Взаимодействие учителя начальных классов и учителя - логопеда в школе для детей с ОВЗ
статья

Лосева Елена Геннадьевна

 Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

В нашу школу для детей с ОВЗ приходят ребята с разным уровнем и темпом  интеллектуального и физического развития. Для них характерны: соматическая ослабленность организма, психологическая неуравновешенность, низкий уровень развития всех сторон речи, педагогическая запущенность и т.д.

Основная роль учителя 1 класса - это адаптация ребёнка к новым условиям функционирования. Благодаря тесной связи в работе учителя, учителя - логопеда и всей службы сопровождения ( психолог, логопед, социальный педагог), дети благополучно справляются с трудностями, которые возникают у них в процессе адаптации к школе.

Примерный план совместной работы учителя начальных классов и учителя – логопеда

Месяц

Направления работы.

Мероприятия.

Деятельность учителя

Деятельность логопеда

сентябрь

октябрь

Информационное направление.

1 Заполнение «дневника наблюдений»( см ниже)

2 Круглый стол ( учитель и логопед)

Наблюдение за детьми, сбор информации, беседы с родителями.

Проверка уровня готовности к школе.

Выработка плана совместной работы.

Проверка уровня речевого развития ребёнка ( логопедическое обследование), наблюдение и сбор информации.

Выработка единых требований к ученику.

ноябрь

Психолого-педагогический консилиум « Адаптация учащихся 1 класса к новым условиям функционирования.

Составляет педагогическую характеристику на каждого ребёнка.

Составляет характеристику речевого развития на каждого учащегося.  (примеры характеристик см. ниже)

декабрь

Взаимное посещение уроков и логопедических занятий.

Учитель присутствует на логопедическом занятии.

Учитель-логопед присутствует на уроке письма или чтения.

январь

Проведение совместного урока « Профессии » (включает в себя урок по окружающему миру и занятие по фонетической ритмике» ( см. ниже)

Планирование и проведение урока.

Планирование и проведение урока.

февраль

Проведение совместного внеклассного мероприятия. Игра по станциям: « Алфавит» ( всего 4 станции)

Подбор материала и проведение.

1станция-«Знаю буквы»

2станция-«Умею читать»

Подбор материала и проведение.

3станция-«Знаю звуки»

4станция-«Умею различать».

март

« Как исправить почерк»

Совместная работа над каллиграфией.

Использование логокаллиграфии на уроках письма.

Просмотр презентации Елецкой  (см.ниже)

Использование логокаллиграфии на логопедических занятиях.

Просмотр презентации Елецкой  (см. ниже)

апрель

 Педагогический совет « Положительная роль  взаимодействия учителя и учителя-логопеда для успешной адаптации учащихся 1 класса»

Выступление.

Оценка своей деятельности и деятельности учителя-логопеда в совместной работе.

Выступление.

Оценка своей деятельности и деятельности учителя.

май

Итоги. Круглый стол

«+» и « - « совместной работы.

Планирование дальнейшего сотрудничества .

«+» и «-« совместной работы.

Планирование дальнейшего сотрудничества.

Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.

На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно.

1 « Дневник наблюдений» заполняется в произвольной форме, хранится в классе. Любой учитель, ведущий предмет может сделать соответствующую запись о своих наблюдениях за учащимися: поведение, активность и т.д. Затем он полезен  при составлении психолого-педагогической характеристики на ребёнка.

2 Примеры характеристик  детей 1 класса для психолого- педагогического консилиума .

Ученик №1        РАС. Синдром Ретта. Контактная.

Все стороны речевого развития находятся на низком уровне. Речевое дыхание не развито ( не может сделать глубокий вдох и сильный выдох) Показатели речевого развития в 3 раза ниже нормы. Только при исследование словарного запаса  показатели в 2 раза ниже нормы ( 24 балла при норме 50 баллов).

Хорошая память. Быстро запоминает стихи, считалки…Характерна эхолаличность ( повторы слов, фраз..) Особая сенсорная ранимость от звука- страх, крики, затыкание ушей) Умеет читать.

