Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Звук О. Буква О»
план-конспект

Наталья Анатольевна Киреева

Закрепить артикуляцию, воспроизведение и различение гласного звука «О»,  с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

группы общеразвивающей направленности

для детей дошкольного возраста

                                                 

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи

«Звук О. Буква О»

(старшей группе)

Составила:

учитель – логопед

Киреева Наталья Анатольевна

г.Югорск

«Путешествие по речевой полянке. Звук О. Буква О»

Цель: закрепить артикуляцию, воспроизведение и различение гласного звука «О»

Цель включает следующие задачи:

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательные:

развивать артикуляционную моторику и укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

формирование воздушной струи;

укреплять мышцы мелкой мускулатуры пальцев;

      закреплять умение узнавать гласный  звук «О» по артикуляции и

      на   материале карточек символов;

закреплять изменения дифференцировать согласные звуки, звонкий – глухой, твердый – согласный.

  1. Коррекционно – развивающие:

                развивать мелкую моторику;

развитие фонематического слуха.

;              формирование воздушной струи;

 

  1. Коррекционно – воспитательные:

 Воспитывать желание говорить правильно, красиво, интерес к занятию, доброжелательность, усидчивость, инициативность, ответственность, сотрудничество.

        Материально-техническое оснащение:  Многофункциональное пособие «Речевая полянка» ,музыкальное сопровождение, применение компьютерных технологий (презентациии – артикуляционная гимнастика, игра «один-много»), игровые персонажи ворона- «Каркуша с непослушным язычком» одевается на руку взрослого  и «мишка плюшевый с волшебной полянки», мягкий выполненный из поролона муляж «Весёлого язычка», для правильной и длительной выработки воздушной струи «волшебный цветик-семицветик», зеркала, грецкие орехи, мяч, знаки символы гласных звуков, кукла Фея (ростом с ребёнка вырезанная из ДВП), волшебное дерево (вырезанное из ДВП), звуковая ромашка с картинками на лепестках (вырезанная из ДВП), корзина с подарками, за выполненную работу, использование сенсомоторной зоны  «песочницы».

 

Этап:

Ход занятия:

Организационный момент:

Тема: Путешествие по речевой поляне звуков. Звук О. Буква О»

 (Играет музыка) – дети под музыку заходят.

  1. Здравствуйте, ребята, проходите.

  1. Садитесь на стульчики.

3.  «Кар – кар»

 - Ой, ребята, кто это? (дети отвечают – Каркуша).

Каркуша здоровается с каждым ребенком называя его по имени ласково.

Дети тоже здороваются с

Каркушей.

Основная часть.

Дермолексия.

Рефлексия.

Каждый новый день надо начинать с хорошим и весёлым настроением. (на экране картинки с лицами улыбающихся мультяшных детей). Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла, доброты, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Откройте свои глаза. Логопед (берёт зажжённую свечу). Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо. Давайте улыбнёмся и пожелаем всем хорошего настроения.

Ребята к нам в гости с речевой полянки прилетела «Каркуша» за помощью, чтобы научили её правильно произносить звуки. Давайте вспомним для того чтобы правильно произносить звуки мы должны тренировать язык и губы. Логопед задает вопрос. Для чего мы выполняем гимнастику для языка?

Ответы детей: Для того, чтобы он был сильным, подвижным и послушным.

Логопед: Сейчас сядьте удобно и приготовились выполнять гимнастику для языка. Выполним гимнастику для развития артикуляционной моторики (на экране показ артикуляционной гимнастики, дети вмести с логопедом выполняют ).

 «Язычок  проснулся  рано  утром.  Открыл окно (открыть  рот), проветрил  комнату,  сделал  гимнастику:  наклоны  направо,  налево (движения  языка). Закрыл окно (закрыть рот)  и  пошел  умываться. Почистил зубы (движения языком  по  верхним  зубам, по  нижним  зубам).  По полоскал  рот  (надувание  щек  поочередно).  И пошел готовить  завтрак. Замесил тесто (покусать середину языка). Испек блинчики (закусить широкий кончик  языка  4-5 раз)  и  съел  их с  вареньем  (жевательные  движения) .

Молодцы!

Логопед: «Каркуша» тебе понравилось, как ребята выполняли упражнения. Понравилось «Каркуше» очень!

