Как помочь ребёнку стать грамотным
консультация

                Как помочь ребёнку стать грамотным

Могут ли все дети быть грамотными? Конечно, нет. Однако уже сейчас в старшем дошкольном возрасте мы можем предупредить или смягчить некоторые трудности, заложить основы грамотного письма будущего школьника.

Грамотно пишет ребёнок, который приобрёл обширный речевой опыт правильного употребления приставок и суффиксов родного языка, имеет достаточный языковой материал для того, чтобы уметь обобщать его в речи. К примеру, многократное употребление существительных с суффиксом -ик- подводит ребёнка с пониманию значения этого суффикса, как уменьшительно-ласкательного (кубик, домик, столик, ротик). Научившись слышать этот суффикс (как часть слова) в словах, понимая значение слов с этим суффиксом, в школе ребёнку только остаётся запомнить, что в этом суффиксе пишется буква «и». Или, к примеру, ребёнок, чётко усвоивший и легко называющий слова трава, травка, травинка, травушка, не затрудняется в поиске проверочного слова, а значит, не напишет в корне этого слова букву «о». Точно так же правописание безударных гласных в разных частях слова, звонких и глухих парных согласных опирается на речевой опыт ребёнка, приобретённый им до школы.

Простые игры и упражнения помогут предупредить возможные     трудности.

           «Как живут слова»   Расскажите, что слова, как и люди, живут семьями. Предложите вместе с вами назвать, какие слова живут вместе со словом дом (домик, домище, домашний, бездомный). Ребёнок, хорошо владеющий приёмами словообразования (а именно этому учат подобные игры), значительно грамотнее будет писать в школе. Определите с ребёнком какое-либо качество встреченного по пути животного (или персонажа мультфильма). Предложите придумать этому животному кличку или персонажу новое имя (в соответствии с подмеченным признаком). К примеру, шаловливый щенок может стать Шалуном, а пушистый котенок — Пушком или Пушистиком. Это привлечёт внимание ребёнка к звучанию родственных слов, научит вслушиваться в названия.

 

              «Коробок»   Придумывание слов, оканчивающихся суффиксом -ок-. Вот коробок, Клади в него всё, что на -ок- (глазок, молоток, платок, колосок, волосок, голосок, поясок и т.д.)

              «Придумай слова»   Ребёнку предлагают придумать слова с заданным сочетанием звуков. Же-
лательно брать сочетания с типичными для русского языка приставками и суф-
фиксами.

         -ик — домик, столик, тортик, глазик, носик, кубик, листик, хвостик;

  -ник — дворник, подоконник, подснежник, сапожник, печник, речник:

 -ышк — гнёздышко, стёклышко, перышко, солнышко,  зернышко;

 
-инк — травинка, крупинка, росинка, пушинка, снежинка, - соринка.

Также большим подспорьем первокласснику будет знание слов, в кото-
рых есть сочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу». Поэтому полезно припоминать
слова на каждый из этих слогов в отдельности, а также парами. Это закрепит в
памяти ребёнка пару написаний, подчиняющихся единому правилу, и сами сло-
ва, в которых пишутся эти сочетания.

 

       «Акварель» Расскажите ребёнку о том, что при рисовании акварельными красками
изображение получается размытым, как бы прозрачным. Представим, что у нас
акварельные краски. Разведём их водой. Была синяя книга — получилась синева-
тая
, была красная — получилась красноватая. А теперь будем ими рисовать. И
картина тоже получится как бы размытой, прозрачной: желтоватое солнышко,
зеленоватый лес, темноватые стволы деревьев. И т.д. Можно брать любые при-
лагательные и образовывать от них слова.

 

Научите ребёнка «чувствовать» предлоги в потоке звучащей речи. Тогда
он скорее научится писать предлог отдельно от других слов. Предложите по
пути из детского сада назвать, что на чём: снег на крыше, кошка на дереве, ста-
рушка на лавке, девочка на качелях.
Так же можно поискать, что рядом, около,
за, перед, над, под.

 

       Однократного использования этих игр мало. Только систематические
упражнения бывают действенными. Возьмите за правило каждый день выпол-
нять одно упражнение. Ребёнок, соскучившийся по родителям за день, с удо-
вольствием примет правила игры
.               

 

                                                                                                              

            

                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_stat_gramotnim.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

                Как помочь ребёнку стать грамотным 

Могут ли все дети быть грамотными? Конечно, нет. Однако уже сейчас в старшем дошкольном возрасте мы можем предупредить или смягчить некоторые трудности, заложить основы грамотного письма будущего школьника.

