Рабочая программа "Умка"
рабочая программа

Мусихина Татьяна Валерьевна

Программа рекомендована для учителей-дефектологов, воспитателей коррекционных групп ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_umka_ispr.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.2. Формы организации коррекционной работы

1.3. Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы

1.4. Принципы коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы.

1.5. Характеристика детей с ЗПР

1.6. Принципы и подходы по формированию программы по ФГОС

II. Содержательный раздел

1.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы

1.2. Особенности взаимодействия со специалистами

1.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

III. Организационный раздел

1.1. Направление работы учителя-дефектолога

1.2. Календарно-тематическое планирование для детей с ОВЗ дошкольного возраста

1.3. Методическое обеспечение программы

1.4. Литература

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа «Умка» предназначена для построения системы педагогической деятельности коррекционной комбинированной группы детей, разного возраста, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка.

Рабочая образовательная программа группы обеспечивает развитие

детей дошкольников в возрасте от 3 до 7(8) лет с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.

Основной базой рабочей программы являются:

- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы - М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.

- Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко.

- Методические разработки Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной.

  1. Формы организации коррекционной работы

График организации образовательного процесса.

- Диагностика (первичная) психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета.

-  Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми.

- Итоговая диагностика  психического развития детей. Заполнение документации.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые (из 2-5 обучающихся, укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков).

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 - 30 минут для детей дошкольного возраста.

Ценность занятий заключается в том, что игры и упражнения  предлагаемые детям, выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Программа состоит из образовательной области «Познавательное развитие», которая включает два раздела:

1. Ознакомление с окружающим миром.

2.Формирование элементарных математических представлений.

  1. Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы

Основная цель рабочей программы - формирование у детей представлений об окружающем мире, обогащение сенсорного опыта, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

  1.  Осуществление мониторинга, определение путей профилактики и коррекции психических нарушений.
  2. Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка.
  3. Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов.
  4. Всестороннее развитие всех психических процессов воспитанников.

1.4.  Принципы коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы.

  1. Принцип компетенции.

Вся работа с ребёнком проводится профессионально и грамотно. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей осуществляют педагог - психолог, учитель - дефектолог, а развитие и коррекцию речи проводит учитель - логопед.

2. Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел программы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для эффективности освоения материала детьми.

3. Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.

Контингент детей с ОВЗ крайне не однороден. В то же время подготовка детей к обучению и к жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость сочетания значительно дифференцированных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоению материала разными детьми.

4. Принцип ежедневного учёта психофизического состояния ребёнка при определении объёма и характера проводимых с ним занятий.

Отделение посещают дети с различными патологиями. У воспитанников отмечаются колебаниями эмоционального состояния, работоспособности и внимания. В связи с этим в некоторые дни приходится максимально дозировать или ограничивать занятия с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы у них не сформировалось негативное отношение к самому процессу сотрудничества со взрослым.

5. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

При разработке рабочей программы были учтены принципы как общей, так и коррекционной педагогики, взаимодополняющие друг друга, что позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с особыми образовательными потребностями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Построение коррекционно - развивающей программы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.

                          1.5. Характеристика детей с ЗПР

Важная особенность психического развития детей данной группы выделяется характерным недостаточным уровнем зрелости. Действия детей в

играх однообразны. Дети могут распределять роли до начала игры и строить

свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения вследствие слабых эмоциональных, познавательных процессов и речи, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности в игре. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».

У детей часто возникают состояния повышенной тревожности, вырабатывающие в характере ребенка пассивно — защитные свойства. Развивается изобразительная деятельность детей. Эти дети наиболее активно

проявляют себя в продуктивных видах деятельности особенно в рисовании.

Рисунки приобретают сюжетный характер. К седьмому году жизни в рисунках детей изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии человека. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Конструктивная деятельность может осуществляться только на основе

чертежа. Наряду с незрелостью эмоционально — волевой сферы недостаточно развита познавательная деятельность (развитие внимания, памяти, речи). Эффективность ранней коррекционной работы подтверждает, что дети способны к успешному усвоению предметных программ в начальной школе.

Психолого – педагогическая характеристика детей с ОВЗ и с трудностями в обучении:

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления.

 3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

 9. Речь – имеются легкие нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ и с трудностями в обучении:

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

1.6. Принципы и подходы по формированию программы

Принципы подхода к формированию программы дошкольного образования. Это:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество учреждения с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Программа направлена на:

a) Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

б) Освоение детьми с нарушениями в развитии Программы, их разностороннее развитие с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

  1. Содержательный раздел

1.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы

Содержание коррекционно — развивающей работы по

образовательной области «Познавательное развитие»

по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром, социализация»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы

окружающей действительности дошкольников с нарушениями в развитии обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

  • формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
  • накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка, природных явлениях
  • повышения уровня сенсорного и умственного развития;
  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве).

Образовательные деятельности по ознакомлению с окружающим миром являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребёнка, социального и нравственного воспитания.

