Песочная терапия и её возможности в логопедической практике
консультация

Наталья Анатольевна Киреева

Песочная терапия и её возможности в логопедической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_gmo_logopedo_kireeva_2014_mo_pesochnaya.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Публичная презентация опыта работы учителя-логопеда Киреевой Натальи Анатольевны Песочная терапия и её возможности в логопедической практике. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» группы детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности.

Слайд 2

Песочная терапия и её возможности в логопедической практике.

Слайд 3

Игры на песке одна из естественной деятельности ребёнка. Использование игр с песком весьма эффективна. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и развивает моторику рук. Песочная терапия В «песочнице» создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. - Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям. - Игры с песком развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию. - Игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей.

Слайд 4

Влияние игр с песком на развитие ребенка - снимают мышечную напряжённость; - совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; - способствуют расширению словарного запаса; - помогают освоить навыки звуко -слогового анализа и синтеза; - позволяют развивать фонематический слух и восприятие; - способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; - помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; - повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

Слайд 5

Что нужно для работы с песком дополнительно используют бросовый природный материал – короткие веточки, шишки. косточки плодов, пуговки, счетные палочки и другое.

Слайд 6

Чтоб работу нам начать, Я должна вам рассказать Правила песочной страны, Которые все соблюдать мы должны! Правила: Песок мы не бросаем. Друг друга не кусаем. Не спорим, не толкаемся. А делом занимаемся. Правила работы с песком.

Слайд 7

Развитие диафрагмального дыхания. Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующему правилу: «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Вдыхай медленно и плавно». - «Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой. Игровые моменты: «Набирай воздух через нос». «Выровняй дорогу». «Что под песком». «Помоги зайцу». «Дорога к другу». «Секрет». «Буря».

Слайд 8

«Лошадка». «Индюки». «Качели». «Часики». «Накажи непослушный язычок». Артикуляционные упражнения. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Работа организуется следующим образом. - Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. - Показывает его выполнение. - Упражнение делает ребенок, а логопед контролирует выполнение.

Слайд 9

Регуляция мышечного тонуса и совершенствование мелкой моторики. Положи теперь, дружок, Руки прямо на песок, Ну – ка, раз и два! Закрывай скорей глаза!

Слайд 10

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Обычно используются игры по креативной терапии: - По скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; - «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; - создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук; - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно. Далее можно группировать пальцы по два, три, четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Слайд 11

«Сухой бассейн». Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн». Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует: - нормализации мышечного тонуса; - стимуляции тактильных ощущений; - увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; - формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Слайд 12

«Спрячь ручки». «Два моря» (устанавливается перегородка песка на две части). «Два города». Развитие фонематического слуха. Задание: Если ты услышишь звук [ Ш ] , спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей. (логопед произносит согласные звуки, ребёнок выполняет соответствующие движения).

Слайд 13

«Сильный моторчик». (звук Р) «Слабый моторчик». (звук Р) «Горочка». (звук С) «Дорожка». (звуки, слоги) «Совпадение». (звук Ш) Автоматизация звуков. Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике по звукопроизношению стать более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Слайд 14

Автоматизация изолированных звуков Задание: Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш - «Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук, насыпая горку и др. задания.

Слайд 15

Автоматизация и дифференциация звуков в слоге Задание: Из листочков построй дорожку на песке. Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй « сва-сво-сву », « сма-смы-смо », « ску-ско-ска » и т.д. А теперь из камушков и ракушек построй дорожку на песке. Шагай по ней и повторяй « шка-шко-шку », « шма-шмы-шмо », « што-шту-шта » и пр. (можно повторять слоги с оппозиционными звуками « сма-шма », « шка-ска », « сву -шву» и т.д.)

Слайд 16

Автоматизация и дифференциация звуков в слове Задание: В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [ С ] и [ Ш ] произноси правильно. Разложи игрушки к картинкам - со звуком [ С ] к «насосу», со звуком [ Ш ] к «шарику»

Слайд 17

Автоматизация и дифференциация звуков во фразе Задание: Из палочек, камешков, ракушек в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [ С ] (Соня, Саша, Света). Соня нарисовала воздушный шар /мышь/. Возьми палочку и нари - суй на песке справа вни - зу от Сони свой воздуш - ный шар /мышь/. Приду- май предложение про Соню и воздушный шар (Соня купила воздушный шар. Соня надула воздуш - ный шар. и т.д.)

Слайд 18

«Исправь ошибку». «Раздели слово на слоги» и др. задания Формирование слоговой структуры слова. - «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, затем придумывает слово, слоги которого соответствуют количеству полосок.

Слайд 19

«Сложные слова». «Родные слова». «Я делал – я сделал». Словарная работа.

Слайд 20

«Машина»: - Предлоги от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед; - Приставочные глаголы приехал, отъехал, подъехал, переехал, уехал. «Чего не стало». «Подбери слово». Совершенствование грамматического строя речи.

Слайд 21

«Напиши на песке» Буквы Слоги Слова «Отгадай задуманное и написанное слово » Обучение грамоте.

Слайд 22

«Дорисуй картинку и составь предложение». «Начни предложение». «Друзья». «Что случилось?» «Две игрушки». Связная речь. При рисовании песочной картинки можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. Например: - «Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед заканчивает фразу.

Слайд 23

На песке дети чертят схемы слов и предложений разной степени сложности. Звуковой анализ слова и предложения.

Слайд 24

«Напечатай буквы» «Дорисуй элементы букв» «Напечатай слово» «Угадай букву?» «Какой буквы не хватает?» Профилактика дисграфии.

Слайд 25

Постепенно дети накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность, я работаю над речью ребенка .А как хорошо фантазировать вместе! Погружая руки в песок, находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались. Или, медленно шевеля руками, изменить ровную поверхность песка, представляя, что мы в горах или лесу, в море или на другой планете. Песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры, и геометрически фигуры. Это усиливает положительное отношение ребенка к занятиям, позволяет чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы. Играя с детьми в песке, я пользуюсь предметами разной фактуры различной фактуры. Это развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Опыт работы показа Использование песочной терапии дает положительные результаты: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - ребенок чувствует себя более успешным; - на занятии нет места монотонности и скуке

Слайд 26

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим мы зелёной краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленький набор Возьмем в игру… Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу!

Слайд 27

Терпение и творчество, Упорство и победа – Вот главные этапы В работе логопеда!

Слайд 28

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...

Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка....

«Песочная терапия в работе с обучающимися начальной школы» - практико-значимый проект

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙШКОЛЫ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО ОЦЕНКАМ ВОЗ (ДЕКАБРЬ 2013Г.) ПРИМЕРНО У 20% ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МИРЕИМЕ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии....

Песочная терапия на логопедических занятиях

Песочная терапия успешно применяется на логопедических занятиях. Игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы. Занятия песочной терапией помогают ...

Приказ 03.04.2019 № 35-в О проведении семинара-практикума «Миофункцональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике»

Семинар-практикум «Миофункцональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике»...

Протокол № 3 от 12.04.2019 г Заседание городского методического объединения учителей - логопедов, дефектологов. Тема: "Миофункциональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике"

Выступала на городском методическом объединения учителей -логопедов. Тема: "Миофункциональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике"...