Моторика как речевая так и общая неразвита. Моторная напряжённость. Неврологическая симптоматика в моторике. Неуклюжесть движений, шаловливое поведение. Не может обвести по контуру предмет, трудности в закрашивании. Манипулирование предметами , навязчивые движения( карандашами)  Не понимает инф-цию в виде рисунков, схем. Многоступенчатые инструкции не понимает. Не может оценить правильность выполнения заданий, указать ошибки. Часто теряет интерес к выполнению заданий, рассеянность действий, ограниченные интересы.

Рекомендовано работать индивидуально.

        Ученик № 2.          Вспыльчивый, задиристый, часто не слушает учителя, неуправляемое поведение, СДВГ, очень подвижный . Наиболее успешен сенсомоторный уровень развития речи. На среднем уровне развития находится словарный запас и понимание логико-грамматических отношений. Показатели речевого развития приближаются ко 2 уровню успешности ( 49,9%) Принят в группу ОНР.

 Ученик №3   Активный, драчливый, физически сильный, неуравновешенный, агрессивный, неконтролируемое поведение, часто впадает в состояние аффекта. Быстрый как  физически так и умственных процессах ( быстро и правильно отвечает на вопросы)  Низкий уровень речевого развития всех сторон речи. Текущие показатели речевого развития  в 3 -4 раза ниже ниже нормы ( грамматический строй речи 11 баллов при норме 50 баллов) . Состояние сформированности связной речи в 4 раз ниже нормы ( 7 баллов при норме 30 баллов). На низком уровне развития артикуляционная моторика и состояние звукопроизношения. Сигматизм шипящих, полиморфное нарушение звуков. Ротацизм, ламбдацизм. Принят в группу ОНР.

3 Примеры игр  для урока по теме « Профессии»

- ИГРА Один-много

Назови по образцу. Врач-  (они) врачи, учитель-учителя, повар- , няня-   , полицейские-   , пожарный  , космонавт-   , машинист-  , летчик-  , капитан  , архитектор  , астроном-  ,садовник-  , скульптор-  , шахтер-  , журналист, лесник, дирижёр, библиотекарь,  писатель. Художник…

- Игра  Кто что делает? Подбери слова

Лечит людей-  лечит животных-   , управляет автомобилем_, управляет самолётом, тушит пожар   управляет поездом  готовит еду в ресторан, следит за порядком в городе, управляет кораблём, опускается на морское дно, участвует в поднятии затонувших кораблей, проводит спасательные работы…, лечит зубы…сочиняют музыку , рисует картины…

-  Игра « Прочитай , не ошибись».   Чтение пословиц о труде.

• Без дела жить — только небо коптить.

• Без охоты нет работы.

• Без труда и отдых не сладок.                        

• Глаза страшатся, а руки делают.

• Делу — время, потехе — час.          

• Пошло дело, как по маслу.

• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

-  Игра  Ответь на ?

 Что делает врач? Врач лечит людей.

 Что делает садовник? Что делает актёр? Что делает военный?  Что делает почтальон? Что делае портной? Что делает строитель? Что делает плотник? ( мастер работает с деревом, ставит срубы, кладёт потолочные балки, стены его основной инструмент – топор.) Что делает архитектор? Маляр? Парикмахер? Художник? Инженер? Дворник? Пожарный? Пилот?

- Какие профессии есть в нашей школе? Назовите

- Игра Назовите профессию человека по его инструментам

Скальпель, градусник, пинцет, фонендоскоп-

Кисти, краски, холст-

Посуда, продукты, кастрюля. Ложка, колпак-

Иголки, нитки, швейная машинка-

Огнетушитель, шланг, лестница, спец машина-

Дети сами загадывают профессию, остальные должны отгадать.

4 Презентация по использованию каллиграфии на логопедических занятиях и уроках письма по Елецкой прилагается

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как исправить почерк, или ЛОГОКАЛЛИГРАФИЯ

Слайд 2

М ЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ПОЧЕРКА В основе методики которой лежит вербализация (оречевление) зрительного поэлементного образа буквы в сочетании с движениями пишущей руки.