Основная цель социально – коммуникативного развития  — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с нарушениями в развитии в общественную жизнь.

Задачи социально-коммуникативного развития:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

• формирование навыков самообслуживания;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с

нарушениями в развитии формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с нарушениями в развитии занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.

Содержание коррекционно - развивающей работы по образовательной области «Познавательное развитие» по разделу программы «Формирование элементарных математических представлений, сенсорное воспитание»

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

формирование элементарных математических и сенсорных представлений и предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

В процессе этих занятий решаются коррекционно-развивающие и образовательные задачи:

  • развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами;
  • учить воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения;
  • учить ориентироваться на форму, величину, цвет;
  • учить различать свойства и качества предметов;
  • формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении поставленных задач;
  • учить считать до 10, определять временные отношения.

При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей детей (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями), это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченным возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются

полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом,

заданиями  или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.

При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного

восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой

моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения;

расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

1.2. Особенности взаимодействия со специалистами

Важнейшим условием реализации Программы является тесное взаимодействие специалистов отделения в организации коррекционнообразовательной и лечебно - восстановительной работы. Каждый специалист решает свои программные задачи, а деятельность всех специалистов в единой образовательной среде преследует общую цель - социализацию и интеграцию детей с нарушениями развития, а так же качественную подготовку их к освоению общеобразовательной программы начального школьного образования.

В основе взаимосвязи всех специалистов учреждения лежат единое тематическое планирование по лексическим темам. Взаимодействие осуществляется через:интеграцию содержания образовательных областей — закрепление изученного материала в различных видах деятельности (занятия по лепке, рисованию, аппликации, ознакомлению с окружающим, муз. занятия, игры, прогулка);

индивидуальную работу - дополнительные занятия с детьми, которые

испытывают затруднения при усвоении материала и нуждаются в его дублировании в силу интеллектуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

игровую деятельность, которая является важнейшей самостоятельной

деятельностью ребенка с нарушением развития и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования навыков социализации;

трудовую деятельность, которая повышает общее развитие детей, придает уверенность в своих силах, формирует навыки самообслуживания,

стремление оказать посильную помощь другим;

активное взаимодействие с родителями.

1.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Одним из важнейших направлений деятельности учителя-дефектолога является сотрудничество с семьей. Оно включает в себя многие направления:

• консультативное (индивидуальные консультации по вопросам и проблемам развития детей, трудностями овладения знаниями, навыками и умениями).

• просветительское (ознакомление с дефектологическими знаниями и особенностями педагогического процесса, программой обучения), беседы с медиками и специалистами.

• профилактическая: выступления на родительских собраниях, беседы, выставки детских работ и др.

• обратная связь: занятия на дом (игры, упражнения на закрепление полученных знаний)

Учитель - дефектолог регулярно проводит индивидуальные консультации, где обсуждаются вопросы коррекционного обучения и воспитания, трудности, которые возникают у детей, даются рекомендации по воспитанию и обучению детей. Специалисты проводят открытые занятия. В родительских уголках систематически помещается информация о пройденном материале и даются рекомендации по выполнению домашних заданий.

  1. Организационный раздел

1.1. Направление работы учителя - дефектолога

Рабочая программа включает в себя взаимосвязанные основные направления, которые наиболее полно отражают её основное содержание:

* Диагностическая работа - обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, содержанием которой является: определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей воспитанников; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

* Коррекционно-развивающая работа - обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков, содержанием которой является: выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; организация и проведение специалистами индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности, необходимой для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекция и развитие высших психических функций; развитие эмоционально - волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при

психотравмирующих обстоятельствах.

* Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников, содержанием которой является выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР; консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

*Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, содержанием которой являются: различные формы просветительской деятельности (индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

* Методическая работа направлена на разработку методического обеспечения функционирования коррекционных групп, консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов учреждения, содержание которой определяется должностными обязанностями учителя-дефектолога и годовым планом работы учителя-дефектолога.

1.2. Календарно-тематическое индивидуально-подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет

        

месяц

Ознакомление с окружающим

Развитие элементарных математических представлений

Развитие высших психических функций.

январь

1неделя

Каникулы

2-3 неделя

Первичная диагностика

4 неделя

«Домашние животные»

Форма – круг. Ознакомление с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путём.

Соотнесение формы. Мелкая моторика.

5 неделя

« Домашние животные» (закрепление)

Величина. Учить различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький».

Рассматривание двух кукол, сравнивание их по размеру.

Игровое упражнение «Построим башенки».

февраль

1неделя «Дикие животные»

Формировать умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Игровое упражнение «Хоровод матрёшек». Мелкая моторика.

2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление)

Продолжать формировать умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Игровое упражнение «Хоровод матрёшек». Мелкая моторика.

3 неделя

«Домашние птицы»

Закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Игровое упражнение «Хоровод матрёшек». Мелкая моторика.

