ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация к уроку

Иванова-Пляскина Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Климентьева Г.Д. ГАУ ДПО РБ «БРИОП»

Слайд 2

Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя »

Слайд 3

Из истории педагогики Германия не только первой в истории педагогики начала профессиональную подготовку учителей для общеобразовательной школы, когда открылась первая в Европе учительская семинария, но и первой (1812) открыла курсы подготовки учителей общеобразовательной школы при Берлинской королевской школе глухонемых для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В России подготовка педагогов-дефектологов (сурдопедагогов и логопедов) началась в С.-Петербурге в 1898 г. также с открытия постоянно действующих годичных курсов. Но прежде понадобилось более двух столетий практической педагогической деятельности энтузиастов, среди которых были не только педагоги, но и врачи, лингвисты, священнослужители, чтобы стала понятной необходимость дополнительной, специальной профессиональной подготовки учителя, обучающего ребенка с отклонением в развитии.

Слайд 4

Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов В США действует национальная система (сеть) подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей для специального образования, насчитывающая более 230 программ. В западноевропейской системе педагогического образования помимо программ подготовки специальных психологов и педагогов в университетах существует обязательная подготовка учителя общеобразовательной школы по специальной педагогике (минимальный курс — 100—120 часов), которую должен пройти каждый будущий учитель. В России к концу ХХ в. насчитывалось около 30 подразделений (факультетов, кафедр) в педагогических университетах, предлагавших программы подготовки по двум специальностям «логопедия» и «олигофренопедагогика» . Одновременно в системе специального образования России работают более 200 тыс. педагогов, из которых (кроме столичных городов) лишь около 10% имеют образование педагога-дефектолога (для сравнения: в европейских странах и США 95—98% работающих с детьми с особыми образовательными потребностями имеют диплом педагога-дефектолога).

Слайд 5

Когда знаменитого американского писателя Марка Твена спросили, кого он считает самыми выдающимися людьми XIX века, он ответил: «Наполеона и Хелен Келлер ». В другой раз Марк Твен отозвался о Хелен Келлер как о самой замечательной женщине со времен Жанны д’Арк . Только благодаря терпению и умению учительницы Анны Салливан Елена Келлер (Keller, 1880-1968) заслужила столь высокую оценку великого писателя. Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя

Слайд 6

«Я смогла добиться успеха, преодолеть аутизм, потому что у меня были хорошие учителя». Темпл Грандин ( Temple Grandin , род. 29 08 1947) На основании личного опыта Грандин выступает за раннее выявление и обязательное вмешательство профессионалов в обучение детей с аутизмом, за оказание всяческой поддержки учителям, которые работают с такими детьми. Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя

Слайд 7

Будучи школьником, Брэд Коэн, главный герой картины «Перед классом», не раз сталкивался с учителями, наказывавшими его за недуг – синдром Туаретта , мешавший, по их мнению, учебному процессу. Уже будучи взрослым, Брэд решил бросить вызов многочисленным барьерам, вставшим у него на пути. Преодолевая массу трудностей, встречая непонимание и отпор чиновников, герой фильма «Перед классом» упорно доказывал свое право стать таким учителем, которого у него самого никогда не было в детстве. Фильм основан на автобиографической книге Брэда Коэна « Front of the Class: How Tourette Syndrome Made Me the Teacher I Never Had». Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя

Слайд 8

Педагогические специальности в современном образовании Тифлопедагогика — с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог); С урдопедагогика — с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог ); О лигофренопедагогика — с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых ( олигофренопедагог ); Л огопедия — с получением квалификации логопеда ; Специальная дошкольная педагогика — с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности специальная психология. В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного (школы-интерната) специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.