Слайд 3

М ЕТОДИКА ПРЕДПОЛАГАЕТ « ОБРАЗНОЕ НАЗЫВАНИЕ » КАЖДОГО ЭЛЕМЕНТА ГРАФЕМЫ При прописывании ребенок «надиктовывает» этот набор образов- элементов и выводит каллиграфически букву, поскольку «образный шифр» элемента не позволяет написать иначе. Например, при написании строчной буквы « т », дети вспоминают из скольких элементов состоит буква «» т и проговаривают следующие слова: «Палка, галка, галочка».

Слайд 4

К ОРРЕКЦИЯ ПОЧЕРКА ВЕДЕТСЯ в стандартных тетрадях в узкую косую линейку для формирования высоты строчной буквы и наклона под 45 градусов.

Слайд 5

Задача ребенка – разместить элемент буквы в «ромбике» на строке.

Слайд 6

О СНОВНОЙ ТЕРМИН ДЛЯ НАЧАЛА НАЧЕРТАНИЯ БУКВЫ ОТПРАВНАЯ ТОЧКА (три варианта): в ерхн я я средняя нижняя

Слайд 7

Руке ребенка с нарушениями почерка трудно свободно ориентироваться в пространстве, быстро находя верх-низ, лево- право, рабочую строку и отступ «красной строки». Поэтому на начальном этапе можно ставить вертикальную цветную (зеленую) черту, указывающую на рабочую строку.

Слайд 8

З АНЯТИЕ 1 Работа начинается с графем: с , а , д , б Отправная точка - средняя

Слайд 9

М ОЖНО показать детям сушку, откусить сбоку и предложить тоже самое сделать детям, рассмотреть: получился полукруг, похожий на букву /с/; рассмотреть свое ухо и уши детей, сделать вывод, что ухо похоже на букву /с/. После этого «придумывается» название буквы: сушка – ушко.

Слайд 10

П ЕРВОЕ ПРОПИСЫВАНИЕ – ВОЗДУШНОЕ : вверх, влево, вниз и н а пра во .

Слайд 11

А ЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ БУКВЫ / С / Пишем, начиная от средней отправной точки – «обводим голову от ушка до ушка»: ушко, ушко, ушко, сушка (как при прописывании в воздухе: вверх, влево, вниз и направо). Прописываем строчку: ушка, ушко, ушко, сушка; раз, два, три…

Слайд 12

В ТОРАЯ ГРАФЕМА – СТРОЧНАЯ БУКВА / А /. Работа начинается так же, как и для букв ы / с / от и до с р е д н ей отпра в н ой точки: ушка, ушко, ушко, сушка , сомкнуть. Затем рука отрывается и переносится на верхнюю отправную точку, на той же линии, что и средняя. Двигаясь вниз прямо по палочке –стороне ромба – начинаем писать крючок. Особенность крючка в том, что, он почти повторяет левую, нижнюю и правую сторону следующего ромба до нижней отправной точки. Мы можем сказать детям, что обводим ромбик и сократить путь можем только в уголках. Оречевление элемента «крючок» будет, например, таким: зайка; ножка балерины. Или: … и крючок.

Слайд 13

Т РЕТЬЯ ГРАФЕМА – СТРОЧНАЯ БУКВА / Д /. К знакомому алгоритму ушко, ушко, ушко, сушка , сомкнуть. …и крючок. добавляем: вниз – ух, ускакал ( петля с поворотом вправо, оканчивающаяся на нижней отправной точке следующего ромба)

Слайд 14

Д ЛЯ СЛИТНОГО НАПИСАНИЯ БУКВ ( В ЦЕЛОЕ СЛОВО ) ИСПОЛЬЗУЕМ ТРИ СОЕДИНЕНИЯ : хвостик (нижнее), поводок (среднее), веревочка (верхнее). или верхний, средний - редко н и жний поводок

Слайд 15

А ЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СЛОВА / САД / ушко, ушко, ушко, сушка, нижний поводок; ушка, ушко, ушко, сушка , сомкнуть; …и крючок. ушка, ушко, ушко, сушка , сомкнуть; вниз – ух, ускакал

Слайд 16

А ЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ БУКВЫ / Б / ушко, ушко, ушко, сушка , сомкнуть, вверх волна

Слайд 17

З АНЯТИЕ 2 А ЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ БУКВ / Г , Т , П , Р / Прописываем элементы: Палка; раз, два, три; галочка; раз, два, три… Палка; галка; галочка; раз, два, три… Прописываем буквы: Галочка; Палка; галочка… Палка; галка, галочка… Палочка, галочка…