4 неделя

«Домашние птицы» (закрепление)

Количество. Познакомить детей со способами составления группы из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

Рассматривание корзины с мячами. Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

Мелкая моторика.

март

1 неделя «Весна. Мамин праздник»

Формировать умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Игровое упражнение « Спрячь куб (шар)». Мелкая моторика.

2 неделя

«Весна. Изменения в природе»

Продолжать формировать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.

Игровое упражнение «Построим башенки». Мелкая моторика.

3 неделя

«Животные и птицы весной»

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Игровое упражнение «Матрёшки встали в хоровод». Мелкая моторика.

4 неделя

«Одежда»

Продолжать знакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из неё одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

Игровое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч».

5 неделя

«Обувь»

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из неё один предмет; учить отвечать на вопрос «сколько?» и понимать слова много, один, ни одного.

Игровое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч».

апрель

1 неделя

«Одежда-обувь» (закрепление)

Продолжать знакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путём. Красный цвет.

Игровая ситуация «Магазин игрушек». Мелкая моторика.

2 неделя

«Транспорт»

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путём и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Игровое упражнение «Чудесный мешочек». Мелкая моторика.

3 неделя

«Транспорт» (закрепление)

Формировать умение ориентироваться на собственном теле. Синий цвет.

Игровая ситуация «Завяжем коробки ленточками».

4 неделя

«Профессии»

Учить  находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Игровое упражнение «Магазин игрушек».

май

1 неделя

«Профессии» (закрепление)

Познакомить с квадратом; учить различать и называть круг и квадрат. Красный, синий цвет. Предлоги: на, под.

Игровое упражнение «Почини поезд»

2 неделя

«Бытовая техника»

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине. Зелёный цвет. Предлоги: на, в.  

Игровое упражнение «Найди и покажи длинную (короткую) ниточку».

3 неделя

«Насекомые»

Совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.  

Игровое упражнение «Найди свой домик».

4 неделя

«Насекомые» (закрепление)

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. Желтый цвет

Игровое упражнение «Найдём потерявшуюся варежку».

5 неделя

«Лето»

Продолжать учить детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну. Белый цвет.

Игровое упражнение «Птички в гнёздышках».

июнь

1 неделя

«Цветы»

Продолжать упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке. Чёрный цвет.

Игровое упражнение «Шапочка – шапочки»».

2 неделя

«Цветы» (закрепление)

Совершенствовать умение детей сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный-короткий, длиннее-короче. Белый и чёрный цвет.

Дидактическая игра «Веточки для птичек».

3 неделя

Резервное время.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Игровое упражнение  «Найди свой домик».

4 неделя

Заключительная диагностика

Определение динамики освоения математических представлений

июль

1 неделя

Диагностика

(первичная)

2 неделя

"Лес - наше богатство"

Упражнять в умении различать и называть круг и квадрат. Белый и чёрный цвет.

3 неделя

«Лес - наше богатство» (закрепление)

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. Понимание и употребление предлога: на

Игровое упражнение «Найди свой домик».

4 неделя

«Ягоды»

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Сравнение предметов по ширине.

Игровое упражнение «Через ручеек».

август

1 неделя

«Животные жарких стран»

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Дидактическая игра «Построим мостик для козы и козлят».

2 неделя

«Животные севера»

Познакомить детей с треугольником: учить различать и называть фигуру. Понимание и употребление предлогов : на, в

Дидактическая игра «Найди такую же фигуру».

3 неделя

«Животные жарких стран и севера» (закрепление)

Учить детей сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, одинаково.

Игровая ситуация «Мячики для матрешек».

4 неделя

"Морские обитатели"

Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий.

Игровая ситуация «Зайчики под елочками».

5 неделя

"Осень"

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий.

Дидактическая игра "Деревья"

сентябрь

1 неделя

"Огород. Овощи"

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Игровое упражнение «Построим заборчик вокруг ёлочки».

2 неделя

« Огород. Овощи» (закрепление)

Учить сравнивать две неравные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше. Часть суток - утро

Игровое упражнение «Покормим воробышков».

3 неделя

«Фрукты. Сад»

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух неравных групп предметов, обозначать результаты сравнения словами  больше – меньше, поровну. Часть суток - день

Игровое упражнение «Построим домики».

4 неделя

«Фрукты. Сад» (закрепление)

Упражнять в сравнении двух групп предметов. Формировать умение различать части суток день, ночь. Предлоги: на, в, под.

Игровая ситуация «Морковки для снеговиков».

октябрь

1 неделя

«Золотая осень. Деревья»

Формировать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат и познакомить с треугольником. Часть суток - вечер

Игровое упражнение «Найди пару», «Найди такую же фигуру».

2 неделя

«Человек. Части тела»

Формировать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат и познакомить с треугольником.

Игровое упражнение «Один – много».

3 неделя

"Моя семья"

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький. Части суток: утро, день, вечер.

