Конспект индивидуального логопедического занятия. Развитие речи обучающегося с РАС.
план-конспект

Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся 1 класса школы VIII вида, второй год обучения, пролонгированные сроки. Развитие речи обучающегося с РАС. Лексическая тема: «Домашние птицы». Тип занятия: закрепление (отработка речевых навыков).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – КОНСПЕКТ УРОКА

Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся 1 класса, второй год обучения, пролонгированные сроки. Развитие речи обучающегося с РАС.

Дата: 03.03.2020 г.

Учитель-логопед: Дмитриева О.Ю.

Лексическая тема: «Домашние птицы».

Тип занятия: закрепление (отработка речевых навыков).

Цель: вызывание речи у обучающегося с РДА, создание условий для речевой активности.

Образовательные:

- закреплять знание гласных звуков;
- развивать навык слогового чтения.

Развивающие:

- развивать артикуляционную и тонкую моторику;

- работать над высотой и громкостью речи;

- стимулировать речевую активность;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;

- активизировать и пополнять словарный запас по лексической теме;

- формировать навыки слогового осознанного чтения;

- учить ориентироваться на доске (следить глазами, находить нужное на доске).

Коррекционные:

- учить чёткому проговариванию (артикулированию) звуков, соблюдать звуко-слоговую структуру слова.

Индивидуальные задачи работы с учащимся с РАС:

- учить самостоятельно готовиться к занятию, опираясь на визуальные подсказки;

- учить выполнению задания, опираясь на речевую инструкцию педагога, с опорой на визуальные подсказки;

- учить выполнению задания самостоятельно и доделывать его до конца;

- учить самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с предложенным алгоритмом действий.

Планируемые результаты:

Базовые учебные действия:

Личностные:

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий.

Предметные:

- владеть мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- уметь играть в игру с общими правилами;

- уметь наблюдать и анализировать;

- уметь отвечать на вопрос.

Личностные:

-осознание себя, как ученика;                                                                         -положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

- вступать  в контакт с учителем, учиться взаимодействовать, обращаться за помощью;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Регулятивные:    

 - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                            

Познавательные:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;                

- делать обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Межпредметные связи: чтение, мир природы и человека.

Ресурсы для учителя:

  • рабочая программа
  • мини-доска, магниты
  • предметные и сюжетные картинки.

Ресурсы для учащихся:

  • картинка-пазл (ребенку выдается один фрагмент после успешного выполнения задания)
  • настольное зеркало, карточки для арт.гимнастики
  • «Гномики-звукарики»
  • мячик-«ёжик» для самомассажа
  • табличка со смайликами для оценивания себя в конце занятия, 2 фишки.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

  1. Орг.момент. Настрой на работу. Постановка учебной задачи (пазлы)

- Сегодня на занятии мы будем вспоминать домашних птиц. В конце занятия ты оценишь сам свою работу. За каждое правильно выполненное задание ты будешь получать часть пазла – а в конце занятия соберешь картинку.

  • учащийся настраивается на занятие.
  1. Арт. гимнастика (зеркало, карточки)

Выполнение статических и динамических арт. упражнений для активизации и укрепления мышц арт. аппарата.

  • выполняет упр. по подражанию, по инструкции (с опорой на наглядность).
  1. Пропевание гласных и звукосочетаний (Гномики гласных звуков)

Пропевание гласных и звукосочетаний с гласными ау, уа, ои, ио, эу, уэ

  • учащийся произносит звукосочетания и звукоподражания, стараясь чётко артикулировать, широко открывать рот, ориентируясь на пособие «Гномики».
  1. Работа над мелкой моторикой («ёжик»)

Выполнение упражнений по самомассажу и стимуляции пальцев и ладоней, развитию мышечной силы кистей рук.

  • учащийся выполняет упражнения по инструкции, по подражанию.
  1. Игра «4-й лишний»

- На доске 4 картинки. Одна лишняя. Какая? Почему? (среди домашних птиц – на одной картинке не птица)

(Игра повторяется несколько раз).

  • находит лишнюю картинку
  1. Игра «Собери семейку» (папа, мама, детеныш) на магнитной доске.

- Рассмотри изображения птиц. Собери семейку: папу, маму, детеныша.

(Учитель проговаривает названия птиц, стимулируя ребенка повторить).

  • Собирает картинки, повторяет названия птиц.
  1. Активизация речевой деятельности, игра «Кто как голос подает?»

- Рассмотри картинку. Какая домашняя птица изображена? Как она «разговаривает» (подает голос)?

- Каким голосом «говорит» папа? Мама? Детеныш?

  • произносит звукоподражания.
  • ребенок, подражая учителю, изменяет высоту голоса.
  1. Формирование навыков чтения – чтение по карточкам названий птиц.

- Прочитай названия птиц. Найди эту птицу на картинке.

  • читает по слогам названия птиц
  1. Закрепление темы на сюжетной картине «Птичий двор».

- Каких птиц ты узнаёшь на картине? Покажи, назови. Что они делают?

(Учитель проговаривает, что изображено на картине, стимулирует ребенка к речевой деятельности).

  • Рассматривает вместе с учителем картину, отвечает на вопросы.
  1. Итоги, рефлексия (пособие со смайликами, 2 фишки)

- Собери из полученных пазлов картинку. Что получилось? (сказка «Курочка Ряба») Какая птица есть в этой сказке? (курица)

- Оцени свою работу. Какой смайлик ты выбираешь? А я выбираю этот. Посмотри, совпали наши оценки?

  • собирает пазл, рассматривает, отвечает на вопросы (или повторяет ответы за учителем).
  • оценивает продуктивность своей деятельности на занятии.

Самоанализ

Достижения:

Сложности:

Предложения:

Учащийся плодотворно работал, старался выполнять задания. В целом цель и задачи урока достигнуты.

Учащемуся трудно отвечать на вопросы, предпочитает выполнять задания молча или пользоваться жестами, требуется постоянная стимуляции к речевой продукции, постоянное поощрение.

На последующих занятиях необходимо продолжить работу по формированию и активизации экспрессивной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи с обучающейся 1 класса с ОВЗ. Самоанализ.

Конспект логопедического занятия по теме: «Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы»...

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...

Реализация ФГОС О УО: конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 2-ого года обучения с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, СНР)

Коррекционная работа по формированию предложно–падежных конструкций  у детей с выраженной тепенью умственной отсталостью (ТМНР, СНР) осуществляется, как и для детей с нормальным р...

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха и восприятия для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости РАС и ТМНР

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха и восприятия для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости РАС и ТМНР...

Индивидуальное логопедическое занятие. Развитие речи

Индивидуальное логопедическое занятие "Развитие речи"...