Слайд 18

А ЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ БУКВ / Е , В / Плетем кружева: кружева по строчке кружева выше строчки (сушка, сушка, сушка, вверх петля)

Слайд 19

А ЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ БУКВ / Л , М , Я / Точка, ложка, ем один Точка, ложка, два едят Точка, ложка, голова, и крючок

Слайд 20

З АНЯТИЕ 3. А ЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ БУКВ / И , Ш , У , Ц , Щ / Раз и, два и… Раз и, два и, три и… Раз и, ух, вниз петля… Раз и, два и, вниз крючок… Раз и, два и, три и, вниз крючок…

Слайд 21

А ЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ БУКВЫ / К / Палка, ручку вверх в кулачок, ножку в сторону, на бочок

Слайд 22

З АНЯТИЕ 4. А ЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ БУКВ / Х , Ж , Ф / Обратная сушка, сушка Обратная сушка, палочка, сушка Обратная сушка, длинный поводок, палка, длинный поводок, сушка

Слайд 23

З АНЯТИЕ 5 А ЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ БУКВ / Ч , Н , Ю , Э / Вверх волна, раз, два, три; вниз волна, раз, два, три Вверх волна, и крючок Палка, вниз волна, и крючок Палка, вниз волна, сушка, сомкнуть Обратная сушка, вниз волна (язычок волной)

Слайд 24

Д ИКТАНТ СЛОВАРЯ : ДИКТУЕМ АЛГОРИТМЫ

Слайд 25

З АНЯТИЕ 6. Н АПИСАНИЕ ВСЕГО АЛФАВИТА МАЛЕНЬКИМИ БУКВАМИ Ставим галочку вместо букв, которые не умеем писать: ы, ъ, ы крючок, и сомкнуть верх волна, крючок, и сомкнуть крючок, верхний поводок, и крючок з зайка ух, ускакал

Слайд 26

З АНЯТИЕ 7. П РОПИСНЫЕ ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ Л М Я ГТ П ДР БВ Н К Ю Ф ЭХЖ СО И Ш Ц Щ УЧ ЗЕ А

Слайд 27

З АНЯТИЕ 8. С ПИСЫВАНИЕ : СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ес, лесник, поля, собака, ёжик, лиса, медведь, учит ель, воспит ат ель, ученик, линейка, т ет ради, учебник, работ а, дорога, заводы, жаворонок, соловей, ворона, лещ, караси, сом, окунь, георгин, вьюнок, наст урция

Слайд 28

З АНЯТИЕ 9. Р АБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ : ПЕРЕДВИГАЕМ СЛОВА Можно списать с доски, с и н ди в ид у а л ь н ой карточки. земля, т равой, покрылась приходит , после, осень, лет а любят , лет о, жаркое, дет и долго, идут , дожди, осенью

Слайд 29

З АНЯТИЕ 10. П РОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ . Ц ЕЛЬ : ОЦЕНИТЬ УСВОЕНИЕ НАПИСАНИЯ БУКВ Лида сидит на диване. Люба набрала цвет ов. Гуси на лугу. Козывлесу. Лошадьбежит . Медведьспит вберлоге. Маша ест кашу. Собака сидит подкуст ом. Заяц подёлкой. Ёжик свернулсяклубком. Улисыиволка т еплыешубы. Пт ицыпоют вчаще. Кт окак зиму вст речал Белка забралась в дупло. Ёжик зарылся в сухие лист ья. Лягушки спрят ались в мох. Лет учие мыши спят на чердаке. Заяц спит под ёлкой. Медведь заснул в берлоге. Змеи заползли вноры. Волк и лиса полесу рыщут – пищу ищут . У клест а в чаще родились пт енцы. В роще н слышнопт ичьих голосов.

Слайд 30

В ИДЫ РАБОТ Списывание (давать много и часто) Игра «Эхо» – проговаривание слов по буквам Работа над воспроизведением ритмов

Слайд 31

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПЕРЕХОДА НА ПИСЬМО В ТЕТРАДИ В ШИРОКУЮ ЛИНЕЙКУ

Слайд 32

П РИ РЕЗКОМ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПИСЬМО В ШИРОКУЮ ЛИНЕЙКУ НАБЛЮДАЮТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СФОРМИРОВАННОГО ПОЧЕРКА : Крупные графемы, размером во всю широкую строку. Графемы, близкие к норме, но с зауживанием букв («тыквы» превратились в «заборы»). Очень мелкие графемы (цепочечный почерк).