Игровое упражнение «Автомобили и гаражи».

4 неделя

«Мой дом»

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами впереди – сзади.

Игровая ситуация «Солнышко».

5 неделя

«Игрушки»

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, день вечер. Предлоги: на, в, под

Игровое упражнение «День-ночь».

ноябрь

1 неделя

«Игрушки» (закрепление)

Закреплять умение сравнивать равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользуясь словами  больше – меньше.

Игровая ситуация «Поможем героям сказок».

2 неделя

«Посуда»

Учить определять и понимать пространственное расположение предметов на, над, под, в. Часть суток - ночь

Игровое упражнение «Найди игрушку».

3 неделя

«Посуда» (закрепление)

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Игровое упражнение  «Найди пару».

4 неделя

«Мебель»

Упражнять детей в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Игра «Магазин мебели».

5 неделя

"Зима. Зимние забавы"

Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами  высокий-низкий, выше-ниже.

Игровое упражнение «Поможем снеговикам собрать пирамидку».

декабрь

1 неделя

« Зима. Зимние забавы» (закрепление)

Продолжать упражнять в умении определять пространственные направления от себя, обозначать их словами впереди-сзади, вверху-внизу.

Игровая ситуация «Мы играем». Игровое упражнение «Мы играем с шариками».

2 неделя

«Новый год»

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление.

Игровое упражнение «Продолжи ряд».

3 - 4 неделя

Заключительная диагностика

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:

Во второй младшей группе (3-4 года):

  • Уметь группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.); составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы; уметь находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов; правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше»; различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму; понимать смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска); понимать смысл слов: «день», «ночь».

Годовое тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы

учителя-дефектолога с детьми 4-5 лет

        

месяц

Ознакомление с окружающим

Развитие элементарных математических представлений

Развитие высших психических функций.

январь

1неделя

Каникулы

2-3 неделя

Первичная диагностика

Один и много. Сравнение  множеств, установление соответствия между ними.

Домино-вкладыши.  Цвет, формы. Соотнесение. Мелкая моторика.

4 неделя

«Домашние животные»

Один и много. Сравнение множеств, установление соответствия между ними.

Вкладыши, цвет, форма. Мелкая моторика.

5 неделя

« Домашние животные» (закрепление)

Один и много; большой – маленький. Круг.

Вкладыши, цвет, форма. Мелкая моторика.

февраль

1неделя «Дикие животные»

Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой-маленький-средний. Квадрат.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление)

Ознакомление с цифрой 1. Круг, квадрат.

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

3 неделя

«Домашние птицы»

Цифра 1. Большой, маленький, средний, одинаковые. Треугольник.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

4 неделя

«Домашние птицы» (закрепление)

Цифра 2. Вчера, сегодня, завтра.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

март

1 неделя «Весна. Мамин праздник»

Цифра 2. Короткий-длинный. Овал.

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

2 неделя

«Весна. Изменения в природе»

Цифра 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

3 неделя

«Животные и птицы весной»

Цифры 1, 2, 3. Высокий-низкий.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

4 неделя

«Одежда»

Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 2 и 3. Широкий - узкий.

Домино-вкладыши.

Мелкая моторика.

5 неделя

«Обувь»

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счёт по образцу. Сравнение смежных чисел. Установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал.

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

апрель

1неделя «Дикие животные»

Большой, средний, маленький.

Домино – вкладыши. Мелкая моторика.

2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление)

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, . Влево-вправо.

Домино – вкладыши. Мелкая моторика.

3 неделя

«Домашние птицы»

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Влево-вправо.

Домино – вкладыши. Мелкая моторика.

4 неделя

«Домашние птицы» (закрепление)

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3.

Счёт по образцу. Сравнение чисел 2 и 3. Далеко, близко.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

май

1 неделя

«Профессии» (закрепление)

Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. Времена года.

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

2 неделя

«Бытовая техника»

Цифра 4. Слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

3 неделя

«Насекомые»

Цифра 4. Сравнение чисел 3и 4.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

4 неделя

«Насекомые» (закрепление)

Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро-медленно.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

5 неделя

«Лето»

Овал, круг, квадрат, треугольник. прямоугольник.

Установление последовательности событий. Мелкая моторика.

июнь

1 неделя

«Цветы»

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

2 неделя

«Цветы» (закрепление)

Независимость числа от величины предметов. Широкий, поуже, ещё уже, самый узкий.

Установление последовательности событий  (части суток). Мелкая моторика.

3 неделя

Резервное время.

Закрепление изученного материала

Мелкая моторика.

4 неделя

Заключительная диагностика

июль

1 неделя

Диагностика

(первичная)

2 неделя

"Лес - наше богатство"

Установление соответствия между  количеством предметов и цифрой.

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

3 неделя

«Лес - наше богатство» (закрепление)

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. Понимание и употребление предлога: на

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

4 неделя

«Ягоды»

Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом.