Я предлагаю  «Каркуше»  и  вам  ребята   послушать  веселую  историю  про  «веселого  Язычка».  По завтракал  «Язычок»  и  решил  пойти  погулять. (все проводится в работе с многофункциональным пособием «Речевая полянка»).  Проходит  «Язычок»  мимо  домика  мишки  и  услышал   как  кто-тот  стонет «О-О-О».  Что  случилось?-  спросил   «Язычок».  Мишка  ответил:-  «Зуб  болит,  много  меду  утром  съел,  «О-О-О».  Грустная  у  мишки  получилась  песенка,  но  «Язычок»  молодец ,  отвел  мишку  к  врачу  и  зуб  мишке  вылечили.  «О!-О!-О!» -  радостно  запел  мишка!

Логопед.

  Какой  звук  произносил  мишка?  Звук  «О». Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком «О». Давайте вместе  произнесём звук  «О». Как вы думаете это звук длинный или короткий? Давайте проверим. Дети произносят звук «О». Когда вы произносили звук «О» вам мешали губы, язык? При произношении звука «О» язык и губы не мешают. Этот звук  поётся? Правильно этот звук можно петь, в его образовании участвует голос. Много лет назад вместо слово голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные». Звук «О» - гласный. Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало  и увидит, какое положение занимают губы и язык при произношении звука «О».  При  его  произношении  губы  имеют овальную форму,  язык    оттянут  назад,  кончик  языка  слегка  удален  от  нижних  резцов.  Показываю  символ  звука  «О» (символы по Ткаченко) и обозначается всегда красным цветом как губки. Посмотрите пожалуйста  перед вами  на речевой полянке растёт  волшебное дерево, на дереве символы –артикуляции гласных звуков. Покажите мне символ произношения гласного звука «О». Молодцы, он напоминает нам артикуляцию губ при произношении звука «О».

3. (Логаритмика) Встаньте  в  круг  и  произнесём  плавно  пропевая   звук  «о-о-о-о»,  сопровождая  плавными  движениями   рук.  В  верху  кисти  рук  соединились  и  получился  овал.  

Подойдите  к  песочнице  и  указательным  пальцем  правой  руки  нарисуйте  символ  звука  «о». А сейчас приготовьте свои волшебные листочки на которых вы будите писать букву «О» - (это выпрямленная ладонь левой руки), а волшебным карандашиком будет наш палец-указательный правой руки. ( Логопед контролирует правильное положение рук)

4.  Когда  у  мишки  болел  зуб,  как  он   произносил   звук  «о.о.о.о».  Правильно  грустно.   А  когда  мишка  вылечил  у  врача  зуб,   как  он  произносил  звук  «о.!о.!о.!о!.».   Правильно    весело.

Упражнение  « Измени  свой  голос». Использование ИКТ. Если выполняется задание правильно детьми. То на экране появляется мишка весёлый(прослушивается правильность ответа на презентации-голос мишки), если не точно выполняют дети задание логопеда, то на экране появляется грустный мишка (прослушивается правильность ответа на презентации- голос мишки).

Детям  предлагается  произнести  звук  «о»  перед  зеркалами  с  различной  интонацией.

  • Обычным  голосом.

  • Громко,  тихо.

  • Долго,  коротко.

  • Грустно  и  радостно.

5.  Физминутка.(использование логоритмики под музыку)

Мы  по  лесу  шли ,  шли  шишку  мишке  мы   нашли,  «О-О-О»  (дети  водят  хоровод ,  останавливаются,  руками   показывают  большой  овал  и  произносят   звук  «о»  ).  Снова  по лесу  пойдём  много  шишек  набирём,  будем  хоровод  водить,  громко  «о»  произносить  (дети  водят   хоровод  громко  произносят  звук  «о»  ).

Повторить  игру  и  произнести  звук  «о»  не  громко  а   тихо.

6.  А   сейчас   давайте  вместе  с  «Каркушей»   поиграем  в  игры. (игрушка –«Каркуша»

Игра:  « Хлопни  когда  услышишь».

Дети  хлопают  в  ладоши,  если  услышат  звук  «о»  среди  других  гласных  звуков.

Игра: «Спрячь слоги в ладошки». Дети  хлопают  в  ладоши,  если  услышат  слоги со звуком  «о»  среди  других  слогов.

Игра:  «Слушай  внимательно,  произноси  старательно».

Детям  предлагается  произнести  звук  «о»  столько  раз,  сколько  простучит  карандаш.

7.  Пальчиковая  гимнастика.

«Каркуша»  устала  и  предлагает  всем  вместе  поиграть  с  грецкими  орехами.

