Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем с детьми»
консультация

Наталья Анатольевна Киреева

Вовлечения родителей в образовательную деятельность,  обучения их приемам логопедической работы.  Цель данного мероприятия: научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для профилактики дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_s_detmi.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

Конспект логопедического семинара-практикума для родителей

детей подготовительной к школе группы

«Давайте поиграем с детьми»

Составила учитель-логопед: Киреева Н.А

г.Югорск

Основная часть

Цель.

Научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для профилактики дисграфии.

Задачи.

  • Повышение компетентность и знания родителей о речевых нарушениях.
  • Формирование навыков и умений проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга.
  • Совершенствование форм родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для профилактики дисграфии у детей.

Оборудование и материалы: несколько столов, расставленных полукругом в середине кабинета, компьютер, проектор, презентация к занятию, бейджи для каждого участника группы с именем и отчеством, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки или фломастеры, бланки с напечатанным текстом по количеству участников, мяч, газетные листы, клубок пряжи, песочные часы, призы.

Ход мероприятия

  1. Вводная часть.

Приветствие и представление (упражнение «Имя»)

Логопед. Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.

Педагог называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Ольга Игоревна –

оптимистичная, искренняя». Затем каждый участник называет свое имя и подбирает слова для своей характеристики.

  1. Основная часть

Логопед. Готовность ребенка к обучению в школе во многом зависит от уровня сформированности фонематической стороны речи. Фонематический слух – это способность выделять, различать звуки родного языка (гласные от согласных, мягкие от твердых). Умение осуществлять и анализировать звуки речи (находить первый и последний звук в слове, определять все звуки по порядку). Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу и синтезу слов. При недоразвитии фонематического слуха многие предлоги и безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми. Вследствие недоразвития фонематического слуха и восприятия обязательно повлечет за собой нарушение письма в школе.

Сегодня наша встреча будет посвящена играм, направленным на развитие фонематического слуха.  Все дети очень любят играть. Игра является частью детства, непременным его атрибутом. Этот вид деятельности доступен как дошкольникам, так и младшим школьникам. Игра доставляет ребенку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям, способствует переключению внимания. 

Определить, сформирован ли у вашего малыша фонематический слух, лучше до начала обучения чтению и письму, поскольку потом ошибки станут более явными. Ведь практически весь процесс обучения грамоте основывается на умении анализировать звуки в словах. «Неправильное» побуквенное и послоговое чтение, ошибки при письме – все это может иметь в своей основе недостаток развития фонематического слуха. Дальше к этим минусам могут присоединиться проблемы психологического характера: делая частые и систематические ошибки, ребенок будет получать плохие оценки, что приведет к негативному отношению к учебе и к школе вообще. 

Но даже если фонематический слух вашего ребенка развит по возрасту, устные игры для его дополнительной тренировки окажут ребенку значительную помощь в дальнейшей учебе. Учителя нередко говорят, что они сразу видят в классе ребят, с которыми в дошкольном возрасте много играли в разнообразные устные фонетические игры. Такие дети хорошо и быстро различают фонемы, имеют высокую скорость чтения, лучше понимают, а значит, и усваивают на слух, грамотность их письма обычно выше, чем у сверстников, да и освоение иностранных языков дается им значительно легче.

Первая игра, с которой я предлагаю вам ознакомиться, называется

«Путешествие», она способствует развитию звукового анализа, внимания, мышления, памяти.

Логопед: «Предлагаю вам отправиться в путешествие. Наш корабль отправляется в круиз, в Индию. С собой в дорогу мы можем взять только те предметы, названия которых начинаются на звук К». Первый начинает и говорит: «Берем кошку!», другой: «Кактусы!», «Кастрюли!»... Если слов на этот звук уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, словами на звук «Р».

Логопед. Давайте обсудим условия выполнения данной игры, что вызвало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры.

Рекомендации по проведению игры

Игру можно усложнить, ограничив во времени. Для этого необходимо договориться о периоде времени, в течение которого игроки будут называть слова. За каждое правильно названное слово участник берет фишку.

В конце игры определяется победитель.

Следующая игра - «Цепочка».  В руках у педагога мяч. Участникам игры предлагается встать в круг.

Игра развивает умение представлять графическое выражение слова, развивает звуко-буквенный анализ и синтез, внимание, мышление, память.