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

август

1 неделя

«Дикие животные»

Установление соответствия между  количеством предметов и цифрой.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика

2 неделя

«Дикие животные»

Порядковые числительные. Установление соответствия между  количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

3 неделя

«23 февраля. Наша армия»

Установление соответствия между  количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

4 неделя

«Дикие и домашние животные (закрепление)

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа.

Развитие внимания. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

сентябрь

1 неделя

"Огород. Овощи"

Порядковые числительные. Счёт по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

2 неделя

« Огород. Овощи» (закрепление)

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

3 неделя

«Фрукты. Сад»

Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

4 неделя

«Фрукты. Сад» (закрепление)

Счёт по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой.

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

октябрь

1 неделя

«Золотая осень. Деревья»

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счёт.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

2 неделя

«Человек. Части тела»

Соотнесение количества предметов с цифрой. Счёт по образцу.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

3 неделя

"Моя семья"

Счёт по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

Домино-вкладыши. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

4 неделя

«Мой дом»

Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

5 неделя

"Игрушки"

Математическая загадка. Широкий-узкий.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

ноябрь

1 неделя

«Игрушки» (закрепление)

Закрепление знаний о цифрах. Времена года.

Домино-вкладыши. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

2 неделя

«Посуда»

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера.

Домино-вкладыши. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

3 неделя

«Посуда» (закрепление)

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

4 неделя

«Мебель»

Соотнесение количества предметов с цифрой. Слева, справа

Игровое упражнение "Расставь мебель"

5 неделя

"Зима. Зимние забавы"

Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Цветовое лото. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

декабрь

1 неделя

« Зима. Зимние забавы» (закрепление)

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4,5. Влево-вправо.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

2 неделя

«Новый год»

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4,5.Счёт по образцу. Далеко, близко.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

3 - 4 неделя

Заключительная диагностика

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:

В средней группе (4 – 5 лет):

  • Считать до 5(количественный счёт), уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»;сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 5);сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади), двигаться в нужном направлении; определять части суток.

Годовое тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 5-6 лет

месяц

Ознакомление с окружающим

Развитие элементарных математических представлений

Развитие высших психических функций.

январь

1неделя

Каникулы

2-3 неделя

Первичная диагностика

Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Геометрическая фигура круг.

Выделение лишнего признака. Мелкая моторика

4 неделя

«Домашние животные»

Сравнение предметов. Понятие «сверху», «снизу».

Выделение лишнего признака. Продолжи ряд. Мелкая моторика.

5 неделя

« Домашние животные» (закрепление)

Знакомство с образованием и составом числа 2. Признаки предметов.

Рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки».

февраль

1неделя «Дикие животные»

Понятие «высокий-низкий», «выше-ниже».

Выделение лишнего признака. «Сложи картинку». Мелкая моторика.

2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление)

Понятие «одинаковые по высоте», «спереди – сзади».

Выделение лишнего признака. «Сложи картинку». Мелкая моторика.

3 неделя

«Домашние птицы»

Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному признаку.

Выделение лишнего. «Угадай по описанию». Мелкая моторика.

4 неделя

«Домашние птицы» (закрепление)

Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по двум признакам.

Выделение лишнего. «Угадай по описанию». Мелкая моторика.

март

1 неделя «Весна. Мамин праздник»

Сравнение предметов по одному - двум признакам (закрепление).

Выделение лишнего. «Угадай по описанию». Мелкая моторика.

2 неделя

«Весна. Изменения в природе»

Образование числа 3, знакомство с цифрой 3. Понятия «левое», «правое».

Выделение лишнего признака. «Сложи картинку». Мелкая моторика.

3 неделя

«Животные и птицы весной»

Образование числа 3. Понятия «один», «много».

«Разложи в вазу и корзину фрукты и овощи». Мелкая моторика.

4 неделя

«Одежда»

Образование числа 3. Понятие «мало», «несколько».

«Разложи в вазу и корзину фрукты и овощи». Мелкая моторика.

5 неделя

«Обувь»

Образование числа 3. Понятия «один», «много», «мало», «несколько».

Выделение лишнего. «Запомни, что увидел». Мелкая моторика.

апрель

1неделя «Дикие животные»

Понятия «высокий» - «низкий», «одинаковые по высоте». Пространственные понятия.

«Чего не хватает?». Мелкая моторика.

2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление)

Счёт в прямом (до3) порядке. Геометрическая фигура квадрат.

«Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке». Мелкая моторика.

3 неделя

«Домашние птицы»

Счёт (до3) в прямом и обратном порядке. Геометрическая фигура квадрат.

«Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке». Мелкая моторика.

4 неделя

«Домашние птицы» (закрепление)

Понятие «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине».

«Назови лишнюю картинку». Мелкая моторика.

май

1 неделя

«Профессии» (закрепление)

Образование числа 4, знакомство с цифрой 4. Понятия «больше», «меньше».

Домино-вкладыши. «Кого больше (меньше)?»

