"Профессиональная деятельность и личность педагога коррекционного образования" реферат.
материал

Ирина Александровна Плеханова

                                                                «Чем ниже уровень психического развития       

                                                                  ребенка, тем выше должен быть уровень

                                                                  образования учителя», - писал в  

                                                                  начале XX в. известный немецкий

                                                                  педагог-дефектолог П. Шуман.

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

  «Личность педагога – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы – все, как в фокусе, сходится в личности педагога".

    Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.

   Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_kor_ped.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность и личность педагога коррекционного образования.

 Введение

                                                                «Чем ниже уровень психического развития        

                                                                  ребенка, тем выше должен быть уровень

                                                                  образования учителя», - писал в  

                                                                  начале XX в. известный немецкий

                                                                  педагог-дефектолог П. Шуман.

     

1. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

  «Личность педагога – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы – все, как в фокусе, сходится в личности педагога".

    Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.

   Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

1.1  Личностные  качества коррекционного педагога

    Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания - так писал в своих работах Адольф Дистервег.

    В коррекционной школе учитель - это всё для ученика - друг, соратник, близкий человек. Учитель для них олицетворение всего нового, неизвестного.

  Педагогическая деятельность в  коррекционной школе  предъявляет к учителю высокие требования. Успех общения участников педагогического процесса (учитель – ученик) во многом зависит от личности самого педагога. С позиций профессионально-педагогических качеств личности, необходимых в работе с умственно отсталыми детьми, педагогический такт, честность, откровенность, доброта, справедливость, уважение и любовь к своим воспитанникам являются главными. Педагог-  это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в результатах своей профессиональной деятельности. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями. Учитель должен постоянно помнить о своём поведении, так как его эмоциональное состояние оказывает значительное влияние на самочувствие школьников, на их личностное и интеллектуальное развитие.

   В коррекционных школах быть педагогом очень нелегко, так как он должен воспитывать и учить детей, страдающих различными дефектами, в своем развитии отклоняющихся от нормы.            
От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка.

   Педагог коррекционной школы  должен быть очень добрым и терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения детей. Должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике.  Ему необходимо быть твердым и последовательным, но не жестоким в своих действиях. Он должен знать особенности развития каждого своего ученика, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.                      
  Работа педагога в специальной школе всегда связана с большой отдачей сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.

 Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой.
Свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения, дифференцированными и индивидуальными формами работы.
Без этих знаний он не сможет организовать эффективный учебно-воспитательный процесс, придать ему коррекционную направленность, помочь советами родителям.          
Кроме педагогических знаний учитель должен хорошо знать общую и возрастную психологию, ее детский и специальные разделы.
Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных его дефектом, нельзя правильно прогнозировать результаты, перспективы развития.

 Педагог коррекционного  образования должен обладать следующими качествами:

• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;

• педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

• педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса; культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

1.2 Профессиональные качества коррекционного педагога

   Известный российский дефектолог В.П. Кащенко так определял требования, предъявляемые к профессиональным качествам педагога -дефектолога :

1) никогда не упускать из виду, что трудные случаи не есть проявление злой воли, а результат известного влияния среды и предрасположения;

2) учитывать всю социально-биологическую картину своего воспитанника;

3) обладать достаточной теоретической и практической подготовкой: «Учитель-практик без научной подготовки и прекрасный
теоретик, который блестяще может говорить о воспитании, одинаково беспомощны перед воспитуемым ребенком»;

4) уметь любить детей и уметь импонировать им;

5) «...не должен обладать пи одной из форм возбудимости нервно-
психической сферы и не выявлять отрицательных эмоций...».

Организаторские способности:

• Способствует высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных мероприятий;

• Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;

• Качественная организация совместной деятельности класса;

• Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.

Использование авторских методик:

• В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;

• Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;

• Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно-измерительных материалов.

Формирование общеучебных умений:

• Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;

• Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;

• Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.

Взаимодействие с учащимися:

• Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;

• Коррекционная работа с учащимися.

Коммуникативные качества:

• Владение эмоциональной образной речью;

• Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;

• Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;

• Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;

• Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;

• Требовательность.

Учебно-методические навыки:

• Умение доступно объяснять учебный материал;

• Создание ситуации успеха для обучаемого;

• Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.

 Несомненно, кроме профессиональных качеств, любой педагог должен обладать определенными моральными качествами, такими как доброта, любовь к детям, ответственность, увлеченность своей работой, инициативность и энергичность.

      Работа с детьми, имеющими нарушения развития, требует также гуманного и уважительного отношения к своим воспитанникам, веры в достижение поставленных целей, тактичности и терпеливости. Коррекционный педагог  работает не только с детьми и взрослыми, имеющими нарушения развития, но и с родителями таких детей. Педагог-дефектолог — это главный человек, ответственный за социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в обществе.

Заключение

    Педагог коррекционного образования  - это человек с особым складом души, гуманный, умеющий сострадать, деятельный, инициативный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный, тактичный, корректный.

  Профессиональное мировоззрение педагога коррекционного образования является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с особенностями психофизического развития в жизни общества.

   Профессиональная деятельность коррекционного педагога  сродни тому чуду, о котором написано в Новом Завете: «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись». И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто... И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает: И глухих делает слышащими и немых -- говорящими» (Новый Завет). Ведь немного найдется профессий, результаты деятельности которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной детской жизнью -- играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране человеком, не смотря ни на что.

 

Литература

  1. 1. Методические материалы предназначены для формирования    профессионально-личностной позиции педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных учреждениях для детей с отклоняющимся развитием, слушателей курсов повышения квалификации.   https://refdb.ru/look/1933577.html

2. Методическая разработка «Модель личности педагога в коррекционной школе» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ 

3. Нецеевская Н. Д. Педагог системы специального (коррекционного) образования в роли воспитателя: методические материалы /Н. Д. Нецеевская. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 25 с.

4.  Новый Завет //От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37.

5.  Педагогика. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов

6.  Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования http://studbooks.net/1273448/

7. Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения: В 3т. - М.,1981.-Т.3

8.  Социальная структура личности. Г. Смирнов

9. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. Агавелян P.O. - Новосибирск, 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".

В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....

Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности

Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности...

Профессиональная деятельность и личность педагога.

Можно с полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуется данная общественность, можно судить о её культурном уровне и жизнеспособности....

Профессионально значимые качества личности педагога

Становление и развитие нового понимания  личности педагога является одной из наиболее активно обсуждаемых проблем в научно-образовательном сообществе....