Слайд 9

Н. Н. Малофеев инклюзивное (включенное) образование процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников

Слайд 10

Для реализации инклюзивного образования необходимо: создание нормативно- правовых основ деятельности, разработка программно-методического сопровождения коррекционно-образовательного процесса, снабжение современными техническими средствами обучения детей с различными нарушениями в развитии, подготовка современных психолого-педагогических кадров для образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование Ввести в штатное расписание ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя- логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников

Слайд 11

профессиональная компетентность инклюзивных педагогов; реорганизация системы подготовки и профессионального сопровождения педагогических кадров; формирование позитивного отношения к феномену инвалидности у педагогов, родителей и детей с нормативным вариантом развития; изменение структуры учебных планов и пространства в классе с целью удовлетворения потребностей всех категорий детей. Согласно мнению большинства специалистов, успех инклюзии во многом зависит от комплекса педагогических и психологических ресурсов. В их числе:

Слайд 12

наличие теоретических знаний и практических умений в области общей и специальной (коррекционной) педагогики, возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей, в том числе и детей с ОВЗ; ориентация на индивидуальный подход, нацеленность на поддержку развития индивидуальной и неповторимой личности каждого ребенка, в частности владение методами диагностики, позволяющими определить уникальные потребности, сильные стороны и потенциальные возможности каждого ребенка в классе; владение вариативными образовательными методами и технологиями, в том числе конкретными методами и приемами коррекционной поддержки ребенка в системе инклюзивного и интегрированного обучения; Сама жизнь поставила на повестку дня проблему расширения области педагогических компетенций. Основными компонентами профессиональной компетентности в области инклюзивное образование учащихся с ОВЗ являются:

Слайд 13

владение оптимальными способами организации коррекционно-развивающей среды в условиях инклюзивного образования и использование ресурсов общеобразовательного учреждения для развития детей (создание специальных условий обучения и воспитания, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности; использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента ( тьютора ), оказывающего детям необходимую техническую помощь); Профессиональные компетенции в области инклюзивного образования (продолжение):

Слайд 14

наличие навыков и умений командного взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством); осуществление профессионального самообразования по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды; совершенствование практических умений, постоянный профессиональный и личностный рост. Профессиональные компетенции в области инклюзивного образования (окончание):

Слайд 15

Н. Я. Семаго «При подготовке специалистов для инклюзивного образования необходимо: принятие философии инклюзивного образования; определение приоритетов инклюзии для различных ступеней образовательной вертикали; учет принципов включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство; опорираться на современное научное понимание психических особенностей детей при различных вариантах отклоняющегося развития».

Слайд 16

Система профессиональной подготовки и сопровождения педагогических кадров :

Слайд 17

Система профессиональной подготовки и сопровождения педагогических кадров (окончание):

Слайд 18

Информировать о том, что такое инклюзия, ее ценностях, принципах, истории. Формировать ценностное (а не просто терпимое) отношение к детям с особыми образовательными потребностями и к проблемам их развития – как основу ответственной педагогической позиции учителя. Предоставлять педагогам современные знания о детях, их проблемах, о современном детстве, о закономерностях и особенностях психического развития. Помогать учителю осваивать современные и эффективные технологии, методы и приемы обучения детей с особыми образовательными потребностями с учетом их психофизиологических возможностей и ограничений (ресурсная педагогика); Обсуждать опасения и предубеждения (мифы инклюзии) учителей. Показывать возможности инклюзивной практики на основании научных фактов, фильмом, пособий. Обогащать коммуникативный опыт педагогов, формировать продуктивное сотрудничество. Какие компетенции развивать у педагогов, обучающих детей с ОВЗ?

Слайд 19

Организация системы непрерывного повышения квалификации педагогов. В Италии, например, все директора обязаны принять участие в тренинге без отрыва от работы, а учителя пройти курс повышения квалификации, рассчитанный на 40 часов в год. Организация внутришкольных мероприятий, направленных на формирование коллектива единомышленников. Это позволит приобщиться к опыту более опытных коллег, получить ответы на конкретные вопросы, избежать возможных ошибок и трудностей в своей практической деятельности. Возможные формы – постоянно действующие проблемные семинары, круглые столы, психологические практикумы, индивидуальные консультации с дипломированными специалистами, общение в профессиональном клубе и т.д.); Тесное взаимодействие школ со специалистами организаций, относящихся к сфере здравоохранения и социальной защиты населения. Оказание педагогам необходимой профессиональной и психологической поддержки (как со стороны администрации, так и со стороны психолога). Как готовить учителя для работы с детьми с ОВЗ?