Мелкая моторика.

2 неделя

«Бытовая техника»

Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине».

«Простые аналогии». «Продолжи ряд» (по цвету)

3 неделя

«Насекомые»

Понятия «внутри», «снаружи»

«Простые аналогии». «Продолжи ряд» (по форме) Мелкая моторика.

4 неделя

«Насекомые» (закрепление)

Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «внутри», «снаружи» (закрепление).

«Простые аналогии». «Продолжи ряд»                    (по величине) Мелкая моторика.

5 неделя

«Лето»

Составление числа 4 разными способами. Понятие «далеко», «близко» («около», «рядом»).

Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры».

июнь

1 неделя

«Цветы»

Составление числа 4 разными способами. Понятия «столько же», «одинаково», «поровну»

Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры»

2 неделя

«Цветы» (закрепление)

Цифра 0. знакомство с тетрадью в клетку.

«Нарисуй дорожку красным или синим цветом». «Сложи картинки».

3 неделя

Резервное время.

Закрепление понятий «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов.

«Какое число пропущено?», «Назови лишнюю забаву».

4 неделя

Заключительная диагностика

июль

1 неделя

Диагностика

(первичная)

2 неделя

"Лес - наше богатство"

Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом.

"Посчитай", "Четвёртый лишний".

3 неделя

«Лес - наше богатство» (закрепление)

Повторение образования и состава числа 4. Геометрическая фигура треугольник.

«Кто где живёт?» (пазлы). «Воздух-вода». Мелкая моторика.

4 неделя

«Ягоды»

Образование числа 5, знакомство с цифрой 5.

«Сложи картинки». Мелкая моторика.

август

1 неделя

«Дикие животные»

Образование числа 5, цифра 5. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже».

«Назови лишний предмет». Мелкая моторика.

2 неделя

«Дикие животные»

Порядковый счёт до 5. Понятия «толстый» - «тонкий».

 «Заплаточки». «Что забыл нарисовать художник?»

3 неделя

«23 февраля. Наша армия»

Порядковый счёт до 5. Понятия «толстый» - «тонкий», «одинаковые по толщине».

«Простые аналогии». «Что забыл нарисовать художник?»

4 неделя

«Дикие и домашние животные (закрепление)

Практическое знакомство с составомчисла 5.

«Назови части суток по порядку от заданного». Мелкая моторика.

сентябрь

1 неделя

"Огород. Овощи"

Практическое знакомство с составомчисла 5. Понятие «пара».

«Назови части суток по порядку от заданного». «Продолжи ряд геометри-ческих фигур»

2 неделя

« Огород. Овощи» (закрепление)

Числовой ряд до 6, образование числа 6.

«Выделение лишнего». Мелкая моторика.

3 неделя

«Фрукты. Сад»

Числовой ряд до 6, образование числа 6(закрепление). Части суток, их последовательность.

«Выделение лишнего», «Что вчера, что сегодня?».

4 неделя

«Фрукты. Сад» (закрепление)

Образование числа 7. Сравнение множеств.

«Выделение лишнего». «Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»

октябрь

1 неделя

«Золотая осень. Деревья»

Образование числа 8. Равенство и неравенство.

«Сравнение множеств». Мелкая моторика.

2 неделя

«Человек. Части тела»

Образование числа 8. Равенство и неравенство, сравнение количества

«Сравнение множеств». «Запомни и повтори ряд слов»

3 неделя

"Моя семья"

Числовой ряд до 8. Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

«Выполни инструкцию» (использование предлогов). Мелкая моторика.

4 неделя

«Мой дом»

Образование числа 9.

«Подбери крышку к кастрюле» (по цвету). Мелкая моторика

5 неделя

"Игрушки"

Образование числа 9. Сравнение множеств.

«Подбери крышку к кастрюле» (по величине). Мелкая моторика.

ноябрь

1 неделя

«Игрушки» (закрепление)

Числовой ряд до 9. Повторение.

«Отгадай загадки – описания». Мелкая моторика.

2 неделя

«Посуда»

Образование числа 10. Сравнение множеств.

«4-ый лишний». Мелкая моторика.

3 неделя

«Посуда» (закрепление)

Числовой ряд до 10. Повторение.

«Выложи серию сюжетных картинок». Мелкая моторика.

4 неделя

«Мебель»

Выделение количества большего или меньшего, чем названное число, на 1. Повторение.

«Назови части суток по порядку от заданного». «Выделение лишнего».

5 неделя

"Зима. Зимние забавы"

Соотнесение числа и количества. Повторение.

«Дорисуй предмет». Мелкая моторика.

декабрь

1 неделя

« Зима. Зимние забавы» (закрепление)

Выделение количества большего, чем названо число, на 1. Повторение.

 «4-лишний». «Аналогии». «Заплатки». Мелкая моторика.

2 неделя

«Новый год»

Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами.

«Какой признак времени года лишний?». «Предметы и контуры»

3 - 4 неделя

Заключительная диагностика

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:

В старшей группе (5 – 6 лет):

  • Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги.