Оборудование. Мяч

Педагог  называет первое слово и передает мяч родителю, прочитав такое стихотворение:

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передается от родителя к родителю. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего  (весна – автобус – слон – нос – сова…).

Рекомендации по проведению игры

Слова для игры можно подбирать на последнюю букву предыдущего слова, на предпоследнюю букву слова и т.д. Можно подбирать слова на последний слог, который будет началом следующего слова.

В игре могут участвовать два и более человек.

Если в игре участвуют два человека, мяч передается от игрока к ведущему. Если принимают участие несколько человек – мяч можно передавать от каждого игрока к ведущему или начать с ведущего и передавать мяч от игрока к игроку.

В конце игры можно вручить каждому игроку приз.

После того как дети научились выделять первый и последний звук учим их слышать и находить звуки в середине слова, а так же определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. Поможет нам в этом игра «Дом звуков».

Логопед. «На слайде изображен дом. В этом доме три комнаты, в каждой комнате есть окно. В доме живет слово «кот». Все звуки слова «спят» отдельно. Какой звук будет спать в первой комнате? Давайте позовем его спать!». Родитель: «КККК», кладем в первое окошко фишку синего цвета (К - согласный, твердый). «Теперь позовем следующий звук - ООО», кладем во второе окошко красную фишку (О - гласный), аналогично зовем последний звук Т, кладем синюю фишку в третье окошко (Т – твердый согласный).

Рекомендации по проведению игры

Если ребенок «теряет» гласный звук «О», и вторым укладывает «Т», удивитесь: «Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет КО-О-О-О-Т».

Игру можно усложнить, предложив слова из 4-5 звуков. Можно «расселить» в домики животных, «сложить» на хранение продукты, одежду, мебель.

Одновременно со звуковыми играми знакомим ребенка с буквами. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

  • написать букву в воздухе, на столе;
  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
  • вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
  • вылепить из пластилина, теста;
  • написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

Для развития зрительного внимания, закрепления знания образа букв можно использовать упражнение «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна газета, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Педагог раздает участникам газетные листы со статьей и фломастеры.

Логопед. Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 5 минут необходимо зачеркнуть в тексте все буквы О.

По истечении 5минут педагог говорит: «Стоп» — и предлагает всем подсчитать количество зачеркнутых букв и назвать число. Победителю вручается приз.

Логопед. Давайте обсудим условия выполнения данной игры, что вызвало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры.

Рекомендации по проведению игры «Корректурная правка» следующие.

Необходимо заранее подобрать текст из газет и журналов по количеству игроков, разложить листы и ручки перед игроками.

Текст должен состоять из простых слов и нескольких абзацев с хорошо читаемым шрифтом.

Необходимо договориться о периоде времени, в течение которого игроки будут зачеркивать буквы в тексте (например, не дольше двух минут).

По секундомеру (будильнику или песочным часам) все зачеркивают загаданную букву в незнакомом тексте.

После каждой игры подсчитывается количество найденных букв за данное время и определяется победитель.

Для новой игры выбирается другая буква, условия остаются прежними, предлагается другой текст. Игра проводится 3—4 раза, победителю присуждается приз (например, конфета).

Начать игру нужно с одной буквы, например А. Затем О, далее — согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.

Через 5—6 дней таких занятий можно перейти к зачеркиванию двух букв, при этом одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.

  1. Заключительная часть

В заключении хочу напомнить, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, дает ему первые навыки и умения. Я призываю вас к сотрудничеству. Только совместными усилиями родителей, логопеда и воспитателей мы сможем решить любые проблемы в развитии и обучении ребенка.

Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось свое мнение по поводу нашего занятия.

Рефлексивный лист

Уважаемый родитель!

Прошу Вас помочь в изучении эффективности проведенного мероприятия, оцените его организацию по 5-бальной шкале.

Актуальность: (необходимость, полезность)                                     1 2 3 4 5

Организационная сторона: (активность, последовательность)           1 2 3 4 5

Форма проведения: (целесообразность, оптимальность)                   1 2 3 4 5

Значимость теоретической части: (доступность изложения)           1 2 3 4 5

Значимость практической части: (возможность применения)           1 2 3 4 5

Напишите короткий отзыв ___________________________________________________

Благодарю за сотрудничество!

Логопед. Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!