Слайд 20

Этот термин произошел от supervidere и означает « обозревать сверху ». В самом общем смысле психологическая супервизия – деятельность супервизоров, направленная на оказание помощи психологическими средствами специалистам, которые профессионально оказывают помощь клиентам, пациентам ( супервизируемым ) при решении профессионально-личностных или личностно-профессиональных проблем. Главная цель супервизии заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, супервизируемым , и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям, способствовать его личностному и профессиональному росту. Супервизия , как форма поддержки педагогов

Слайд 21

• Образовательная (обучающая, развивающая) функция: профессиональная подготовка, обучение, воспитание, передача знаний и умений, тренинг (упражнение методов и способов), указания к саморефлексии , конструктивная обратная связь, профессиональная социализация, развитие профессиональной идентичности. • Поддерживающая (консультативная) функция: Эмоциональная поддержка в случаях трудных профессиональных ситуаций, сопровождение или разгрузка, помощь при необходимости справляться со стрессом на работе, создание самозащиты против перегрузок, личная психогигиена, психопрофилактика синдрома выгорания, профессионально-личностной деформации. • Административная (контрольная, экспертная) функция: оценка (экспертиза, обеспечение) качества, оптимизация и улучшение деятельности специалистов помогающих профессий или оптимального «функционирования» учреждения, сохранение этических профессиональных принципов, контроль законодательных или ведомственных предписаний, защита клиентов, пациентов. Функции супервизии

Слайд 22

Метод дискуссионных исследовательско -обучающих групповых семинаров получил свое название по имени создателя - Michael Balint (1896-1970), проводившего в 50-х годах семинары в лондонской клинике Тэвисток со студентами-медиками и ассистентами врачей для того, чтобы сориентировать их на "пациент-центрированную" медицину, противопоставляя ей " болезне -центрированную". В классической балинтовской группе центральный объект исследования - отношения «специалист-клиент». Впоследствии на первый план выступила обучающая и повышающая квалификацию цель. Задачи балинтовской группы: 1. Повышение компетентности в профессиональном межличностном общении. 2. Осознание личностных "слепых пятен", блокирующих профессиональные отношения с клиентом. 3. Расширение представлений о коррекционном процессе. 4. Психопрофилактика участников группы, основанная на возможности проработки "неудачных" случаев в ситуации коллегиальной поддержки. Балинтовские группы, как форма поддержки педагогов

Слайд 23

Педагог -дефектолог П едагог-дефектолог — это человек с особым складом души , деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный . Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества. Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к ребенку или взрослому с ограниченными возможностями , и к нормальному большинству общества — среде, в которую должны включаться воспитанники педагога-дефектолога, и к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.

Слайд 24

Цель деятельности педагога-дефектолога: обеспечить наиболее успешное усвоение полемической составляющей образовательной программы, способствовать познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка с ОВЗ.

Слайд 25

Задачи деятельности педагога-дефектолога: Участие в систематическом изучении динамики ребенка с ОВЗ в процессе освоения. • Взаимодействие с другими специалистами и семьей ребенка с ОВЗ с целью более эффективного психолого-педагогического сопровождения в школе. Реализация коррекционно-развивающей и социальной составляющих процесса • психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. • Проведение просветительской деятельности с целью включения наиболее эффективных методов, приемов и средств в работу педагогов, в домашние занятия родителей с ребенком, имеющим ОВЗ и повышения успешности использования полученных знаний на практике. • Формирование и развитие учебной мотивации, навыков планирования и контроля (текущего и итогового) у ребенка с ОВЗ в процессе участия в коррекционно-развивающих занятиях

Слайд 27

Профессиональная деятельность педагога - дефектолога Профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики . Инициатор и активный участник социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности . Педагог-дефектолог учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, единомышленниками, родителями детей с ограниченными возможностями.

Слайд 28

Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога - Доброта , ответственность , оптимизм , терпение , эмпатия , энергичность , увлеченность своей работой, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

Слайд 29

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования – это важная составляющая модели инклюзивного образования. Цель психолого-педагогического сопровождения формирование и актуализация определенных психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить. (слайд 33)

Слайд 30

Тьютор ( англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации ииндивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» от 02.08.10 № 761н.

Слайд 31

Цель деятельности тьютора : успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения Задачи: создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Слайд 32

Задачи: Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличнос Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. тных отношений в коллективе Осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями), включение их в процесс обучения Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Слайд 33

Факторы, определяющие содержание и специфику деятельности тьютора : специфика нарушений развития ребёнка; уровень его активности; степень готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадия включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики; степень подготовленности педагогического коллектива, возможность дополнительного образования; степень заинтересованности в коррекционном процессе родителей; Уровень профессиональной компетентности самого специалиста.

Слайд 34

На успешность тьюторской деятельности оказывает влияние: психологическая готовность администрации и коллектива ОО к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной деятельности, согласия с ними; наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС центров; наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 35

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Слайд 37

Структура психолого-педагогической готовности к работе в системе инклюзивного образования Личностный компонент толерантное отношение к детям с ОВЗ, профессионально значимые качества личности, способствующие эффективной деятельности в системе инклюзии. Эмоционально-волевой компонент высокий уровень развития эмпатии Мотивационный компонент социальная обусловленность учения, преобладание просоциальных установок на альтруизм и труд Когнитивный компонент способность быстро и точно формулировать рекомендации для детей с ОВЗ, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность, интерес к социальным проблемам

Слайд 40

Список использованной литературы: Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. –изд. 4е, перераб . и доп. –М. : ЮрайтМ , 2001. –607с. Письмо Министерства образования и науки РФот 18.04.2008 № АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами ». Малофеев , Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2010. –№ 1. –С. 310. Савельев, А. Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе / А. Я. Савельев, Л. Г. Семушина , В. С. Кагерманьян . Вып . 3. –М. : НИИВО, 2005. –72 с. Лошакова , И. И., ЯрскаяСмирнова , Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детейинвалидов // Социальнопсихологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Издво Пед . инта СГУ, 2002. Семаго, Н. Я. Роль школьного психолога на начальныхэтапах организации инклюзивного образования в школе / Н. Я. Семаго / Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей // под общ. ред. Н. Я. Семаго. –М. : ЦАО, 2009. –С. 5156. Семаго, Н. Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н. Я. Семаго // Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни. –№3. –2009. –С. 1012. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. –М. : Академия, 2008. –С.151152. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей.USAID , 2007 Форлин , К., Чемберс , Д. Подготовка педагогов к инклюзивному образованию: углубление знания ведет к новым вопросам.// Азиатскотихоокеанский журнал образования педагогов. 2011. Вып . 39, № 1 —С. 17 —32. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3т.М.; 1981.Т.3С.123124.12. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6т.М.,1988.Т.3С.168169.

Слайд 41

Появление уверенности в успехе, сохранение самооценки; Активизацию личностных ресурсов, способствует профессиональному росту; Полноценную реализацию профессионального потенциала; И в конечном итоге, содействует оптимизации профессиональной деятельности. И т.д Самопроверка к заданию 2. Что дает повышение профессиональной компетентности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности

Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности...

Профессиональная деятельность и личность педагога.

Можно с полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуется данная общественность, можно судить о её культурном уровне и жизнеспособности....

Выступление психолога "Изучение готовности педагогов ОО к внедрению инклюзивного образования"

Материалы выступления педагога-психолога на педагогическом совете по результатам анкетирования педагогов в рамках работы Региональной инновационной площадки "Выстраивание системы инклюзивного обр...

Методические рекомендации по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для учащихся технического профиля специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (сокращенная версия)

Методические рекомендации предназначены  для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Английский язык» в учреждениях  профессионального образования. В методиче...