Годовое тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы  учителя-дефектолога с детьми 6-7(8) лет

месяц

Ознакомление с окружающим

Развитие элементарных математических представлений

Развитие высших психических функций.

январь

1неделя

Каникулы

2-3 неделя

Первичная диагностика

Цвет предметов. Количественные отношения: один-много-столько же. Числа от 1 до 10.

Выделение лишнего признака по цвету. Рассмотри и запомни картинки.

4 неделя

«Домашние животные»

Понятия «большой» - «маленький». Образование числа 2.

Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряд.

5 неделя

« Домашние животные» (закрепление)

Понятия «большой» - «маленький». Образование числа 2, цифра, число и количество в пределах 10.

Зашумлённые предметы. «Вставки». Обведи нужным цветом.

февраль

1неделя «Дикие животные»

Образование числа 3, цифра, число и количество в пределах 10.

«Вставки». Расположи в указанном порядке.

2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление)

Количество предметов. Образование числа 3. Геометрические фигуры.

Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряд.

3 неделя

«Домашние птицы»

Количество и счёт. Состав чисел 2и 3. Геометрические фигуры.

«Вставки». Расположи в указанном порядке. «4-лишний».

4 неделя

«Домашние птицы» (закрепление)

Повторение.

Зашумлённые предметы. «Вставки». Обведи нужным цветом.

март

1 неделя «Весна. Мамин праздник»

Количество и счёт. Образование числа 4.

Запомни и назови. Простые аналогии.

2 неделя

«Весна. Изменения в природе»

Состав числа 4. Геометрические фигуры.

«Четвёртый лишний».  «Дорисуй предмет».

3 неделя

«Животные и птицы весной»

Количество и счёт. Образование числа 5.

«Четвёртый лишний». «Чего не хватает?»

4 неделя

«Одежда»

Состав числа 5. Сложение.

«Нелепицы». Существенный признак.

5 неделя

«Обувь»

Количество и счёт. Образование числа 6.

Существенный признак. «Кто чем питается?»

апрель

1неделя «Дикие животные»

Состав числа 6. Сложение.

«Нелепицы». «Четвёртый лишний».

2 неделя «Дикие и домашние животные » (закрепление)

Количество и счёт. Образование числа 7.

Существенный признак. «Нелепицы»

3 неделя

«Домашние птицы»

Состав числа 7. Сложение.

«Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно исключить?»

4 неделя

«Домашние птицы» (закрепление)

Вычитание.

«Четвёртый лишний». «Чего не хватает?»

май

1 неделя

«Профессии» (закрепление)

Состав числа 4 и 5. Вычитание.

Запомни и назови. Простые аналогии.

2 неделя

«Бытовая техника»

Состав числа 5 и 6. Вычитание.

«Четвёртый лишний».  «Дорисуй предмет».

3 неделя

«Насекомые»

Состав числа 6 и 7. Вычитание.

Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряд.

4 неделя

«Насекомые» (закрепление)

Количество и счёт. Образование числа 8.

«Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно исключить?»

5 неделя

«Лето»

Состав числа 8. Сложение.

«Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно исключить?»

июнь

1 неделя

«Цветы»

Состав числа 8. Вычитание.

«Четвёртый лишний». «Чего не хватает?»

2 неделя

«Цветы» (закрепление)

Состав числа 8. Сложение и вычитание.

Существенные признаки. Выполни группировку.

3 неделя

Резервное время.

Количество и счёт. Сложение и вычитание (повторение).

«Дорисуй предмет». Мелкая моторика.

4 неделя

Заключительная диагностика

июль

1 неделя

Диагностика

(первичная)

2 неделя

"Лес - наше богатство"

Количество и счёт. Сложение и вычитание.

«Четвёртый лишний».  «Дорисуй предмет».

3 неделя

«Лес - наше богатство» (закрепление)

Количество и счёт. Образование числа 9.

Простые аналогии. Сложи фигуру из палочек.

4 неделя

«Ягоды»

Состав числа 9. Вычисления в пределах 10.

«Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно исключить?»

август

1 неделя

«Дикие животные»

Количество и счёт. Образование числа 10.

«Четвёртый лишний», «Сложи фигуру из палочек».

2 неделя

«Дикие животные»

Состав числа 10. Вычисления в пределах 10.

«Заплаточки». Классификация по разным признакам.

3 неделя

«23 февраля. Наша армия»

Состав числа 8. Арифметическая задача. Порядковый счёт в пределах 10.

Существенный признак. «Нелепицы». «Кто чем питается».

4 неделя

«Дикие и домашние животные (закрепление)

Состав числа. Решение задач. Порядковый счёт в пределах 10.

«Нелепицы». «Четвёртый лишний». Лабиринт.

сентябрь

1 неделя

"Огород. Овощи"

Состав числа 9. Решение задач. Количество и счёт.

Пересчёт геометрических фигур. «Что изменилось?»