Упражнение  с  грецкими  орехами:

  •  Сжать  орех  в  правом  кулочке,  подержать  до  5,  положить  на  стол.
  •    Сжать  орех  в  левом  кулочке,  подержать  до  5,  положить  на  стол.

  • Покатать  орех  между  ладошками.

Логопед:

Какой  звук  слышится  в  слове  «орех».  Дети-« Звук  «О».

8.  Назовите слова  со  звуком   «О» в начале слова, в конце слова, в середине слова.

Игра с  мячом:     «Кто  больше?» Дети называют слова со звуком «О».

(овощи,  окно,  олень,   осёл,  озеро,  облако,  одежда,  обувь,   осень и тд).

9.  Игра:    «Один  много»     с  использованием ИКТ.(презентация на экране с правильным ответом), дети себя проверяют.

Я  буду  говорить  «один»,   а   вы  «много».

(Овощ -овощи,  окунь- окуни,  окно -окна,  озеро -озёра,  ослик –ослики и тд).

10. Рефлексия.  

С   каким  звуком  мы  познакомились  на  занятии.  Правильно  со  звуком  «О».   Давайте  попросим  «Каркушу»  произнести  правильно  звук  «О»  и  показать  символ   этого  звука и буквой О.  Молодец  «Каркуша»!   Давайте  попращаемся  с  «Каркушей»  и  пригласим   её  на  следующее  занятие.  

Ну, что Каркуша тебе пора отправляться в свой домик, а нам с ребятами в путешествие на волшебную поляну.

 - Подойдите ребята ко мне.

У нас по пути волшебный цветок, он должен нам указать путь. Выполняем упражнение первое. Смотрим и слушаем меня внимательно «Я произношу, выполняю движения, а вы повторяете за мной движения руками и языком».

(Сопряженная гимнастика «Цветок»)

А теперь вы смотрите и сами выполняете.

Логопед: «Вырос цветок на поляне (руки вверх и язык тянется вверх)  Утром весенним раскрыл лепестки (руки раскрываются и рот открывается)

Всем лепесткам красоту и питанье, дружно дают под землей корешки (руки опускаются вниз и язык опускается вниз).

Молодцы!

Логопед: Выполняем упражнение на дыхание. Подуем на лепестки. Вспомним правила дыхания. (Руку положили на грудь, плечики не поднимаем вдох глубокий, короткий, выдох через нос долгий,  непрерывный).  

Каждый ребенок дует на лепестки цветка по очереди. Молодцы!

 Логопед: Говорит слова: «Ты лети лепесток, через запад и восток, через север, через юг, укажи к полянке путь»! Вот мы и оказались на волшебной полянке.

1 слайд.

Логопед: Нас встречает принцесса Глас.

2 слайд.

(Говорит принцесса и произносятся звуки на экране).

3 слайд.

(Злой дракон съедает звуки).

Логопед: Что происходит принцесса Глас ответь нам?

3. Слайд.

(Принцесса Глас просит о помощи).

Логопед. Давайте поможем принцессе. Перед вами артикуляция гласных звуков. Слушаем:

А – теперь сами произнесите этот звук. Как рот открывается? Как выходит? Обведите губы указательным пальцем.

На что похожи губы?

Правильно на круг.

Логопед: Найдите на полянке артикуляцию звука (А).

И на крыльях какой бабочки он будет находиться? (На красной).

Потому – что гласные звуки каким цветом обозначаются (красным).

О –

У –

И –

Ы –

Логопед: Это символы артикуляции гласных звуков (положение губ при произношении гласных звуков).

Ребята, когда мы произносили гласные звуки воздух проходило как? (Свободно, легко). Мы, что можем пропеть. Гласные звуки называют (Поющими).

Логопед: Встаньте в кружок. Сейчас мы что пропоем? Звуки поют плавно, значит наши ручки будут двигаться тоже (Плавно).

 Фонетическая ритмика.

А – (руки кругом).

О – (руки овалом).

У – (руки вытягивают вперед)

И – (руки в сторону).

Ы – (руки  тянуться от нижней руки вниз)

4 слайд (не включается еще)

Молодцы! Мы помогли принцессе расколдовали и вернули гласные звуки.

Включается 4 слайд. Принцесса прощается.

Логопед: На волшебной полянке растет волшебное дерево, его нужно расколдовать.

Сейчас каждому из вас раздам карточки. На дереве схемы слов с согласными звуками. Вспомним правило, сколько в слове гласных, столько и слогов. Посмотрите внимательно на свои картинки и подберите к ним схему. (Дети называют слово, произносят его по слогам и тянут гласные звуки в слове и подбирают схемы). Молодцы!