Грамотно пишет ребёнок, который приобрёл обширный речевой опыт правильного употребления приставок и суффиксов родного языка, имеет достаточный языковой материал для того, чтобы уметь обобщать его в речи. К примеру, многократное употребление существительных с суффиксом -ик- подводит ребёнка с пониманию значения этого суффикса, как уменьшительно-ласкательного (кубик, домик, столик, ротик). Научившись слышать этот суффикс (как часть слова) в словах, понимая значение слов с этим суффиксом, в школе ребёнку только остаётся запомнить, что в этом суффиксе пишется буква «и». Или, к примеру, ребёнок, чётко усвоивший и легко называющий слова трава, травка, травинка, травушка, не затрудняется в поиске проверочного слова, а значит, не напишет в корне этого слова букву «о». Точно так же правописание безударных гласных в разных частях слова, звонких и глухих парных согласных опирается на речевой опыт ребёнка, приобретённый им до школы.

Простые игры и упражнения помогут предупредить возможные     трудности.

           «Как живут слова»   Расскажите, что слова, как и люди, живут семьями. Предложите вместе с вами назвать, какие слова живут вместе со словом дом (домик, домище, домашний, бездомный). Ребёнок, хорошо владеющий приёмами словообразования (а именно этому учат подобные игры), значительно грамотнее будет писать в школе. Определите с ребёнком какое-либо качество встреченного по пути животного (или персонажа мультфильма). Предложите придумать этому животному кличку или персонажу новое имя (в соответствии с подмеченным признаком). К примеру, шаловливый щенок может стать Шалуном, а пушистый котенок — Пушком или Пушистиком. Это привлечёт внимание ребёнка к звучанию родственных слов, научит вслушиваться в названия.

              «Коробок»   Придумывание слов, оканчивающихся суффиксом -ок-. Вот коробок, Клади в него всё, что на -ок- (глазок, молоток, платок, колосок, волосок, голосок, поясок и т.д.)

              «Придумай слова»   Ребёнку предлагают придумать слова с заданным сочетанием звуков. Желательно брать сочетания с типичными для русского языка приставками и суффиксами.

         -ик — домик, столик, тортик, глазик, носик, кубик, листик, хвостик;

  -ник — дворник, подоконник, подснежник, сапожник, печник, речник:

 -ышк — гнёздышко, стёклышко, перышко, солнышко,  зернышко;

 -инк — травинка, крупинка, росинка, пушинка, снежинка,  соринка.

Также большим подспорьем первокласснику будет знание слов, в которых есть сочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу». Поэтому полезно припоминать слова на каждый из этих слогов в отдельности, а также парами. Это закрепит в памяти ребёнка пару написаний, подчиняющихся единому правилу, и сами слова, в которых пишутся эти сочетания.

       «Акварель» Расскажите ребёнку о том, что при рисовании акварельными красками изображение получается размытым, как бы прозрачным. Представим, что у нас акварельные краски. Разведём их водой. Была синяя книга — получилась синеватая, была красная — получилась красноватая. А теперь будем ими рисовать. И картина тоже получится как бы размытой, прозрачной: желтоватое солнышко, зеленоватый лес, темноватые стволы деревьев. И т.д. Можно брать любые прилагательные и образовывать от них слова.

 

Научите ребёнка «чувствовать» предлоги в потоке звучащей речи. Тогда он скорее научится писать предлог отдельно от других слов. Предложите по пути из детского сада назвать, что на чём: снег на крыше, кошка на дереве, старушка на лавке, девочка на качелях. Так же можно поискать, что рядом, около, за, перед, над, под.

       Однократного использования этих игр мало. Только систематические упражнения бывают действенными. Возьмите за правило каждый день выполнять одно упражнение. Ребёнок, соскучившийся по родителям за день, с удовольствием примет правила игры.              

                                                                                                              

             

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"

Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...

Советы родителям по теме «Как помочь ребёнку стать внимательным».

В статье даны советы и рекомендации родителям дошкольников и младших школьников по теме «Как помочь ребёнку стать внимательным»....

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Рекомендации родителям как сделать ребенка самостоятельным....

Памятка "Как помочь ребёнку стать читателем"

Памятка содержит рекомедации по вопросу привития любви к чтению...

Как помочь ребёнку стать успешным.

Вместе родителями размышляем и анализируем, что такое Успех; какие качества помогают в достижении Успеха....

Родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным»

Данное родительское собрание проводится в доступной форме, содержит рекомендации по развитию внимания детей....