2 неделя

« Огород. Овощи» (закрепление)

Состав числа 10. Решение задач. Равенство и неравенство совокупностей предметов.

Дорисуй предмет. Пространственные фигуры.

3 неделя

«Фрукты. Сад»

Состав числа 10. Решение задач.

«Нелепицы». Выполни группировку.

4 неделя

«Фрукты. Сад» (закрепление)

Решение задач. Равенство и неравенство совокупностей предметов.

Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ. Пространственные фигуры.

октябрь

1 неделя

«Золотая осень. Деревья»

Состав числа 10. Решение задач. Цвет. Форма.

 Работа с серией сюжетных картинок.  Вычеркни нужным цветом. Нарисуй нужную фигуру.

2 неделя

«Человек. Части тела»

Решение задач. Размер предметов.

3 неделя

"Моя семья"

Решение задач. Сравнение предметов по высоте. Пространственные и временные понятия.

Дорисуй. Запомни фигуры.

4 неделя

«Мой дом»

Решение задач. Сравнение предметов. Цвет. Форма. Размер.

Запомни, назови и покажи. Запомни и разложи правильно.

5 неделя

"Игрушки"

Пространственные и временные понятия. Сутки. Сравнение предметов по длине.

«Запомни слова». «Четвёртый лишний».

ноябрь

1 неделя

«Игрушки» (закрепление)

Решение задач. Сравнение предметов по длине. Геометрические фигуры.

Построй дом из геометрических фигур. Разрезные картинки.

2 неделя

«Посуда»

Сравнение предметов по длине. Геометрические фигуры.

Построй дом из геометрических фигур. Запомни фигуры.

3 неделя

«Посуда» (закрепление)

Пространственные и временные понятия. Сравнение предметов по ширине.

«Нелепицы». Выполни группировку.

4 неделя

«Мебель»

Пространственные и временные понятия. Сравнение предметов по ширине.

«Нелепицы». Дорисуй предмет.

5 неделя

"Зима. Зимние забавы"

Составление задач. Сложи в уме числа и назови результат

«Четвёртый лишний». Запомни и повтори

декабрь

1 неделя

« Зима. Зимние забавы» (закрепление)

Размер предметов. Сравнение предметов по толщине.

 Зашумлённые предметы. Подбери по форме.

2 неделя

«Новый год»

Количество и счёт. Вычисления в пределах 10. Прямой и обратный счёт.

Лабиринт. Запомни и повтори

3 - 4 неделя

Заключительная диагностика

.

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:

В подготовительной группе (6 – 7(8) лет):

  • Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; составлять и решать простые арифметические задачи с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры; пользоваться знаками и обозначениями; +, -, =, >, <, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира; ориентироваться  в окружающем мире и на плоскости; определять временные отношения (день – неделя – месяц).

1.3. Методическое обеспечение программы

Учебно-методическое:

Демонстрационный материал по предметам;

Игровые пособия по предметам;

Дидактический раздаточный материал для обеспечения разделов программы;

Учебные пособия по развитию математических представлений;

Детская литература;

Методическое сопровождение к материалу.

Материально-техническое:

Кабинет, оборудованный в соответствии с возрастными требованиями санитарных норм;

Магнитофон;

Мебель, подобранная в соответствии с требованиями санитарных норм.

1.4. Литература

1. Бурцева. И. В. Дидактические игры, упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ознакомление с окружающим и развитие речи. / «Издательство «Дошкольная педагогика», 2013.

2. Бондаренко. Л. К. Дидактические игры в детском саду. / М., 1991.

3. Бойко. Т. В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа/авт. -сост. Т. В. Бойко. - Волгоград: Учитель, 2012.

4. Верещагина. Н.В. Особый ребёнок в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. / - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

5. Васильева. М.А., Гербова. В.В., Комарова. Т.С., Екжанова. Е.А., Стребелева. Е.А. Комплексное планирование для групп детей разноуровнего развития. / авт-сост. Ж.И.Старовойтова  - Волгоград: Учитель, 2010.

6. Венгер. Л. Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / - М., 1989.

7. Екжанова. Е. А., Стребелева. Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. / - М.: Просвещение, 2011.

8. Ершова Н. В., Аскерова И. В., Чистова О. А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

9.Максаков. Л.И., Тумакова. Г.Л. Учите играя. / - М., 1983.

10. Новотворцева. Н. В. Развитие речи детей./ - М., 1995.

11. Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. / - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

12. Селивёрстов. В.И. Речевые игры с детьми. / - М., 1994.

13.Стребелева. Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособия для учителя-дефектолога. / М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

14. Швайко. Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / - М., 1988.

15. шевченко. С.Г., Тригер.Р.Д., Капустина.Г.М., Волкова. И.Н. Методические материалы для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. / - М., 2003.

16. Шмаков. С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. / - М., 1993.

17. перевод Колмагоровой Н. Л. Игры и упражнения с особым ребёнком. Руководство для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...