Логопед: Наши звуки обозначаются буквами. А давайте мы их сейчас напечатаем на песочке в песочнице.

Я произношу звук, а ты мне напечатаешь букву, обозначающую этот звук. (Все дети по очереди) А, О, У, И, Ы

Логопед: Устали, давайте немного отдохнем. (Дермолексия). Вытяните руку вперед и покажите мне ладонь. (Глазки закрывайте, я вам напечатаю букву, а вы назовете звук обозначенной буквой).

(Логопед поочередно печатает на ладони буквы дети называют).

Логопед: понравилось? Поворачивайтесь спинками. (Логопед печатает на спинках детей буквы, а дети называют). Молодцы!

Логопед: Ну, а наше путешествие продолжается.

Бабочка синего цвета говорит нам о чем? Что синим цветом обозначаем, какие звуки? (Согласные, твердые). (Твердые как лобик). Покажите все (показывают лоб). Что означают колокольчики на крыльях бабочки? (Звуки бывают глухие и звонкие).

Как мы все проверяем глухие и звонкие звуки. Ладони к горлышку прижимаем и определяем. Звонит колокольчик в горлышке.

Проверяем звук (с) – глухой, (з) – звонкий.

Логопед: Сорвем звуковую ромашку с нашей полянки и выполним задание. Назови картинку и скажи, какой звук слышишь в начале слова.

- Какой это звук, расскажи о нем. (Дети делают характеристику звука)

Звук согласный твердый, (звонкий или глухой)

б –п (бочка, почка)

к –г (кочка, гора)

Молодцы!

Логопед: У твердого звука, с твердым характером есть братец мягкий, с мягким характером.

Бабочка зеленого цвета нам напоминает, сто согласные звуки у нас могут быть и мягкими. Давайте проверим, улыбнулись, щечка надулась и стала мягкой (потрогайте).

Логопед повторяет правило: Твердые согласные, как лобик, мягкие согласные, как щечка.

Давайте поиграем в игру, называется она «Найди братца». Я называю твердый звук, а вы мне мягкий.

п – пь, с-сь, к –кь ,

б –бь , з – зь ,д – дь,

Молодцы!

Логопед: А давайте мы с вами пробежимся по дорожкам логопедического конструктора. Я, называю твердый звук, вы за мной повторяйте и подушечками пальцев стучите по твердой поверхности (еще где?)

(Логопед называет твердые и мягкие звуки, а дети подушечками пальцев стучат по поверхности логопедического конструктора)

А сейчас называю мягкий звук, а вы повторяете и стучите пальчиками по мягкой поверхности.

Логопед: Давайте вспомним ребята, когда мы произносим согласные звуки, воздух выходит так же свободно, легко, как при  произношении гласных.

Отвечают дети: что встречаются преграды (язычок и губки).

Молодцы!

Логопед: А сейчас глазки закройте и постойте с закрытыми глазками.

Здравствуйте ребята, я-Фея волшебной поляны хочу поиграть  с вашими пальчиками (подходите ко мне).

(Правой рукой указательным пальцем загибаем пальцы на левой руке, поочередно, начиная с большого пальца).

С язычком мы поиграли.

На цветочек подышали.

Звуки мы по узнавали.

Дерево расколдовали.

Вот как много мы узнал!

Поменяли руки, указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке.

Логопед: Еще сложнее задание.

Выполняем движения правой и левой рукой. Вместе загибаем пальчики   правой и левой руки, начиная с большого. Молодцы. Хорошо играете с пальчиками. Для того, чтобы все произносили звуки чисто и правильно, необходимо чаще играть с пальчиками и язычком, тогда ваша речь будет красивая и грамотная.

Логопед: Ой, ребята, загляните под грибок и найдите кузовок. Посмотрите, что там под грибком. Корзина с подарками. А в корзине  медали, на них вам солнышко улыбается с нашей волшебной полянки.  А ещё сладкие шоколадки, чтобы вы росли здоровыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе "Утро куклы Маши"

Цель: способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры с использованием потешек.Программные задачи: Образовательные:- активизировать в речи детей слова: «умываться», «одеваться», «зав...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий   Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Собираем урожай"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе  "Собираем урожай"...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие на волшебную поляну звуков»

Закрепить артикуляцию гласных звуков и дифференциацию согласных звуков, с использованием здоровьесберегающих технологий....