использование вопросных форм, в которых содержится почти полный ответ, требуемый от ребенка. Например, «Что девочка поливает?» — Ответ: «Девочка поливает цветы». Наряду с вопросными формами представляется наглядный материал. Лишь после этого, опираясь на наглядный материал, просят ребенка определить словесно, что нарисовано на картинке.

Место коррекционного курса в учебном плане

На прохождение курса отводиться 2 ч в неделю. Всего 66 часов в год.

Личностные и предметные результаты

Личностные результаты

  • осознание себя как ребёнка;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • развитие навыков коммуникации;
  • овладение ритуалами социального взаимодействия;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Предметные результаты

  • выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
  • сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
  • уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
  • повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка

Содержание коррекционного курса

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Приемы невербального общения. Жесты, обозначающие «Да», «Нет» и другие.

Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения.  Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.

Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Практические грамматические упражнения и развитие речи

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст.

Материально – техническое обеспечение

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

Логопедическое зеркало.

Доска с набором магнитов.

Магнитофон и набор аудиозаписей.

Диктофон для фиксации результатов диагностики.

Электронные пособия:

«Игры для Тигры»

«Домашний логопед»

 1С: Образовательная коллекция.

Планируемые результаты

Формирование учебного поведения:

  1. направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на предмете;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- понимает голосовую инструкцию;

- выполняет стереотипную инструкцию.

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Литература

  1. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса
  2. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.
  3. Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»
  4. Л.Б. Баряева,   «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007
  5. Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005
  6. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
  7. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
  8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
  9. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
  10. Никольская О.С., Баенская Е.Р.  Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
  11. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. М.: Теревинф, 2019
  12. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Наглядные материалы. М.: Теревинф, 2019
  13. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(ССНР тяжелой степени тяжести у учащегося с РАС)

(2 год обучения, 66 занятий)

Раздел

№ занятия

Темы занятий

Содержание занятий

I четверть

Диагностика

(4 занятия)

1

2 - 4

Снова в школу. Я расту.

Диагностика.

Установление контакта с ребенком. Выяснение динамики речевого, физического и психического развития ребенка в течение лета.

 Оценка словарного запаса и уровня развития связной речи. Оценка уровня развития восприятия и понимания обращенной речи.

Оценка состояния звукопроизношения.

Выявление степень владения слоговой структурой. Оценка объема словаря.

Заполнение речевых карт.

Коррекционные занятия

(14 занятий)

II четверть

(14 занятий)

III четверть

(18 занятий)

IV четверть

(16 занятий)

5, 6

7, 8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

Я и мое имя.

Дай мне ответ- да или нет

Моя семья

Звук и буква А.

Звук и буква О.

Я и мое отражение.

Мои игрушки.

Звуки и буквы О и А.

Просьбы. «Дай». «Я хочу».

Звук и буква У.

Ребёнок в мире цвета.

Ребёнок в мире цвета.

Звуки и буквы У и О.

Звук и буква И.

Звук и буква Ы.

Ребёнок в мире геометрических фигур.

Звук и буква Э.

Части тела (голова, руки, ноги).

Буква М.

Буква С.

Буква Х.

Буква Ш.

Одежда и обувь.

Буква Л.

Буква Н.

Ребёнок и мир домашних животных.

Буква Р.

Ребёнок и мир диких животных.

Буква К.

Буква Т.

Буква П.

Буква В.

Ребёнок и мир животных.

Буква З.

Буква Д.

Ребёнок и мир растений.

Буква Ж.

Мое лицо.

Буква Б.

Буква Г.

Мое тело.

Буква Й.

Знаки Ь и Ъ.

Ребёнок и мир птиц.

Ребёнок и явления природы.

Буквы Е и Ё.

Ребёнок и техника.

Буквы Я и Ю.

Я слушаю стихи.

Буква Ц.

Буква Ч.

Ребёнок и транспорт.

Буква Щ.

Буква Ф.

Я слушаю сказки.

Игры с буквами и словами.

Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация речевой имитации.

Формирование указательного жеста и жестов «да», «нет».

Формирование представления о речевых и неречевых звуках.

Развитие мелкой ручной моторики.

Формирование умения взаимодействовать со взрослыми, повторять движения, звуки, слова. Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Уточнение представлений о составе семьи, отношениях, ролях в семье. Игры: «Собери портфель, Чудесный мешочек»

Упражнение: «Найди такой предмет».  

Развитие восприятия и понимания обращенной речи.

Активизация речевой имитации.

Соотнесение изображения и слова.

Уточнение артикуляции изучаемого звука.

Отработка правильного соотнесения звука и буквы, правильного и отчетливого произношения звука изолированно и в слогах.

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).

Игры «Если нравится тебе, то делай так…», «Голова, плечи, колени, пальцы…»

Диагностика

(4 занятия)

63

64

65

66

Обследование импрессивной и связной речи.

Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса.

Итоговое занятие.

Обследование устной речи по Т. А. Фотековой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)

Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП  2 класса (вариант 7.2)...