Рекомендации тифлопедагога.
методическая разработка (8 класс)

Чердонов Руслан Александрович

 Социально – бытовая адаптация для слепых и слабовидящих детей на примере жилого помещения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации тифлопедагога: социально – бытовая адаптация для слепых и слабовидящих детей на примере жилого помещения
Как обустроить квартиру красиво, уютно, тепло, функционально? Все это очень важно, но для незрячего человека в своем жилом помещении важны другие качества: удобство, простота и безопасность. В отличии от жилища обычного человека, в жилище незрячего существует ряд правил и способов сделать жизнь удобнее, не подвергая ее риску и опасности. 
В каждой квартире существует несколько зон: зона приготовления и потребления пищи (кухня); зона комфорта и приема гостей (гостиная – спальня); рабочая зона; гардеробная, а также гигиеническая зона. Разберем на примере каждой зоны расположение предметов таким образом, чтобы было удобно незрячему человеку и эстетически привлекательно для зрячих гостей. 
Кухня. Большинство людей проводят на кухне минимум 3 часа в сутки. В это время входит как приготовление пищи, так и ее употребление и уборка посуды. Первым правилом для незрячего человека является ПОРЯДОК, а также понятие «места». Что же это такое и почему это так важно? В голове незрячего человека отображается своего рода карта помещения, с помощью которой он ориентируется в нем, находит предметы и вещи, расположенные в комнате. Именно поэтому первым правилом жизни незрячего человека является правило порядка, а людям, которые пришли в гости к незрячему человеку не следует перекладывать вещи по собственному усмотрению, без предупреждения незрячего, так как это может повлиять на удобство проживания незрячего человека. С самого раннего возраста следует приучать ребенка, страдающего от болезни глаз, не разбрасывать провода, всегда закрывать за собой дверцы шкафов, не ставить на край рабочих плоскостей посуду и уж тем более включенные в розетку электрические приборы (кофеварка, кофемолка, чайник). В рабочем пространстве кухни все должно быть расположено максимально компактно, во избежание больших перемещений по нему. Стоит отметить, что в наше время существует огромное количество средств, облегчающих быт незрячего человека, начиная от ножей с дозаторами, заканчивая специальными программами на смартфонах, позволяющими прочесть этикетки. Поверхность стола в идеале своем, должна быть плоской, и ни в коем случае не стеклянной и не керамической, во избежание его разлома или растрескивания в результате падения кухонной утвари на него и нанесение травм незрячему человеку. 
Зона комфорта (гостиная – спальня). Здесь должны царить комфорт и безопасность. Лучше всего постелить на пол ковер, избегать острых углов в мебели, иметь большое количество шкафчиков и полочек, в которых бы у каждой вещи было свое, отдельное место. Отдельной строкой хотелось бы коснуться освещения пространства. Не смотря на то, что человек может быть незрячим, освещение комнат должно быть не меньше 400 люкс. Если у человека сохранилось остаточное зрение, это поможет ему сохранить зрение на данном уровне. Электрические розетки и выключатели не стоит располагать слишком высоко или слишком низко по отношению к росту незрячего. Идеальная высота для выключателей 100 – 120 см. от пола. 
Рабочая зона. Рабочая зона незрячего человека, так как он проводит здесь большое количество времени, должна быть максимально удобной. Ее не должно ничего загромождать, необходимы ячейки для хранения мелких предметов, удобная рабочая плоскость стола, в идеале огражденная барьерами, во избежание скатывания и спадания с нее предметов. Если человек работает за компьютером, клавиатура и мышь должны быть хорошо тактильно ощущаемы. Если человек живет не один, то при использовании озвучиваемых программ необходимо использование наушников, во избежание раздражения домочадцев. Но не забывайте о том, что как и везде, ключевое слово это порядок. 
Гардеробная. В гардеробной необходимо наличие крючков, а также плательного шкафа, в котором могла бы храниться как летняя, так и зимняя одежда, обувь и прочее. Остро необходимо наличие плечиков. В отдельном ящике, в четком соответствии со знанием незрячего человека, должны находиться средства для ухода за одеждой. Так же необходимо наличие зеркала (для гостей). Необходимо наличие посадочного места для удобства съема и надевания обуви, а также лопатка, которая будет лежать в четко отведенном для нее месте. 
Гигиеническая комната. Это помещение является источником повышенной опасности. В связи с тем, что там находятся химические и чистящие средства, а также косметика и парфюмерия. Необходимо четкое разграничение средств для уборки дома от шампуней, гигиенических средств и т.д. лучше всего, разместить их в разные места, во избежание путаницы и негативных последствий. Для незрячего человека лучше не иметь розеток в ванной комнате. Стоит также отметить, что во избежание лишних травм, в ванной необходимо наличие нескользящего пола и коврика рядом с ванной. Наличие четкого места для полотенец и т.д. является залогом спокойной жизни. Лучше всего иметь мыло с дозатором.
Отдельным и важным пунктом является электрические приборы, помогающие в быту незрячему человеку: стиральные машины, кухонные плиты, чайники, телевизоры – все это является важной частью каждого жилища. Но слабовидящему человеку бывает сложно в них разобраться самостоятельно. И тут на помощь ему могут прийти зрячие домочадцы, а если таковых не наблюдается, то можно написать памятку по Брайлю с четким алгоритмом действий для совершения того или иного действия с электроприбором. 
При соблюдении этих несложных правил можно облегчить быт и гармонично устроить жилое пространство незрячего человека, минимизируя его зрительный дефект. 
Составили: Чердонов Р. А.
Чердонова Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционно-методической работы тифлопедагога

Перспективный план  коррекционно-методической работы тифлопедагога на учебный год      ...

Выступление на педагогическом совете: «Подготовка детей с нарушением зрения к предметному рисованию на занятиях тифлопедагога» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете: «Подготовка детей с нарушением зрения к предметному рисованию на занятиях тифлопедагога» (из опыта работы)...

Публикация "Из опыта работы тифлопедагога" в методическом пособии "Несущие свет"

В методическом пособии "Несущие свет", выпущенном ГКОУ СКОШИ № 62 III - IV вида г. Улан - Удэ имеется моя публикация "Из опыта работы тифлопедагога: обучение приемам коммуникации детей с нарушениями з...

Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания.

Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками,имеющими тяжелую зрительную патологиюи сопутствующие заболевания....

Перспективное планирование коррекционных задач тифлопедагога в старшем дошкольном возрасте.

Перспективное планирование предметных и социально-коммуникативных компетенций, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, тактильного восприятия и мелкой мотоорики в старшем дошкольном воз...

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

Календарно - тематическое планирование тифлопедагога в младшей группе

Планирование тифлопедагога по темам в младшей группе...