Слайд 33

ПЕРВЫЙ ЭТАП Обучающиеся третьего класса с 1 сентября не переходят на письмо в тетрадях в широкую линейку, а продолжают писать в тетрадях в узкую косую линейку со стандартной узкой РАБОЧЕЙ СТРОКОЙ, что не вызывает стрессовых ситуаций в начале нового учебного года.

Слайд 34

ВТОРОЙ ЭТАП Этот этап предполагает выполнение определенного упражнения по заданию учителя в широкой ПРОБЕЛЬНОЙ СТРОКЕ, которая по своим размерам приближена к строкам тетрадей в широкую линейку. Остальные упражнения на уроке русского языка обучающиеся выполняют в узкой РАБОЧЕЙ СТРОКЕ.

Слайд 35

ТРЕТИЙ ЭТАП Обучающимся предлагается весь урок писать только в широкой ПРОБЕЛЬНОЙ СТРОКЕ. Для облегчения этой работы, предложите детям самостоятельно синим карандашом поставить вертикальную черту, указывающую, где будем писать сегодня. Достаточно проставить не более трех вертикальных черт, например, обозначить строки для написания даты урока, заглавия «Классная работа» и начала выполнения первого письменного задания.

Слайд 36

Рекомендуется третий усложненный этап проводить по вторникам или средам - в дни наименьшей утомляемости обучающихся. На следующем уроке предполагается работа по ВТОРОМУ ЭТАПУ с выполнением только одного задания в широкой ПРОБЕЛЬНОЙ СТРОКЕ.

Слайд 37

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП Предлагается комбинированная тетрадь (после завершения работы в обычной тетради), сшитая из двух тетрадей: узкая косая линейка чередуется с широкой линейкой для старшей школы. На этом этапе обучающиеся встречают то лист из тетради для первого класса, то лист в широкую линию для старшей школы. В комбинированной тетради работать следует по стандартному требованию – сначала красиво пишем в узкой строке, а затем на соседнем листе в широкую линейку стараемся копировать красивый почерк, ориентируясь на только что выполненное задание на листе в узкую косую линейку. Усложнение: На следующем листе в узкую линейку можно предложить детям работать в пробельной строке.

Слайд 38

ПЯТЫЙ ЭТАП. П ОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕХОД К ПИСЬМУ В ТЕТРАДИ В ШИРОКУЮ ЛИНЕЙКУ По рекомендации учителя, обучающийся с сформированными графо-моторными навыками и хорошим почерком может полностью перейти в тетрадь в широкую линейку, не завершая сшитую тетрадь. Дети с остаточными проблемами недостаточных графо-моторных навыков переходят в следующую тетрадь только после завершения работы – в комбинированной. Школьники с несформировавшимися к 10 годам графо-моторными навыками продолжают работу в комбинированной тетради. Ребенок сам решает (по умолчанию учителя), в какой строке узкой или пробельной он будет писать на «листе первоклассника». Этой категории обучающихся на последнем этапе надо дать полную свободу выбора и проводить длительное психолого- педагогическое наблюдение, по итогам которого определяется дополнительный психолого-педагогический маршрут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя начальных классов и учителя иностранного языка

В данной статье даны рекомендации учителю начальных классов в формировании элементарных навыков общения на иностранном языке...

Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида

Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида. Основные направления по взаимодействию учителя начальных класс...

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"

В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....

Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...

Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".

Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ДЕЛОВАЯ ИГРА «В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Коллектив учителей разбивается на две группы путем жеребьевки, получает задания на каждом этапе и работает в сотрудничестве. После каждого этапа следует обсуждение и комментирование, выслушиваются раз...

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

Презентация к "круглому столу" по вопросу адаптации 5 -х классов. Цель; обмен опытом педагогв начальной и средней школы, их взаимодействие во избежании трудностей у пятиклассников в дальнейш...