Мероприятие организованно в соответствии с установленными требованиями к родительскому собранию. Родительское собрание выстроено в определенной последовательности, каждый этап предполагает выполнение определенных задач. При организации данного мероприятия учитывались принципы сотрудничества между родителями и логопедом, постепенного вовлечения родителей в образовательный процесс.

  1. Предварительная работа.

С целью выявления трудностей у родителей в вопросах речевого воспитания

детей, уровня их педагогической грамотности, интересов, потребностей, а так же для определения перспектив в работе с родителями на учебный год  использовала информационно-аналитический метод - анкетирование.

  1. Вводная часть.

С целью приветствия и представления всех участников практикума была организована игра «Имя».

  1. Основная часть.

 Теоретическая часть. 

С целью повышения уровня компетентности родителей, ознакомления их с основными понятиями, раскрывающими проблему развития фонематического слуха и восприятия, выступила с сообщением, сопровождаемое презентацией по теме «Влияние фонематического слуха на школьное обучение».

Практическая часть.

С целью обучения родителей проведению специальных игр, направленных на развитие фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, познакомила с содержанием и правилами игр, а так же показала их на практике.

  1. С целью выяснения отношения родителей к проведенному собранию,

подготовила рефлексивные листы  для оценки и пожеланий родителей.

Изучив рефлексивные листы, сделала вывод, что в ходе практических действий родители пополнили собственный опыт организации игры с ребенком дома,  предложенные игры были полезными, особенно ценна практическая работа. Родители убедились, что ребенку можно помочь, даже не обладая какими-то особенными знаниями.

Исходя из проведенного мероприятия, можно сделать вывод, что такая форма проведения родительского собрания позволила:

  • повысить активность и сознательность родителей в совместной с логопедом деятельности по коррекции речевых нарушений;
  • стать активным участником процесса воспитания и обучения ребенка.


Приложение 1

Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»

(для определения уровня компетентности родителей

в вопросах речевого развития детей).

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

1. Фамилия, имя ребенка .............................................................................................

Ф.И.О. родителя .........................................................................................................

2. Дата рождения ребёнка ...........................................................................................

3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?

................................................................................................................................

4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

................................................................................................................................

5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 6-7 лет) (да, нет)

................................................................................................................................

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?

................................................................................................................................

7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, логопед)

................................................................................................................................

8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?

...............................................................................................................................

9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)

................................................................................................................................

10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)

................................................................................................................................

11. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, воспитателя)

................................................................................................................................

12. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие фонематических процессов;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие лексики;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики:
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие психических процессов.

13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед в детском саду:

  • формирование правильного звукопроизношения
  • коррекция нарушений устной речи

14. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?)

................................................................................................................................

................................................................................................................................

15. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)

................................................................................................................................

16. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к воспитанникам, посещающим логопедические занятия.

................................................................................................................................

17. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация)
..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Дата .............................................                                        Подпись родителя: ..............................................

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

«Диагностика удовлетворенности  родителей в общении с педагогами».

(анкета для родителей)

  1. Считаете ли Вы  необходимой совместную работу  д/с и семьи?    
  2. Какие проблемы в развитии речи ребенка Вы хотели бы обсудить с логопедом ДОУ?
  3. Испытываете ли Вы трудности в  общения  логопедом?
  4. Каковы причины этих трудностей:
  • недостаток знаний
  • неумение вступать в диалог
  • излишняя застенчивость, робость
  • непонимание логопеда
  • другие
  1. Пожелания логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по английскому языку в подготовительной к школе группе по теме "My body" ("Мое тело").

Закрепление и активация лексики по теме "Мое тело", дидактические игры, физкультминутки, песни....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня

Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих  подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну сказок".

Сказочница Василиса помогает Аленушке найти братца Иванушку, путешествуя по сказкам. Каждая сказка представлена различными видами кукольного театра. В конце занятия дети-артисты представляют своих кук...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: "Дорожные знаки"

Активизация словаря: светофор, сигнал, дорожный знак, предупреждающий знак, запрещающий знак, пешеходный переход, пункт питания, телефон, пункт медицинской помощи, место остановки автобуса, железнодо...

"Оркестры разные бывают" конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Конспект НОД по образовательной области "Музыка"  "Оркестры разные бывают" для детей подготовительной к школе группы....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"

Занятие направлено на знакомство  со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе с ЗПР

Вашему вниманию представлен конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе...